Эффективность управления ресурсами муниципально образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 10:58, курсовая работа

Описание работы

Все более расширяющийся процесс регионализации экономики объективно предопределяет перемещение центра тяжести в решении многих вопросов, в значительной степени касающихся условий обеспечения жизне-деятельности населения, на уровень территорий. Возможность эффективного регулирования процесса социально-экономического развития отдельных административных образований находится в прямой зависимости от рационального использования экономических ресурсов территорий, основной доставляющей которых являются бюджетные ресурсы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.. 1
ГЛАВА 1.УПРАВЛЕНИЕ РЕСУРСАМИ КАК ОСНОВА.. 3
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ.. 3
1.1.Организационно-финансовые аспекты управления. 3
экономическим развитием муниципального образования. 3
1.2 Критерии эффективного управления ресурсами муниципальных образований 14
1.3 Повышение эффективности управления ресурсами. 25
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РЕСУРСАМИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД ДЗЕРЖИНСКИЙ». 36
2.1 Оценка состояния ресурсов муниципального развития. 36
2.2 Определение направлений развития ресурсов. 55
2.3 Ключевые проблемы, сдерживающие развитие города. 59
ГЛАВА 3. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ.. 61
РЕСУРСОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.. 61
«ГОРОД ДЗЕРЖИНСКИЙ». 61
3.1 Научно-техническое и промышленное развитие. 61
3.3 Развитие городского сообщества и общественного самоуправления. 65
3.5 Информационное развитие. 69
3.4 Развитие культуры и отдыха. 70
3.5 Развитие городской инженерной инфраструктуры.. 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 81

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 431.50 Кб (Скачать файл)

·   мотивационный;

·   интеллектуальный;

·   информационный;

·   коммуникативный;

·   состязательный;

·  социально-психологический;

·   демографический;

·   социально-экологический;

·   деятельностный;

·   инновационный;

·   кадровый;

·   технологический;

·   организационный;

·   духовно-нравственный;

·   правовой.

Социальные  ресурсы имеют ряд особенностей, принципиально отличающие их, скажем, от природных ресурсов.

Во-первых, природные ресурсы исчерпаемы (например, ресурсы месторождений полезных ископаемых), тогда как социальные ресурсы в известном смысле неисчерпаемы. Так, технологический или организационный ресурсы могут существовать как угодно долго, независимо от того, используем мы их или нет. Использование данных ресурсов не означает их "исчерпывания". Используя эти ресурсы, мы, напротив, способствуем прогрессивному изменению, поднятию местного сообщества на новый, более высокий уровень его развития.

Во-вторых, социальные ресурсы ––  это не только частично, но и целиком возобновляемые ресурсы. Используя, к примеру, состязательный ресурс, мы отнюдь не уменьшаем и не уничтожаем его, а напротив, оставляем в целости и сохранности и даже наращиваем его. Чем активнее мы используем соревновательный ресурс, тем в большей мере способствуем его развитию.

В-третьих, природные ресурсы можно держать  в запасе. Иное дело – социальные ресурсы. Их нельзя держать в запасе, ибо они начинают быстро обесцениваться и деградировать.

В-четвертых, природные ресурсы поддаются  количественному измерению и  оценке. Можно подсчитать величину энергетических ресурсов и наметить пути их рационального использования. Точно так же можно определить и оценить земельные, водные, лесные и др. ресурсы. Но труднее это сделать применительно, скажем, к тому же состязательному ресурсу. Как измерить этот ресурс и определить его достаточность или недостаточность? На этот вопрос ответа пока нет.

В-пятых, применительно к природным ресурсам можно более или менее определенно  говорить об их достаточности или  недостаточности. То же можно сказать и о технических ресурсах (например, той или иной технической системы, двигателя и т. д.). В отношении социальных ресурсов критерии достаточности - недостаточности пока не разработаны. Здесь действует пока схема линейного мышления "чем больше – тем лучше". Хотя на интуитивно - практическом уровне возникает ощущение достаточности - недостаточности социальных ресурсов (информационных, коммуникативных и др.)

В-шестых, социальные ресурсы отличаются сравнительно большим многообразием, взаимодополнительностью, взаимозаменяемостью.

