Эколого-правовой режим использования и охраны вод

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 07:44, контрольная работа

Описание работы

Воды являются важнейшим компонентом окружающей среды, возобновляемым, ограниченным и уязвимым природ¬ным ресурсом. Они используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на террито¬рии России, обеспечивают экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, суще¬ствование животного и растительного мира.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………2
1. Воды, как объект использования и охраны……………………………….3
2. Право водоиспользования и его виды……………………………………….7
3. Правовая охрана вод. Охрана подразделениями ведомственной охраны полиции водохранилищ и иных водных объектов…………………………13
Заключение……………………………………………………………………..19
Список литературы…………………………………………………………….20

Файлы: 1 файл

экология.docx

— 41.74 Кб (Скачать файл)

Эколого-правовой режим использования и охраны вод

Введение…………………………………………………………………………2

1. Воды, как объект использования и охраны……………………………….3

2. Право водоиспользования и его виды……………………………………….7

3. Правовая  охрана вод. Охрана подразделениями  ведомственной охраны полиции водохранилищ и иных водных объектов…………………………13

Заключение……………………………………………………………………..19

 Список  литературы…………………………………………………………….20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 

      Введение

      Воды являются важнейшим компонентом окружающей среды, возобновляемым, ограниченным и уязвимым природным ресурсом. Они используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на территории России, обеспечивают экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира.

 

1. Воды, как объект  использования и охраны

 

      Водное  законодательство находится в совместном ведении России и ее субъектов и состоит из ВУ, РФ 1995 г. и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и ее субъектов.

     Водное  законодательство регулирует отношения  в области использования и охраны водных объектов (водные отношения) в целях обеспечения прав граждан на чистую воду и благоприятную водную среду: поддержания оптимальных условий водопользования; качества поверхностных и подземных вод в состоянии, отвечающем санитарным и экологическим требованиям; защиты водных объектов от загрязнения, засорения и истощения; предотвращения или ликвидации вредного воздействия вод, а также сохранения биологического разнообразия водных экосистем. Эти цели водного законодательства должны реализоваться на основе принципа устойчивого развития — сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды.

      Подобно другим отраслям экологического законодательства водное законодательство взаимодействует с нормами международного права (являющимися составной частью российской правовой системы), с гражданским, санитарным, земельным, административным и финансовым законодательством. В частности, отношения, связанные с использованием воды, изъятой из водных объектов, регламентируются не водным, а гражданским и иными отраслями законодательства.1

      Объектом  водных отношений является водный объект или его часть. Поверхностные воды и земли, покрытые ими и сопряженные с ними (дно и берега водного объекта), рассматриваются как единый водный объект.

     Совокупность  водных объектов в пределах территории Российской Федерации, включенных или  подлежащих включению в государственный водный кадастр, образуют водный фонд. Как и земельный и другие природоресурсные кадастры, государственный водный кадастр — это свод данных о водных объектах, об их водных ресурсах, использовании и охране водных объектов, о водопользователях. Кадастр ведется в России по единой системе и основывается на данных государственного учета вод.

      Поверхностные водные объекты подразделяются на:

      -поверхностные водотоки (их воды находятся в состоянии непрерывного движения) — реки, водохранилища, ручьи, каналы;

      -поверхностные водоемы (их воды находятся в состоянии замедленного водообмена) — озера, болота, пруды;

      -ледники — движущиеся естественные скопления льда атмосферного происхождения;

      -снежники — неподвижные естественные скопления снега и льда, сохраняющиеся на земной поверхности в течение всего теплого времени года или его части.

      В отличие от поверхностных подземные водные объекты имеют свои границы, объем и черты водного режима. К ним относятся водоносный горизонт, бассейн подземных вод, месторождение подземных вод, выход подземных вод на суше или под водой. К видам водных объектов относятся также внутренние морские воды и территориальное море Российской Федерации. Классификация объектов водных отношений имеет значение для установления режима их использования и охраны в целях поддержания окружающей среды.

      Объектами водных отношений являются также  обособленные водные объекты — замкнутые, небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами. Понятие обособленного водного объекта является важным для определения его режима: обособленный водный объект относится к недвижимому имуществу и является составной частью земельного участка. Если продажа, залог и совершение других сделок, которые могут повлечь отчуждение водных объектов, не допускаются, то обособленные водные объекты могут переходить от одного лица к другому в порядке, предусмотренном гражданским и земельным законодательством.

      Субъекты  водных Участниками водных отношений  являются отношения Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования и водопользователи.

      К полномочиям России, в частности, относятся:

  • определение государственной политики в области использования и охраны водных объектов;
  • установление порядка ведения и ведение государственного мониторинга водных объектов;
  • установление порядка использования водных объектов;
  • определение порядка установления водоохранных зон, прибрежных защитных полос водных объектов и режима использования их территорий;
  • определение режима особо охраняемых водных объектов, находящихся в федеральной собственности, в том числе источников питьевого водоснабжения, их зон и округов санитарной охраны;
  • подготовка и осуществление противопаводковых мероприятий, предотвращение и ликвидация последствий вредного воздействия вод;
  • заключение и выполнение международных договоров России в области использования и охраны водных объектов.

