Правовой режим использования и охраны земель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 23:48, контрольная работа

Описание работы

Исходя из темы данной работы, можно определить следующую цель исследования: охарактеризовать землю как структурированный объект использования и государственной охраны. В рамках исследования хотелось бы решить следующие задачи исследования:
определить землю как объект использования и охраны, основываясь на действующем законодательстве Республики Беларусь;
охарактеризовать понятие «земельный фонд» и выявить его состав;
проследить теоретически процесс государственной охраны земель;
описать наступление ответственности за нарушение законодательства об охране и использовании земель.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Земля как объект использования и охраны 5
ГЛАВА 2 Понятие и состав земельного фонда 8
ГЛАВА 3 Охрана земель. Государственный контроль за использованием и охраной земель. 13
ГЛАВА 4 Ответственность за нарушение законодательства об охране и использовании земель 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 18

Файлы: 1 файл

ЭП.doc

— 90.00 Кб (Скачать файл)

Землями рекреационного назначения признаются земли, предназначенные  и используемые для отдыха и туризма. 
К землям историко-культурного назначения законодатель отнес земли историко-культурных заповедников, мемориальных парков, погребений,  
археологических и архитектурных памятников, архитектурно-ландшафтных комплексов.

Земли пригородных и  зеленых зон состоят из земель за пределами городской черты, служащих местом размещения сооружений, связанных с благоустройством и нормальным функционированием городского хозяйства, а также земли, занятые лесами, лесопарками и другими зелеными насаждениями. Специфика данной категории земель состоит в том, что вокруг многих из них устанавливаются охранные и санитарные зоны, которые определяются в Земельном кодексе как зоны, создаваемые вокруг земель заповедников, селитебной зоны населенных пунктов, земель оздоровительного назначения, рек, ручьев и водоемов, гидротехнических и водозаборных сооружений, источников питьевого и технического водоснабжения, магистральных и внутрирайонных водопроводов. Земельные участки, на которых устанавливаются такие зоны, у собственников не изымаются, но в их пределах вводится режим использования земель, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями, указанных зон. Нередко эти ограничения носят столь жесткий характер, например, запрещение распашки земель, выпаса скота, что собственник лишается возможности использовать свои земли по первоначальному целевому назначению. Также он не вправе требовать возмещения убытков.

Говоря о составе  земельного фонда Республики Беларусь, хотелось бы отметить, что структура  земельного фонда не является постоянной и неизменной. Из года в год в  силу ряда причин, таких как изъятие и предоставление земель, приватизация, восстановление деградированных и загрязненных земель, происходят изменения, как в структуре земельного фонда, так и в каждой отдельно взятой категории. Именно поэтому Правительство ежегодно утверждает результаты земельного кадастра, что позволяет иметь представление об актуальной структуре земельного фонда Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3 Охрана земель. Государственный контроль за использованием и охраной земель.

В соответствии со статьей 135 Кодекса гласит: «Охрана земель включает систему правовых мер, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на рациональное использование, предотвращение необоснованных изъятий земель из сельскохозяйственного оборота, защиту их от вредных антропогенных воздействий, а также на воспроизводство и повышение плодородия почв, продуктивности земель лесного фонда.

Охрана земель осуществляется на основе комплексного подхода к  землям как к сложным природным  образованиям (экосистемам) с учетом зональных и региональных особенностей земель, целей и характера их использования.

Система рационального  использования земель должна носить природоохранный, ресурсосберегающий характер и предусматривать сохранение почв, ограничение воздействия на растительный и животный мир, геологические породы и другие компоненты окружающей среды.

В целях охраны здоровья человека и охраны окружающей среды  в порядке, определяемом законодательством  Республики Беларусь, устанавливаются  нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, микроорганизмов и других вредных микробиологических веществ, загрязняющих землю, сорных растений, вредителей и болезней» [2]. Однако, необходимо отметить, что законодатель обратил серьезное внимание на содержание и порядок охраны земель, включив специальную одноименную норму в Кодекс (ст. 136) [2]. Согласно данной статье «Землепользователи, землевладельцы, собственники земельных участков, в том числе арендаторы, осуществляют:

1) рациональную организацию  территории;

2) восстановление и  повышение плодородия почв, а  также других полезных свойств  земли;

3) защиту земельных  участков от водной и ветровой  эрозии, подтопления, заболачивания,  засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства, химическими и радиоактивными веществами, от других процессов разрушения;

4) защиту от зарастания  сельскохозяйственных земель кустарником  и мелколесьем, других процессов  ухудшения состояния земель;

5) мероприятия по сохранению  торфяных почв в ходе их  использования, предотвращению процессов минерализации торфяников;

6) консервацию деградированных  сельскохозяйственных земель, если  иными способами невозможно восстановить  плодородие почв;

7) рекультивацию нарушенных  земель, повышение их плодородия;

8) снятие, использование и сохранение плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель.

Порядок охраны земель устанавливается  законодательством Республики Беларусь» [2, c. 136].

Также законодателем  регламентированы требования к проектированию, размещению, строительству и вводу в эксплуатацию объектов, строений и сооружений, влияющих на состояние земель, при этом государство обязуется поощрять рациональное природопользование, что в общих чертах отражено в Кодексе, более детально эти положения рассматриваются в иных нормативных правовых актах.

