Эффективность управления ресурсами муниципально образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 10:58, курсовая работа

Описание работы

Все более расширяющийся процесс регионализации экономики объективно предопределяет перемещение центра тяжести в решении многих вопросов, в значительной степени касающихся условий обеспечения жизне-деятельности населения, на уровень территорий. Возможность эффективного регулирования процесса социально-экономического развития отдельных административных образований находится в прямой зависимости от рационального использования экономических ресурсов территорий, основной доставляющей которых являются бюджетные ресурсы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.. 1
ГЛАВА 1.УПРАВЛЕНИЕ РЕСУРСАМИ КАК ОСНОВА.. 3
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ.. 3
1.1.Организационно-финансовые аспекты управления. 3
экономическим развитием муниципального образования. 3
1.2 Критерии эффективного управления ресурсами муниципальных образований 14
1.3 Повышение эффективности управления ресурсами. 25
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РЕСУРСАМИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД ДЗЕРЖИНСКИЙ». 36
2.1 Оценка состояния ресурсов муниципального развития. 36
2.2 Определение направлений развития ресурсов. 55
2.3 Ключевые проблемы, сдерживающие развитие города. 59
ГЛАВА 3. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ.. 61
РЕСУРСОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.. 61
«ГОРОД ДЗЕРЖИНСКИЙ». 61
3.1 Научно-техническое и промышленное развитие. 61
3.3 Развитие городского сообщества и общественного самоуправления. 65
3.5 Информационное развитие. 69
3.4 Развитие культуры и отдыха. 70
3.5 Развитие городской инженерной инфраструктуры.. 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 81

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 431.50 Кб (Скачать файл)

Ниже  перечислены ключевые проблемы сдерживающие развитие Дзержинского:

·   Ограничения пространственного роста: дефицит земельных ресурсов

·   Отток квалифицированных кадров, предпочитающих более высокооплачиваемое трудоустройство в Москве с широкими возможностями занятости и как следствие усиление «спальных» функций города.

·   Неблагоприятная экологическая ситуация связанная с соседствующими с городом экологически грязными предприятиями Москвы (МНПЗ, МКАД) и существенным загрязнением  воды Москвы-реки.

·   Недостаток энергетических ресурсов для развития города при создании новых предприятий, развития новых, жилищного строительства

·   Значительный износ основных фондов ЖКХ. Техническое состояние систем инженерной инфраструктуры (теплотрассы, водоводы, системы транспортирования и очистки сточных вод, городские электросети) требует постоянных финансовых вложений в течение ближайших 10-15 лет.

·   Износ основных фондов промышленных предприятий и необходимость  их модернизации. Основные фонды ТЭЦ-22 значительно изношены и требуют крупных ежегодных капитальных  вложений. В связи с длительной не полной загруженностью  основных фондов ФЦДТ «Союз» приведение их в рабочее состояние потребует значительных капитальных вложений.

·   Низкая конкурентоспособность продукции  некоторых предприятий и как следствие привлечение на них  значительного количества иногородней рабочей силы, что обостряет конкуренцию на рынке труда и в итоге снижает уровень заработной платы в городе.

 

 

ГЛАВА 3. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

РЕСУРСОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОРОД ДЗЕРЖИНСКИЙ»

3.1  Научно-техническое и промышленное  развитие

 

          Достаточно устойчивая экономическая база позволяет Дзержинскому развивать свои конкурентные преимущества в качестве развитого научно-промышленного центра.

Стратегическая  цель – развитие города как наукограда.

Город имеет значительный потенциал для  «сращивания» научного уровня, качественной производственной инфраструктуры и предпринимательской активности. У  города есть не только потребность, но и возможность «достраивать» отраслевую структуру своей экономики, имея соответствующий кадровый потенциал и стимулируя малое предпринимательство.

Одним из наиболее очевидных направлений  приложения усилий для обеспечения  устойчивого развития   является направление развития существующих организаций и предприятий, продукция которых может быть широко востребована.  Следует также обратить внимание и на организации созданные для удовлетворения услуг и товаров внутригородского рынка.

Предприятия, продукция которых ориентирована  на внешнее потребление, естественно  имеют широкие рынки сбыта. Их развитие и модернизация основных фондов может быть наиболее динамичным.

ФЦДТ  «Союз» имеет производственные и  научно-технические мощности, существенно  превышающие сегодняшний уровень  выпуска продукции и их подключение, как  для нужд обороны, так и в конверсионных направлениях может существенно поднять выпуск продукции и увеличить количество рабочих мест. Имеются также значительные резервы подключения научного потенциала института для работы в химико-технологических и информационных направлениях.

