Правовое регулирование использования и охраны лесов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 14:42, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – общественные отношения по регулированию использования и охраны леса.
Предметом исследования являются законодательные и иные нормативные правовые акты, определяющие основы государственного регулирования охраны лесов, а также экологическое, административное, гражданское и уголовное законодательство, содержащие нормы, относящиеся к этой сфере.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………...………….....…...….… 5

ГЛАВА 1. ЛЕС КАК ОБЪЕКТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ...................................................................................… 8
1.1. Право исключительной государственной собственности на леса………………………………………………………………………….…..... 8
1.2. Лесное законодательство Республики Беларусь……………… 11

ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ОХРАНЫ, ЗАЩИТЫ ЛЕСНОГО ФОНДА И ВОСПРОИЗВОДСТВА ЛЕСОВ………………………………………………….……………. 14

ГЛАВА 3. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЕДЕНИЯ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА ………………………………………………………. 21
3.1. Контроль за состоянием, использованием, охраной и защитой лесного фонда и воспроизводства лесов……………….…....................…… 21
3.2. Учет лесов и ведение государственного лесного кадастра… 24
3.3. Лесной мониторинг.………………………………………….…… 28
3.4. Лицензирование лесопользования……………………………… 32
3.5. Основания возникновения, ограничения, приостановления и прекращения права лесопользования…………………………….……...…. 36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………….... 43

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…...… 45

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО.doc

— 187.00 Кб (Скачать файл)

Основными функциями управления лесами в Республике Беларусь являются:

- ведение государственного  учета лесного фонда, государственного лесного кадастра и мониторинга лесов;

- планирование и прогнозирование  лесопользования, воспроизводства лесов и мероприятий по их охране;

- распределение и перераспределение  лесных ресурсов между лесопользователями;

- государственный контроль  в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов;

- разрешение лесных споров.

Таким образом, система управления лесами и лесным хозяйством Беларуси основана на государственной собственности на леса, с организацией государственного лесного хозяйства. Структурно оно адаптировано к административно-территориальному делению Республики Беларусь. Сформированы соответственно республиканские, территориальные (областные) и местные (районные) органы управления и лесохозяйственные организации для которых определены полномочия, основные задачи и функции.

 

 

ГЛАВА 3

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЕДЕНИЯ

ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА

 

3.1 Контроль за  состоянием, использованием, охраной  и защитой лесного фонда и  воспроизводства лесов

 

Контроль за состоянием, использованием, охраной, защитой государственного лесного фонда и воспроизводством лесов представляет собой деятельность компетентных государственных органов, общественных объединений и органов территориального общественного самоуправления, направленную на организацию наблюдения и учета лесного фонда, проверки соблюдения всеми лесопользователями правил ведения лесного хозяйства, установленного порядка пользования лесами, их учета и охраны, а также иных норм, предусмотренных лесным законодательством.

В зависимости от субъектов деятельности контроль за использованием и охраной лесов можно подразделить на:

- государственный;

- ведомственный;

- общественный.

Государственный контроль за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов имеет задачу обеспечить соблюдение всеми юридическими и физическими лицами установленного порядка пользования лесным фондом, его охраны и защиты, воспроизводства лесов, их учета, правил ведения лесного хозяйства, а также иных правил и норм, предусмотренных лесным и законодательством об охране окружающей среды.

Порядок осуществления государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов устанавливается Правительством Республики Беларусь [14, ст. 90].

Государственный контроль за вышеназванной деятельностью осуществляется Минлесхозом, Минприроды и их территориальными органами, а также иными государственными органами в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Беларусь [14, ст. 91].

Кроме того, государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой всех лесов осуществляется Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами.

В соответствии со статьями 24 и 25 Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» местные Советы депутатов первичного и базового территориального уровня осуществляют распоряжение и контроль за использованием лесов, находящихся в ведении административно-территориальной единицы. В компетенцию местных исполнительных и распорядительных органов в силу статьи 9 указанного Закона входит обеспечение на соответствующей территории соблюдения нормативных правовых актов Республики Беларусь.

