Правовой режим земель водного фонда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 20:37, курсовая работа

Описание работы

Одним из важнейших прав человека, провозглашённых Конституцией России, является право на благоприятную окружающую среду. Однако осуществить это право становится всё труднее, а глобальная проблема загрязнения и истощения природных ресурсов приобретает в нашей стране особенно острые формы. Причины тому кроются в сохранившемся до сих пор потребительском отношении к природе.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Понятие и значение водных объектов……………………………………… ………...5
2. Понятие земель водного фонда и порядок их использования ………………………7
3. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы…………………………….14
4.Особенности правового режима отдельных видов земель водного фонда………..21
4.1 Земли отдельных разновидностей водотоков и водоёмов..................................... 22
4.2 Земли морских вод......................................................................................................27
4.3 Земли особых климатических условий.....................................................................29
4.4 Земли водохозяйственных объектов..........................................................................32
4.5 Земли международных вод.........................................................................................35
5. Вопросы юридической ответственности за нарушение правового режима земель водного фонда……………………………………………………………………………39
6. Зарубежный опыт правового регулирования земельных и водных отношений….45
Заключение……………………………………………………………………………….46
Список использованных источников…………………………………………………...47

Файлы: 1 файл

ККР по праву.docx

— 88.35 Кб (Скачать файл)

Для водных объектов в пределах черты поселения при наличии  набережных и ливневой канализации  ширина прибрежной защитной полосы совпадает  с парапетом набережной, а ширина водоохраной зоны устанавливается  от парапета набережной или (при отсутствии набережной) от береговой линии шириной  в соответствии с п. 2–14 ст. 65 Водного кодекса РФ.

Для создания эффективной  защиты водных объектов от загрязнения  и других видов негативного воздействия  хозяйственной и иной деятельности посредством водоохранных зон важное значение имеет установление необходимого и достаточного перечня ограничений деятельности на их территории.

В пределах водоохранных зон  запрещаются11:

  1. использование сточных вод для удобрения почв;
  2. размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ;
  3. осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений;
  4. движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

Собственники расположенных  в пределах водоохранных зон приусадебных, дачных, садово-огородных участков должны соблюдать правила их пользования, исключающие загрязнения, засорение  и истощение водных объектов.

В пределах прибрежных защитных полос устанавливаются дополнительные ограничения. Запрещаются:

  1. распашка земель;
  2. размещение отвалов размываемых грунтов;
  3. выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

Участки земель в пределах прибрежных защитных полос предоставляются  для размещения объектов водоснабжения, рекреации, рыбного и охотничьего  хозяйства, водозаборных, портовых и  гидротехнических сооружений при наличии  лицензии на водопользование, в которых  устанавливаются требования по соблюдению водоохранного режима.

Установление водоохранных зон не влечет за собой изъятия  земельных участков у землепользователей или запрета на совершение сделок с земельными участками, за исключением случаев, предусмотренных законом. Кроме того, земельные участки в водоохранных зонах водных объектов могут предоставляться гражданам и юридическим лицам по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда.

При этом обладатели прав на земельные участки, находящиеся  в водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, обязаны соблюдать  режим использования таких земель, не причинять вреда водным объектам.

В целях охраны водных объектов, используемых для питьевого и  хозяйственно-бытового водоснабжения, а также содержащих природные  лечебные ресурсы, устанавливаются  зоны и округа санитарной охраны. При  установлении на водных объектах зон  санитарной охраны источников централизованного  хозяйственно-питьевого водоснабжения  минимальные размеры водоохраных  зон и режим хозяйственной  деятельности в них определяются санитарными правилами и нормами.

В России существует государственный контроль над использованием и охраной водных объектов, который регламентируется в Водном кодексе РФ от 3 июня 2006 г. №74-ФЗ и в ряде подзаконных актов. Цель контроля над использованием и охраной вод – обеспечить правомерное поведение участников водных отношений, в том числе реализацию прав и строгое исполнение обязанностей водопользователей. Достижение данной цели невозможно без выполнения основных задач государственного контроля, в том числе и – обеспечения правового режима использования земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в границах водоохранных зон и зон специальной охраны источников питьевого водоснабжения. Т.е. государственный контроль обеспечивает соблюдение особого правового режима. Но, несмотря на это, правовое регулирование водоохранных зон в Российской Федерации с точки зрения охраны водных объектов от негативного антропогенного воздействия в настоящее время нельзя признать удовлетворительным и необходимо его дальнейшее совершенствование.

