Правовое регулирование использования и охраны лесов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 14:42, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – общественные отношения по регулированию использования и охраны леса.
Предметом исследования являются законодательные и иные нормативные правовые акты, определяющие основы государственного регулирования охраны лесов, а также экологическое, административное, гражданское и уголовное законодательство, содержащие нормы, относящиеся к этой сфере.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………...………….....…...….… 5

ГЛАВА 1. ЛЕС КАК ОБЪЕКТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ...................................................................................… 8
1.1. Право исключительной государственной собственности на леса………………………………………………………………………….…..... 8
1.2. Лесное законодательство Республики Беларусь……………… 11

ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ОХРАНЫ, ЗАЩИТЫ ЛЕСНОГО ФОНДА И ВОСПРОИЗВОДСТВА ЛЕСОВ………………………………………………….……………. 14

ГЛАВА 3. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЕДЕНИЯ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА ………………………………………………………. 21
3.1. Контроль за состоянием, использованием, охраной и защитой лесного фонда и воспроизводства лесов……………….…....................…… 21
3.2. Учет лесов и ведение государственного лесного кадастра… 24
3.3. Лесной мониторинг.………………………………………….…… 28
3.4. Лицензирование лесопользования……………………………… 32
3.5. Основания возникновения, ограничения, приостановления и прекращения права лесопользования…………………………….……...…. 36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………….... 43

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…...… 45

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО.doc

— 187.00 Кб (Скачать файл)

 

3.3 Лесной мониторинг

 

В соответствии со статьей 69 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» мониторинг окружающей среды осуществляется в целях наблюдения за состоянием окружающей среды (в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников вредного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду), обеспечения государственных органов, юридических лиц и граждан полной, достоверной и своевременной информацией, необходимой для управления и контроля в области охраны окружающей среды и природопользования.

Мониторинг окружающей среды проводится органами Минприроды, иными органами государственного управления в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Его проведение иными органами государственного управления осуществляется по согласованию с Минприроды. Законодательством установлено, что органы государственного управления и юридические лица в соответствии с законодательством Республики Беларусь безвозмездно передают в Минприроды и его территориальные органы материалы наблюдений за состоянием окружающей среды. Государственные органы, юридические лица и граждане в законодательном порядке вправе запрашивать и безвозмездно получать от Минприроды и его территориальных органов информацию о состоянии окружающей среды и воздействии на нее, полученную в результате мониторинга окружающей среды. Республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы, юридические лица при разработке прогнозов социально-экономического развития и принятии соответствующих решений, разработке программ и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды, размещении производственных и иных объектов должны учитывать данные мониторинга окружающей среды, а также использовать их для информирования граждан о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране. Порядок проведения и использования данных мониторинга окружающей среды определяется Советом Министров Республики Беларусь. Для этих целей создана Национальная система мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь.

Наблюдение за состоянием лесов осуществляется на основе ведения мониторинга леса. Мониторинг лесов является составной частью мониторинга окружающей среды и представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза состояния и динамики лесного фонда в целях устойчивого управления лесами, рационального их использования, охраны, защиты и воспроизводства, повышения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, рекреационных и иных функций лесов.

Мониторинг лесов является составной частью НСМОС Республики Беларусь и осуществляется в соответствии с Техническим проектов НСМОС, одобренным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 августа 1998г. №1344 «О реализации Программы Национальной системы мониторинга окружающей среды Республики Беларусь» (с изменениями и дополнениями от 28 октября 1999 г.) и Порядком осуществления мониторинга лесов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 июня 2001г. №915. Объектом мониторинга лесов является лесной фонд.

Мониторинг лесов осуществляется на следующих территориальных уровнях:

- национальном (национальный  мониторинг лесов);

- локальном (локально-объектный  мониторинг лесов).

Национальный мониторинг лесов осуществляется во всем лесном фонде, а локально-объектный мониторинг - на ограниченных территориальных объектах лесного фонда.

В соответствии с международными научно-техническими программами Республика Беларусь принимает участие в работах по осуществлению мониторинга лесов европейского уровня и может принимать участие в работах по мониторингу лесов глобального уровня.

В зависимости от целей и решаемых задач мониторинг лесов осуществляется по следующим направлениям:

- мониторинг воздействия  загрязнения воздуха на леса (экологический  лесной мониторинг);

- лесопатологический мониторинг;

- радиационный мониторинг  лесов;

- эколого-мелиоративный  мониторинг мелиорированных лесных земель.

