Правовое регулирование использования и охраны лесов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 14:42, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – общественные отношения по регулированию использования и охраны леса.
Предметом исследования являются законодательные и иные нормативные правовые акты, определяющие основы государственного регулирования охраны лесов, а также экологическое, административное, гражданское и уголовное законодательство, содержащие нормы, относящиеся к этой сфере.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………...………….....…...….… 5

ГЛАВА 1. ЛЕС КАК ОБЪЕКТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ...................................................................................… 8
1.1. Право исключительной государственной собственности на леса………………………………………………………………………….…..... 8
1.2. Лесное законодательство Республики Беларусь……………… 11

ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ОХРАНЫ, ЗАЩИТЫ ЛЕСНОГО ФОНДА И ВОСПРОИЗВОДСТВА ЛЕСОВ………………………………………………….……………. 14

ГЛАВА 3. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЕДЕНИЯ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА ………………………………………………………. 21
3.1. Контроль за состоянием, использованием, охраной и защитой лесного фонда и воспроизводства лесов……………….…....................…… 21
3.2. Учет лесов и ведение государственного лесного кадастра… 24
3.3. Лесной мониторинг.………………………………………….…… 28
3.4. Лицензирование лесопользования……………………………… 32
3.5. Основания возникновения, ограничения, приостановления и прекращения права лесопользования…………………………….……...…. 36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………….... 43

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…...… 45

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО.doc

— 187.00 Кб (Скачать файл)

 

3.5 Основания возникновения, ограничения, приостановления и прекращения права лесопользования

 

Законодательство регулирует порядок предоставления права на осуществление лесных пользовании. Участки лесного фонда предоставляются в пользование лесопользователям для использования лесных ресурсов и извлечения полезных свойств леса, проведения научных экспериментов и наблюдений и других целей как с их изъятием у владельцев лесного фонда, так и без изъятия в соответствии с требованиями Лесного кодекса и других нормативных правовых актов. Один и тот же участок лесного фонда может предоставляться в пользование нескольким лесопользователям для осуществления разных видов лесопользования с определением для каждого лесопользователя соответствующих условий.

Предоставление участков лесного фонда для осуществления лесопользования осуществляется:

- в научно-исследовательских  и учебно-опытных целях с правом ведения лесного хозяйства - на основании решения Правительства Республики Беларусь;

- в научно-исследовательских  и учебно-опытных целях без права ведения лесного хозяйства - на основании решения Минлесхоза;

- для заготовки древесины - в порядке, определяемом специальным законодательством;

- для нужд охотничьего  хозяйства юридическим лицам, ведущим лесное хозяйство, на условиях договора безвозмездного пользования, другим юридическим лицам - на условиях договора аренды на основании решения местных исполнительных и распорядительных органов, принимаемого по согласованию с Минлесхозом и Минприроды;

- для осуществления лесопользования в культурно-оздоровительных, туристических, спортивных и иных рекреационных целях - на основании решения местных исполнительных и распорядительных органов;

- для иных видов лесопользования - на основании решения юридических  лиц, ведущих лесное хозяйство, путем выдачи лесорубочных билетов, ордеров и лесных билетов.

Ограничение участков лесного фонда, передаваемых в пользование, производится юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство. Предоставление лесопользователям участков лесного фонда для осуществления лесопользования должно проводиться с учетом защиты интересов граждан и установленных в соответствии с законодательством требований в области охраны окружающей среды и не должно противоречить установленному порядку пользования этими участками лесного фонда.

Право пользования участками лесного фонда возникает на основании решений органов государственного управления, в компетенцию которых входит принятие таких решений, а также договора аренды участка лесного фонда, договора безвозмездного пользования участками лесного фонда, а также лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета [14, ст. 44].

Принятие решений о предоставлении участков лесного фонда в пользование может осуществляться также на основании результатов аукционов. Лесные аукционы проводятся юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство, совместно с местными исполнительными и распорядительными органами. Порядок проведения аукционов определяется Минлесхозом. Лицо, выигравшее аукцион, и организаторы аукциона подписывают протокол, в котором указываются: границы участка лесного фонда; виды лесопользования; объемы (размеры) лесопользования; размер платы за пользование участком лесного фонда, порядок ее внесения и проч. [14, ст. 44].

