Правовой режим земель водного фонда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 20:37, курсовая работа

Описание работы

Одним из важнейших прав человека, провозглашённых Конституцией России, является право на благоприятную окружающую среду. Однако осуществить это право становится всё труднее, а глобальная проблема загрязнения и истощения природных ресурсов приобретает в нашей стране особенно острые формы. Причины тому кроются в сохранившемся до сих пор потребительском отношении к природе.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Понятие и значение водных объектов……………………………………… ………...5
2. Понятие земель водного фонда и порядок их использования ………………………7
3. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы…………………………….14
4.Особенности правового режима отдельных видов земель водного фонда………..21
4.1 Земли отдельных разновидностей водотоков и водоёмов..................................... 22
4.2 Земли морских вод......................................................................................................27
4.3 Земли особых климатических условий.....................................................................29
4.4 Земли водохозяйственных объектов..........................................................................32
4.5 Земли международных вод.........................................................................................35
5. Вопросы юридической ответственности за нарушение правового режима земель водного фонда……………………………………………………………………………39
6. Зарубежный опыт правового регулирования земельных и водных отношений….45
Заключение……………………………………………………………………………….46
Список использованных источников…………………………………………………...47

Файлы: 1 файл

ККР по праву.docx

— 88.35 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

 

Тульский  государственный университет

 

 

Кафедра гражданского права и процесса

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по дисциплине «Земельное право»

на  тему:

«Правовой режим земель водного фонда»

 

 

 

 

 

 

Выполнил:                                                                                                                                            ст. гр. 331681

                                                                                                                       Сахно В.А.

Проверил:                                                                                                          доц., преподаватель каф.ГПиП

Гришин С.Г.

                                                                                 

 

 

 

 

                                                                                      

 

 

 

Тула 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………………...3

1. Понятие  и значение водных объектов……………………………………… ………...5

2. Понятие земель водного фонда и порядок их использования ………………………7

3. Водоохранные  зоны и прибрежные защитные  полосы…………………………….14

4.Особенности правового  режима отдельных видов земель  водного фонда………..21

4.1 Земли отдельных разновидностей водотоков и водоёмов..................................... 22       

4.2 Земли морских вод......................................................................................................27

4.3 Земли особых климатических условий.....................................................................29

4.4 Земли водохозяйственных объектов..........................................................................32

4.5 Земли международных вод.........................................................................................35

5. Вопросы юридической ответственности за нарушение правового режима земель водного фонда……………………………………………………………………………39

6. Зарубежный опыт правового регулирования земельных и водных отношений….45

Заключение……………………………………………………………………………….46

Список  использованных источников…………………………………………………...47

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одним из важнейших прав человека, провозглашённых Конституцией России, является право на благоприятную  окружающую среду. Однако осуществить  это право становится всё труднее, а глобальная проблема загрязнения  и истощения природных ресурсов приобретает в нашей стране особенно острые формы. Причины тому кроются  в сохранившемся до сих пор  потребительском отношении к  природе.

Благополучная окружающая среда невозможна без нормального состояния земельных  и водных ресурсов. В свою очередь, научно обоснованная организация охраны и рационального использования  земель и вод тесно связана  с оздоровлением российской экономики. В целом, Россия принадлежит к  числу стран, наиболее обеспеченных водными ресурсами, и располагает 20% мировых запасов пресных поверхностных  и подземных вод. В стране свыше 2,5 млн. рек, свыше 2млн. озёр, свыше 30 тыс. водохранилищ, 37 тыс. крупных систем межбассейнового перераспределения  стока, 3,5 тыс. месторождений подземных  вод1.

Кроме того, она обладает самой  протяжённой в мире морской береговой  линией, громадными шельфовыми ресурсами. Вместе с тем, при общей высокой  обеспеченности гидроресурсами наша страна в ряде регионов страдает от дефицита воды, вызванного как природными, так и искусственными факторами (истощение, загрязнение, засорение).

