Эколого-правовой режим использования и охраны лесов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 15:10, контрольная работа

Описание работы

Лесной фонд составляет более одной трети территории России. В его состав входят:, леса, земли, покрытые лесом либо предназначенные для лесоразведывания, нелесные земли, но расположенные внутри земель лесного фонда (болота, дороги, гари, просеки и т.д.) .

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по экологическому праву.doc

— 47.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

По дисциплине «Экологическое право»

На тему: «Эколого-правовой режим использования и охраны лесов»

 

 

 

 

 

 

 

     Лесной фонд составляет более одной трети территории России. В его состав входят:,  леса,  земли, покрытые лесом либо предназначенные для лесоразведывания,  нелесные земли, но расположенные внутри земель лесного фонда (болота, дороги, гари, просеки и т.д.) .

Центральное место  в составе элементов лесного фонда занимают  леса.  Основы  лесного законодательства РФ определяют леса как совокупность земли,  древесной,  кустарниковой и травянистой растительности, животных,  микроорганизмов  и других компонентов окружаю щей природной среды,  биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в  своем развитии.

     Данное  определение имеет три  недостатка,  о  которых  необходимо знать в практической работе. Первый касается терминологии. Закон употребляет неизвестное слово компоненты окружающей природной среды. Закон РФ «Об охране окружающей природной среды», такого понятия не знает.

Что же касается контроля за состоянием и пользованием лесного фонда  РФ, то он относится к федеральной  государственной собственности. Вопросы владения, пользования и распоряжения лесным фондом находятся в совместном ведении Российской федерации и субъектов Российской Федерации.

Лес выполняет  экологическую, экономическую и  культурно-оздоровительную функции.

В настоящее  время общая площадь лесов  России составляет 1,826 млн. га, в том  числе покрытых лесом земель— 771 млн. га (65%), а запасом древесины 81,6 млрд. куб. м.

В течение десятилетий  в лесном хозяйстве России велись «условно сплошные рубки», которые  привели к огромным потерям и  ухудшению породности состава лесов, к нарушению основополагающих принципов  лесопользования — к постоянному (ежегодному) перерубу расчетных лесосек в хвойных лесах и пренебрежению разработок мягколистных и лиственных лесов России.

За последние  двадцать лет переруб (ежегодный) расчетных  лесосек и бессистемные выборочные рубки в наших хвойных лесах  привели к значительному сокращению запасов хвойных лесов на 17 — 20%.

Леса — это  легкие планеты и они поглощают  около 70% загрязняющих веществ, выбрасываемых  в атмосферу.

За последние  два-три года положение в лесном хозяйстве России значительно ухудшилось. Хотя по данным Федеральной службы лесного хозяйства РФ ежегодно вырубаются леса на площади в 2 млн. гектаров, а значит сокращается экспорт леса за рубеж. Однако имеются сведения о том, что ежегодная рубка леса в России осуществляется на площади 12 млн. гектаров. К этому следует добавить, что экспортом леса бесконтрольно занимаются около 300 организаций, поэтому в действительности экспорт леса за рубеж неимоверно возрастает.

Концепция развития лесного  хозяйства России предусматривает  планомерный переход к комплексному ведению лесного и охотничьего хозяйства.

Бесплатное лесопользование  в течение десятилетий нанесло  непоправимый ущерб лесному хозяйству России. В Лесном Кодексе предусмотрено взимание платы за пользование лесным фондом (лесной налог). Часть этих средств направляется на финансирование мероприятий по воспроизводству, охране и защите лесов, как это делается в большинстве стран мира.

Зарубежный опыт ведения  лесного хозяйства в условиях рыночных отношений свидетельствует  о необходимости централизованного  государственного управления лесами. Оно обеспечивает сохранение их экологического и ресурсового потенциала, разумное сочетание федеральных, республиканских и местных интересов, независимо от форм собственности на природные ресурсы. ЛК РФ устанавливает и регламентирует такое управление.

Лес — один из основных видов  растительного покрова Земли, источник Древесины, разнообразных растительных продуктов, среда обитания животных. Ему принадлежит огромная роль в поддержании гидрологического режима рек, в предупреждении эрозии и дефляции почв в борьбе с суховеями. Леса играют решающую роль в поглощении углекислоты из атмосферы, и следовательно, в установлении климатического баланса на планете, в создании необходимых условий жизни на Земле. Лес, особенно хвойный, выделяет фитонциды (летучие вещества, обладающие бактерицидными свойствами), которые убивают болезнетворных микробов.

Лес выполняет различные  климаторегулирующие, средозащитные, почвозащитные, водоохранные, санитарно-оздоровительные функции, имеет большое значение при проведении мелиоративных работ и рекультивации земель.

Лесной фонд находится  в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Владение, пользование и  распоряжение лесным фондом осуществляются в интересах как народов, проживающих на соответствующих территориях, так и всех граждан Российской федерации.

Границы лесного фонда  не являются неизменными. Его территория может расширяться за счет отвода под лесопосадки новых земель, ранее входивших в другие категории  государственного земельного фонда. Возможно и сокращение территории лесного фонда в результате изъятия земель из его состава для иных государственных и общественных надобностей.