Очевидно, что законодательные  положения в теории должны обеспечить действительную охрану такому важному  элементу окружающей среды, как земля. За соблюдением законодательства осуществляется контроль со стороны государства в лице прокуратуры.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 4 Ответственность за нарушение законодательства об охране и использовании земель

Одним из условий, способствующих рациональному и целевому использованию  земель, является наличие ответственности  за нарушение земельного законодательства. В данном случае под ответственностью следует понимать наступление неблагоприятных последствий юридического характера для лица, нарушившего общеобязательные правила поведения. Потребность в таком институте обусловлена тем, что моральное осуждение за нарушение земельного законодательства явно недостаточно для того, чтобы заставить всех  
землепользователей соблюдать земельное законодательство. Основанием для наступления правовой ответственности является наличие правонарушения, то есть виновного противоправного деяния, посягающего на установленный в земельном законодательстве порядок использования земли. Правонарушения различаются по степени общественной опасности, поэтому их принято делить на дисциплинарные проступки, административные правонарушения, гражданско-правовые обязательства, возникающие из причинения вреда и  
уголовные преступления. По объекту земельные правонарушения делятся на направленные против права собственности на землю, против порядка землепользования и направленные на изменение категории и назначения земель.

По категориям земель можно различать правонарушения, совершенные в отношении земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда, земель водного  фонда и т.д.

В зависимости от субъектов, совершивших правонарушения, различают правонарушения, совершенные физическими и юридическими лицами. Выявление нарушений осуществляется органами местного публичного управления и уполномоченными на то государственными органами в пределах их компетенции. Применение санкций не освобождает виновных от обязанности устранить допущенные нарушения. Средства, полученные от взыскания штрафов, перечисляются в государственный бюджет и используются для восстановления и улучшения земель, повышения плодородия почв и охраны окружающей среды. Итак, рассмотрим первый вид ответственности - дисциплинарную ответственность. Данный вид ответственности тесно связан с трудовым правом, поэтому он имеет следующие особенности:

1. Субъектом может  выступать только лицо, находящееся  в трудовых отношениях.

2. Трудовые функции работника должны предусматривать соблюдение  
земельно-правовых норм.

3. Составы дисциплинарных  проступков предусматриваются правилами  внутреннего трудового распорядка  и правилами использования земель, а не на законодательном уровне.4. Дисциплинарная ответственность наступает только за нарушения, допущенные в период рабочего времени.

5. Применяет указанный  вид ответственности только администрация  предприятия по своему усмотрению.

6. Виды дисциплинарной  ответственности указаны в Трудовом кодексе Республики Беларусь.

Существует также уголовная  ответственность при совершении экологических правонарушений повторно либо в особо крупных размерах. Следует также отметить, что особо  крупный размер, установленный для  «обычных» и экологических правонарушений разнится, для экологических правонарушений стоимость причиненного ущерба значительно меньше.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как показала данная работа, законодательство Республики Беларусь довольно неплохо защищает землю, однако, безусловно, что законодательство не совершенно, и его развитие столь же неизбежно, как и развитие общества и возникающих в нем отношений, что и обуславливает изменчивость (необходимость развития) правовых норм.

Кодекс позволяет рассмотреть  общие, основные положения, касающиеся правового регулирования земельных отношений. В свою очередь иные нормативные правовые акты регулируют те же отношения, но более детально, устанавливая определенный порядок для тех или иных предпринимаемых действий.

Подводя итог всему вышесказанному, хочется отметить, что работа посвящена была исключительно теоретическим аспектам, что же касается практики, то исполнение законодательства, особенно в части охраны и государственного контроля, осуществляется лишь частично. Хотя и теоретические аспекты нуждаются в доработке законодателем, поскольку в основном документе, регулирующем данный вопрос, отсутствует даже легальная дефиниция земли (которая, однако, существует в доктрине), без которой довольно сложно говорить о совершенстве законодательства и уж тем более, о совершенном его исполнении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Конституция Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 15 марта 1994 г.// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 1, 1/0
  2. О земле: Кодекс Республики Беларусь, 4. 01. 1999 г. с изм. и доп. от 20.10.2006 № 170-З. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г. № 2-З. 2/1; 2002. № 55. 2/848
  3. О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь, 10.01.2000. № 361-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г. № 7, 2/136
  4. О некоторых вопросах регулирования земельных отношений: Указ Президента Республики Беларусь 19.03.2007 г. № 130 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь
  5. Об утверждении Положения о порядке проведения в составе Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь мониторинга земель и использования его данных: Постановление Совета Министров 28.01.2008 г. № 386 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь
  6. О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667: Постановление Совета Министров 26.03.2008 г. № 462 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь
  7. Об исключении земельных участков из разряда земель отчуждения и переводе их в разряд земель ограниченного хозяйственного пользования: Постановление Совета Министров 26.03.2008 г. № 46224.11.2006 г. № 1578 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь
  8. Об утверждении перечня документов и (или) сведений, запрашиваемых подчиненными Государственному комитету по имуществу организациями при совершении административных процедур по заявлениям граждан: Постановление Совета Министров 17.12.2005 г.  № 1475 //  Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь
  9. Об утверждении заданий и Мероприятий по наведению порядка в использовании земель и улучшению санитарного состояния территорий: Постановление Совета Министров 5.06.2002 г. № 731 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь
  10. Макарова Т. И. Законодательство, регулирующее отношения  области окружающей среды (экологические отношения) // Обзор экологического законодательства Республики Беларусь. Минск, 2003.
  11. Общая теория права и государства: учебник/под ред. В. В. Лазарева. М., 1999
  12. Цыпарков Н. Г. Экологическое право Республики Беларусь. Минск, 1999.

Информация о работе Правовой режим использования и охраны земель