Практика правового регулирования лесопользования выработала и иной порядок предоставления права лесных пользовании - через заключение договора аренды, т. е. участки лесного фонда могут предоставляться в пользование и на условиях аренды. Участки лесного фонда могут быть предоставлены в аренду лесопользователям (кроме осуществления лесопользования в научно-исследовательских и учебно-опытных целях) для осуществления одного или нескольких видов лесопользования. Арендатор должен иметь лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности, если этот вид деятельности подлежит лицензированию.

Участки лесного фонда предоставляются лесопользователям в аренду на основании решений местных исполнительных и распорядительных органов, принимаемых по согласованию с Минлесхозом или по результатам лесных аукционов. Передача участков лесного фонда в аренду оформляется договором аренды участков лесного фонда. Договор подлежит государственной регистрации в соответствии с гражданским законодательством Республики Беларусь. В договоре аренды указываются: границы участков лесного фонда, передающихся в аренду; виды лесопользования; объемы (размеры) лесопользования; сроки аренды (от одного года до пятнадцати лет); размер арендной платы и порядок ее внесения; обязанности сторон по охране, защите участков лесного фонда и воспроизводству лесов; порядок оплаты лесопользователю проведенных им лесовосстановительных и лесохозяйственных работ; иные условия пользования участками лесного фонда, предусмотренные законодательством и определенные по согласованию сторон.

Предоставление участков лесного фонда в аренду должно осуществляться гласно, с учетом интересов граждан, проживающих на прилегающей к передаваемому участку лесного фонда территории. Переданные в аренду участки не подлежат передаче в собственность арендатора по истечении срока аренды. Запрещается выкуп арендованных участков лесного фонда. Арендаторы имеют преимущественное право возобновления договора на аренду после истечения срока его действия при условии полного выполнения предыдущих договоренностей и предложении одинаковых с другими кандидатами на аренду участка лесного фонда условий аренды. Кроме того, лесным законодательством запрещена субаренда участков лесного фонда. Отношения по арендованию участков лесного фонда регулируются Лесным кодексом, Законом «Об аренде» и иными актами законодательства.

Леса (участки лесного фонда) могут предоставляться в пользование на основе концессии. Перечень лесов (участков лесного фонда), предоставляемых в пользование на основе концессии, порядок их предоставления, условия и сроки концессии лесов (участков лесного фонда) определяются в соответствии с законодательством Республики Беларусь об инвестиционной деятельности [14, ст. 45-1].

Право пользования участками лесного фонда может быть ограничено или приостановлено в той мере, в какой это необходимо для обеспечения рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, защиты конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, охраны окружающей среды и здоровья граждан, историко-культурного и природного наследия, прав и законных интересов граждан.

В соответствии со статьей 49 Лесного кодекса право пользования участками лесного фонда может быть ограничено или приостановлено Президентом Республики Беларусь, Правительством Республики Беларусь, Минприроды, Минлесхозом и их территориальными органами, местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, другими уполномоченными на то государственными органами в пределах их компетенции, а также юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство, в следующих случаях:

- нарушения лесопользователем  требований лесного законодательства  и законодательства об охране  окружающей среды;

- невыполнения лесопользователем  требований, изложенных в договоре аренды участка лесного фонда, концессионном договоре, договоре безвозмездного пользования участком лесного фонда, лесорубочном билете, ордере и (или) лесном билете, лицензионных требований и условий;

- невнесения в установленный  срок платежей за лесопользование;

- действия непреодолимой силы;

- в других случаях, предусмотренных  законодательными актами.

Если обстоятельства или условия, вызвавшие ограничение либо приостановление права пользования участками лесного фонда, устранены, это право может быть восстановлено в полном объеме. В случае несогласия лесопользователя с решением об ограничении или приостановлении его права лесопользования он может обжаловать это решение в судебном порядке. При этом ограничение или приостановление права лесопользования не освобождает лесопользователей от административной и иной ответственности за нарушение лесного законодательства и законодательства об охране окружающей среды [14, ст. 49].

