Муниципальное образование и его ресурсы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2015 в 16:40, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проанализировать технологии управления ресурсами на муниципальном уровне и разработать предложения по их совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность муниципального образования в целом;
- сделать анализ эффективности управления ресурсов МО «Баргузинский район»;
- дать оценку состояния ресурсов МО «Баргузинский район»;
- найти пути к повышению эффективности уровня ресурсов МО «Баргузинский район»;

Файлы: 1 файл

курсовая работа (Ресурсы муниципального образования).docx

— 423.20 Кб (Скачать файл)

Введение

 

       В переходный период развития общества становится очевидным, что на пути возрождения России первоочередными являются подъем территорий, раскрепощение их внутренних сил при одновременном укреплении центра. Решение вопросов формирования гражданского общества, целостности российского государства, развертывание демократического механизма функционирования политической власти все в большей мере перемещаются в муниципалитеты. Превращение муниципальных образований из объектов региональной политики в их активные субъекты возможно при более полном раскрытии их внутренних ресурсов, использовании имеющегося потенциала. 
       Особое значение имеет рациональное использование и развитие социальных, экономических, природных, информационных и других  ресурсов. Развитие экономических структур – это результат влияния целого комплекса факторов, прежде всего целесообразной деятельности субъектов управления, которая становится движущей силой экономических, социальных, политических, экологических и других преобразований.  
       Среди социальных ресурсов муниципальных образований значительная роль отведена следующим ее разновидностям – демографическим, трудовым, кадровым, образовательным. В современных условиях управление социальными ресурсами приобретает особую значимость, ведь именно они обеспечивают устойчивое функционирование и развитие муниципального образования как цельной социально-экономической системы.  
       Поэтому актуальность темы представленной курсовой работы обусловлена необходимостью более полного и рационального раскрытия и использования ресурсов МО и обеспечение на этой основе его устойчивого развития.

       Цель  курсовой работы – проанализировать технологии управления ресурсами на муниципальном уровне и разработать предложения по их совершенствованию. 
       Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 
- раскрыть сущность муниципального образования в целом; 
- сделать анализ эффективности управления ресурсов МО «Баргузинский район»;

- дать оценку состояния ресурсов МО «Баргузинский район»;

- найти пути к повышению эффективности уровня ресурсов МО «Баргузинский район»; 
       Объект курсовой работы – технологии управления ресурсами муниципального образования. 
       Предмет курсовой работы – особенности управления ресурсами на муниципальном уровне; формы и методы использования потенциала местного сообщества; проблемы управления различными ресурсами на муниципальном уровне и меры по их разрешению. 
       В первой главе курсовой работы рассматривается общее понятие муниципального образования и сущность его ресурсов. Во второй главе курсовой работы была сделана общая характеристика МО «Баргузинский район» и проанализировано состояние ресурсов МО. В третьей главе курсовой работы рассматриваются пути для повышения эффективности использования ресурсов МО «Баргузинский район».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Муниципальное образование и его ресурсы

 

1.1 Ресурсы, собственность и бюджет муниципального образования

 

       Традиционно под ресурсами понимают некую совокупность возможностей той или иной территории. Ресурсы муниципального образования - материальные и нематериальные показатели территории, которые могут быть использованы в хозяйственной деятельности. Обычно к материальным ресурсам относят также и производственный потенциал, производственные мощности, расположенные на данной территории.  [2]

       Не менее важным ресурсом, без которого невозможна хозяйственная деятельность, является тот объем полномочий, которым наделен хозяйствующий субъект по закону (правовой ресурс). Как без наличия у работников определенных навыков и технологий деятельности нельзя реализовать возможности материальных ресурсов, так и без правового ресурса невозможно осуществление хозяйственной деятельности. Так, наличие богатых природных ресурсов еще вовсе не означает богатства населения, проживающего на данной территории. Примеров тому достаточно много. Без наличия права на взимание земельного налога земля как ресурс хозяйственной деятельности органа местного самоуправления развиваться не может. [1]

       Значительную роль в структуре понятия «ресурсы муниципального образования» играют и другие виды ресурсов: финансовые, организационные и другие.

       Например, объекты собственности муниципального образования представляют собой существенный ресурсный источник для развития. В муниципальном образовании существуют 4 вида собственности, которые взаимосвязаны и обусловливают при их рациональном использовании успешное развитие территории:

1. Муниципальная собственность:

– имущество органов местного самоуправления;

– средства местного бюджета и внебюджетных фондов;

– жилой фонд;

– объекты инженерной инфраструктуры;

– природные ресурсы;

– транспортные средства;

– предприятия сельского хозяйства, торговли, бытового обслуживания, связи, учреждения народного образования, здравоохранения и иное имущество, необходимое для развития муниципального образования.

2. Частная собственность юридических  лиц:

– имущество, переданное в форме вкладов и взносов;

– имущество, полученное в результате предпринимательской деятельности;

– средства от продажи акций.

3. Частная собственность физических  лиц:

– земельные участки;

– денежные средства;

– жилые дома, квартиры, дачи и т.д.;

– ценные бумаги;

– предприятия, здания, сооружения, оборудование, транспорт и иные средства производства и т.д.

