Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 16:40, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие и сущность менеджмента.Менеджмент пред.собой проф-ю деят-ть по упр-ю орган-ей в условиях риска и неопределенности, когда руководству предоставляется значит-я степень свободы в принятии стратегических и тактических реш-й. Сущность менеджментазаключается в умении управленческого персонала координировать и объединять рабочую деятельность других людей с тем, чтобы направить их действия в нужное для организации русло, для достижения тех целей и задач, в реализации которых заинтересованы собственники и владельцы бизнеса. Необходимость управления вытекает из разделения труда

Файлы: 1 файл

менеджмент.docx

— 71.27 Кб (Скачать файл)
  1. Понятие и сущность менеджмента.Менеджмент пред.собой проф-ю деят-ть по упр-ю орган-ей в условиях риска и неопределенности, когда руководству предоставляется значит-я степень свободы в принятии стратегических и тактических реш-й. Сущность  менеджментазаключается в умении управленческого персонала координировать и объединять рабочую деятельность других людей с тем, чтобы направить их действия в нужное для организации русло, для достижения тех целей и задач, в реализации которых заинтересованы  собственники и владельцы  бизнеса. Необходимость управления вытекает из разделения труда. Поскольку в результате разделения труда, работники специализируются на выполнении узкого круга задач, операций и процедур, то возникает потребность в ком-то (менеджере, управленце), кто будет согласовывать, координировать и объединять деятельность отдельных работников. Это означает,  что сущность менеджмента заключается в умении организовать работу отдельных работников, групп и трудовых коллективов с тем, чтобы она была эффективной и результативной.
  2. Возникновение менеджмента.
  3. Ранние школы научного менеджмента.Представитель школы научного мен-та-Ф.Тейлор. Он выделил 4 осн.черты научной орган-и труда:1)Администрация берет на себя выработку научного фундамента, заменяющего собой старые традиц-е методы для каждого отд-го действия во всех разл-х разновидностях труда, применяемых на предприятии.2)Адм-я производит на основе научно-установленных признаков тщательный отбор рабочих, а затем развивает и обучает способности каждого из них.3)Адм-я осущ-ет доверительное сотрудничество с рабочим в направлении достижения соответствия всех отд-х отраслей произв-ва, научных принципов, кот.были выработаны ею ранее.4)Устанавлив-ся почти равномерное распределение труда и ответ-ти м/да дм-ей предпр-я и рабочими. Заслуги Тейлора:разработал методологические основы нормирования труда, разраб-л методов стимулирования для рабочих и др. Недостатки:непризнанные различия м/д работниками, неучтены возрастающие потребности рабочих, не достигнуто сотрудничество м/да дм-ей и рабочими.
  4. Основные положения классической административной школы управления.Представители дан.школы пытались взглянуть на орган-ю с т.зр.перспективы, пытаясь определить общие характер-ки и закономерности функционирования разл-х предприятий.Осн.цель школы:создание универсальных принципов упр-я, применение которых обяз-но приведет орган-ю к успеху.(А.Файоль,М.П.Фоллет). Принципы упр-я по Файолю:1)разделение труда,2)власть и ответ-ть(власть дает право издавать приказ),3)дисциплинапослушание,уважение,4)единоначалие,5)единстворуководства,6)вознаграждениеперсонала,7)централизация,8)порядок,9)справедливость,10)стабильность раб.места для персонала,11)инициатива(разработка какого-л.плана и обеспечение успешной его реал-и).12)Корпоративный дух.
  5. Концепция рациональной бюрократии.(М.Вебер). Упр-е по Веберу должно строиться на безличной, сугубо рациональной основе. Такая концепция предполагала четкое определение должност-х обяз-ей и ответ-ти работников, ведение формальной отчетности. При построении рациональной бюрократии особое внимание уделялось:1)технико-эк-им связям и взаимозависимостям разл-х факторов произв-ва,2)использованию аналитич-х методов рез-ты кот-х часто сложно и даже невозможно применить на практике.3)Стремлению к сохранению стабильности, всеобщему контролю и надзору за качеством и выполнением плановых заданий,4)предоставлению высших рук-лей как людей, кот.умнее, чем рынок.
