Эколого-правовой режим использования и охраны вод

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 07:44, контрольная работа

Описание работы

Воды являются важнейшим компонентом окружающей среды, возобновляемым, ограниченным и уязвимым природ¬ным ресурсом. Они используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на террито¬рии России, обеспечивают экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, суще¬ствование животного и растительного мира.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………2
1. Воды, как объект использования и охраны……………………………….3
2. Право водоиспользования и его виды……………………………………….7
3. Правовая охрана вод. Охрана подразделениями ведомственной охраны полиции водохранилищ и иных водных объектов…………………………13
Заключение……………………………………………………………………..19
Список литературы…………………………………………………………….20

Файлы: 1 файл

экология.docx

— 41.74 Кб (Скачать файл)

     В том случае, если водопользователь гражданин предполагает использовать водный объект для предпринимательской  деятельности, то он обязан получить лицензию на водопользование.

     Право свободного использования водных объектов для собственных нужд отнюдь не означает права ничем не ограниченного  пользования водами по усмотрению гражданина водопользователя. Статья 92 Водного кодекса РФ определяет содержание прав и обязанностей водопользователей.

     Важнейшим законодательно закрепленным правом водопользователя является осуществление водопользования  в соответствии с водным законодательством  Российской Федерации. Соответственно важнейшей обязанностью рациональное использование водных объектов, соблюдение условий и требований, установленных  в лицензии на водопользование и  договоре пользования водным объектом.3

     Кроме этого следует иметь в виду, что статья 63 Водного кодекса  РФ допускает возможность при  определенных условиях ограничения  прав пользования водными объектами, а статья 89 - ограничение, приостановление  или запрещение использования водных объектов. Нужно также особо подчеркнуть, что осуществление права водопользования  должно обязательно осуществляться с соблюдением требований, содержащихся в главе 11 Водного кодекса, касающихся охраны водных объектов.

     Согласно  ст. 28 ВК РФ Водопользователь - юридическое  лицо вправе использовать водные объекты  только после получения лицензии на водопользование, если иное не установлено  настоящим Кодексом.

     В отличие от граждан-водопользователей, которые вправе использовать водные объекты для собственных нужд без получения каких-либо разрешений - лицензий, юридические лица водопользователи таким правом не обладают. Юридическое  лицо приобретает право водопользования  только после получения лицензии, то есть в этом случае должен быть соблюден порядок предоставления водных объектов в пользование, предусмотренный  в статье 91 Водного кодекса РФ.

     Исключение  из этого правила - статья 146 Водного  кодекса РФ, предусматривающая, что  забор воды для обеспечения пожарной безопасности допускается из любых  водных объектов и производится без  особого на то разрешения бесплатно и в количестве, необходимом для ликвидации пожара.

     Согласно  статьи 29. водопользователь, использующий водные объекты для обеспечения нужд водопотребителей. Водопользователь, использующий водные объекты для обеспечения нужд водопотребителей, обязан осуществлять соответствующую деятельность в соответствии с лицензией на водопользование и договором пользования водным объектом.

     В этой статье речь идет об особой разновидности  водопользователей - предприятиях (юридических  лицах), осуществляющих посредством  водопроводных сооружений забор  воды из водохранилищ, рек, озер, подземных  и других источников для подачи ее водопотребителям в целях использования воды из водопровода в быту или в различного рода производственных процессах.

     В этом случае законодатель предусматривает  не только общую для всех юридических  лиц водопользователей обязанность  получения лицензии на водопользование, но и обязанность заключить договор  пользования водным объектом.

     В статье 30 ВК РФ оговаривается правоспособность и дееспособность водопользователей

     Правоспособность  и дееспособность водопользователей  определяется гражданским законодательством  и настоящим Кодексом.

     Водопользователи - граждане, в том числе несовершеннолетние, вправе свободно использовать водные объекты, если иное не установлено законодательством  Российской Федерации.4

     Право на получение лицензии на водопользование  возникает у гражданина с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении им 18 лет, а у юридического лица - с момента его государственной  регистрации.

