Правовое регулирование использования и охраны лесов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 14:42, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – общественные отношения по регулированию использования и охраны леса.
Предметом исследования являются законодательные и иные нормативные правовые акты, определяющие основы государственного регулирования охраны лесов, а также экологическое, административное, гражданское и уголовное законодательство, содержащие нормы, относящиеся к этой сфере.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………...………….....…...….… 5

ГЛАВА 1. ЛЕС КАК ОБЪЕКТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ...................................................................................… 8
1.1. Право исключительной государственной собственности на леса………………………………………………………………………….…..... 8
1.2. Лесное законодательство Республики Беларусь……………… 11

ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ОХРАНЫ, ЗАЩИТЫ ЛЕСНОГО ФОНДА И ВОСПРОИЗВОДСТВА ЛЕСОВ………………………………………………….……………. 14

ГЛАВА 3. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЕДЕНИЯ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА ………………………………………………………. 21
3.1. Контроль за состоянием, использованием, охраной и защитой лесного фонда и воспроизводства лесов……………….…....................…… 21
3.2. Учет лесов и ведение государственного лесного кадастра… 24
3.3. Лесной мониторинг.………………………………………….…… 28
3.4. Лицензирование лесопользования……………………………… 32
3.5. Основания возникновения, ограничения, приостановления и прекращения права лесопользования…………………………….……...…. 36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………….... 43

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…...… 45

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО.doc

— 187.00 Кб (Скачать файл)

«Лесные отношения» в Республике Беларусь, т. е. общественные отношения в области использования и охраны лесов, регулируются Лесным кодексом Республики Беларусь.

Отношения в области использования и охраны земель лесного фонда регулируются земельным законодательством Республики Беларусь, если иное не предусмотрено законодательными актами, регулирующими отношения в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов. Отношения в области обращения с объектами растительного мира, входящими в лесной фонд, регулируются лесным законодательством, если иное не предусмотрено законодательными актами о растительном мире. Если отношения в области охраны и использования животного мира в границах лесного фонда не урегулированы законодательством об охране и использовании животного мира, то они регулируются лесным законодательством. Отношения в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, регулируются лесным законодательством в части, не противоречащей законодательству об особо охраняемых природных территориях. Законодательством об инвестиционной деятельности и лесным законодательством регулируются отношения, связанные с лесами как объектом концессии. Возникающие в связи с использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов отношения в области охраны и использования вод, недр, атмосферного воздуха регулируются водным законодательством, законодательством о недрах, об охране атмосферного воздуха и иным законодательством [14, ст. 2].

Субъектами лесных отношений могут быть Республика Беларусь, административно-территориальные единицы Республики Беларусь, юридические и физические лица Республики Беларусь и иностранных государств, а также лица без гражданства [14, ст. 9].

Объектами лесных отношений являются лесной фонд, отдельные участки лесного фонда и права пользования ими. Правовой режим объектов лесных отношений определяется Лесным кодексом Республики Беларусь и иными актами законодательства Республики Беларусь [14, ст. 8].

В соответствии с Лесным Кодексом Республики Беларусь лесохозяйственные мероприятия и лесные пользования должны осуществляться способами, не наносящими вреда окружающей среде, растительному и животному миру, здоровью человека [14, ст. 20].

Таким образом, Лесное законодательство, включая Лесной кодекс Республики Беларусь, направлено на обеспечение рационального использования лесов, защиту и воспроизводство лесных экосистем, повышение экологического и ресурсного потенциала лесов, удовлетворение общества в лесных ресурсах на основе научно обоснованного многоцелевого лесопользования.

 

 

ГЛАВА 2

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ОХРАНЫ, ЗАЩИТЫ ЛЕСНОГО ФОНДА И ВОСПРОИЗВОДСТВА ЛЕСОВ

 

Под государственным управлением в области использования, охраны, защиты государственного лесного фонда и воспроизводства лесов понимается деятельность соответствующих государственных органов, направленная на обеспечение эффективности в указанной сфере, а также режима законности в данных отношениях.

Государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов осуществляют:

- Президент Республики  Беларусь;

- Правительство Республики  Беларусь;

- Министерство лесного хозяйства;

- местные Советы депутатов;

- местные исполнительные  и распорядительные органы;

- другие государственные  органы в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь [14, ст. 10].

Изъятие и предоставление (передача) земельных участков, относящихся к землям лесного фонда, занимаемых лесами первой группы, для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства, осуществляются по решению Президента Республики Беларусь [14, ст. 27].

Компетенция Правительства Республики Беларусь в области управления лесами определена в Лесном кодексе и Законе Республики Беларусь от 7 июля 1998 г. «О Совете Министров Республики Беларусь».

В соответствии со статьей 11 Лесного кодекса Республики Беларусь ведению Правительства Республики Беларусь в области использования, охраны, защиты государственного лесного фонда и воспроизводства лесов подлежат:

- определение государственной  политики в области использования, охраны, защиты государственного  лесного фонда и воспроизводства лесов;

- утверждение республиканских программ по рациональному использованию, повышению продуктивности, сохранению и усилению средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, рекреационных и иных функций лесов, охране, защите государственного лесного фонда и воспроизводству лесов;

- принятие решений о  передаче участков государственного лесного фонда юридическим лицам для ведения лесного хозяйства и об их изъятии;

- принятие решений о распределении лесов на группы и категории защитности, а также о переводе лесов из одной группы или категории защитности в другую;

- принятие решений о  предоставлении участков государственного  лесного фонда для нужд обороны, науки, образования и иных целей;

- принятие в случаях, установленных  законодательством Республики Беларусь, решения об изъятии и предоставлении земельных участков, относящихся к землям лесного фонда, занимаемых лесами первой группы, для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства;

- утверждение возраста  рубок леса и Правил отпуска  древесины на корню в лесах Республики Беларусь;

- определение таксы на  древесину на корню и живицу, а также размер минимальной платы за пользование участками лесного фонда, предоставленными для нужд охотничьего хозяйства;

- определение порядка  ведения лесоустройства, государственного учета лесов, государственного лесного кадастра и мониторинга лесов;

- установление порядка  осуществления государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов;

- осуществление иных полномочий в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Беларусь [14, ст. 11].

В компетенцию Правительства входит также распределение в соответствии со статьей 17 Лесного кодекса Республики Беларусь лесов по группам, а также переход их из одной группы в другую на основании совместного представления Минлесхоза и Минприроды.

Деятельность местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов в области использования, охраны, защиты государственного лесного фонда и воспроизводства лесов регулируется статьями 9, 24 и 25 Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», а также Лесным кодексом Республики Беларусь. Так, в соответствии со статьей 13 Лесного кодекса местные Советы депутатов в пределах своей компетенции:

- утверждают местные программы  и мероприятия по рациональному  использованию, охране, защите лесного  фонда и воспроизводству лесов;

- принимают решения об отмене решений местных исполнительных и распорядительных органов о передаче участков лесного фонда в пользование, в том числе в аренду, об изъятии земельных участков, относящихся к землям лесного фонда, и о предоставлении их в пользование для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства в лесах второй группы, переводе лесов в пределах одной группы из одной категории защитности в другую в случаях их несоответствия требованиям законодательных актов Республики Беларусь;

- осуществляют контроль  за использованием лесного фонда;

- осуществляют иные полномочия  в области использовании, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства  лесов в соответствии с нормативными  правовыми актами Республики  Беларусь [14, ст. 13].

