Эффективность управления ресурсами муниципально образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 10:58, курсовая работа

Описание работы

Все более расширяющийся процесс регионализации экономики объективно предопределяет перемещение центра тяжести в решении многих вопросов, в значительной степени касающихся условий обеспечения жизне-деятельности населения, на уровень территорий. Возможность эффективного регулирования процесса социально-экономического развития отдельных административных образований находится в прямой зависимости от рационального использования экономических ресурсов территорий, основной доставляющей которых являются бюджетные ресурсы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.. 1
ГЛАВА 1.УПРАВЛЕНИЕ РЕСУРСАМИ КАК ОСНОВА.. 3
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ.. 3
1.1.Организационно-финансовые аспекты управления. 3
экономическим развитием муниципального образования. 3
1.2 Критерии эффективного управления ресурсами муниципальных образований 14
1.3 Повышение эффективности управления ресурсами. 25
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РЕСУРСАМИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД ДЗЕРЖИНСКИЙ». 36
2.1 Оценка состояния ресурсов муниципального развития. 36
2.2 Определение направлений развития ресурсов. 55
2.3 Ключевые проблемы, сдерживающие развитие города. 59
ГЛАВА 3. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ.. 61
РЕСУРСОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.. 61
«ГОРОД ДЗЕРЖИНСКИЙ». 61
3.1 Научно-техническое и промышленное развитие. 61
3.3 Развитие городского сообщества и общественного самоуправления. 65
3.5 Информационное развитие. 69
3.4 Развитие культуры и отдыха. 70
3.5 Развитие городской инженерной инфраструктуры.. 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 81

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 431.50 Кб (Скачать файл)

Решение вопросов финансовой деятельности в соответствии с особенностями городских органов  власти.

Особенностью  власти городского самоуправления, в  отличие от государственной власти, является отсутствие ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Последняя вообще отсутствует как элемент власти на уровне местного сообщества, т.е. отсутствует, в принципе, какое-либо подчинение судей органам местного самоуправления. Разделение же властей на муниципальном уровне может проявляться только посредством разграничения полномочий между представительными и исполнительными органами власти при наличии общих предметов ведения.

В соответствии с  природой местных органов власти решаются и конкретные вопросы финансовой деятельности. Таким образом, местные органы власти одновременно решают несколько задач: обеспечение нормального функционирования объектов, обеспечивающих потребности населения и создание экономической основы для своей деятельности.

Самоуправление на любом уровне эффективно только в том случае, если оно опирается на солидную финансовую и экономическую основу, а реальной властью обладает лишь тот орган, который располагает ресурсами. При этом, интересно заметить, что передача государственными органами определенных полномочий по решению тех или иных вопросов требует передачи соответствующего финансово-экономического обеспечения муниципалитетов. Однако, реализация задач городского самоуправления требует высокой степени самостоятельности финансовой и экономической базы.     

 Экономическая  основа местного самоуправления  определяется статьей 49 ФЗ «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в РФ»  № 131-ФЗ от 6.10.2003 г : экономическую  основу местного самоуправления  составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. При этом муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности.[8]     

 В  соответствии со ст. 50 ФЗ «Об  общих принципах организации  местного самоуправления» в собственности  муниципальных образований может  находиться различное имущество,  во многом зависимое от уровня муниципального образования.      

 В  собственности муниципальных образований  может находиться[9] :

1) имущество,  предназначенное для решения  установленных Федеральным законом вопросов местного значения;

2) имущество,  предназначенное для осуществления  отдельных государственных полномочий, переданных органам местного  самоуправления, в случаях, установленных  федеральными законами и законами  субъектов Российской Федерации;

3) имущество,  предназначенное для обеспечения  деятельности органов местного  самоуправления и должностных  лиц местного самоуправления, муниципальных  служащих, работников муниципальных  предприятий и учреждений в  соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

2. В  собственности поселений могут  находиться[10]:

1) имущество,  предназначенное для электро-, тепло-, газо-  и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения;

2) автомобильные  дороги общего пользования, мосты  и иные транспортные инженерные  сооружения в границах населенных  пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения, а также имущество, предназначенное для их обслуживания;

3) жилищный  фонд социального использования  для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда;

4) пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения в границах поселения;

