Правовой режим использования и охраны земель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 23:48, контрольная работа

Описание работы

Исходя из темы данной работы, можно определить следующую цель исследования: охарактеризовать землю как структурированный объект использования и государственной охраны. В рамках исследования хотелось бы решить следующие задачи исследования:
определить землю как объект использования и охраны, основываясь на действующем законодательстве Республики Беларусь;
охарактеризовать понятие «земельный фонд» и выявить его состав;
проследить теоретически процесс государственной охраны земель;
описать наступление ответственности за нарушение законодательства об охране и использовании земель.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Земля как объект использования и охраны 5
ГЛАВА 2 Понятие и состав земельного фонда 8
ГЛАВА 3 Охрана земель. Государственный контроль за использованием и охраной земель. 13
ГЛАВА 4 Ответственность за нарушение законодательства об охране и использовании земель 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 18

Файлы: 1 файл

ЭП.doc

— 90.00 Кб (Скачать файл)


Министерство образования  Республики Беларусь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экологическое право»

Правовой режим использования и охраны земель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск

2008

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Понятие «земля» многозначно и употребляется во многих смыслах - как территория государства, планета, природный ресурс и др. С юридической точки зрения, земля представляет интерес в двух основных аспектах: экономическом и экологическом.

Экономическое значение земли состоит в том, что она является необходимым условием жизнедеятельности человека, вещественным фактором трудового процесса, главным средством производства в сельском и лесном хозяйстве, а также поверхностью, пространственно-территориальным базисом для размещения и развития всех отраслей экономики, городов и т. д.

Экологическое значение земли заключается в том, что  она представляет собой основу существования  и воспроизводства человеческого  общества, главное звено биосферы планеты, осуществляющее связь между  всеми компонентами окружающей природной среды - воздухом, водой, животным и растительным миром, в том числе между органической и неорганической материей. В этом смысле земля понимается как почва - поверхностный слой определенной толщины, обладающий естественным плодородием, то есть способностью обеспечивать существование и развитие живых организмов.

Таким образом, юридически земля может рассматриваться, с  одной стороны, в качестве объекта  различных прав - собственности, пользования, аренды и др., а с другой, - как объект правовой охраны окружающей природной среды.

Отношения по поводу земли, то есть в связи с ее рациональным использованием и охраной в целях  воспроизводства плодородия почв, улучшения  природной среды и защиты прав на землю граждан и организаций, называются земельными отношениями.

«Земельные отношения в Республике Беларусь регулируются Конституцией Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь, настоящим Кодексом, а также принимаемыми в соответствии с ними другими актами законодательства» [Кодекс РБ о земле ст. 1]. К другим актам законодательства можно отнести: Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 386 «Об утверждении Положения о порядке проведения в составе Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь мониторинга земель и использования его данных» от 28 марта 2007, Постановление Совета Министров «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от» 27 декабря 2007 г. № 667, Постановление Совета Министров № 1475 от 17 декабря 2005 г. «Об утверждении перечня документов и (или) сведений, запрашиваемых подчиненными Государственному комитету по имуществу организациями при совершении административных процедур по заявлениям граждан», Постановление Совета Министров № 731 от 5 июня 2002 года «Об утверждении заданий и Мероприятий по наведению порядка в использовании земель и улучшению санитарного состояния территорий», Указ Президента Республики Беларусь № 130 от 19.03.2007 года «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений» и другие специализированные акты, которыми законодатель регулирует и детализирует земельные отношения.

Исходя из темы данной работы, можно определить следующую  цель исследования: охарактеризовать землю как структурированный  объект использования и государственной охраны.  В рамках исследования хотелось бы решить следующие задачи исследования:

      1. определить землю как объект использования и охраны, основываясь на действующем законодательстве Республики Беларусь;
      2. охарактеризовать понятие «земельный фонд» и выявить его состав;
      3. проследить теоретически процесс государственной охраны земель;
      4. описать наступление ответственности за нарушение законодательства об охране и использовании земель.