  6. Школа человеческих отношений.Акцент в упр-ии сместился с выполнения производств-х задач на психологию отн-й, поведение людей, их потребности, соц.взаимодействие, групповые интересы.Э.Мейо.Суть концепции Мейо сост.в разработке заданий в соотв-ии с принципом мотивации, когда работники получают возм-ть полностью реализовать свой потенциал и тем самым удовлетворить свои потребности. Исходные положения дан.теории:1)Люди в основном мотивируются соц.потребностями и ощущают свою индивидуальность благодаря отн-ям с другими людьми.2)В рез-те промышл-ой революции и рационализации процесса сама работа потеряла привлекат-ть, поэтому удовлетворение человек ищет во взаимоотн-ях с др-ми людьми.3)Люди более отзывчивы к соц.влиянию группы равных их людей, чем к побуждению посредством контроля, исходящего от руководства.
  7. Количественная школа науки управления.(Люс, Клейн). Ключевой характеристикой дан.школы явл замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями.Ее представители рассм-ют упр-е как логический процесс, кот может быть описан математ-им языком.Базовые этапы построения модели:1)Уточнение постановки задач,2)формулирование законов, связывающих осн.параметры объекта.3)запись в математ-их выражениях сформулированных закономерностей.4)исследование модели на основе сопоставление фактических рез-ов деят-ти.5)накопление данных об изучаемом объекте.6)применение модели для реш-я задач упр-я объектом.7)развитие и совершенствование модели.
  8. Интегрированные подходы к управлению.Это 9,10,11 вопросы))))))))))
  9. Процессный подход к управлению.(Майкл Портер).Деят-ть по выполенеию ф-й явл процессом, требующим определ-х затрат, ресурсов и времени. Именно процессный подход к мен-ту позволил увидеть взаимосвязь и взаимозависимость осн.ф-й упр-я. Процесс мен-та отражает рекомендованную последоват-ть выполнения осн.ф-й упр-я. Термины процесса упр-я:1)Хозяин процесса-должност-е лицо, несущее ответ-ть за ход и рез-т процесса.2)Ресурсы-ресурсы, выделенные в распоряжение хозяина процесса для его проведения.3)параметры процесса-характер-ки инф-ии по кот-ым хозяин процесса и высший рук-ль могут судить о том, на ск-ко эффект-но выполнился процесс и достиг-ся ли запланированные рез-ты.4)Потребитель-тот,кто потребляет рез-ты процесса, степень удовлетворенности кот-го также предназначена для оценки эффектив-ти процесса.5)Вход процесса-входные объекты(сырье, инф-я), кот преобразуются в выход процесса, в ходе его выполнения.6)Выход процесса-продукция,инф-ия или услуга ради кот сущ-ет процесс.7)Сеть процессов орган-ии-объединение взаимосвяз-х и взаимосогласов-х процессов орган-ии в единую систему.
  10. Системный подход к управлению.(Лофис, Лоуренс,Юдин).Предприятие в рамках дан.подхода рассм-ся как совокуп-ть взаимосвяз-х элементов или подсистемы. Осн.идея закл.в том, что любое реш-е или действие имеет последствия для всей системы. Сист.подход позволяет избежать сит-ии, когда принятое реш-е в одной области превращается в проблему для другой. Значение сист.подхода закл.в том, что менеджмент может проще согласовывать свою конкр-ю работу с работой орган-ии в целом, если они понимают бизнес, как целостную систему, состоящую из множества отдел-х элементов и связей и свою роль в ней.
  11. Ситуационный подход к управлению.-концентрируется на ситуационных различиях м/д предпр-ем и внутри самих предпр-й, пытается определить значимые переменные сит-ии и их влияние на эффект-ть деят-ти предпр-я. Методология ситуац-го подхода:1)рук-ль должен знать средства проф-го упр-я, кот доказали свою эффект-ть(методы анализа, контроля).2)Каждая из управляющих концепций и методик имеет свои сильные и слабые стороны или сравнит-ые харак-ки, когда они применяются в конкр-й сит-ии.Рук-ль должен уметь предвидеть вероятностные последствия как положит-е, так и отриц-е от применения дан.методики или концепции.3)Рук-ль должен уметь правильно интерпретировать сит-ю. Необх-мо правильно определить какие факторы явл наиболее важными в данной сит-ии.4)Рук-ль должен уметь увязать конкр-е приемы, кот вызвали бы отрицат-й эффект и имели бы меньше всего недостатков с конкр-ми сит-ями, тем самым обеспечивая достижение цели орган-ии самым эффектив-м путем.