Только  в отношении местного самоуправления выделяются 15 видов ресурсов, которые  и дополняют (мотивационные и  информационные) и заменяют (состязательные и деятельностные) друг друга. Достаточно высок коммуникативный ресурс местного самоуправления, который пока проявляется в основном на локальном территориальном и служебном уровнях. Высок показатель готовности населения к сотрудничеству и взаимопомощи, которая реализуется опять же преимущественно в сфере непосредственных межличностных (территориальных и служебных) контактов. Коммуникативный ресурс подрывается тенденцией ухудшения взаимоотношений жителей. Невысок уровень персонифицированности в отношениях "население- местная администрация". Преобладает стереотип негативного восприятия работников администрации со стороны части населения, видящего в них чиновников, не учитывающих и не знающих интересов людей. Ослаблен соревновательный потенциал местного самоуправления. Невысок уровень информированности  о местных достижениях, заслуженных людях и т. п. Мало сравнительной информации о достоинствах и успехах, проблемах и недостатках. В заброшенном или зачаточном состоянии находятся специальные организационные формы инициирования и развития соревновательных отношений. Весьма низок уровень использования инновационного ресурса местного сообщества. Слабо развивается малый инновационный бизнес. Осуществлению нововведений мешают два основных фактора: экономическая нестабильность; бесконечные согласования, хождения по различным инстанциям. Настораживает и еще одно обстоятельство. Нововведение связано, как правило, с риском. Приходится рисковать психологическим комфортом, отношениями с руководством и подчиненными и т. п. Начиная инновационную деятельность, нужно быть готовым к риску, однако почти треть муниципальных служащих стараются избегать рискованных ситуаций.  

Кадровый  ресурс местного самоуправления можно  охарактеризовать так. Во-первых, достаточно высок уровень общей и профессиональной подготовки муниципальных служащих, но им недостает управленческой подготовки, о чем они и сами заявляют. Управленческая культура муниципальной службы остается пока еще на невысоком уровне. Наиболее ощутим недостаток качеств "тактичность", "единство слова и дела", "профессиональная честь", "подвижничество". Во-вторых, коммуникативные качества муниципальных служащих (внимание к людям, манеры поведения) уступают их профессиональным и организаторским качествам. В-третьих, обнаруживается различие в критериях оценки деятельности работников аппарата администрации муниципальными служащими, с одной стороны, и жителями, с другой. Муниципальные служащие судят о своей деятельности по субъективной активности (намерениям, целеустремленности и т. д.), жители –– по объективной, опредмеченной активности, т. е. По результатам деятельности. В недостаточной мере используется технологический ресурс местного самоуправления, а именно:

·   при постановке и согласовании управленческих целей, выявлении управленческих проблем, информационном обеспечении управленческих решений и действий;

·   при диагностировании и прогнозировании управленческих проблем и ситуаций, поведения партнеров, ресурсного обеспечения управленческих целей;

·   при планировании (программировании) управленческих воздействий, принятии решений, выборе оптимальных способов и методов управленческого воздействия;

·   при организации коммуникативного взаимодействия, выборе и применении способов регулятивного и мотивационного воздействия, критериев оценки сотрудников и процедур их отбора.  

Если  говорить о духовно-нравственном потенциале муниципального образования, то он в значительной степени несет отрицательный заряд. Пессимизм, отсутствие перспективы, нацеленность на выживание, разрушение моральных устоев, переход к новым ценностям рыночной экономики создают особую моральную атмосферу, не способствующую укреплению и развитию местного самоуправления. К использованию правового ресурса лишь приступают. Сделаны первые шаги в развитии муниципального права. Необходим правовой всеобуч, правовая культура, святое отношение к закону. Тогда правовой ресурс заработает в полной мере. Конечным критерием же использования потенциала местного самоуправления может служить участие населения в решении местных проблем с целью создания благоприятных условий совместной жизнедеятельности.

Анализ  ресурсов МО проводится по важнейшим ресурсным факторам социально-экономического развития города. Набор факторов может быть более или менее полным в зависимости от величины и специфики города. К основным ресурсам, подверженным анализу можно отнести[17]:

· географическое положение и природные богатства  - фактор доступности города становится одним из решающих ресурсов привлечения инвестиций, а также наличие природных ресурсов

· демографические ресурсы  – важным является динамика численности населения, роль миграционных потоков, возрастной состав граждан, факторы прироста и убыли населения.

· общественно-политическая ситуация – важные характеристики общественно-политической среды, степени преемственности власти, уровня доверия населения органам местного самоуправления;

· производственно-технический потенциал предприятий и структура экономики – это один из определяющих факторов. Здесь важен анализ состава и тенденций развития градообразующих отраслей, их вклада в городской бюджет и стабильную занятость населения. Необходим также анализ структуры малого бизнеса, его ресурсы.

· инфраструктура  - важнейшим фактором является транспортный с характеристиками доступности и близости его к автомагистралям, железнодорожному сообщению, аэропортам, портам. Важны показатели эффективности организации работы внутригородского общественного транспорта.

