Правовое регулирование использования и охраны лесов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 14:42, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – общественные отношения по регулированию использования и охраны леса.
Предметом исследования являются законодательные и иные нормативные правовые акты, определяющие основы государственного регулирования охраны лесов, а также экологическое, административное, гражданское и уголовное законодательство, содержащие нормы, относящиеся к этой сфере.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………...………….....…...….… 5

ГЛАВА 1. ЛЕС КАК ОБЪЕКТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ...................................................................................… 8
1.1. Право исключительной государственной собственности на леса………………………………………………………………………….…..... 8
1.2. Лесное законодательство Республики Беларусь……………… 11

ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ОХРАНЫ, ЗАЩИТЫ ЛЕСНОГО ФОНДА И ВОСПРОИЗВОДСТВА ЛЕСОВ………………………………………………….……………. 14

ГЛАВА 3. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЕДЕНИЯ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА ………………………………………………………. 21
3.1. Контроль за состоянием, использованием, охраной и защитой лесного фонда и воспроизводства лесов……………….…....................…… 21
3.2. Учет лесов и ведение государственного лесного кадастра… 24
3.3. Лесной мониторинг.………………………………………….…… 28
3.4. Лицензирование лесопользования……………………………… 32
3.5. Основания возникновения, ограничения, приостановления и прекращения права лесопользования…………………………….……...…. 36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………….... 43

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…...… 45

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО.doc

— 187.00 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………...………….....…...….… 5

 

ГЛАВА 1. ЛЕС КАК ОБЪЕКТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ...................................................................................… 8

1.1. Право исключительной государственной собственности на леса………………………………………………………………………….…..... 8

1.2. Лесное законодательство Республики Беларусь……………… 11

 

ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ОХРАНЫ, ЗАЩИТЫ ЛЕСНОГО ФОНДА И ВОСПРОИЗВОДСТВА ЛЕСОВ………………………………………………….……………. 14

 

ГЛАВА 3. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЕДЕНИЯ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА ………………………………………………………. 21

3.1. Контроль за состоянием, использованием, охраной и защитой лесного фонда и воспроизводства лесов……………….…....................…… 21

3.2. Учет лесов и  ведение  государственного лесного кадастра… 24

3.3. Лесной мониторинг.………………………………………….…… 28

3.4. Лицензирование  лесопользования……………………………… 32

3.5. Основания возникновения, ограничения, приостановления и прекращения права лесопользования…………………………….……...…. 36

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………….... 43

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…...… 45 
ВВЕДЕНИЕ

 

Охрана окружающей человека природной среды и, в первую очередь, леса и составляющих его компонентов в современных условиях относится к числу наиболее важных народнохозяйственных и социальных задач.

Проблема охраны окружающей среды была острой во все времена. Однако сейчас человечество подошло к той роковой черте в рассматриваемой сфере, когда способно посредством ухудшения состояния окружающей среды уничтожить само себя, не прибегая к ядерной войне.

Обострение экологической ситуации, переходящее в глубокий кризис, характерно для всей территории Республики Беларусь. Варварское воздействие человека на окружающую природную среду, в том числе и преступным путем, достигло масштабов, ставящих под угрозу основу человеческого существования - естественную среду его обитания. Опасное нарушение природного равновесия биосферы республики, продолжающееся разрушение ее уникальных ландшафтов и природных резервантов, загрязнение атмосферы, вод, земель и леса, появление в окружающей природе новых агрессивных химических и биологических агентов привело к тому, что часть ее территории фактически является зоной экологического бедствия.

Для стабилизации сложившейся в настоящее время экологической ситуации в Беларуси первостепенное значение имеют леса.

Ведь лес - это не только источник различных материальных благ, но и важнейший фактор сохранения благоприятной природной среды, легкие нации. Именно лесам принадлежит особая роль в утилизации углекислоты и пополнении запасов кислорода на Земле, в сохранении и очищении водных ресурсов, а также в защите плодородного слоя почвы от ветровой и водной эрозии. Лес эффективно влияет на температурный и водный режимы, равномерное распределение осадков, он очищает атмосферный воздух от вредных примесей и пыли. Наконец лес необходим для оздоровления самого человека, улучшения его физического и морального состояний, для сохранения биологического разнообразия в природной среде.