  12. Внешняя среда и ее влияние на организацию. - Внешняя среда организации определяется как факторы ее внешнего окружения, которые имеют непосредственное отношение к функционированию организации. - Влияние внешней среды проявляется через воздействие ее факторов на результаты деятельности организации. Одним из способов определения факторов внешней среды для облегчения их учета является разделение этих факторов на две основные группы: среда прямого воздействия и среда косвенного воздействия.Ниже 13 вопрос.
  13. Влияние факторов прямого и косвенного воздействия.Среда прямого воздействия:1)Поставщики(банк, акционеры, поставщики материалов).2)Труд.ресурсы.3)Законы и учреждения гос.регулир-я(налоговые органы, сл-бы соц.обеспечения), а также все упр-я гос.стр-ры.4)Потребитель.5)Конкурент. Среда косвенного воздействия:1)Общее состояние эк-ки,2)Научно-технический процесс(появляется что-то новое, и тот кто первый это приобретет имеет преимущ-во).3)Социокультурные изменения(соц.установки).4)Политические изменения(валюта)-смена полит.рук-ва(новое назначение)
  14. Параметры внутренней среды организаций. Основными внутренними переменными организации являются цели, структура, задачи, технология и люди. Цели-конкр-е конечные состояния или желаемый рез-т, которого стремится добиться группа, работая вместе. Цели должны быть четко определены количественно в координатах пространства и времени. Задачи-пердписанная работа, серия работ или часть работы, кот должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки. Задачи делятся на 3 категории:1)Работа с людьми,2)Работа с предметами(оборудованием, инструментами),3)Работа с инф-ей. Стр-ра определяет функцион-е области согласно уровню упр-я и уровню подразделений. Для обычного произв-ва выд.неск-ко видов стр-р:1)Производ-я-состав производств-х подразделений, порядок и формы их кооперирования при выполнении производ-го процесса, изготовления продукции, оказания услуг, выполнения работ.2)Организац-я явл. Той организац-й формой в рамках кот осущ-ся процесс упр-я на основе определения управленческих ф-й по соответствующим структурным подразделениям и отд-м исполнителям, распологающих материально-технической базой, необходимой для эффект-го упр-я всеми сторонами деят-ти предпр-я. Технология-сочетание квалификац-х навыков оборудования, инфрастр-ры, инструментов и соответ-их технических заданий необх-ых для  осущ-я желаемых преобразований в материалах, инф-ии и людях.
  15. Школа моделирования (дизайна).(Чандлер).Возникла в 60-80 годы.Выражает т.зр. на процесс построения орган-и и предполагает модель построения стратегии, как попытки достижения соответ-ия вн-х и внеш-х возм-ей. Стратегия должна обеспечивать возможности для творчества и поддержки конкурентного преимущ-ва в избранной сфере деят-ти.
  16. Школы стратегического планирования(Дж.Стейнер,Игорь Ансофф) и рыночного позиционирования(Майкл Портер) .Школа стратегического планирования-очень формализованный рацион-й процесс формирования стратегии, разделяемый на конкр-е шаги, каждый из которых сопровождается аналитич-ой работой и поиском ответов на ряд вопросов. В рамках дан.школы появл-ся идеи сценарного планирования,т.к никто не способен точно предсказать будущее, то нужно иметь представление о том, по каким сценариям могут начать развиваться события.Школа рыночного позиционирования. Два осн.аспекта:а)важен не только процесс формиров-я стратегии, но и суть самих стратегий;б)можно предписать определ-й орган-ии адекватные для них стратегий и обосновать в каких контекстах эти стратегии будут наиб.эффект-ми.
  17. Школа предпринимательства. Смысл создания школы предпринимательства заключается в том, что она рассматривает стратегический процесс сквозь призму действий одного человека, руководителя организации, и подчеркивает значение свойственных только ему состояний и процессов - интуиции, здравомыслия, мудрости, опыта, проницательности. Центральное понятие школы предпринимательства - видение: мысленное представление стратегии, рожденное или отображенное в сознании руководителя организации. Предпринимательский подход предполагает, что ключевые решения относительно стратегии и управления принимаются лидером организации. Но предпринимательский подход связан с чрезмерным риском и во многом зависит от здоровья и капризов одного человека.