5) имущество,  предназначенное для предупреждения  и ликвидации последствий чрезвычайных  ситуаций в границах поселения;

6) объекты,  а также пожарное оборудование и снаряжение, предназначенные для обеспечения первичных мер по тушению пожаров;

7) библиотеки;

8) имущество,  предназначенное для организации  досуга и обеспечения жителей  поселения услугами организаций  культуры;

9) объекты  культурного наследия (памятники истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенные в границах поселения;

10) имущество,  предназначенное для развития  на территории поселения массовой  физической культуры и спорта;

11) имущество,  предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения;

12) имущество,  предназначенное для сбора и  вывоза бытовых отходов и мусора;

13) имущество,  включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения;

14) имущество,  предназначенное для официального  опубликования (обнародования) муниципальных  правовых актов, иной официальной  информации;

15) земельные  участки, отнесенные к муниципальной собственности поселения в соответствии с федеральными законами;

16) обособленные  водные объекты на территории  поселения;

17) леса, расположенные в границах населенных  пунктов поселения.

3.. В  собственности муниципальных районов  могут находиться[11]:

1) имущество,  предназначенное для электро-  и газоснабжения поселений в  границах муниципального района;

2) автомобильные  дороги  общего пользования между населенными пунктами,  мосты и иные транспортные инженерные сооружения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, за исключением автомобильных  дорог общего пользования,  мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения, а также имущество, предназначенное для их обслуживания;

3) пассажирский  транспорт и другое имущество,  предназначенные для транспортного  обслуживания населения между  поселениями на территории муниципального  района;

4) имущество,  предназначенное для организации и осуществления экологического контроля;

5) имущество,  предназначенное для предупреждения  и ликвидации последствий чрезвычайных  ситуаций на территории муниципального  района;

6) имущество,  предназначенное для организации  охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией;

7) имущество,  предназначенное для обеспечения  общедоступного и бесплатного  дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного)  общего образования, а также  предоставления дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время;

8) имущество,  предназначенное для оказания  на территории муниципального  района скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;

9) имущество,  предназначенное для утилизации  и переработки бытовых и промышленных  отходов;

10) архивные  фонды, в том числе кадастр землеустроительной и градостроительной документации, а также имущество, предназначенное для хранения указанных фондов;

11) имущество,  включая земельные участки, предназначенное  для содержания на территории  муниципального района межпоселенческих мест захоронения и  организации ритуальных услуг;

12) межпоселенческие  библиотеки и библиотечные коллекторы;

13) имущество,  необходимое для официального  опубликования (обнародования) муниципальных  правовых актов, иной официальной  информации;

14) земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности муниципального района в соответствии с федеральными законами;

15) обособленные  водные объекты на территории  муниципального района, расположенные  на межселенной территории муниципального  района.

4. В  собственности городских округов могут находиться все виды имущества, перечисленные для муниципальных районов и поселений.

Финансовые  ресурсы местного самоуправления составляют:

Доходы  от местных, региональных и федеральных  налогов и сборов, а также средства самообложения граждан.[12]

Кроме того, несмотря на то, что органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти, последняя обеспечивает их функционирование путем выравнивания уровня  бюджетной обеспеченности муниципальных образований.

1.2 Критерии эффективного управления  ресурсами муниципальных образований

 

Универсальных критериев социальной эффективности  управления не существует. Однако в  определении социального эффекта необходимо учитывать масштабы управленческого решения, мотивы управления, а также временные интервалы, в течение которых предполагается получить ожидаемый результат. Можно вполне согласиться с тем, что социальный эффект есть мера содействия решению социальной проблемы: чем в большей степени то или иное действие способствует ее решению, тем оно социально эффективнее[13].

Как известно, задача местного самоуправления - решение вопросов местного значения. Соответственно, чем лучше они решаются - тем местное самоуправление эффективнее. Демократические традиции развитых стран позволяют сформулировать определенные общезначимые принципы эффективного функционирования местного самоуправления[1]. К ним относятся:

·   широкие возможности и права в вопросах финансовой и хозяйственной самостоятельности, реализуемые в том числе посредством разумного налогообложения населения, предприятий и организаций;

·   значительная свобода действий в сферах, связанных с жизнеобеспечением населения, проживающего на данной территории;

·   ограничение вмешательства государства только сферой, предписанной законом;

·   отделение функций нормативного регулирования от функций непосредственного хозяйственного управления сферами обслуживания населения;

·   четкое разграничение уровней местного самоуправления через определение для каждого из них не перекрывающих друг друга сфер влияния и компетенции;

·   самоуправление через выборы доверенных лиц, сменяемых и подотчетных населению;

·   широкая социальная база процессов принятия решений и управления.    