ГЛАВА 1 Земля как объект использования  и охраны

Земля является важнейшим  для человечества объектом материального мира, без которого не было бы и самого человечества. Не случайно законодатель счел необходимым урегулировать отношения, связанные с таким объектом правоотношений, как земля. Обусловлено это тем, что земля обладает уникальными, присущими только ей свойствами, составляя для каждого человека основу жизни, источник удовлетворения его жизненных нужд и потребностей.

Основным нормативным  правовым актом, регулирующим земельные  отношения является Кодекс Республики Беларусь «О земле» (далее – Кодекс). Прежде чем переходить различным характеристикам земли, хотелось бы отметить, что как такового понятия (толкования) земли Кодекс не дает, однако, глава 2 Кодекса «Объекты земельных отношений» позволяет определить землю через земельный участок как «часть поверхности земли, имеющая установленные границы, площадь, местоположение, правовой статус и другие характеристики, отражаемые в государственном земельном кадастре и документах государственной регистрации» (ст. 17) [2], следующая часть этой же статьи говорит о том, что данный участок может быть делимым либо неделимым. В этой же главе дается определение границы земельного участка – это «линия и проходящая по этой линии вертикальная плоскость, разделяющая землепользования и землевладения» (ст. 18) [2].

Суммируя вышесказанное, и учитывая отсутствие легальной, данной законодателем дефиниции, можно дать выявить понятие земли - это такая часть окружающей природной среды, которая характеризуется пространством, рельефом, климатом, почвенным покровом, растительностью, недрами, водами, а также служит главным средством производства в сельском и лесном хозяйстве, а также пространственным  основой для размещения предприятий и организаций всех сфер народного хозяйства и производства, находящаяся под охраной государства.

Специфичность данного  объекта состоит, прежде всего, в  его незаменимости.

Особенностью земли является её ограниченность в «количестве» в том смысле, что земельный фонд имеет определённые границы, созданные самой природой, и невозможно его пространственное увеличение. С точки зрения территории отдельного государства пространственная ограниченность обусловлена пределами государственной границы. Такую ограниченность можно преодолеть путем присоединения к территории государства дополнительных земель, однако, это неизбежно подразумевает завоевание земель других государств, что неприемлемо в современных условиях. В отличие от имущества, которое перемещаемо, земля является «полной» недвижимостью - переместить можно лишь часть почвы и грунта, но невозможно переместить землю как таковую. В то же время земля является имуществом особого рода, экономико-экологической категорией. Это имеет принципиальное значение для разграничения норм земельного и гражданского права. Последние применяются к земле лишь субсидиарно. Основой регулирования земельных отношений является не столько участие земель в гражданском обороте, сколько обеспечение наиболее рационального использования и охраны земель в рамках действующих нормативных правовых актов.

В отличие же от иных средств производства, которые в процессе использования утрачивают свои полезные свойства и выбывают из хозяйственного оборота, при рациональном использовании земля улучшает свои качественные характеристики.

Не менее важным свойством  земли является её тесная взаимосвязь с другими природными объектами. Земная кора опосредует связь всех природных объектов: земная кора поглощает диоксид углерода, осадки, воду, перерабатывает органическую субстанцию в неорганическую, служит питательной средой для растительного и животного мира.

Можно сделать вывод  о том, что исходя из ценности и  уникальности такого объекта отношений  как земля, государство обязано  не только заниматься регламентацией  охраны и контролем за исполнением  правовым норм, регулирующих процесс  использования и охраны, но и совершенствовать законодательство с позиций не столько экономических, сколько экологических, учитывая не только влияние внешних экономико-политических факторов, но и экологической обстановки внутри страны и за ее пределами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 Понятие и состав земельного фонда

К сожалению, законодатель не определяет всю совокупность земель Республики Беларусь как земельный фонд, однако, статья 3 Кодекса говорит о составе земель: «В соответствии с основным целевым назначением и независимо от форм собственности все земли в Республике Беларусь подразделяются на категории:

1) земли сельскохозяйственного  назначения;

2) земли населенных  пунктов (городов, поселков городского  типа и сельских населенных  пунктов), садоводческих товариществ  и дачного строительства;

3) земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны  и иного назначения;

4) земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного  назначения;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса» [2].

