Правовой режим использования и охраны лесов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 18:40, контрольная работа

Описание работы

Экологическая функция леса выражается в оказании влияния на окружающую среду. Лес имеет средозащитное, климаторегулирующую, почвозащитное, водоохранное, санитарное, оздоровительное значение. Экономическая функция леса состоит в том, что он является источником древесины и другой продукции народного хозяйства. Культурно – оздоровительная функция проявляется в том, что лес способствует укреплению здоровья, развитию познания человеческой природы.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………….……….3
1. Понятие и общая характеристика правового регулирования лесопользования ……………………………………………………….….……...4
2. Содержание, виды и сроки лесопользования …………………….………….7
3. Лесопользование исправительных учреждений…….………………………11
4. Ответственность за нарушение лесного законодательства …….………….13
Заключение ……………………………………………………….……………...16
Задача …………………………………………………………………………….17
Список использованной литературы ………………………………………......18

Файлы: 1 файл

кр.doc

— 85.00 Кб (Скачать файл)

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО (контрольная)

 

Задание 9

Правовой режим использования и охраны лесов

Содержание

 

Введение  ……………………………………………………………….……….3

1. Понятие  и общая характеристика правового регулирования лесопользования  ……………………………………………………….….……...4

2. Содержание, виды и сроки лесопользования …………………….………….7

3. Лесопользование исправительных  учреждений…….………………………11

4. Ответственность за нарушение лесного законодательства …….………….13

Заключение ……………………………………………………….……………...16

Задача …………………………………………………………………………….17

Список использованной литературы ………………………………………......18

 

 

Введение

 

Земли лесного фонда – это самая большая по площади категория земель. Эти земли служат главным средством производства в лесном хозяйстве. Использование и охрана лесов находятся в прямой зависимости от состояния земель данной категории. В свою очередь эксплуатация лесных ресурсов оказывает непосредственное влияние на состояние земель лесного фонда. Естественно, биологические связи земли и лесов определяют сущность правового понятия земель лесного фонда, которое представляет собой самостоятельную  правовою категорию по отношению к лесному фонду.  Отношения, связанные с использованием земель лесного фонда, являются не только земельными, но и лесным законодательством.

К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие)1.

Как природный объект лес выполняет три жизнеобеспечивающие функции: экологическую, экономическую, культурно – оздоровительную.

Экологическая функция леса выражается в оказании влияния на окружающую среду. Лес имеет средозащитное, климаторегулирующую, почвозащитное, водоохранное, санитарное, оздоровительное значение. Экономическая функция леса состоит в том, что он является источником древесины и другой продукции народного хозяйства. Культурно – оздоровительная функция проявляется в том, что лес способствует укреплению здоровья, развитию познания человеческой природы.

 

1. Понятие и общая  характеристика 

правового регулирования лесопользования

 

Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется Земельным Кодексом РФ и лесным законодательством. Лесное законодательство состоит из Лесного Кодекса РФ2, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.  

Лесные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить Лесному Кодексу,  другим федеральным законам.

Правительство Российской Федерации издает нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения в пределах полномочий, определенных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти (в пределах своих полномочий) издают нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения, в случаях, предусмотренных Лесным Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут также издавать муниципальные правовые акты, регулирующие лесные правоотношения.3

Лесное законодательство регулирует лесные отношения. Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным Кодексом, другими федеральными законами.4

Участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица.

От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.5

Лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на следующих принципах:

1) устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия  лесов, повышение их потенциала;

2) сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных  и иных полезных функций лесов  в интересах обеспечения права  каждого на благоприятную окружающую  среду;

3) использование лесов с учетом  их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов;

4) обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования  лесов для удовлетворения потребностей  общества в лесах и лесных ресурсах;

5) воспроизводство лесов, улучшение  их качества, а также повышение  продуктивности лесов;

6) обеспечение охраны и защиты  лесов;

7) участие граждан, общественных  объединений в подготовке решений, реализация которых может оказать  воздействие на леса при их использовании, охране, защите, воспроизводстве, в установленных законодательством Российской Федерации порядке и формах;

8) использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей  среде и здоровью человека;

9) подразделение лесов на виды по целевому назначению и установление категорий защитных лесов в зависимости от выполняемых ими полезных функций;

10) недопустимость использования  лесов органами государственной  власти, органами местного самоуправления;

11) платность использования лесов6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Содержание, виды и  сроки лесопользования

 

В лесном законодательстве введена новая классификация лесов в зависимости от их экономического, экологического и социального значения. Леса делятся на три вида - защитные, эксплуатационные и резервные леса. Кроме того, осталась правовая норма - особо защитные лесные участки, которая позволяет сохранять наиболее ценные лесные участки в эксплуатационных лесах. В целом это является положительным моментом в регулировании лесных отношений, но важно, чтобы при фактической реализации данных норм не произошла «потеря» уже существующих особо охраняемых территорий, водоохранных зон и прочих защитных лесов7.

Существенные изменения произошли в отношении определения правового режима и ограничений использования защитных лесов. Прежде всего, сняты ограничения на проведение рубок в защитных лесах и лесах ООПТ. Единственным ограничением в лесах особо охраняемых природных территорий, а также в лесопарках и городских лесах является запрещение сплошных рубок.

Существенно расширен перечень видов использования лесов, которые по существу являются видами землепользования. Появились такие экзотические виды лесопользования, как осуществление работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых, строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов, строительство, реконструкция и эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, переработка древесины и иных лесных ресурсов, осуществление религиозной деятельности и т.д. При этом, сняты ограничения по строительству в лесах капитальных и временных сооружений, развитию объектов лесной и промышленной инфраструктуры. Отдельные статьи Лесного кодекса направлены на прямое стимулирование и привлечение инвестиций в промышленное освоение лесов, которое ничего не имеет общего с устойчивым ведением лесного хозяйства интенсивными методами, а направлено на освоение новых лесных массивов и расширение зоны лесопользования.