Исходя из потребностей республиканских органов государственного управления и других заинтересованных могут осуществляться и иные направления мониторинга лесов, в частности:

- мониторинг нарушенных  лесных земель;

- мониторинг лесных избыточно  увлажненных земель;

- мониторинг пойменных  лесов;

- рекреационный мониторинг  лесов;

- другие перспективные  направления мониторинга лесов.

Субъектами осуществления мониторинга лесов по его направлениям являются юридические лица, подведомственные Минлесхозу. Локально-объектный мониторинг лесов может осуществляться юридическими лицами, подведомственными Минлесхозу, и другими юридическими лицами в пределах их компетенции.

Количество и местонахождение пунктов наблюдений, технология работ по организации и осуществлению каждого из направлений мониторинга лесов (кроме направлений локально-объектного мониторинга лесов) регламентируются нормативными правовыми актами Минлесхоза. Условия организации и осуществления локально-объектного мониторинга лесов устанавливаются заказчиком в договоре на осуществление локального мониторинга.

Информация о количестве и местонахождении пунктов наблюдений мониторинга лесов регистрируется в Государственном реестре пунктов наблюдений Национальной системы мониторинга окружающей среды Республики Беларусь, утвержденном Минприроды. Порядок представления информации о количестве и местонахождении пунктов наблюдений мониторинга лесов и их регистрации в Государственном реестре пунктов наблюдений НСМОС устанавливается Минприроды. Состав и содержание документации по всем направлениям мониторинга лесов (кроме направлений локально-объектного мониторинга лесов), сроки и порядок ее представления заинтересованным устанавливаются Минлесхозом. Состав и содержание документации по локально-объектному мониторингу лесов, сроки и порядок ее представления устанавливаются заказчиками работ в договоре на осуществление локально-объектного мониторинга лесов. Информация по направлениям мониторинга лесов, входящим в структуру НСМОС, представляется юридическими лицами, осуществляющими мониторинг лесов, в Главный информационно-аналитический центр НСМОС и вносится в Банк мониторинговых данных.

Главный информационно-аналитический центр НСМОС Республики Беларусь осуществляет информационное взаимодействие в области мониторинга лесов с республиканскими органами государственного управления, международными организациями и иными заинтересованными в соответствии с законодательством и возложенными на этот центр полномочиями. Юридические лица, ведущие лесное хозяйство, а также лесопользователи обязаны обеспечивать сохранность пунктов наблюдений мониторинга лесов, расположенных на территории лесного фонда, переданного им для ведения лесного хозяйства или осуществления лесопользования.

Ответственность за достоверность информации по результатам мониторинга лесов несут юридические лица, на которых возложено осуществление мониторинга лесов.

 

3.4 Лицензирование  лесопользования

 

С целью обеспечения рационального использования лесных ресурсов, максимального снижения отрицательного воздействия деятельности субъектов хозяйствования на окружающую среду и здоровье людей в Республике Беларусь проводится лицензирование деятельности по использованию лесного фонда. Виды деятельности по использованию лесного фонда, подлежащие лицензированию, и порядок лицензирования определяются Декретом Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. № 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности». В частности, в принятом во исполнение данного Декрета постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2005г. № 1551 установлено, что выдача лицензий на осуществление деятельности по заготовке и переработке древесины, их дубликатов, внесение изменений и (или) дополнений в лицензии, приостановление, возобновление, продление срока действия лицензий, прекращение их действия, контроль за осуществлением лицензиатами деятельности по заготовке и переработке древесины производятся Минлесхозом в соответствии с указанным Декретом Президента Республики Беларусь и Положением о лицензировании деятельности по заготовке и переработке древесины, утвержденными постановлением Правительства от 27 декабря 2005 г. В свою очередь Министерство лесного хозяйства во исполнение указанных нормативных актов разработало и утвердило постановлением от 27 февраля 2006 г. № 5 порядок лицензирования деятельности по заготовке и переработке древесины. При этом установлено, что лицензируемая деятельность по заготовке и переработке древесины осуществляется только юридическими лицами.