  18. Эмпирическая школа(Питер Друкер). Школа власти.Эмпирическая школа характериз-ся прагматическим подходом кот основывается на изучении практики упр-я и разработке рекомендаций, имеющей практическое значение.Школа власти.- ввела понятия коалиция, полит.игры, коллективная стратегия. Внутри орган-ии образ-ся микровласть и создание стратегии происходит как взаимодействие, основывающееся на методах убеждения, переговоров, а иногда и прямой контрактации.
  19. Школа обучения. Школа культуры.Школа обучения. Стратегия возникает тогда, когда люди приходят к изучению складывающейся сит-ии и способности орган-ии справиться с ней и в конечном счете к некоему плану действий. Школа культуры. Осн.идея-создание общей корпоративной культуры, т.е когда достигается сплоченность людей на основе общих идей, идеалах.
  20. Современные тенденции развития менеджмента. В настоящее время можно выделить следующие особенности современного менеджмента:1)бурное развитие культуры организации(является важным фактором прибыли и конкурентоспособности коммерческой организации);2)стратегическое управление и стратегическое планирование, использующиеся во все большем количестве управленческих ситуаций;3)методы и технологии современного менеджмента;4)формирование и развитие новых специальных видов менеджмента(финансового менеджмента, инвестиционного менеджмента, инновационного менеджмента).
  21. Понятие организации и организационной структуры.Организация-пространственно-временная стр-ра производственных факторов и их взаимодействия в целях получения макс-х качественных и количественных рез-ов в самое короткое время и при мин-х затратах факторов произв-ва. Стр-ра упр-я обеспечивает выполнение общих и конкр-х ф-й упр-я, сохр-ет целесообразные вертик-е и горизонт-е связи и разделение элементов упр-я. Организац-ая стр-ра регулирует:1)Разделение задач по отделениям и подразделениям.2)Их компетентность в реш-и отд-х проблем.3)Общее взаимодействие этих элементов. На организац-ю стр-ру влияют след.факторы: размер предпр-я, применяемая типология, окр.среда.
  22. Признаки и характеристики организации.Признаки:1)Наличие цели к достижению кот.стремятся ее члены.2)Обособленность, выражающаяся в замкнутости вн-х процессов, кот-я обеспечивает наличие границ, отделяющих орган-ю от внеш-го окружения.3)Осущ-е деят-ти на основе принципа саморегул-ия. Кот предполагает возм-ть в определ-х рамках самост-но решать те или иные вопросы организац-й жизни.4)Организац-я культура-совокупность установившихся традиций, символов, ценностей, кот-е во многом определяют хар-р взаимоотн-й и направленность поведения людей.Характеристики:1)Разделение труда пред.соб.качественное разграничение и обособление разл-х видов труд.деят-ти и закрепление их за отд-ми людьми и подразделениями, что служит основой их дальнейшей специализации.2)Технология. Связь м/д отд-ми видами работ может быть складывающейся(характер-ся тем что все работы в рамках орган-и слабо связаны друг с другом), последовательной(работы в орган-ии вытекают друг из друга и ни одна не может начаться раньше чем закончится предыдущая), связанной(работы взаимно обуславливают друг друга но при этом не обяз-но в строгой последовательности), групповой(работы выпол-ся на одном стационарном объекте последовательно или паралл-но в зависимости от сит-ии.3)Вн-яя среда орган-ии.4)Внеш-я среда орган-и-деловое окружение(поставщики, конкуренты, г-во).
  23. Законы организации.1)Закон синергии.Потенциал и возм-ти орган-ии как единого целого превышает сумму потенциала и возм-ти ее отд-х элементов.2)Закон дополнения внутриорганизац-х процессов и ф-й противоположно направленными процессами и ф-ми.3)Закон сохранения пропорциональности м/д орган-ей и ее элементами при любых возможных изменениях, что позволяет в макс-й степени реализовать их возм-ти.4)Закон композиции-функционирование всех без исключения организац-х элементов  в той или иной степени подчиняется общей цели, а индивид-е цели каждого из них пред.соб.ее конкретизацию и явл по отн-ю к ней подцелями.5)Закон самосохранения предполагает что любая орган-я равно как и ее отд-й элемент стремятся сохранить себя как целое.6)Закон информированности.7) закон онтогененза. В соотв-ии сним жизнь любой орган-ии сост. из 3 осн.фаз последовательно сменяющих друг друга:становление, развитие,угасание.