Полноценная правовая охрана вод и  сопряжённых с ними земель может  осуществляться, путём неукоснительного соблюдения водного и земельного законодательства, в частности правовых режимов водоохранных и санитарных зон, а также путём более активного  использования возможностей бассейновых  соглашений.

Однако вопросы экологического оздоровления водных объектов: восстановление качеств, свойств и функций природного комплекса, ландшафта практически  не урегулированы российским законодательством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ЗЕМЕЛЬ ВОДНОГО ФОНДА

Категория земель водного  фонда имеет весьма сложную структуру. Как и у ряда других категорий, она может быть обусловлена различиями пользования указанными земельными площадями в рамках единого целевого назначения.

 Земли водного фонда также можно поделить на земли водохозяйственных объектов и свободные от таковых. Однако, поскольку водохозяйственными сооружениями испещрено множество водных объектов (водотоки, водоёмы, берега морей, окраины ледников и снежников), подобная градация земель водного фонда не является единственной. Она объясняет нам некоторую общность правового режима сопряжённых с системой земель водного фонда, но не выявляет и множество других природных, экономических, юридических особенностей.

Как принадлежность водных объектов, земли водного фонда  могут быть поделены исходя из разнообразных  видов водных объектов. Таким образом, выявляются земли водотоков и  водоёмов, морских вод, земли особых климатических условий (ледников, снежников, вечной мерзлоты). С другой стороны, исходя из характера водного объекта, можно выделить земли сугубо национальных водных объектов и международных  вод.

Важное значение имеет  юридическая продуктивность и целесообразность классификации земель водного фонда, даже если таковая многообразна. Именно поэтому необходимо проанализировать следующие подчас частично совпадающие  разновидности земель водного фонда:

  1. земли поверхностных водотоков и водоёмов;

      2) земли морских вод;

     3) земли особых климатических условий;

      4)земли водохозяйственных объектов;

      5) земли международных вод;

4.1 Земли отдельных разновидностей водотоков и водоёмов

После общей характеристики поверхностных водных объектов и  сопряжённых с ними земельных  участков необходимо   рассмотреть  отдельные разновидности водных объектов (реки, ручьи, озёра, болота, каналы, водохранилища, пруды) и связанные с ними земли. В Водном кодексе все они перечислены, но не определены.

Речные долины входят частично или полностью в водоохранные зоны. В долинах с расстоянием между урезом воды и коренным берегом более 1 км. водоохранные зоны не распространяются на всю форму рельефа. Истоки рек «обнесены» водоохранной зоной, радиусом не менее 50метров. Горные реки также окаймляются водоохранными зонами и полосами, но при этом их размеры заранее не устанавливаются. В этом нет ничего удивительного, т.к. многие реки горных местностей практически не имеют поймы. Примечательно, что сам факт принадлежности к водоохранной зоне или даже к её наиболее жёсткой защитной полосе не означает, что земля в речной долине есть обязательно земля водного фонда. Те же водоохранные режимы могут быть ещё и в особо охраняемых территориях, поселениях, других категориях.

Ручьи относятся к числу  естественных поверхностных водотоков. Они представляют собой постоянные или временные водные потоки, являющиеся стоком талых, дождевых и подземных  вод. Длина в среднем 3-5 км, русло  извилисто, пойма узкая, долина ручья  слабо выражена. Многие ручьи зимой  промерзают. Этими признаками   ручей существенно отличается от рек.

 Следует отметить: чем  меньше акватория и пойма реки, тем больше оснований для включения  всей поймы в состав реки  как водного объекта. В случае  же крупных пойм, шириной в  несколько километров, нет возможности  включить всю пойму целиком  в состав водного объекта.

 Ручьи могут быть началом рек, включая и крупных (Волга исходит из ручьёв), могут протекать через болота. Ложа (русла) ручьёв составляют вместе с сетью речных русел русловую систему. Особо выделяют родниковые ручьи, возникающие на месте выклинивания подземных вод на дне горных ущелий, у подножий речных террас, в речных поймах.