Минлесхоз до принятия решения о выдаче лицензии вправе провести проверку соответствия возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям. К лицензионным требованиям и условиям, предъявляемым к соискателю лицензии, относятся наличие технических средств, принадлежащих юридическому лицу на праве хозяйственного ведения, оперативного управления или на праве собственности, а также квалифицированных работников, обеспечивающих качественное и безопасное осуществление лицензируемой деятельности в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов, имеющих соответствующие документы, подтверждающие их квалификацию и профессиональную подготовку.

Лицензируемая деятельность включает следующие работы и услуги:

- заготовку древесины  на землях лесного фонда (валку деревьев, обрубку (обрезку) сучьев и раскряжевку, трелевку (перемещение древесины от места валки до погрузочного пункта или дороги);

- переработку древесины, включая производство пилопродукции (продольное деление бревен и  полученных частей), оцилиндрованных изделий, лущеного и строганого шпона, технологической щепы, древесного угля.

Не является лицензируемой деятельностью:

- заготовка дров физическими  лицами для собственных нужд;

- рубка древесно-кустарниковой  растительности в пределах полос  отвода существующих железных и автомобильных дорог, трасс нефтепроводов, линий электропередачи и связи, иных коммуникационных линий и каналов, просек и площадок государственной геодезической сети в процессе их эксплуатации.

В Минлесхоз для получения лицензии соискатель лицензии представляет:

- заявление о выдаче  лицензии;

- копии учредительных  документов (устава) юридического лица;

- копию извещения налогового  органа о присвоении учетного  номера налогоплательщика;

- документ об уплате  лицензионного сбора за рассмотрение заявления;

- информацию о технических  средствах, которые имеются у  него для осуществления лицензируемой  деятельности;

- информацию о составе  и квалификации работников по утверждаемым Минлесхозом формам.

Решение о выдаче (об отказе в выдаче) лицензий, внесении в них изменений и (или) дополнений, приостановлении, возобновлении, продлении срока действия лицензий, прекращении их действия принимается коллегией Минлесхоза и в установленном порядке оформляется приказом. Лицензия подписывается министром или уполномоченным им заместителем министра и заверяется гербовой печатью. Лицензия выдается сроком на 5 лет и действует на всей территории Республики Беларусь. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата еще на 5 лет.

В случае совершения лицензиатом в течение календарного года грубого нарушения установленных требований и условий при осуществлении лицензируемой деятельности Минлесхоз принимает решение об аннулировании лицензии. К грубым нарушениям относятся:

- нарушение требований  пожарной безопасности в лесах, повлекшее возникновение лесного  пожара, и невозмещение в установленный  срок причиненного пожаром ущерба;

- рубка или повреждение  до степени прекращения роста  неразрешенных к вырубке деревьев  и невнесение в установленный срок неустоек за нарушение требований Правил отпуска древесины на корню в лесах Республики Беларусь, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 марта 2002 г. № 383 «О некоторых мерах по совершенствованию пользования лесными ресурсами в Республике Беларусь» (с последующими изменениями и дополнениями);

- реализация продукции  с содержанием радионуклидов, превышающих республиканские допустимые уровни;

- нарушение требований  правил охраны труда, повлекшее гибель работника на производстве, за исключением случаев нарушения потерпевшим трудовой дисциплины, требований нормативных правовых актов, локальных нормативных актов по охране труда;

- отсутствие документов, подтверждающих законность приобретения древесины;

- непредставление Минлесхозу  информации о заготовке древесины и (или) переработке древесины в установленные сроки.

Контроль за соблюдением лицензиатами технических нормативных правовых актов, регулирующих лицензируемую деятельность, а также лицензионных требований и условий осуществляется Минлесхозом и другими уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции. Данные органы вправе: проводить у лицензиата проверки соблюдения им нормативных правовых актов, регулирующих лицензируемую деятельность, лицензионных требований и условий; запрашивать у лицензиата и получать от него необходимые объяснения и документы по вопросам лицензируемой деятельности; в порядке, установленном законодательством, давать предписания об устранении выявленных нарушений при осуществлении лицензируемой деятельности. По результатам проверок соблюдения лицензиатом нормативных правовых актов, регулирующих лицензируемую деятельность, а также лицензионных требований и условий составляется акт, по которому Минлесхоз принимает соответствующие меры. При проведении проверки территориальным органом Минлесхоза составленный по результатам проверки акт утверждается руководителем этого органа и направляется Минлесхозу для принятия соответствующих мер.

Информация о работе Правовое регулирование использования и охраны лесов