  24. Виды организации.1)Первичные и вторичные.Первичность озн., что орган-я для объединяемых в ней людей выступает как некая внеш.данность образования и существующая независимо от них. Вторичные создаются их членами наделяющие их опред-ми правами и ресурсами, устанавливающими правила игры, кот-м на опред-х условиях готовы подчиняться:а)корпоративные(те орган-и члены кот-х готовы для достижения своих целей в опред-й степени жертвовать собственным суверенитетом),б)ассоциативные(создаются своими членами для повседневной корд-ии их деят-ти без потери ими суверенитета).2)Механистические и органические.Механист-е характ-ся преобладанием жестких вертикальных связей, офиц-ым хар-ом отн-й, всесторонней регламентацией.Органические характ-ся размытостью границ, значит-й самостоят-ю отд-х звеньев. Их широкой специализацией, слабой иерархичностью.3)Офиц-ые и неофиц-е.Офиц-е создаются для реш-я конкр-х производ-х, хоз-х и иных задач. Явл.юр-ки узаконенными, их деят-ть регул-ся  соответ-ми нормативными актами.
  25. Цели и задачи организации.Цели-конкр-е конечные состояния или желаемый рез-т, которого стремится добиться группа, работая вместе. Цели должны быть четко определены количественно в координатах пространства и времени. Задачи-пердписанная работа, серия работ или часть работы, кот должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки. С технической т.зр. задачи предписываются не работникам , а должности. На основе реш-я руководства о стр-ре, каждая должность вкл.ряд задач, кот. Рассм-ся как необх-ый вклад в достижение целей орган-ии. Задачи делятся на 3 категории:1)Работа с людьми,2)Работа с предметами(оборудованием, инструментами),3)Работа с инф-ей.
  26. Структура и технологии организации.Стр-ра определяет функцион-е области согласно уровню упр-я и уровню подразделений. Для обычного произв-ва выд.неск-ко видов стр-р:1)Производ-я-состав производств-х подразделений, порядок и формы их кооперирования при выполнении производ-го процесса, изготовления продукции, оказания услуг, выполнения работ.2)Организац-я явл. Той организац-й формой в рамках кот осущ-ся процесс упр-я на основе определения управленческих ф-й по соответствующим структурным подразделениям и отд-м исполнителям, распологающих материально-технической базой, необходимой для эффект-го упр-я всеми сторонами деят-ти предпр-я. Технология-сочетание квалификац-х навыков оборудования, инфрастр-ры, инструментов и соответ-их технических заданий необх-ых для  осущ-я желаемых преобразований в материалах, инф-ии и людях. Типы производст:единичное, серийное, массовое,мелкосерийное, среднесерийное, крупносерийное.
  27. Персонал и его роль в организации.Три аспекта чел-ой переменной в ситуационном подходе к упр-ю:1)поведение отд-х людей,поведение людей в группах,2)хар-р поведения рук-ля,3)функционирование менеджеров в роли лидера и его влияние на поведение отд-х людей или групп. Аспекты индивид-го поведения имеющие значение для рук-ля:способности, предрасположенность, потребность, ожидание,восприятие, отн-я, ценности.
  28. Корпоративная культура организации.-система ценностей, норм и образцов поведения, определяющих смысл и модель деятельности сотрудников независимо от их должностного положения и функциональных обязанностей. Стр-ра корпоративной культуры:1)Символический уровень.2)когда изучению подвергаются ценности и верования, разделяемые членами орган-ии вкл. Базовые предположения кот трудно осознать даже самими членами орган-ии. Характеристики:1)осознание работником себя и своего места в орган-ии,2)ценности и нормы,3)процесс развития работника и мотивирования.4)взаимоотн-я м/д людьми.5)вера во чт-то или расположение к чему-то,6)внешний вид, одежда, представление себя на работе,7)привычки и традиции в еде.
  29. Организация и её среда.Это 12,13,14 вопросы))))))))
  30. Характеристика внешней среды.1)Взаимосвязь факторов внеш.среды-это уровень силы с кот изменение одного фактора воздействует на др.факторы.2)сложность внеш.среды-число факторов, на которые орган-я обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора.3)подвижность внеш.среды-скорость с кот происходит изменение в окружении орган-ии.4)неопределенность внеш.среды-явл ф-ей кол-ва инф-ии, кот располагает орган-я или лицо по поводу конкр-го фактора, а также явл ф-ей уверенности в этой инф-ии.