Озёра - естественные поверхностные водоёмы, представляющие собой заполненные водою котловины (впадины) земной поверхности, не имеющие непосредственной связи с морем. Как и другие водоёмы, они находятся в состоянии замедленного водообмена, что вовсе не исключает течения.  Озёра могут быть сточными, бессточными, проточными. Они могут как давать начало водотоку, так и принимать его воды. Также неверным было бы считать озёра исключительно пресными, т.к. они могут быть ещё и солоноватыми, солёными, минеральными (с выпадением солей в осадок). Солёные озёра могут быть содовыми, сульфатными (горько-солёными), хлоридными (соленые).

Озёрная котловина является важным градообразующим фактором. Так, например, столица Карелии город  Петрозаводск раскинулся амфитеатром  на озёрных террасах Ладоги вдоль  Петрозаводской губы и Логмозера12. Озёрная ванна хороша для ландшафтно-архитектурного дела, отдыха, спорта, лечебных учреждений. Там могут быть плодородные и влажные сельскохозяйственные угодья. Таким образом, землеустроительная практика не причисляет озёрные впадины исключительно к землям водного фонда. Они могут быть в составе других категорий: земель поселений, лесного фонда, сельскохозяйственного назначения, особо охраняемых территорий и объектов. В то же время, крупные озёра должны быть сопряжены с землями водного фонда, если не входят в особо охраняемые территории и объекты. Земли водного фонда могут быть и под «чётковидными» озёрами. Последние считаются комплексом узких и длинных озёр, вытянутых в одном направлении и соединённых протоками. Они вполне могут быть в разных природных зонах, у берега моря, или у связанной с ними реки. «Чётковидные озёра» могут быть зажаты между песчаными дюнами, либо (в ледниковых долинах) подпружены моренными грядами, или перемычками скальных пород13.

Важнейшим признаком озёра является отсутствие непосредственной связи с морем. Однако нельзя трактовать этот признак расширительно и считать, что озеро совершенно изолировано от моря. В прошлом озёра даже могли быть морем, либо происходить от иных уже несуществующих или деформированных на настоящее время водных объектов-ледников и рек. Для подробного освещения данного вопроса надо обратиться к различиям в происхождении    озёрных    котловин.    Как    известно,    «наукой    об    озёрах» (лимнологией) выделяются лиманные (почти то же, что и лагунные) озёра, бывшие в прошлом морскими заливами (соответственно, лиманами и лагунами). Не последнюю роль в водных системах играют небольшие и мелкие, но многочисленные речные озёра. Они появляются на месте бывших речных рукавов в поймах и террасах, или в руслах пересыхающих рек.

В природе России и других стран СНГ большое значение имеют реликтовые озёра. Они многочисленные и нередко весьма обширные водоёмы, являющиеся остатками морей, рек, озёр, ледников, носящими на себе некоторый отпечаток иных природно-климатических условий. Как правило, в России они обязаны своим происхождением леднику, образованным им водоёмам, или же перетерпели их воздействие.

Болота - ещё одна разновидность поверхностных водоёмов, но связаны они как с подземными , так и с поверхностными водами. Болото - ценная экосистема со своим микроклиматом. Ключевое место в ней занимает торф, впитывающий как губка влагу и отдающий затем её обратно. Среди видов реликтовой флоры встречаются редкие лекарственные растения, неспособные жить в иных условиях (клюква, сабельник болотный). Ряд ценных видов птиц обитают и размножаются только в болотах. При этом естественнонаучное понимание болот несколько отлично от законодательного понимания. Болота считаются избыточно увлажнёнными и заросшими влаголюбивой растительностью участками земной поверхности, где торфонакопление достигло не менее 0,3 метра. Важным         условием         болотообразования         является         наличие водонепроницаемого грунта (обычно, глины). Болота возникают в зонах выхода подземных вод, на лесных вырубках и гарях, в поясе вечной мерзлоты, на месте зарастающих акваторий рек и озёр. Таким образом, болота могут быть на землях водного и лесного фондов, даже на особо охраняемых территориях и объектах. Поскольку болота возникают как на водосборах рек и озёр, так и на водоразделах, суходолах, они не всегда вписываются в правовую конструкцию водоохранной зоны рек и озёр. Поэтому наряду с реками, озёрами, водохранилищами болота также имеют свою водоохранную зону и прибрежную защитную полосу. Согласно «Положению» 1996г. они отсчитываются от нулевой глубины торфяной залежи, т.е. от границы болот. Главное богатство болот - залежи торфа-, как и сами болота, принадлежат к разным категориям земель.

Информация о работе Правовой режим земель водного фонда