Учитывая вышеизложенное, лесохозяйственную деятельность следует рассматривать как отрасль народного хозяйства, направленную не только на воспроизводство лесных ресурсов, но и на сохранение и восстановление окружающей природной среды. Однако помимо производственных мер охраны и защиты лесов существуют также социальные, экономические, медико-биологические и целый ряд других мер, в том числе и меры правовые, которые играют важную роль в сохранении и восстановлении экологического равновесия в окружающей среде Беларуси, в том числе и ее лесах.

Изучению понятия «Правовое регулирование использования и охраны лесов»  посвящены работы многих авторов, в их числе: Демичев Д.М., Балашенко С.А., Бринчук М.М., Боголюбов С.А., Цыпарков Н.Г. и др. В трудах названных учёных раскрыта сущность правового регулирования использования и охраны лесов.

Объект исследования – общественные отношения по регулированию использования и охраны леса.

Предметом исследования являются законодательные и иные нормативные правовые акты, определяющие основы государственного регулирования охраны лесов, а также экологическое, административное, гражданское и уголовное законодательство, содержащие нормы, относящиеся к этой сфере.

Основная цель данной курсовой работы – комплексное исследование теоретических и практических вопросов правового регулирования использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов.

Задачи: дать характеристику категории «лес»; проанализировать различные нормативные правовые акты в области использования и охраны леса; рассмотреть систему государственных органов, осуществляющих управление в области использования и охраны леса, проанализировать их полномочия; исследовать правовые основы ведения лесного хозяйства.

При исследовании данной темы использовались такие методы, как историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-юридический и др.

 

 

ГЛАВА 1

ЛЕС КАК ОБЪЕКТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ

 

1.1 Право исключительной государственной собственности на леса

 

Лес - это охраняемый законом природный объект, составная часть окружающей природной среды, представляющая собой совокупность естественной и искусственно созданной древесно-кустарниковой растительности, напочвенного покрова, животных и микроорганизмов, образующая лесной биоценоз и используемая в хозяйственных, рекреационных, оздоровительных, санитарно-гигиенических, научно-исследовательских и других целях.

Лесной фонд образуют леса и покрытые ими земли, а также лесные земли, не покрытые лесом, и нелесные земли. Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Республики Беларусь [14, ст. 4].

В лесной фонд не входят:

- единичные деревья, их  группы, а также иная древесно-кустарниковая  растительность (насаждения), в том  числе полезащитные лесные полосы, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения;

- единичные деревья, их  группы, а также иная древесно-кустарниковая  растительность (насаждения) в пределах  полос отвода железных и автомобильных  дорог, иных транспортных и коммуникационных линий и каналов;

- единичные деревья, их  группы, а также иная древесно-кустарниковая растительность (насаждения) на землях оздоровительных учреждений, населенных пунктов (за исключением городских лесов), на земельных участках, предоставленных гражданам для ведения коллективного садоводства и дачного строительства, личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилых домов.

Обращение с древесно-кустарниковой растительностью (насаждениями), не входящей в лесной фонд, регулируется законодательством Республики Беларусь о растительном мире и иным законодательством.

Согласно Лесному кодексу Республики Беларусь в соответствии с экономическим, экологическим и социальным значением лесного фонда, его местонахождением и выполняемыми им функциями производятся деление лесного фонда по группам лесов и разграничение лесов первой группы по категориям защитности.

В лесном фонде выделяются леса первой и второй групп.

К первой группе лесов относятся:

- леса, расположенные на  особо охраняемых природных территориях (заповедники, национальные парки, заказники республиканского значения, памятники природы республиканского значения);

- леса особо ценных  участков лесного фонда, имеющие генетическое, научное и историко-культурное значение;

- водоохранные леса (запретные  полосы лесов и леса в границах  водоохранных зон по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов);

- защитные леса (противоэрозионные  леса, защитные полосы лесов вдоль железных дорог и автомобильных дорог общего пользования);

- санитарно-гигиенические  и оздоровительные леса (городские леса, леса зеленых зон вокруг городов, других населенных пунктов и промышленных предприятий, в том числе леса лесопарковых частей зеленых зон, леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения и леса округов санитарной охраны курортов (курортные леса).

