Правовой режим охраны озера Байкал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 19:31, доклад

Описание работы

Байкал - это уникальное озеро нашей планеты, являющееся общемировым достоянием, включенное в декабре 1996 г. в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Этот регион соответствует основным критериям присвоения статуса мирового наследия: представляет выдающийся пример геологической истории и биологической эволюции, характеризуется образцами исключительно красивых природных формаций, обладает уникальным генофондом фауны и флоры с видами животных и растений, большая часть которых является эндемиками и находятся под угрозой исчезновения.
Это обязывает РФ принимать все необходимые действия по сохранению экосистемы Байкала, его природных ландшафтов, поддержанию и восстановлению жизнеспособных популяций видов в их естественных условиях. Немалое значение в этом отводится правовым механизмам охраны байкальской природы.

Файлы: 1 файл

ЭП.doc

— 32.00 Кб (Скачать файл)

    Байкал - это уникальное  озеро  нашей  планеты,  являющееся  общемировым достоянием, включенное в  декабре  1996  г.  в  список  Всемирного  наследия ЮНЕСКО. Этот регион соответствует основным критериям присвоения статуса мирового наследия: представляет выдающийся пример геологической истории и биологической эволюции, характеризуется образцами исключительно красивых природных формаций, обладает уникальным генофондом фауны и флоры с видами животных и растений, большая часть которых является эндемиками и находятся под угрозой исчезновения.

    Это обязывает РФ принимать все необходимые  действия по сохранению экосистемы Байкала, его природных ландшафтов, поддержанию и восстановлению жизнеспособных популяций видов в их естественных условиях. Немалое значение в этом отводится правовым механизмам охраны байкальской природы.

    Что касается существующего законодательства, то непосредственно законодательство об охране озера Байкал включает в себя следующие группы нормативных актов: Конституция Российской Федерации, конституции (уставы) субъектов, Федеральный закон "Об охране озера Байкал", другие ФЗ, в которых регламентируются отдельные

нормы, связанные с охраной озера  Байкал; общее законодательство субъектов  Российской Федерации, нормативные  акты органов местного самоуправления.

     Поскольку охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности относится к предметам совместного ведения федерации и субъектов, необходимо координировать усилия и средства для обеспечения сохранения уникальной экосистемы Байкала. 

Так на федеральном уровне принят ФЗ «Об охране озера Байкала», который  является логическим завершением процесса формирования эколого-правового механизма  его охраны, который    разрабатывался более десяти лет. Однако этот документ носит в определенной степени общий, рамочный характер и предполагает принятие достаточно  большого объема подзаконных актов  как на федеральном уровне, так и на региональном, которые должны позволить реализовать требования закона на практике.

Так принято постановление Правительства № 661, «об экологическом зонировании байкальской природной территории». Однако по большому счету, оно не решает вопросы зонирования, а переносит их на специальные органы федерального и регионального уровня.

      Также принято постановление правительства, в котором утвержден перечень  видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне байкальской природной территории.

Постановлением правительства  определены максимальное и минимальное  значение  уровня воды в озере  Байкал (457 и 456м). это также является развивающим актом ФЗ «об охране озера Байкал».

В целях охраны эндемичных  видов  байкальских растений и животных (омуль, нерпа) и в развитие закона принято постановление правительства, регулирующее охрану и вылов этих видов. Кроме того, ежегодно делается государственный доклад «О состоянии окружающей среды на Байкальской природной территории», в котором отражается колебание уровня воды в озере, рост загрязнения, информация о популяции байкальских рыб и животных, а также сведения об особо охраняемых объектах, которые представлены пятью заповедниками, тремя национальными парками, 23 заказниками, 200 памятниками природы, одним ботаническим садом, лечебно-оздоровительными местностями и курортами.

Озеро Байкал является уникальным и  прибыльным объектом с точки зрения развития российского и международного туризма. Однако организация туризма  и отдыха должна осуществляться в  соответствие с правилами, обеспечивающими  соблюдение предельно допустимых норм нагрузок на окружающую природную среду. (в нашем ФЗ) На федеральном уровне основой для регулирования туризма является ФЗ «Об основах туристической деятельности в РФ». Но на региональном уровне правила организации туризма и отдыха находятся на стадии разработки.

ФЗ «об охране озера Байкал»  закрепляет существование специально уполномоченного органа, осуществляющего  государственное регулирование  в области охраны озера Байкал.  Таким органом является сейчас министерство природных ресурсов. Также создана  Межведомственная комиссия по вопросам охраны озера Байкал.      

            В соответствии с реализацией   Федерального закона «Об охране  озера Байкал», Администрацией  Иркутской области в 2004 были  направлены предложения в Правительство  Российской Федерации по созданию координационного органа – «Правительственной комиссии по Байкалу». Правительством Российской Федерации был подготовлен и проект постановления Правительства Российской Федерации «Об образовании Правительственной комиссии по Байкалу». Администрация области рассмотрела и согласовала данный проект с внесением предложений

 В настоящее время проект  постановления Правительства Российской  Федерации «Об образовании Правительственной  комиссии по Байкалу» проходит  согласование в Правительстве  Российской Федерации.

 Также не несет самостоятельной  правовой нагрузки статья из  ФЗ «Об охране озера Байкала»  о ликвидации и перепрофилировании  экологически опасных объектов. Законодательство не содержит  определения «экологически опасный  объект», а также порядок и  критерии признания объекта экологически опасным.

Наконец, самое важное – это  финансирование деятельности по охране Байкала. В соответствие с ФЗ об охране озера Байкал, оно осуществляется из средств федерального бюджета, бюджета  субъектов. Также должно быть предусмотрено образование целевого бюджетного фонда по охране озера Байкал. Однако в рамках федерального закона о

федеральном бюджете не предусмотрено  выделение средств на охрану озера  Байкал. Необходимо утвердить Положение  о целевом бюджетном фонде  по охране озера Байкал и определить источники его финансирования.

Таким образом, на данный момент можно  констатировать факт отсутствия полной нормативно-правовой базы, регулирующей режим природопользования на байкальской природной территории.

Федеральный закон "Об охране озера Байкал" не является актом прямого действия. Его нельзя в полном смысле слова принять за основополагающий документ, поскольку в нем не прописан механизм реализации комплекса природоохранных мероприятий на байкальской природной территории.

Сейчас идет оживленный процесс развития сотрудничества по вопросам охраны Байкала как общероссийский так и международный. Вырабатываются нормативно-правовые акты, особенно на региональном уровне, которые детально закрепляют механизмы охраны. Возможно, в недалеком будущем появится полный комплекс нормативно-правовой базы, что позволит сделать механизм реализации природоохранных мероприятий более четким, отлаженным и действенным.


Информация о работе Правовой режим охраны озера Байкал