     Каждый  субъект права водопользования  должен обладать соответствующей правоспособностью, то есть способностью иметь права  и нести определенные обязанности. Способность своими действиями приобретать и осуществлять права, нести соответствующие обязанности и выполнять их, возникает у граждан по достижении совершеннолетия, в 18 лет.

     Действующее водное законодательство признает субъектом  права водопользования как тех  лиц, которые непосредственно получили в пользование водный объект или  его часть, так и тех, кто имея по закону право пользования водными объектами, фактически это право не реализуют. Например, граждане, в том числе несовершеннолетние, вправе свободно использовать водные объекты, иначе говоря, осуществлять право общего водопользования. Таким образом, субъектом права водопользования может признаваться лицо, обладающее лишь водной правоспособностью, поэтому к числу субъектов права пользования водными объектами относятся юридические лица и граждане, обладающие на основании закона абстрактной юридической возможностью водопользования.

     Правоспособность  субъектов права водопользования  возникает с момента их возникновения  и прекращается лишь тогда, когда  сам субъект права прекращает свое существование. Правоспособность - это не только условие приобретения права водопользования, но и его  реализации. Что же касается права  гражданина на получение лицензии с  наступлением совершеннолетия, то в  данном случае речь идет о водной дееспособности.5

 

3. Правовая охрана  вод. Охрана подразделениями  ведомственной охраны  полиции водохранилищ и иных водных объектов.

 

      Все водные объекты подлежат охране от загрязнения, заражения, засорения и истощения.

      Юридические лица и граждане, деятельность которых  влияет на состояние водных объектов, обязаны проводить установленные законодательством РФ технологические, лесомелиоративные, агротехнические, гидротехнические, санитарные и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения,

      Новое экологическое законодательство устанавливает, что при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции и вводе в эксплуатацию промышленных, сельскохозяйственных, коммунальных и иных объектов, а также при внедрении новых технологических процессов, влияющих на состояние водных объектов, должно учитываться воздействие на окружающую среду.

     В деятельности по охране водных объектов должное место занимают органы прокуратуры, осуществляющие надзор за исполнением  законов, действующих в Российской Федерации и выступающие от ее имени. В ходе надзора за соблюдением  природоохранного законодательства органы прокуратуры выполняют одну из своих  важнейших функций - защиту прав, свобод и законных интересов человека и  гражданина.

     Координация деятельности и взаимодействие правоохранительных органов, органов государственной  власти, контролирующих органов является залог успеха в пресечении и предупреждении экологических правонарушений.

      Нарушение гражданами и юридическими лицами требований по охране и рациональному использованию водных объектов влечет за собой ограничение, приостановление или запрещение эксплуатации хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов. Эта деятельность осуществляется Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению специально уполномоченных государственных органов.

      Поддержание поверхностных и подземных вод  в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, обеспечивается установлением и соблюдением нормативов воздействия на водные объекты. Эти нормативы устанавливаются исходя из предела антропогенного влияния, которое не приведет к изменению экосистем водных объектов и предельно допустимой массы вредных веществ, которая может поступить на водозаборную площадь.

      Запрещается установление нормативов предельно  допустимых выбросов (сбросов) вредных веществ в водные объекты, влекущих превышение предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах. Эти нормативы устанавливаются с учетом целевого назначения водного объекта.

      Нормативы предельно допустимых вредных воздействий  на водные объекты разрабатываются  и устанавливаются с учетом реальной экологической обстановки и экономической ситуации и вводятся поэтапно в соответствии с государственными программами по использованию, восстановлению и охране водных объектов. Порядок их разработки и утверждения устанавливается Правительством РФ.6

      Решение о запрещении ввода объекта в  эксплуатацию или приостановлении принимают органы исполнительной власти в порядке, установленном законодательством РФ и ее субъектов.