 

 

 

  1. Сущность стратегического планирования.Стратегия-план длит-го достижения цели.Стратегическое планирование-набор действий и реш-й предпринятых рук-вом, кот ведут к разработке специфич-х стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь орган-ии достичь своих целей. Принципы стратегич-го упр-я:перспективность,приоритетность, реализуемость, поэтапность, комплексность. Четыре базовые задачи стратегич-го планирования:1)распределение ресурсов-распределение ограниченных стратегич-х ресурсов орган-й,2)Адаптация к внеш.среде-предполагает изучение и анализ среды, текущий момент и прогнозирование возможных изменений среды, кот могут затронуть орган-ю в будущем.3)Вн-яя координации-эта задача вкл координацию стратегической деят-ти для наилучшего использования достоинств орган-ии и смягчению негативных последствий существующих у нее слабых сторон.4)Организац-е стратегич-е планирование-эта деят-ть предусм-ет осущ-е систематического развития мышления менеджеров путем формирования орган-ии кот способна учиться на прошлых стратегических реш-ях.
  2. Анализ влияния факторов ближнего окружения.М.Портер ввел систему пяти сил.1-конкурентный уровень:число конкурентов;рост отрасли;степень дифференциации продуктов;уровень постоянных затрат;товары-заменители и их власть. 2-власть клиентов.Различные поведенческие модели клиентов:1)клиент имеет низкий доход.2)клиент не созрел.3)клиенты не обладают полной инф-ей о товаре. Клиенты покупают в отрасли стандартные товары и услуги. 3-Власть поставщиков. Она будет значительной если:а)поставщик предлагает уникальный товар у которого нет заменителей,б)компания не явл.для поставщика важным клиентом.4-Входные барьеры в отрасль.а)размер первоначальных инвестиций,б)эффект масштаба и кривая опыта, т.е сколько нужно знаний чтобы делать дело.в)лояльность клиентов,г)доступ к каналам распределения,д)нормативно-правовое регулирование.

 

 

 

33.Анализ влияния факторов дальнего  окружения. Факторы «дальнего» окружения (политико-правовые, экономические, социальные, технологические). Это область, изменения в которой влияют на деятельность любой компании, но на которую сама она, как правило, воздействия оказывать не может. Кроме того, влияние среды косвенного воздействия сложнее и многообразнее. Состояние экономики. Включает уровень цен и тарифов, инфляции, платежеспособный спрос, банковскую политику, курс национальной валюты и другие показатели. Научно-технический прогресс. Данный фактор характеризует уровень развития науки и техники. Высокий уровень научно-технического прогресса вынуждает предприятия разрабатывать и внедрять новые технологии. Политика. Этот фактор оказывает существенное воздействие на бизнес предприятий. В России фактор политической стабильности - важнейшее условие деятельности предпринимателей как отечественных, так и зарубежных. Социальные факторы. Это традиции, принятые в той или иной стране, в том числе по отношению к женщине, людям разного цвета кожи, молодежи, людям преклонного возраста. К дальнему окружению компании относятся элементы, которые находятся вне сферы ее непосредственного влияния: система ценностей и их приоритеты в обществе; обычаи местного и международного делового оборота; политическая обстановка в стране и мире; экономическая обстановка в отрасли, стране и мире; социальная и экологическая ответственность; налоговая система, институциональная структура; природные катаклизмы; народные волнения; криминализация внешних связей.