Электрическая и тепловая энергии ТЭЦ-22 пользуется, и будет пользоваться, устойчивым спросом, что создает хорошие предпосылки для  продолжения реконструкции оборудования по всему технологическому циклу, включая и обеспечение более жестких экологических показателей. Стабильный коллектив, в основном это жители города, также является залогом устойчивого положения и дальнейшего развития предприятия.

Успешное  развитие действующих новых предприятий, например, по производству заготовок  для пластиковых бутылок, пластмассовых  оконных профилей, рынок сбыта  которых находится за пределами города и ряда других предприятий позволяет надеяться на существенное увеличение объемов выпуска продукции этих предприятий.  

За  последнее десятилетие, созданная  предпринимателями сфера услуг  и торговли позволяет обеспечить потребности горожан в продуктах питания, промышленных товарах  и бытовых услугах. Развитие созданной благоприятной среды предпринимательства,  максимальная поддержка малого и среднего бизнеса, построение партнерских отношений власти и предпринимателей  в городе остается одной из приоритетных задач. Резервы здесь значительные и развитие существующих предприятий может продолжаться  за счет расширения новых видов услуг, повышения культуры обслуживания, расширения ассортимента продаваемых товаров.

Существенную  роль в жизнеобеспечении города ложиться на муниципальные предприятия и учреждения. Жилищно-коммунальное хозяйство, внешняя инженерная инфраструктура обслуживается именно этими предприятиями. Здесь необходимым условием работы является быстрое реагирование на сбои в системе жизнеобеспечения, планомерная модернизация систем инженерной инфраструктуры.   В условиях существенного износа основных фондов привлечение частных инвестиций в эту сферу представляется малоперспективным и ненадежным. В связи с этим развитие муниципальных предприятий, обслуживающих системы жизнеобеспечения города,  представляется важной задачей и требует повышенного и постоянного внимания со стороны городской власти.

Расположение  города непосредственно вблизи Москвы является привлекательным условием для размещения на его территории новых предприятий. Ограниченное количество свободных земельных участков требует тщательного отбора поступающих предложений. В первую очередь целесообразно размещать предприятия не ухудшающие экологическую обстановку в городе, требующие высококвалифицированного персонала, ориентированные на создание продукции с помощью новейших технологий. В городе также   исчерпан резерв  свободных муниципальных офисных помещений, в связи, с чем  строительство бизнес-центра и техно-парка с предоставлением в нем помещений для новых предприятий представляется привлекательной задачей.

Ресурсы города – наличие научных кадров и свободных площадей на федеральных  предприятиях, наукоемкие и высокотехнологические  производства, развитие научной базы университета позволяют  направить усилия городской власти, градообразующих предприятий, университета на создание технопарка, как экспериментального центра коллективного пользования для исследований и экспериментальной отработки высоких технологий. Условия для такого развития есть. ФЦДТ «Союз» и университет могут осуществить  методологию научных исследований, они же будут осуществлять и подготовку специалистов и ученых для  технопарка. 

Создание  фонда «Развитие наукограда»  и участие в нем большинства  предприятий города позволит организовать на первых порах поддержку технопарка и в дальнейшем  разработать механизмы реализации инновационных, высокотехнологичных  инвестиционных проектов для развития городских предприятий.

В рамках технопарка будет действовать и  уже созданный «Бизнес-инкубатор», как начальная база научно-технического молодежного предпринимательства.

Формирование системы непрерывного  образования

Современная  экономика требует все более квалифицированной рабочей силы. Именно поэтому создание системы непрерывного образования становится актуальной задачей. Основой для решения этой задачи становится филиал университета «Угреша» и образовательные учреждения города. Необходимо ориентировать муниципальную систему образования на развитие, учесть  внешние и внутренние факторы, влияющие на уровень образования в городе.

На  повестке дня стоит необходимость  создания методического  психолого-педагогического центра для выработки направления действий городского  педагогического сообщества. Процесс образования должен обеспечиваться  научно-методическим сопровождением.

Наряду  с воспитанием,  развивающее дошкольное образование должно стать нормой для наших дошкольных учреждений.

Основными принципами для школьного, профессионального  и высшего образования должно стать постоянное повышение образовательных стандартов, наличие дистанционного образования,  экологического и  образования, формирующего здоровый образ жизни, развития основ  самоуправления учащихся, повышение внимания  к   воспитательным процессам  в образовательных учреждениях. Каждое учебное и образовательное учреждение должно иметь свои долгосрочные  планы развития.

Необходимо  разработать  систему ежегодной оценки  школ, детских садов, культурно-образовательных и образовательных учреждений.

Подготовка  квалифицированных кадров для производственных предприятий  - представляет собой одну из приоритетных городских задач.