Право лесопользования прекращается в случаях:

- истечения срока лесопользования;

- отказа лесопользователя  от права пользования участками лесного фонда;

- нарушения лесопользователем  требований, изложенных в договоре аренды участка лесного фонда, концессионном договоре, договоре безвозмездного пользования участком лесного фонда, лесорубочном билете, ордере и (или) лесном билете, лицензионных требований и условий;

- возникновения непосредственной  угрозы жизни или здоровью  граждан, проживающих в зоне ведения  работ, связанных с лесопользованием;

- систематического (более  двух раз) нарушения лесопользователем лесного законодательства и законодательства об охране окружающей среды;

- систематического (более  трех месяцев в течение года) невнесения лесопользователем платы за пользование участками лесного фонда;

- невыполнения лесопользователем  лесовосстановительных, лесозащитных и противопожарных работ, а также несоблюдения правил пожарной безопасности;

- аварий, стихийных бедствий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер;

- изъятия в установленном  порядке земельных участков, относящихся к землям лесного фонда для государственных и общественных нужд;

- ликвидации юридического  лица, которому участок лесного  фонда был предоставлен в пользование;

- прекращения действия  специального разрешения (лицензии);

- в других случаях, предусмотренных  законодательными актами Республики Беларусь.

Прекращение права лесопользования не освобождает лесопользователей от административной и иной ответственности за нарушение лесного законодательства и законодательства об охране окружающей среды [14, ст. 50].

Кроме того, лесным законодательством в соответствии со статьей 51 Лесного кодекса право лесопользования в указанных выше случаях (кроме случая истечения срока лесопользования), прекращается в следующих случаях:

- для осуществления лесопользования  в научно-исследовательских и учебно-опытных целях, для нужд обороны, а также на основе концессии - по решению Правительства Республики Беларусь;

- на условиях аренды - по решению местных исполнительных и распорядительных органов в порядке, предусмотренном законодательством об аренде и другими нормативными правовыми актами;

- аннулирования лесорубочного  билета, ордера и (или) лесного билета  юридическими лицами, ведущими лесное  хозяйство, выдавшими лесорубочный  билет, ордер и (или) лесной билет или по решению местных исполнительных и распорядительных органов, а также прекращения действия специального разрешения (лицензии) в соответствии с законодательством.

При отказе лесопользователя от права пользования участком лесного фонда это право прекращается на основании заявления лесопользователя в письменной форме. При прекращении права лесопользования в случае изъятия земельных участков, относящихся к землям лесного фонда, или иных земельных участков, покрытых лесом и относящихся к иным категориям земель, для государственных или общественных нужд осуществление лесопользования может быть разрешено на других участках.

В случае несогласия лесопользователя с решением о прекращении права лесопользования он может обжаловать это решение в судебном порядке [14, ст. 51].

Проанализировав все вышеизложенное можно сделать следующий вывод. Ведение лесного хозяйства должно обеспечивать:

- сохранение и усиление  средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных  и иных полезных природных  свойств лесов в интересах  охраны здоровья человека и  улучшения состояния окружающей  среды;

- многоцелевое, научно обоснованное, непрерывное, неистощительное и рациональное пользование лесом для удовлетворения потребностей отраслей экономики, юридических и физических лиц в древесине, другой лесной продукции и природных полезных свойствах леса;

- воспроизводство, улучшение  породного состава и качества лесов, повышение их продуктивности, охрану и защиту лесов;

- рациональное использование  земель лесного фонда;

- повышение эффективности  ведения лесного хозяйства на  основе единой технической политики, использования достижений науки, техники и передового опыта;

- сохранение генофонда, биологического  и ландшафтного разнообразия  лесов;

- сохранение объектов  историко-культурного и природного  наследия.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, на основании всего вышеизложенного можно сделать следующие основные выводы.

1. Лесное законодательство, включая Лесной кодекс Республики Беларусь, направлено на обеспечение рационального использования лесов, защиту и воспроизводство лесных экосистем, повышение экологического и ресурсного потенциала лесов, удовлетворение общества в лесных ресурсах на основе научно обоснованного многоцелевого лесопользования.

2. Система управления  лесами и лесным хозяйством  Беларуси основана на государственной  собственности на леса, с организацией  государственного лесного хозяйства. Структурно оно адаптировано к административно-территориальному делению Республики Беларусь. Сформированы соответственно республиканские, территориальные (областные) и местные (районные) органы управления и лесохозяйственные организации для которых определены полномочия, основные задачи и функции.

Информация о работе Правовое регулирование использования и охраны лесов