· финансово-бюджетный потенциал – необходимо знать степень сбалансированности городского бюджета, структуру его доходов и расходов, основные резервы доходов на будущее, степень зависимости от вышестоящего бюджета; основные тенденции расходов бюджета.

· инвестиционный климат  - один из главных конкурентных факторов ; важны характеристики общих объемов инвестиций и их структура по отраслям, тенденции изменения.

· наличие ресурсов свободных площадей и земель  - необходимо рассмотреть структуру использования муниципальных земель, иметь анализ свободных земель и помещений.

· торговля и общественное питание –  эти городские ресурсы существенно влияют на жизнь города, они характеризуются числом и структурой предприятий данной сферы, тенденциями развития товарооборота, степенью удовлетворения спроса населения товарами.

· научные учреждения и образование – ресурсы образования и науки является в современных условиях одним из наиболее перспективных с точки зрения обеспечения города целым рядом  конкурентных преимуществ по подготовке кадров, вовлечению молодежи в активную творческую деятельность, привлечению и закреплению здесь новых секторов роста.

· городское хозяйство и жильё – важны структура предприятий ЖКХ и их основные функции, структура и объем жилья, показатели обеспеченности горожан жильем и услугами ЖКХ, характеристики качества услуг в данной сфере.

· социальная сфера – важны параметры общей ситуации в социальной сфере, структура и функции организаций, степень удовлетворенности граждан социальными услугами.

· Экология – важный ресурс территории, по данному фактору необходим анализ наличия природных ресурсов , степени чистоты и качества воздуха, воды.

· Здравоохранение – здоровье населения – важнейший ресурс трудовых ресурсов, здесь необходимо проанализировать структуру и функции лечебных заведений, качество материально-технической базы медицины; степень укомплектованности врачами, уровень заболеваемости, уровень смертности.

· Культура – анализу подвергаются ресурсы культурного потенциала города, городские традиции, интерес населения к историческим ценностям, структура учреждений культуры.

· Туризм  - существующая структура туризма и варианты её развития

· Молодежь – является важнейшей целевой группой стратегического развития, определяющей ресурсы будущего города. Необходимо рассмотреть стимулы закрепления молодежи в городе; проанализировать общую численность молодежи, уровень ее образования, интересов.

· Спорт  - наличие крупных спортивных объектов , возможности проведения крупных спортивных мероприятий.

· духовная среда      -  анализу подвергаются ресурсы культурного потенциала города

· имидж города   -  это один из решающих для будущего города ресурсов, характеризуемый понятиями уже сложившегося и перспективного имиджа города в России и на международном уровне.

· региональное сотрудничество – роль города в регионе, стране, на международной арене, интенсивность его сотрудничества с соседними городами, внутри страны и за рубежом, в том числе с городами - побратимами, результативность участия города в деятельности сетевых организаций и союзов городов, активность проведения мероприятий российского и международного уровня, планируемые крупные проекты в данной сфере.   

 Пофакторный  анализ предусматривает суммирующее  описание позитивных и негативных  сторон, рисков города сначала  в отдельности по каждому фактору.        

      Определение главной цели, основных стратегических направлений и подцелей экономической стратегии развития ресурсов города требует учета сложной системы факторов, которые можно разделить на три основные группы :  

 Первая  группа – это внешние факторы , характеризующие вертикаль приоритетов и тенденций развития экономики в мире, стране, регионе и объединяющие те явления и процессы, которые протекают не в самом городе, но оказывают более или менее существенное влияние на целевую направленность экономической стратегии города. Эту вертикаль образуют :

· важнейшие мировые тенденции процессов урбанизации, глобализации экономического развития и вытекающие из них целевые установки для формирования стратегии городов;

· целевая  направленность стратегии передовых  городов Европы и России и те уроки, которые можно извлечь из опыта городов, уже разработавших различного рода стратегические планы и проекты ;

· главные  направления стратегии развития экономики России, приоритеты экономической  политики на будущее, задающие определенные формальные рамки для траектории движения городов и регионов;    

 Вторая  группа  - это внутренние факторы – те объективные характеристики, которые изнутри  обуславливают цели экономической стратегии городского развития и определяют специфику целеполагания, присущую именно данному конкретному городу.  

 Среди  внутренних факторов особое место  принадлежит следующим:

·   основные конкурентные преимущества и сильные позиции экономики  города, анализ и выявление которых позволяет сформулировать позитивные стороны и характеристики города для целеполагания будущего прогресса;

·   негативные тенденции и стороны развития экономики города, те опасности, которые ожидают его в будущем;

·   возможности и шансы будущего развития экономики города;

·   риски, возникновение которых может быть обусловлено современными факторами развития экономики города.       

Информация о работе Эффективность управления ресурсами муниципально образования