Специально уполномоченным органом, осуществляющим государственный контроль за обеспечением соблюдения юридическими и физическими лицами установленного порядка пользования растительным миром и его охраны, а также иных правил и норм, предусмотренных законодательством об охране и использовании растительного мира, в том числе лесного законодательства в целях обеспечения надлежащего состояния, использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов, является Минприроды Республики Беларусь. В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 июля 2003г. №963 «О некоторых вопросах государственного контроля в области охраны окружающей среды, осуществляемого Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальными органами» должностные лица данного министерства (министр, его заместители, начальники специализированных инспекций, их заместители, руководители структурных подразделений в составе специнспекций, председатели областных, Минского городского комитетов природных ресурсов и охраны окружающей среды, их заместители, начальники специнспекций и их заместители) осуществляют государственный контроль в области охраны окружающей среды. В их обязанности входят:

- проведение государственной  экологической экспертизы проектных решений планируемой хозяйственной и иной деятельности;

- обследование состояния  лесов;

- проведение проверок  соблюдения законодательства Республики  Беларусь об охране лесов;

- контроль за организацией  и проведением ведомственного и производственного контроля в области охраны лесов;

- проведение измерений  в области охраны лесов;

- участие в приемке  в эксплуатацию предприятий, сооружений  и других объектов, функционирование которых может оказывать вредное воздействие на окружающую среду, в том числе на леса;

- проведение государственного  учета в области охраны лесов;

- другие действия, направленные  на предупреждение вредного воздействия на окружающую среду, в том числе на леса, и осуществляемые в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Ведомственный контроль должны осуществлять министерства, государственные комитеты, иные органы управления, а также лесопользователи в рамках подчиненного хозяйства. Они имеют специальные органы или структурные подразделения, которые осуществляют контроль за использованием и охраной лесов в своих ведомствах.

Правовую основу общественного контроля за использованием и охраной лесов составляет прежде всего Лесной кодекс Республики Беларусь. Так, в соответствии со статьей 14 данного Кодекса граждане, общественные объединения и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в рассмотрении затрагивающих их интересы вопросов, связанных с изъятием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов, через местные референдумы, собрания и иные формы прямого участия в государственных и общественных делах. Кроме того, граждане, общественные объединения и органы территориального общественного самоуправления проводят работу по пропаганде и воспитанию у населения бережного отношения к природе, недопущению уничтожения или повреждения лесных культур, сеянцев либо саженцев в лесных питомниках и на плантациях, а также молодняка естественного происхождения и самосева на площадях, предназначенных под лесовосстановление [14, ст. 14].

В целях воспитания у учащихся любви и бережного отношения к природе, расширения и углубления знаний в области ботаники, биологии и других естественных наук согласно статье 15 Лесного кодекса создаются школьные лесничества. Они оказывают помощь юридическим лицам, ведущим лесное хозяйство, в проведении мероприятий по охране лесов, участвуют в посадке и посеве леса, выращивании посадочного материала, сборе лекарственного сырья, грибов, ягод, семян древесных и кустарниковых пород, заготовке кормовых трав, охране и подкормке диких зверей и птиц и т. п. [14, ст. 15].

Контроль за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов имеет следующие организационно-правовые формы:

- наблюдение и учет  лесного фонда;

- контроль в области  использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов.

 

3.2 Учет лесов  и  ведение  государственного лесного кадастра

 

С целью организации рационального использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, систематического контроля за количественными и качественными изменениями лесного фонда и обеспечения в установленном порядке заинтересованных юридических и физических лиц достоверными сведениями о лесных ресурсах в соответствии с Лесным кодексом в Республике Беларусь осуществляется ведение государственного учета лесного фонда.

Порядок ведения государственного учета лесного фонда утвержден постановлением Правительства Республики Беларусь от 12 июля 2001 г. № 1032 (с изменениями и дополнениями от 22 сентября 2004 г.).

Государственный учет лесного фонда представляет собой систему непрерывного документального отражения информации о состоянии лесного фонда, происходящих в нем изменениях и ведется Минлесхозом, его территориальными органами, юридическими, а также лицами, ведущими лесное хозяйство. Объектом государственного учета являются лесной фонд - леса и покрытые ими земли, а также лесные земли, не покрытые лесом, и нелесные земли. Учетными единицами государственного учета лесного фонда являются единицы измерения площади, объема (запаса) древесины, длины (протяженности) путей транспорта, противопожарных устройств. Минлесхоз и его территориальные органы, юридические лица, ведущие лесное хозяйство, ежегодно ведут учет лесного фонда и составляют по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, учетную документацию государственного учета лесного фонда по формам и срокам, установленным данным министерством.