Эффективность правового регулирования  использования, охраны и улучшения  сопряжённых с водой земель приобретает  большую значимость и для водного  хозяйства. В нашей стране эта  отрасль экономики обширна. Её проблемы, однако, особенно остро ощущаются  на фоне рыночных реформ и экономических  трудностей переходного периода. Решение  задач обеспечения населения  должным качеством и количеством  водных ресурсов во многом зависит  от эффективности норм водного и  земельного законодательства.

Цель работы состоит во всестороннем изучении правового режима земель водного фонда.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих  задач:

- Определить понятие и значение водных объектов;

- Охарактеризовать земели водного фонда и порядок их использования;

- Дать понятие водоохранных зон и прибрежных защитных полос;

        - Исследовать особенности правового режима отдельных видов земель водного фонда

        - Кратко охарактеризовать зарубежный опыт правового регулирования земельных и водных отношений.

Объектом исследования является законодательство о землях водного  фонда, а предметом исследования – особенности правового режима земель водного фонда. Основой для  понимания объекта и предмета исследований служат научные труды  советских и российских учёных-юристов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и значение  водных объектов

К землям водного фонда относятся земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах, а также занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах2.

Земля – важнейшая часть  окружающей среды. Она является пространственно-операционным базисом всех находящихся на ней  как естественных, так и искусственных  предметов материального мира. В  том числе на ней располагается  вода. Почти три четверти поверхности  земли покрыто водой. Вода играет и будет играть важнейшую роль в жизни общества, без нее невозможно существование животного и растительного  мира. Поэтому крайне необходима разработка вопросов рационального использования  и охраны воды как основы всего  живого.

Вода является важнейшим  компонентом окружающей среды, возобновляемым, ограниченным и уязвимым природным  ресурсом, используется в Российской Федерации как основа жизнедеятельности  народов, проживающих на прилегающих  к водным объектам территориях, обеспечивает экономическое, социальное, экологическое  благополучие населения, существование  живого и растительного мира3.

Впервые земли водного  фонда в самостоятельную категорию  выделили Основы земельного законодательства в 1968 году. В настоящее время под  водным фондом понимается совокупность водных объектов в пределах территории Российской Федерации (ст. 1 ВК РФ).

Водные объекты – основа жизни и деятельности народов, проживающих  на соответствующей территории. В  силу чего земли водного фонда  выделены в самостоятельную категорию.

Водный объект согласно ст. 1 Водного  кодекса РФ – природный или  искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное  сосредоточение вод в котором  имеет характерные формы и  признаки водного режима.

Водные объекты в зависимости  от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на:

  1. поверхностные водные объекты – постоянное или временное сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа, имеющее границы и черты водного режима, которые в свою очередь подразделяются на:
    1. моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие);
    2. водотоки (реки, ручьи, каналы);
    3. водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища);
    4. болота;
    5. природные выходы подземных вод (родники, гейзеры);
    6. ледники, снежники.

Поверхностные водные объекты состоят  из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой  линии

  1. подземные водные объекты – сосредоточение находящихся в гидравлической связи вод в горных породах, имеющее границы, объем и черты водного режима.
    1. бассейны подземных вод;
    2. водоносные горизонты.

 

2. Понятие земель водного фонда и порядок их использования

Согласно ст. 7 Водного  кодекса РФ объектом водных отношений  является водный объект или его часть. Поверхностные воды и земли, покрытые ими и сопряженные с ними (дно  и берега водного объекта), рассматриваются  как единый водный объект. Подземные  воды и вмещающие их горные породы также рассматриваются как единый водный объект. Права пользования  водными объектами могут переходить от одного лица к другому лицу только на основании распорядительной лицензии, выдаваемой специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного  фонда.

Согласно ст. 102 (Земли водного фонда):

1. К землям водного  фонда относятся земли, занятые  водными объектами, земли водоохранных  зон водных объектов, а также  земли, выделяемые для установления  полос отвода и зон охраны  водозаборов, гидротехнических сооружений  и иных водохозяйственных сооружений, объектов.