      Государственный контроль за уровнем загрязнения водных объектов радиоактивными и токсичными веществами осуществляется системой специального мониторинга в рамках государственного мониторинга водных объектов уполномоченными государственными органами. В целях поддержания благоприятного водного режима водных объектов, предотвращения их загрязнения, засорения и истощения, уменьшения колебаний стока устанавливаются водоохранные зоны, в пределах которых могут проводиться лесомелиоративные противоэрозийные. гидротехнические и другие мероприятия. В пределах этих зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, в которых запрещается распашка земель, рубка и корчевка леса и другая хозяйственная деятельность, за исключением той, которая разрешена законом.

      Водоохранные зоны водных объектов, являющихся источниками водоснабжения и местами нереста особо ценных видов рыб, относятся к категории охраняемых и особо охраняемых территорий.

      Порядок, условия установления размеров и  границ водоохранных зон устанавливаются Правительством РФ и исполнительными органами государственной власти субъектов Федерации по представлению соответствующих органов.

      В целях охраны водных объектов, используемых для хозяйственно-питьевого водоснабжения, лечебных, курортных и оздоровительных надобностей населения, устанавливаются зоны и округа санитарной охраны в соответствии с законодательством РФ и субъектов Федерации.

      Законодательством предусмотрено создание зон чрезвычайных экологических ситуаций и экологических бедствий на водных объектах. Для их создания используются водные объекты, их бассейны (часть водных объектов или их бассейнов), где в результате хозяйственной деятельности или природных процессов происходят негативные или необратимые изменения, угрожающие здоровью людей, естественному состоянию водных объектов, их животному и растительному миру. Статус этих зон, а также порядок деятельности в них определяется законодательством РФ.

      Помимо  указанных выше зон, в законодательстве предусмотрен правовой режим особо охраняемых водных объектов — природных водных экосистем, имеющих особое экологическое, природоохранное, ресурсосберегающее, научное, культурное, эстетическое и рекреационное значение. Особо охраняемые водные объекты полностью или частично, постоянно или временно изымаются из хозяйственной деятельности на основании решений соответствующих исполнительных органов государственной власти по представлению государственных органов регулирования использования и охраны водного фонда и государственных органов по охране окружающей среды.

      Особо охраняемым водным объектам придается  статус государственных заповедников, национальных и природных парков, государственных памятников природы, государственных заказников. Законодательством РФ и субъектов Федерации предусматриваются и иные категории особо охраняемых водных объектов — участки внутренних морских вод и территориального моря РФ, водно-болотных угодий, зон охраны истоков и устьев водных объектов, мест нереста особо ценных видов рыб. Некоторые из особо охраняемых национальных водных объектов объявляются имеющими международное значение (приграничные реки, озера) и определяются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ и исполнительными органами государственной власти субъектов Федерации в целях интеграции природоохранной деятельности разных стран (мониторинга и изучения водных объектов), охраны местообитания мигрирующих рыб, других видов водных животных, водоплавающих и околоводных птиц, сохранения водных объектов, имеющих уникальное мировое значение. По особо охраняемым водным объектам федерального значения издаются специальные законы. Водные объекты объявляются международными заповедниками, международными парками, водно-болотными угодьями международного значения, участками всемирного культурного и природного наследия в соответствии с международными договорами, а их правовой режим использования и охраны определяется международными договорами и законодательством РФ.

      Основными принципами экономического регулирования  использования и охраны водных объектов являются: платность водопользования; формирование платы за водопользование на уровне водосборного бассейна водного объекта; экономическая ответственность всех субъектов водных отношений за состояние водных объектов и рациональное использование водных ресурсов.

      Субъектами  экономической ответственности  водных отношений являются предприятия, учреждения, организации и граждане, органы государственной власти, государственный орган управления использованием и охраной водного фонда, государственный орган управления фондом недр, специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды.

Информация о работе Эколого-правовой режим использования и охраны вод