Ко второй группе относятся леса, которые не вошли в первую группу (эксплуатационные леса).

В лесах первой и второй групп могут быть выделены особо защитные участки с ограниченным режимом лесопользования (почвозащитные участки леса вдоль склонов оврагов, прибрежные полосы по берегам водных объектов, места обитания и распространения редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных, растений, особо охраняемые части заказников, опушки леса по границе населенных пунктов и др.).

В структуре лесного фонда Республики Беларусь леса первой группы занимают 4601 тыс. га, или около 50% всего лесного фонда. Из них наибольшую площадь занимают водоохранные леса (31%), зеленые зоны (30%), защитные зоны (26%). Леса второй группы выполняют водоохранно-защитные и климаторегулирующие функции. В порядке лесовосстановления в Республике Беларусь созданы искусственные насаждения (лесные культуры). Их общая площадь составляет 1,6 млн. га, или 21,3% , покрытых лесом.

Отнесение лесов к группам и категориям защитности, перевод их из одной группы или категории защитности в другую, выделение особо защитных участков леса с ограниченным режимом лесопользования производится на основании материалов лесоустройства или специальных научных исследований, а также исходя из выполняемых ими функций, месторасположения лесов и эколого-экономического обоснования.

Распределение лесов по группам, а также перевод их из одной группы в другую осуществляются на основании решения Правительства Республики Беларусь, принимаемого по совместному представлению Минлесхоза и Минприроды.

Географическое расположение и климатические особенности Беларуси обусловили преобладание на ее территории лесных и околоводно-болотных экосистем. Леса являются господствующим типом растительного покрова Беларуси, занимающего около 66% всей территории. Ими покрыто 35,5% территории республики, что составляет по площади 7371,7 тыс. га.

Основная часть лесов (около 80%) находится в ведении Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь. На заповедных территориях находится около 6% лесов.

Основу лесных отношений составляет государственная собственность на леса. Леса составляют исключительную собственность государства [13, ст. 13]. Содержание данного права составляют правомочия Республики Беларусь по владению, пользованию и распоряжению лесами на всей территории республики. Таким образом, леса предоставляются только в пользование, а право распоряжения ими принадлежит исключительно государству в лице соответствующих органов управления.

 

1.2 Лесное законодательство Республики Беларусь

 

Лесное законодательство Республики Беларусь основывается на положениях Конституции Республики Беларусь и состоит из Лесного кодекса, декретов и указов Президента Республики Беларусь, а также иных актов законодательства, регулирующих отношения в области использования, охраны, защиты государственного лесного фонда и воспроизводства лесов.

Специальными законодательными актами, регулирующими лесные отношения, являются законы Республики Беларусь: от 26 ноября 1992 г. «Об охране окружающей среды» (в редакции Закона от 17 июля 2002 г. с последующими изменениями и дополнениями); от 20 октября 1994 г. «Об особо охраняемых природных территориях» (в редакции Закона от 23 мая 2000 г.); от 19 сентября 1996 г. «Об охране и использовании животного мира»; от 18 июня 1993 г. «О государственной экологической экспертизе» (в редакции Закона от 14 июля 2000 г.), а также Концепция развития лесного комплекса Республики Беларусь до 2015г., одобренная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 сентября 1999 г. № 1502; постановления Правительства: от 21 июня 2001 г. № 915 «Об утверждении Порядка осуществления мониторинга лесов» (с изменениями и дополнениями от 22 сентября 2004г.); от 12 июля 2001 г. № 1031 «Об утверждении Порядка ведения государственного лесного кадастра» (с изменениями и дополнениями от 22 сентября 2004г.); от 12 июля 2001г. № 1032 «Об утверждении Порядка ведения государственного учета лесного фонда» (с последующими изменениями и дополнениями) и др.

Задачами лесного законодательства Республики Беларусь является обеспечение рационального использования лесов, их охрана, защита и воспроизводство исходя из принципов устойчивого управления лесами и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем, сохранения и усиления средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, рекреационных и иных функций лесов, повышения их ресурсного потенциала, удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах на основе научно обоснованного, многоцелевого лесопользования.

Информация о работе Правовое регулирование использования и охраны лесов