2. Земли водного фонда  могут использоваться для строительства  и эксплуатации сооружений, обеспечивающих  удовлетворение потребностей населения  в питьевой воде, бытовых, оздоровительных  и других потребностей населения,  а также для водохозяйственных,  сельскохозяйственных, природоохранных,  промышленных, рыбохозяйственных, энергетических, транспортных и иных государственных  или муниципальных нужд при  соблюдении установленных требований.

3. Для охраны источников  питьевого и хозяйственно-бытового  водоснабжения устанавливаются  зоны охраны, в пределах которых  вводится особый правовой режим  использования земель.

4. Порядок использования  и охраны земель водного фонда  определяется ЗК и водным законодательством.  Продажа, залог и совершение  других сделок, которые могут  повлечь отчуждение водных объектов, не допускаются.

Ст. 23 Водного кодекса  РФ предусмотрено, что участниками  водных отношений являются РФ, ее субъекты, муниципальные образования и  водопользователи. Водопользователями могут быть граждане и юридические лица. Водопользователь — гражданин может использовать водные объекты для собственных нужд либо для осуществления предпринимательской деятельности. Для собственных нужд водопользователь-гражданин вправе свободно использовать водные объекты, если иное не предусмотрено Водным кодексом РФ. Водопользователь – юридическое лицо вправе использовать водный объект только после получения лицензии на водопользование, если иное не установлено Водным кодексом РФ.

В РФ, как это предусмотрено  ст. 34 Водного кодекса РФ, устанавливается  государственная собственность  на водные объекты. Муниципальная и  частная собственность допускается  только на обособленные водные объекты. Обособленные водные объекты могут  принадлежать на праве собственности  муниципальным образованиям, гражданам  и юридическим лицам в соответствии с гражданским законодательством. Изменение русла реки или иное изменение местоположения водного  объекта не влечет изменения формы  и вида собственности на водный объект, если иное не установлено Водным кодексом. Все водные объекты, а также обособленные водные объекты (замкнутые водоемы), не находящиеся в муниципальной  собственности, собственности граждан  и юридических лиц, являются государственной  собственностью. Государственная собственность  выступает в виде федеральной  собственности (на водные объекты, принадлежащие  на праве собственности РФ) и собственности  субъектов РФ (на водные объекты, принадлежащие  на праве собственности субъектам  РФ). Водные объекты, находящиеся в  государственной собственности, не подлежат передачи в собственность  муниципальным образованиям, гражданам  и юридическим лицам.

В федеральной собственности  находятся:

– поверхностные водные объекты, акватории и бассейны которых  расположены на территории двух и  более субъектов РФ;

– подземные водные объекты, расположенные на территории двух и  более субъектов РФ;

– водные объекты, расположенные  на территории одного субъекта РФ, но необходимые  для обеспечения нужд обороны, безопасности федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных  нужд, реализация которых отнесена к полномочиям РФ;

— водные объекты, являющиеся средой обитания анадромных и катадромных  видов рыб;

— трансграничные (пограничные) водные объекты;

— внутренние морские воды;

— территориальное море РФ (прибрежные морские воды шириной 12 морских миль);

— водные объекты, являющиеся особо охраняемыми природными территориями федерального значения или представляющие собой часть этих территорий;

— водные объекты, являющиеся частью территории курортов или лечебно-оздоровительных  местностей федерального значения;

— иные особо охраняемые водные объекты федерального значения4.

В собственности субъектов  РФ могут находиться водные объекты, акватории и бассейны которых  полностью расположены на территории соответствующего субъекта РФ и не отнесенные к федеральной собственности. Вопросы владения, пользования и  распоряжения водными объектами, находящимися в государственной собственности, относятся к совместному ведению  РФ и ее субъектов. Право муниципальной  собственности на обособленные водные объекты. Обособленные водные объекты, принадлежащие на праве собственности  городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным  образованиям, являются муниципальной  собственностью. В муниципальной  собственности находятся водные объекты, предназначенные для муниципальных  нужд. От имени муниципальных образований  права собственника осуществляют соответствующие  органы местного самоуправления.

Информация о работе Правовой режим земель водного фонда