Местные исполнительные и распорядительные органы согласно статье 13 Лесного кодекса в пределах своей компетенции:

- организуют разработку  и реализацию местных программ и мероприятий по рациональному использованию, охране, защите лесного фонда и воспроизводству лесов;

- утверждают таксы за  побочные лесные пользования и заготовку второстепенных лесных ресурсов, а также за пользование участками лесного фонда в культурно-оздоровительных, туристических, иных рекреационных и (или) спортивных целях;

- принимают по согласованию  с Минлесхозом и Минприроды решения о передаче в аренду участков лесного фонда в порядке, установленном законодательством;

- принимают решения о  переводе лесов в пределах  одной группы из одной категории  защитности в другую;

- утверждают перечень  особо защитных участков лесного  фонда;

- принимают по согласованию  с юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство, решения о предоставлении в пользование земельных участков, относящихся к землям лесного фонда, для сельскохозяйственных целей (сенокошение, пастьба скота и др.) в порядке, установленном законодательством;

- принимают по согласованию  с Минлесхозом решения об изъятии земельных участков, относящихся к землям лесного фонда, занимаемых лесами второй группы, и о предоставлении их в пользование для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства, в порядке, установленном земельным законодательством;

- совместно с юридическими  лицами, ведущими лесное хозяйство, организуют проведение аукционов на осуществление лесопользования;

- принимают решения об  ограничении, приостановлении или прекращении лесопользования юридическими и физическими лицами;

- принимают решения об  ограничении посещения лесов  гражданами при высокой пожарной  опасности, а также при стихийных  бедствиях в лесах;

- организуют работы по  благоустройству, охране и защите городских лесов и зеленых зон;

- информируют граждан  об изъятии и предоставлении земельных участков, относящихся к землям лесного фонда для размещения объектов, деятельность которых затрагивает их интересы;

- осуществляют контроль  за использованием лесного фонда;

- осуществляют иные полномочия  в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Беларусь [14, ст. 13].

Районные исполнительные и распорядительные органы согласовывают с юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство, перевод нелесных земель, включая пахотные, сенокосные, пастбищные и другие нелесные земли, по миновании в них надобности в лесные земли в целях лесоразведения в границах лесного фонда [14, ст. 27].

Органом специальной компетенции по управлению лесами является Министерство лесного хозяйства Республики Беларусь. В соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Минлесхоз в пределах своей компетенции:

- проводит единую государственную  политику в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов;

- разрабатывает республиканские  программы по рациональному использованию, повышению продуктивности, сохранению и усилению средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, рекреационных и иных функций лесов, охране, защите лесного фонда и воспроизводству лесов и организует их выполнение;

- проводит единую научно-техническую  политику в области лесного  хозяйства, координирует прикладные  научные исследования по использованию, охране, защите лесного фонда и воспроизводству лесов;

- разрабатывает на научной  основе нормативные правовые  акты по ведению лесного хозяйства  в лесном фонде;

- по согласованию с  Минприроды утверждает расчетную лесосеку;

- утверждает формы лесорубочного билета, ордера и лесного билета, порядок их учета, хранения, заполнения и выдачи;

- определяет порядок проведения  лесных аукционов;

- выдает в случаях и  порядке, установленных законодательством о лицензировании, специальные разрешения (лицензии);

- принимает решения о  предоставлении участков лесного  фонда для осуществления лесопользования  в случаях, предусмотренных Лесным  кодексом и иными актами законодательства;

- организует работы по  ликвидации последствий стихийных  бедствий в лесах, находящихся в его ведении;

- утверждает Правила рубок  леса, Правила подсочки и заготовки  живицы, Правила заготовки второстепенных лесных ресурсов и осуществления побочного пользования и другие нормативные правовые акты;

- ведет государственный  учет лесного фонда, государственный лесной кадастр и мониторинг лесов;

- организует ведение лесоустройства  и охотоустройства, а также участвует  в ведении государственных кадастров и мониторингов животного и растительного мира;

- осуществляет государственный контроль за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов;

- осуществляет иные полномочия  в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Беларусь [14, ст. 12].

Информация о работе Правовое регулирование использования и охраны лесов