Практическим же основанием для  деления земли на вышеуказанные  категории являются различия в качественных характеристиках почв. В данном случае имеются в виду физические, химические, физико-географические,  
хозяйственно-экономические, исторические, эстетические и иные особенности  
почв.

Категорирование земель имеет важное экологическое значение. Оно позволяет  обществу, во-первых, находиться у истоков  определения назначения земель, не допускать без достаточных оснований  перевод их из одной категории в другую, а во-вторых, осуществлять контроль за режимом использования земель в зависимости от их целевого назначения. При этом под целевым назначением земель следует понимать установленный в правовых нормах порядок, условия и предел использования земель в зависимости от их принадлежности к соответствующим категориям земель. Каждая из вышеперечисленных семи категорий имеет свои особенности правил эксплуатации охраны. Необходимо отметить, что отнесение земель к той или иной категории не исключает наличия в этой категории земель иных категорий. Например, на территории земель лесного фонда могут находиться сельскохозяйственные угодья.

Земли сельскохозяйственного назначения - самая большая составляющая  
земельного фонда. Землями сельскохозяйственного назначения считаются все земли сельскохозяйственных обладателей, которые согласно кадастровой документации являются, без дополнительных затрат, пригодными для производства сельскохозяйственной продукции. В то же время следует отметить, что сельскохозяйственное назначение охватывает не только выращивание сельскохозяйственной продукции, но и ряд сопутствующих действий. Так, для хранения сельхозпродукции, инвентаря, семян необходимы склады, амбары и иные вспомогательные помещения; доступ техники на поля требует наличия внутрихозяйственных дорог и так далее. Поэтому в структуре сельскохозяйственных земель можно выделить «чисто» сельскохозяйственные земли (пашня, сенокос, луг) и «вспомогательные» сельскохозяйственные земли (внутрихозяйственные дороги, земли под хозяйственными постройками). Первые в свою очередь делятся на биоценозы, то есть естественные угодья, не подвергнутые окультуриванию, и агроценозы или угодья, окультуренные человеком .

Специфика использования сельскохозяйственных угодий состоит в том, что их пользователи вторгаются в механизм экосвязей земель с другими природными объектами путем изменения режима их функционирования. Так, распашка земель превращает их в сельскохозяйственное угодье, которое осуществляет свою природную функцию только с применением человеческого труда.

С учётом указанной специфики на пользователей сельскохозяйственных угодий возлагаются такие специфические  обязанности как: обеспечение оптимального вводного режима, подразумевающее мероприятия  по предупреждению заболачивания, иссушения почв и т.д.; обеспечение химического баланса почв, включающее известкование, борьбу с кислотностью и др.; повышение уровня плодородия земель; поддержание надлежащего культурно-технического состояния почв.

Следующей категорией земель в составе  земельного фонда Республики Беларусь являются земли в черте населённых пунктов. Отличительными чертами данной категории земель являются, во-первых, то, что их общим назначением является обслуживание городов, муниципиев и сел.

Необходимо отметить, что указанная  категория земель охватывает не только земли, занятые зданиями и сооружениями, но и незастроенные земельные участки.

В связи с этим в  структуре земель в черте населенных пунктов можно  
выделить следующие категории земель:

1. Земли застройки, то есть  земли под зданиями и иными сооружениями;

2.  Земли общего пользования (парки, бульвары, скверы и т.д.);

3. Земли промышленности, транспорта, связи, теле- и радио коммуникации;

4. Земли, занятые лесами;

5. Земли сельскохозяйственного  назначения и другие угодья. 
Данная классификация дана исходя из содержания статьи 102 Кодекса [2].

Следующая категория  земель - земли промышленности, транспорта, связи и иного специального назначения. Статья 115 «К землям промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения в городах относятся земли, предоставленные юридическим и физическим лицам для осуществления возложенных на них задач». С экологической точки зрения, данные земли, пожалуй, являются наименее экологичными.

К землям природоохранного назначения относятся земли заповедников, национальных, дендрологических и зоологических  парков, ботанических садов, заказников, памятников природы, защитных и санитарных зон. Земли оздоровительного назначения составляют участки с природными лечебными объектами и с особыми климатическими условиями.

Информация о работе Правовой режим использования и охраны земель