Даже  хорошее базовое образование  может постепенно потерять свое значение  без системы дополнительного образования и повышения квалификации. Необходимо разработать механизмы стимулирования работников к приобретению новых знаний и навыков работы. Это может быть и система продвижения, повышения разряда, оклада и надбавок педагогов, работников муниципальных учреждений и предприятий, других предприятий и организаций города.

3.3 Развитие  городского сообщества и общественного самоуправления

 

Город уже сегодня является образцом «публичного» местного самоуправления – прозрачного, доступного, ответственного, ориентированного на широкую поддержку общественности.

Устойчивого развития города можно достичь только при сохранении климата социального  партнерства , взаимодействия всех слоев  городского сообщества , заинтересованности населения города в долгосрочных стратегиях, разделения ответственности  за общее благополучие. Самые большие проекты могут быть реализованы, только когда в них включен человеческий фактор, даже фактор отдельного человека.

По  существу необходимо работать над  самонастраивающимся городским механизмом  вовлечения жителей в процесс  реализации целей стратегического плана. Поощрять самодеятельность организованных жителей, повышающих качество своей жизни своим участием в разнообразных проектах. Например, реализацией общественно-значимых проектов для своего микрорайона.

Основными принципами общественного самоуправления должны стать идеи добровольчества, поддержка идей молодежи, воспитание не только информированного, но и нравственного, ответственного и добропорядочного человека, стремящегося к самосовершенствованию.

В 2000-2002 годах в городе заложены организационные основы территориального самоуправления. Территория города разбита на отдельные жилые массивы, в которых созданы комитеты общественного самоуправления. В жилых домах выбраны старшие по дому. Координация и управление общественным самоуправлением осуществляется муниципальным учреждением «Угреша-Дзержинский». Указанные организационные действия направлены на вовлечение всех слоев населения в обсуждение и решение городских проблем.

На  сегодняшний день комитеты общественного  самоуправления стали существенной организационной силой – своеобразной базовой инфраструктурой развития местного самоуправления. Они находят множество возможностей для решения проблем конкретных территорий. В будущем необходимо, чтобы КОСы стали механизмом объединения и сплочения всех слоев населения и всех городских структур для решения общегородских проблем.

В городе будет развиваться система общественных слушаний, общественных советов и  других консультативных органов. Публичное  принятие решений способствует гарантии стабильности и преемственности социально-экономического развития независимо от приоритетов меняющихся управленческих команд.

Приоритеты  развития местного самоуправления и  городского сообщества состоят в  налаживании тесных и регулярных контактов между органами местного самоуправления и населением; активной работе городского совета депутатов, научно-технического и экономического совета, отделения общественной палаты при губернаторе Московской области, создании механизмов, обеспечивающих прозрачность управления с помощью местных СМИ, развития электронных ресурсов администрации

Отдельно  взятый город не может быть богатым  в небогатой  стране. Очень многие показатели, влияющие на качество жизни, такие как уровень заработной платы, уровень пенсий, объем и уровень медицинских услуг, возможность приобретения жилища в обозримые сроки в существенной мере зависят от федеральной власти. Но и быть пассивными созерцателями происходящих изменений город не будет.  Поэтому деятельность городских властей и общественности города направленная на улучшение качества жизни станет  одной из приоритетных. 

Город будет проводить политику выравнивания возможностей для населения во  всех сферах влияющих на качество жизни. Важную роль здесь может сыграть координационный совет по социальной политике и улучшению качества жизни, в который необходимо пригласить представителей наиболее успешно развивающихся предприятии,  местных предпринимателей, общественность города.

Социальная защита. Накопленный опыт работы по социальной защите населения позволяет  расширить  и повысить  качество социальных услуг и  социальной поддержки населения. Особенно это будет касаться пенсионеров, детей из неблагополучных семей людей с ограниченными возможностями и невысоким достатком. Большее внимание будет обращено на  сохранении качества социальных услуг и их  доступности для малоимущих, созданию службы социальной помощи на дому. Необходимо создать  центр дневного пребывания пенсионеров, организовать службу дополнительного заработка пенсионеров, патронат семьи.

Мониторинг  социальной и демографической ситуации, анализ уровня социально-экономического благополучия семьи и детей должны быть обязательной составляющей деятельности социальных работников. Будет  создана служба, которая решала бы вопросы совмещения работ, подработки школьников и студентов, трудоустройства пенсионеров, временной и надомной работы. Сегодня социальная защита выявляет нуждающихся по заявительному принципу. В дальнейшем необходимо направить усилия в сторону профилактики и выявления нуждающихся. 

Информация о работе Эффективность управления ресурсами муниципально образования