34.Делегирование, ответственность  и полномочия. ДЕЛЕГИРОВАНИЕ, как термин, используемый в теории управления, означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ представляет собой обязательство выполнять имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительное разрешение.полномочия: Если предполагается, что какое-то лицо примет ответственность за удовлетворительное выполнение задачи — организация должна предоставить ему требуемые ресурсы. Руководство осуществляет это путем делегирования полномочий вместе с задачами.

ПОЛНОМОЧИЯ представляют собой ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых ее сотрудников на выполнение определенных задач.

35. Традиционные виды организационных  структур.  ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ такая форма организации представляет собой схему подчинения нижестоящих подразделенийнескольким функциональным подразделениям, решающим отдельные вопросы управления. Девизиональные структуры Ключевыми фигурами в управлении организациями с дивизиональной структурой становятся не руководители функциональных подразделений, а управляющие (менеджеры), возглавляющие производственные отделения.Проектные структуры. Основным принципом построения проектной структуры является концепция проекта, под которым понимается любое целенаправленное изменение в системе, например, освоение и производство нового изделия, внедрение новых технологий, строительство объектов и т. д. . матричная система управления – сеть горизонтальных связей, многочисленные пересечения которых с вертикальными образуются в результате взаимодействия руководителей проектов. Орган-и конгломерат. Типа-это упорядоченная стр-ра, совок-ть управ-х форм, наиб.благоприят. для конкретного подразд-я.. обучающие стр-ры-стр-ры,кот.учатся в процессе создания.. ЛИНЕЙНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ. Эта организация является наиболее простой формой связи в управлении и представляет собой схемунепосредственного подчинения по всем вопросам нижестоящих подразделений вышестоящим. Сутьлинейного управления в том, что во главе каждого структурного подразделения стоит руководитель-единоначальник, наделенный всеми полномочиями и сосредоточивающий в своих руках все функцииуправления Каждый член коллектива и организация в целом подчинены только этому (линейному)руководителю. А он, в свою очередь, подчинен вышестоящему руководителю (органу)..

36. Современные виды организационных  структурМатрично-штабная система управления – система отражает все виды руководства и обеспечивает всестороннюю координацию деятельности между ними, сохраняя единство распорядительства и контроля на высшем уровне. ЛИНЕЙНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ Отличительная особенность линейно-функциональной организации состоит в том, что у каждого линейного руководителя есть свой штаб, состоящий из функциональных органов (отделы, службы, бюро,отдельные специалисты).сетевая стр-ра- компания  поручает многие свои основ. Ф-и назависимым контрагентам, а сама прини-ет форму небольшой головной организации,координирует их деятельность.

37. Централизация и децентрализация  организации. Организации, в которых руководство высшего звена оставляет за собой большую часть полномочий, необходимых для принятия важнейших решений, называются ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫМИ. ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ — это такие организации, в которых полномочия распределены по нижестоящим уровням управления. В сильно децентрализованных организациях управляющие среднего звена имеют очень большие полномочия в конкретных областях деятельности.

38. Ситуационные факторы, влияющие на выбор структуры. ситуационные факторы, влияющих на формирование организационной структуры: внешняя среда; технология работы в организации; стратегический выбор руководства фирмы относительно ее целей; поведение работников. Внешняя среда влияет на структуру организации своей сложностью и изменчивостью Чем больше факторов действует на фирму и чем чаще меняются, тем сложнее должна быть организационная структуры ктура для того, чтобы обеспечить лучшие адаптационные свойства фирмы. хнология работы влияет на построение организационной структуры в двух направлениях: разделение труда и группировка работ; взаимозависимость работ. Стратегия фирмы также влияет на выбор ею организационной структуры С изменением стратегии перед организацией возникают новые проблемы, решение которых непосредственно связано с перепроектирование организационной структуры фирмы.