Лесные отношения в  Российской Федерации регулируются Основами лесного законодательства Российской Федерации, иными законодательными актами Российской Федерации и законодательством республик в составе Российской Федерации, правовыми актами автономной области, автономных округов, краёв, областей и решениями органов местного самоуправления, принятыми в пределах их компетенции.

Основы лесного законодательства Российской Федерации действуют  на всей территории Российской Федерации, а законодательство республик в  составе Российской Федерации, правовые акты автономной области, автономных округов, краёв, областей и решения органов местного самоуправления не должны противоречить Основам лесного законодательства Российской Федерации.

Все леса и предоставленные  для ведения лесного хозяйства  земли образуют лесной фонд Российской Федерации.

В состав земель лесного фонда входят: лесные земли (покрытые лесом, а так же не покрытые лесом - вырубки, гари, редины, прогалины  и др.); нелесные земли (болота, дороги, квартальные просеки и др.).

Существует  разграничение компетенций Российской Федерации и субъкетов Российской Федерации в сфере регулирования лесных отношений.

В систему специально уполномоченных государственных органов  управления лесным хозяйством Российской Федерации входят: государственный  орган управления лесным хозяйством Российской Федерации, подведомственные ему подразделения в республиках в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округах, краях, областях и городах федерального значения, а так же местные подразделения - лесхозы, лесничества. Национальные природные парки на землях лесного фонда, учебные лесные, опытные лесные хозяйства осуществляют ведение лесного хозяйства и находятся в системе государственного органа управления лесным хозяйством Российской Федерации.

Государственное регулирование эколого-правового режима лесопользования — это исполнительно-распорядительная деятельность органов по рациональному использованию лесов, их охране и защите, воспроизводству и повышению продуктивности для удовлетворения различных потребностей народного хозяйства и населения, а также усилению полезных природных свойств лесов.

Различается регулирование  эколого-правового режима лесопользования со стороны государства и внутрихозяйственное управление со стороны лесопользователей.

Государственное регулирование является формой осуществления функций, вытекающих из содержания права государственной собственности на леса. Оно подразделяется на общее и специальное. Государственное

регулирование в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов осуществляется Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными государственными органами.

Органами отраслевой (ведомственной) компетенции по регулированию  эколого-правового режима лесопользования  являются Федеральная служба лесного хозяйства и ее территориальные органы К ним относятся органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации, лесхозы, национальные парки, лесоустроительные организации, базы авиационной охраны лесов  Эти органы обеспечивают реализацию государственной политики в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов

В системе органов  лесного хозяйства имеется аппарат  государственной лесной охраны РФ, который осуществляет свою деятельность в соответствии с утвержденным для него Положением Он наделяется правами по предупреждению и пресечению нарушений лесного законодательства

В Лесном Кодексе  закреплена компетенция Российской Федерации и ее субъектов в  сфере регулирования лесных отношений  Определена также компетенция органов  местного самоуправления в этой сфере

Основными функциями  регулирования эколого-правового  режима лесопользования являются государственный  учет лесного фонда, лесной кадастр, лесной мониторинг, государственная лесная охрана, лесоустройство, организация восстановления лесов и лесоразведения, государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов, разрешение споров о лесопользовании.

Государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и зашитой лесов возлагается на органы государственной власти субъектов РФ Федеральный орган управления лесным хозяйством и его территориальные органы, а также государственные органы охраны окружающей среды в пределах их компетенции Порядок осуществления федеральным органом управления лесным хозяйством и его территориальными органами государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов устанавливается Правительством РФ

Государственный контроль на территории специальных объектов, закрытых административно-территориальных образований осуществляется государственными органами управления лесным хозяйством в соответствии с указанным Положением.

Лесным Кодексом РФ предусмотрено осуществление  мероприятий по ведению государственного учета лесов, отраслевого учета состояния и использования земель лесного фонда и государственного лесного кадастра. Государственный лесной кадастр должен содержать сведения об экономических, экологических и иных количественных и качественных характеристиках лесного фонда Данные государственного лесного кадастра используются при управлении и организации ведения лесного хозяйства, переводе лесных земель в нелесные, определении платежей за пользование лесными ресурсами, оценке хозяйственной деятельности лесопользователей и владельцев лесного фонда

Государственный учет лесов должен обеспечивать периодическое  уточнение количественного и качественного состояния лес лесов в целях контроля за изменениями, происходящими в структуре государственного лесного фонда. Эти сведения ежегодно вносятся в учетную документацию предприятиями, учреждениями и организациями, на которые возложено ведение лесного хозяйства Документация государственного учета лесов по всему лесному фонду обновляется один раз в 5 лет и проводится соответствующими органами, в ведении которых находится лес

Важным вопросом, непосредственно связанным с  ведением учета лесов и лесного  кадастра, является экономическая оценка лесов, которая дает возможность  объективно сопоставить результаты хозяйственной деятельности отдельных леспромхозов, устраняет уравнительный подход к ее результатам, позволяет сопоставить планирование добычи древесины и фактическую ее заготовку. На это направлено установление платности за природные ресурсы, в том числе и за леса.

 

 


Информация о работе Эколого-правовой режим использования и охраны лесов