Согласно лесному законодательству, использование лесов осуществляется на правах8:

  • постоянного (бессрочного) пользования лесными участками,
  • ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут),
  • аренды,
  • безвозмездного срочного пользования лесными участками.

По существу, перечисленные права пользования автоматически перенесены из земельного законодательства и не понятно, как эти нормы будут работать применительно к лесным отношениям.

Определено, что заготовка древесины является предпринимательской деятельностью. Граждане и юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договора аренды, а в случае осуществления заготовки древесины без предоставления лесного участка – договоров купли-продажи лесных насаждений. Договор аренды заключается на срок от 10 до 49 лет.

Граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.9

Все арендные отношения максимально приведены в соответствие с нормами гражданского права. Заключение договоров аренды осуществляется по результатам аукционов, за исключением случаев предоставления в аренду лесных участков для осуществления работ по изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации водохранилищ, гидротехнических сооружений, портов и т.д.. Кроме того, без конкурса будут предоставляться лесные участки для реализации инвестиционных соглашений в области освоения лесов, для создания и эксплуатации лесоперерабатывающей инфраструктуры. Это фактически стимулирует неограниченное освоение лесов10.

Возможность участия общественности в процессе управления лесами предусматривается в качестве одного из основных принципов лесного законодательства, но фактически не может быть реализована из-за отсутствия реальных механизмов влияния общественности на принятие управленческих решений по ведению лесного хозяйства и организации лесопользования.

Сроки договоров аренды сокращены с 99 лет и могут устанавливаться в пределах от 10 до 49 лет, а для видов лесопользования, связанных со строительством гидросооружений, трубопроводов, добычи полезных ископаемых и прочих нетрационных видов лесопользования допускается аренда на срок от 1 года до 49 лет. По истечении срока аренды установлено преимущественное право добросовестного арендатора при заключении договора аренды на новый срок. Но при этом не ясно, кто при пролонгации договора аренды будет решать настолько арендатор был добросовестен. При этом законодательство предусматривает заключение договора аренды только по результатам аукциона, хотя правила проведения аукционов в принципе не предусматривают возможности учитывать преимущественные права ответственных лесопользователей, т.к. победителем аукциона может быть только тот, кто дал большую цену на аукционе. Исключительно аукционный способ распределения лесных ресурсов особенно беспокоит лесопромышленные компании, т.к. допускает к участию в аукционе лиц которые не имеют реальной возможности для осуществления лесопользования и стремятся использовать возможность передать арендованные участки в субаренду или могут использовать приобретение лесных участков в аренду вокруг крупных лесоперерабатывающих комбинатов, как дополнительный рычаг в ведении корпоративных войн с целью захвата прибыльных предприятий.

На арендатора возлагаются обязанности по ведению лесного хозяйства, охране и защите леса, но законодательство не определяет какие мероприятия могут быть включены в эти понятия и в законе отсутствуют четкие требования к лесопользователям по ведению лесного хозяйства, в отношении сохранения биоразнообразия и решении социальных вопросов. Т.к. нет четкого определения и даже нет упоминания термина «ведение лесного хозяйства», то независимо от видов лесопользования, будь это сбор грибов и ягод, охота, пчеловодство или заготовки древесины, на всех лесопользователей в полном объеме должны распространятся требования по ведению лесного хозяйства, тушению лесных пожаров, лесовосстановлению, борьбе с вредителями и болезнями леса. При этом масштаб и объем этих лесохозяйственных мероприятий не определен.

Арендаторы, заключившие договора аренды до дня введения в действие новой редакции Лесного кодекса, должны будут их переоформить и привести в соответствие с новой редакцией Лесного кодекса и только после этого они будут действительны до истечения их срока. Основной проблемой является неизвестность новых условий по ведению лесного хозяйства, социальным обременениям и т.д., с которыми могут столкнуться арендаторы при переоформлении договоров аренды. Новые условия могут оказаться невыполнимыми или слишком разорительными для арендаторов.

 

 

 

 

 

 

 

3. Лесопользование исправительных учреждений

Особое место в природоохранной деятельности органов внутренних дел отводится исправительно-трудовым учреждениям. На них как на природопользователей возлагается широкий круг обязанностей по охране природных объектов, рациональному природопользованию и природовосстановительным работам.

Содержание обязанностей исправительно-трудовых учреждений как природопользователей по охране природы зависит от объекта природопользования. ИТУ должны заниматься рекультивацией земель11.

Кроме работ по рекультивации, исправительно-трудовые колонии обязаны проводить и другие восстановительные работы. Это может быть осушение, обводнение, расчистка и т.д.

В соответствии со ст. 6 Закона Российской Федерации колонии, участвующие в многоцелевом пользовании лесным фондом Российской Федерации и дальнейшей переработке ценной древесины в едином технологическом цикле, относятся к учреждениям с особыми условиями хозяйственной деятельности12.

В области лесопользования лесные исправительно-трудовые колонии обязаны вести работы способами, не допускающими возникновения эрозии почв, исключающими отрицательное воздействие лесных пользовании на состояние и воспроизводство лесов, а также на состояние водоемов и других природных объектов13. Большое значение при лесопользовании имеет охрана лесов от пожаров, так как пожары вызывают наиболее тяжкие последствия в природной среде.

Информация о работе Правовой режим использования и охраны лесов