Исходными материалами для составления учетной документации государственного учета лесного фонда являются:

- материалы лесоустройства;

- акты приемки или изъятия  участков лесного фонда;

- решения об изъятии  и передаче в установленном  законодательством Республики Беларусь порядке участков лесного фонда во временное пользование юридическим лицам без изъятия их из состава земель лесного фонда; о предоставлении участков лесного фонда в аренду; о переводе лесов из одной группы или категории защитности лесов в другую; об отнесении лесов к группам или категориям защитности лесов;

- иные решения органов  государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов в области использования лесного фонда;

- акты технической приемки  лесных культур; перевода лесных культур в покрытые лесом земли; перевода земель в покрытые лесом земли при естественном восстановлении леса; освидетельствования мест рубок главного пользования; натурного обследования произошедших в лесном фонде изменений в результате пожаров и других стихийных бедствий;

- иные документы по  перечню, определяемому Минлесхозом.

Все юридические лица, ведущие лесное хозяйство, представляют учетную документацию государственного учета лесного фонда для согласования в пределах своей компетенции в землеустроительные службы местных исполнительных и распорядительных органов, лесхозы министерства. Согласованная учетная документация государственного учета лесного фонда направляется юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство, территориальным органам Минлесхоза, которые осуществляют учет и контроль за ее достоверностью и направляют ее в государственную лесоустроительную организацию Минлесхоза для включения в информационную систему государственного учета лесного фонда. Данная лесоустроительная организация создает и поддерживает функционирование информационной системы государственного учета лесного фонда путем обобщения и систематизации учетной документации государственного учета лесного фонда.

Ответственность за достоверность, своевременность предоставления и обновления сведений учетной документации государственного учета лесного фонда несут юридические лица, ведущие лесное хозяйство. Контроль за соблюдением установленного порядка ведения учетной документации государственного учета лесного фонда осуществляет Минлесхоз.

Данные учета государственного лесного фонда используются при определении основных направлений использования и воспроизводства лесов, изменении целевого назначения земель лесного фонда, установлении платежей за лесные пользования, возмещении вреда, причиненного лесному хозяйству, а также при ведении государственного лесного кадастра.

Государственный лесной кадастр является информационной системой, включающей экономические, экологические и социальные сведения о лесном фонде, создаваемой с целью обеспечения органов государственного управления, а также юридических лиц, ведущих лесное хозяйство, лесопользователей и иных заинтересованных содержащейся в нем информацией. Ведение государственного лесного кадастра представляет собой систему непрерывного документального отражения информации о состоянии лесного фонда, происходящих в нем изменениях и их экономической оценке. Объектом государственного лесного кадастра является лесной фонд. Учетными единицами государственного лесного кадастра являются единицы измерения площади участков лесного фонда, объема (запаса) древесины, таксационные показатели и показатели продуктивности лесов, единицы объема связываемой лесными насаждениями углекислоты, массы недревесных ресурсов леса, стоимости лесных ресурсов.

Государственный лесной кадастр содержит сведения об экологических, экономических и иных количественных и качественных характеристиках лесного фонда. Он ведется Минлесхозом, его территориальными органами и юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство, на основе материалов лесоустройства, инвентаризации и обследований лесов по единым для республики системам в порядке, установленным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 июля 2001 г. № 1031 (с изменениями и дополнениями от 22 сентября 2004 г.). Все юридические лица, занимающиеся лесным хозяйством, ведут учет лесного фонда и ежегодно по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, составляют учетную документацию государственного лесного кадастра по формам и срокам, установленным Минлесхозом. Данные государственного лесного кадастра используются при государственном управлении лесным хозяйством, переводе лесных земель в нелесные земли в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и (или) изъятии земель из лесного фонда, а также определении размеров платежей за пользование лесным фондом, возмещении вреда лесохозяйственного производства, оценке хозяйственной деятельности лесопользователей и юридических лиц, ведущих лесное хозяйство.

Информация о работе Правовое регулирование использования и охраны лесов