39. Общая характеристика мотивации. Одной из главных задач руководителя всегда является определение целей (функционирования организации и эффективное распределение запланированных работ). Эффективное распределение позволяет руководителю непосредственно контролировать деятельность своих работников. При осуществлении подобного процесса управления руководители могут использовать различные принципы воздействия на работника, которые называются мотивацией.Мотивация – это процесс побуждения людей к деловой активности для достижения личных целей, а также целей организации.Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил. Такие силы побуждают человека к какой-либо деятельности, задают определенные формы и придают ей направленность, ориентированную на достижение определенных целей. В основе мотивов всегда лежат потребности.

40. Подходы к мотивации. Мотивация сотрудников компании (предприятия) является одной из важнейших составляющих ее деятельности1. Заработная плата или вознаграждение 2. Внезарплатные формы стимулирования труда, так называемый «социальный пакет», куда могут входить частичные или полные оплаты питания, проезда, мобильной связи, медицинского обслуживания, обучения, и т. д.3. Нематериальные формы поощрения — многочисленные и разнообразные способы формирования корпоративной лояльности сотрудников, а также корпоративных философии, идеологии и культуры, начиная от устных и письменных благодарностей, различных, известных по советскому времени, форм соревнования, до формирования командного духа и внутреннего имиджа компании

41. Содержательные теории  мотивации. ТЕОРИЯ МОТИВАЦИИ ТРУДА Д. МАККЛЕЛАНДА Дэвид МакКлелланд считал, что существует три потребности высшего уровня. Они способны вызывать мотивацию работника. К ним он отнес:1) потребность в достижении цели;2) потребность в присоединении;3) потребность во власти.Рассмотрим эти потребности более подробно.1. Потребность в достижении цели, или потребность в успехе, находится где-то между потребностью в уважении и потребностью в самовыражении. Работник должен ставить для себя определенные цели, для реализации которых он прилагает определенные усилия.Для него является важным результат. Д. Мак-Клелланд замечает, что важным показателем успеха является наличие у человека денег.Чтобы мотивировать работника, имеющего потребность в успехе, надо поставить перед ним четкую задачу и регулярно поощрять в соответствии с результатами работы.Если существует необходимость в мотивировании людей с потребностью успеха, то в первую очередь необходимо ставить перед ними задачу с умеренной степенью сложности.2. Потребность в присоединении, или потребность в причастности, раскрывает потребность человека в работе с коллективом.Потребность в присоединении по МакКлеллан-ду имееет общие черты с социальной потребностью по А. Маслоу. Здесь человек ценит отношения, возникающие у него с другими людьми.К ним относят общение в коллективе, дружбу, поддержку и взаимопомощь.Работа, осуществляемая работником в коллективе, сплоченном определенными общими целями, является наиболее эффективной.Для работника, испытывающего потребность в присоединении, главными факторами будут наличие дружеской обстановки в коллективе и возможность легкого общения.3. Потребность власти выражается в желании руководить, воздействовать каким-либо способом на других людей. Такие люди чаще всего проявляют себя как откровенные и энергичные личности.Люди с потребностью во власти далеко не всегда являются карьеристами.Проводя анализ способов удовлетворения потребности власти, МакКлелланд заметил, что людей, имеющих потребность во власти, необходимо заблаговременно готовить к занятию высших руководящих должностей, так как именно в этой области человек сможет наиболее эффективно работать.Необходимо давать возможность самим работникам самостоятельно принимать ответственные решения и ставить перед собой цели, которые будут актуальны для всего коллектива.ТЕОРИЯ МОТИВАЦИИ ТРУДА Ф.ГЕРЦБЕРГА Ф. Герцберг выделил две большие категории факторов, назвав их «гигиеническими факторами» и «мотивацией».К гигиеническим факторам Ф. Герцберг отнес такие, как:1) политика фирмы и администрации;2) условия работы;3) заработок;4) гарантия работы как наличие или отсутствие уверенности в завтрашнем дне;

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"