      От  имени субъектов Российской Федерации  в водных отношениях участвуют их органы государственной власти. Они, в частности, могут и обязаны:

  • разрабатывать, утверждать и реализовывать территориальные программы по использованию, восстановлению и охране водных объектов;
  • устанавливать дифференцированные размеры платы, связанной с пользованием водными объектами;
  • утверждать правила пользования водными объектами для плавания на маломерных плавательных средствах;
  • утверждать правила охраны жизни людей на воде;
  • готовить и осуществлять противопаводковые мероприятия, предотвращать и ликвидировать последствия вредного воздействия вод;
  • объявлять водные объекты или их части, расположенные на территории России, зонами чрезвычайной экологической ситуации и зонами экологического бедствия.2

      Это размежевание полномочий в области  использования вод и охраны окружающей среды основывается на Конституции РФ.

 

2. Право водоиспользования и его виды.

 

     Разграничение полномочий между Федерацией и ее субъектами в области водных отношений  и охраны окружающей среды определяется водным законодательством, а при необходимости — заключенными в соответствии с ним договорами. В Российской Федерации устанавливается государственная собственность на водные объекты, которая может быть федеральной или субъекта Федерации.

      Муниципальная и частная собственность допускается  только на обособленные водные объекты. Изменение русла реки или иное изменение местоположения водного  объекта не влечет изменения формы  и вида собственности на водный объект. В муниципальной собственности — городских и сельских поселений, других муниципальных образований — находятся воды, предназначенные для местных, муниципальных нужд; ими управляют органы местного самоуправления.

      Каждый  может пользоваться водными объектами  общего пользования и иными водными объектами, если иное не предусмотрено законодательством (публичный водный сервитут). В силу договора или судебного решения права лиц, которым водные объекты предоставлены в долгосрочное или краткосрочное пользование, могут быть ограничены в пользу заинтересованных лиц (частный водный сервитут). Водные сервитуты могут устанавливаться в целях забора воды, водопоя и прогона скота, использования водных путей для паромов, лодок, других маломерных плавательных средств, обеспечения экологических нужд.

      Лицензия  на водопользование является актом  специально уполномоченного государственного органа управления использованием и  охраной водного фонда, признающимся основанием возникновения права  водопользования. В зависимости  от способов и целей водопользования  в лицензии указываются сведения о водных объектах, о водопользователях и водопотребителях, указание пространственных границ и мест забора или сброса воды, сведения о лимитах водопользования и обязательствах водопользователя по отношению к водопотребителям, требования по рациональному использованию, охране водных объектов и окружающей среды.

     Согласно  ст. 26 Водного кодекса РФ водопользователи - участники водных отношений. Водопользователями могут быть граждане и юридические  лица, которым водные объекты предоставлены  в пользование.

     Для признания лица субъектом права  водопользования оно должно отвечать определенным условиям. Во-первых, такое  лицо в силу своих особенностей фактически должно быть способно осуществлять субъективные права и обязанности. Для этого оно должно обладать внешней обособленностью; персонификацией, то есть выступать в качестве единого лица персоны; способностью вырабатывать и осуществлять персонифицированную волю. Во-вторых, оно должно реально участвовать в правоотношениях и приобрести свойство субъекта права.

     Внешняя обособленность, то есть организационное  единство необходимо субъекту права  водопользования, поскольку без  него невозможно проявлять свою волю и выступать участником водных отношений.

     Водопользователю - субъекту водных отношений - необходимо обладать такой степенью единства, которая позволяла бы ему осуществлять хозяйственную деятельность в отношении  вод как природного объекта.

     Персонификация  субъекта права водопользования  выражается в том, что за ним закрепляется определенный конкретный участок водного  объекта. Этот факт получает свое юридическое  оформление в соответствующих документах. Все субъекты права водопользования  обладают указанными признаками, а  также способностью иметь определенные права и обязанности и от своего имени вступать в сферу водных отношений.

     Водное  законодательство признает в качестве водопользователей любых граждан  и юридических лиц, в том числе  иностранных.

      Водопользователь-гражданин  может использовать водные объекты для собственных нужд свободно без причинения вреда окружающей среде. Для осуществления предпринимательской деятельности гражданин, а также водопользователь-юридическое лицо вправе использовать водные объекты только после получения лицензии. Право на получение лицензии возникает у гражданина с наступлением совершеннолетия, т. е. по достижении им 18 лет, а у юридического лица — с момента его государственной регистрации.

     Согласно  ст. 27. ВК РФ Водопользователь - гражданин  может использовать водные объекты  для собственных нужд либо для  осуществления предпринимательской  деятельности.

     Для собственных нужд водопользователь - гражданин вправе свободно использовать водные объекты, если иное не установлено  настоящим Кодексом.

     Водопользователь - гражданин вправе использовать водные объекты для осуществления предпринимательской  деятельности только после получения  лицензии на водопользование, если иное не установлено настоящим Кодексом.

     Принципиально важным является право гражданина-водопользователя пользоваться водами не только для  собственных нужд, но и для предпринимательской  деятельности. Это право вытекает из содержания ст. 18 ГК РФ, согласно которой  граждане могут, в частности, заниматься предпринимательской и любой  иной не запрещенной законом деятельностью.

Информация о работе Эколого-правовой режим использования и охраны вод