 Эффективность  местного самоуправления определяется, прежде всего материальными и  финансовыми ресурсами, имеющимися  в распоряжении местного сообщества. В статье 9 Европейской хартии о местном самоуправлении отмечается, что в рамках национальной экономической политики органы местного самоуправления имеют право на обладание достаточными собственными финансовыми средствами, которыми они могут свободно распоряжаться для осуществления своих функций. Финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны предоставляемым в соответствии с законом полномочиям. Собственно финансовые системы, на которых основываются средства местных органов самоуправления, должны быть достаточно разнообразными и гибкими, чтобы следовать, насколько это возможно, за изменением издержек, возникающих при осуществлении компетенции местных органов.

Помимо  процентных отчислений от налогов и  других платежей по законодательно установленным нормативам, а также сумм, выделяемых из бюджета вышестоящего уровня (дотаций и субвенций)[14], финансовую базу местного самоуправления должны составлять местные налоги и сборы, ставки которых, в рамках закона, вправе устанавливать органы местного самоуправления. Совершенствование налоговой системы на местном уровне приобретает особую актуальность в связи с тем, что состояние экономики и финансов страны в целом, явная недостаточность собственных закрепленных доходов препятствуют эффективному выполнению органами местного самоуправления своих функций. Специфические особенности последних заключаются в том, что производство общественных товаров и услуг финансируется из местных бюджетов, сами товары и услуги подлежат коллективному потреблению, которое, особенно учитывая снижение жизненного уровня значительной части населения нашей страны, должно быть гарантировано.

Можно утверждать, что возможности органов местного самоуправления пополнять свои бюджеты за счет введения дополнительных местных налогов на сегодняшний день весьма ограничены. В этой связи возникает необходимость ослабить жесткую финансово-бюджетную зависимость от вышестоящих управленческих уровней, создать условия для повышения эффективности системы местного налогообложения. Для этого требуется внести изменения в налоговое законодательство, а именно - предоставить органам местного самоуправления налоговую базу, достаточную для формирования бюджета, способного обеспечить минимальный уровень развития муниципального образования. Критерием может быть средняя бюджетная и финансовая обеспеченность одного жителя, проживающего на данной территории.

Продуманная налоговая политика, в том числе  различные скидки, льготы или полное освобождение от отдельных налогов, должна быть одним из направлений целенаправленной поддержки на местном уровне малого и среднего предпринимательства. Это имеет большое значение для экономики России, так как конкурентное народное хозяйство не может существовать без результативно функционирующего малого бизнеса. С его помощью могут быть решены многие не только экономические, но и социальные задачи. Как показывает опыт государств с развитой экономикой, малый бизнес выполняет ряд важнейших функций. Способствуя повышению эффективности производства, он выступает дополнительным источником конкуренции. Малый бизнес более восприимчив к нововведениям, чем крупные корпорации, так как может быстро перестраивать производство и апробировать оригинальные идеи, а из-за ограниченности финансовых средств заинтересован в ускоренной разработке технических проектов. Поэтому, представляя полигон для новаций, малые предприятия способствуют внедрению новых технологий и новых изделий. Заполняя рыночные ниши, которые крупные компании считают недостаточно емкими, малые предприятия способствуют наполнению потребительского рынка товарами и услугами. Создание новых рабочих мест - а за рубежом около половины их прироста приходится на малый бизнес - амортизирует негативное влияние на крупные предприятия неожиданных экономических, социальных и политических потрясений. Малые предприятия больше способствуют самовыражению личности, предоставляя ей возможность лучше почувствовать свою нужность. На таких предприятиях складываются особые человеческие отношения и более благоприятный социально-психологический климат, свойственный небольшому трудовому коллективу, объединенному стремлением к самостоятельности и выживанию. И, наконец, развитие малого бизнеса способствует формированию широких слоев собственников и предпринимателей[15].

Информация о работе Эффективность управления ресурсами муниципально образования