4. В процессе муниципальной деятельности  по развитию социально-экономической  поддержки населения на принципах  равновладения населением создаются  собственные финансовые институты, формируя тем самым новый вид  собственности, который можно определить  как корпоративную собственность сообщества (от латинского corporatio– сообщество, объединение, общество, союз), которая включает:

– финансовые институты, коммерческие и некоммерческие организации и их имущество;

– корпоративную прибыль;

– средства от продажи ценных бумаг.

       Различные объекты собственности муниципального образования могут работать по своему прямому назначению и способствовать реализации социальных проектов на территории муниципального образования. Однако одним из основных способов возрождения экономики муниципальных образований является привлечение денежных средств населения, а затем зарубежных и отечественных инвесторов. Для проведения инвестиционной политики можно использовать территориальные активы в качестве гарантированного покрытия предоставляемых инвестиционных ресурсов. Например, реализуя идею создания залогового фонда в рамках программы социально-экономической поддержки населения, в качестве залоговых активов (как средство погашения кредита и выплаты процентов) можно использовать ценные бумаги, драгоценные, редкие и редкоземельные металлы, валютные ресурсы, землю, месторождения, предметы искусства и т.д.

       Приведенные выше примеры разнообразных видов ресурсов свидетельствуют о том, что давать обобщенную классификацию ресурсов без учета конкретных условий реального муниципального образования бессмысленно, так как различные муниципальные образования будут обладать различными наборами ресурсов. В значительной степени это определяется тем набором прав и полномочий, которые предоставлены муниципальному образованию законодательством. Эта сторона понятия «ресурсы муниципального образования» тем более важна, поскольку территория муниципального образования является частью более крупных территориальных образований. Так, ресурсы, расположенные на территории городского или сельского муниципального образования, могут являться ресурсами различных уровней власти либо частных хозяйств, существующих на данной территории. Принадлежность ресурсов также определяется законом. [3]

       Основу экономического роста ученые экономисты видят в оптимальном сочетании использования следующих факторов: 
— ресурсы (природные, производственные, человеческие, финансовые и др.); 
— процессы преобразования ресурсов (технологии) и использования ресурсов (спрос); 
— эффект синергизма от использования данных сочетаний. [4] 
       Ключевым элементом в концепциях развития являются ресурсы. Различают ресурсы экономические (материальные, трудовые, финансовые) и природные (неисчерпаемые и исчерпаемые, которые, в свою очередь, подразделяются на возобновляемые и невозобновляемые). Ресурсы — источники и предпосылки получения необходимых людям материальных и духовных благ, которые можно реализовать при существующих технологиях и социально-экономических отношениях. [5] 
       Традиционно ресурсами считается некая совокупность возможностей той или иной территории. Территориальная система, является как базой для размещения отраслевой системы, так и самостоятельной составляющей социально-экономической системы. Можно отметить, что территориям присущи ряд черт отличающих их от других уровней системы. 
       Во-первых, территория это комплексная система, где одинаковое влияние оказывают все факторы: территориальные, производственные (отраслевые), социальные, политические. Как следствие, это приводит к необходимости формирования комплексной стратегии развития. 
       Во-вторых, территория характеризуется проявлением на ней ресурсного потенциала и, следовательно, большую часть потенциала мы приписываем именно к территории. 
       В-третьих, именно территория является объектом закрепления населения, т.е. в какой-то мере конкурирует за привлекательность для населения. Помимо инвестиционной привлекательности появляется понятие социальной привлекательности территории. Социальная и инвестиционная привлекательность в какой-то мере взаимоувязаны, хотя в их основе могут лежать разные движущие факторы. [6] 
       Согласно существующему ныне административно-территориальному делению низовыми уровнями управления социально-экономическим развитием являются поселения и муниципальные образования. Именно на них располагается ресурсный потенциал территории. [7] 
       Принадлежность ресурса к системе ресурсов муниципального хозяйства определяется фактом отношения к территории муниципального образования, а также наличием полномочий у органов местного самоуправления муниципального образования им распоряжаться. Полномочия органа местного самоуправления определяются законом, т.е. именно закон закрепляет те или иные ресурсы за местным самоуправлением (это осуществляется федеральным законодательством), за тем или иным муниципальным образованием (это осуществляется законодательством субъекта федерации и уставом муниципального образования). [9] 
       Применительно к хозяйственным отношениям под ресурсами, как правило, понимаются материальные и нематериальные показатели территории, которые могут быть использованы в хозяйственной деятельности. Прежде всего, в это понятие включаются природные ресурсы (земля, недра и др.). Обычно к материальным ресурсам относят также и производственный потенциал, производственные мощности, расположенные на данной территории. [10]

       Муниципальные финансы согласно действующему федеральному законодательству включают в себя средства местного бюджета, муниципальных внебюджетных фондов, государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие денежные средства, находящиеся в муниципальной собственности. [11]

       Основными источниками формирования муниципальных финансов выступают:

  • средства, передаваемые органам местного самоуправления вышестоящими органами власти в виде доходных источников и прав, предусмотренных законодательством (перечисления из бюджетов вышестоящих органов власти);
  • собственные средства муниципального образования;
  • заемные средства.

Рис. 1. Источники формирования и направления расходования муниципальных финансов. [12]

       Местный бюджет (бюджет муниципального образования) — это форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления, путём исполнения исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.

       Доходы местных бюджетов в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в ред. Федерального закона от 20.08.2004 г. №120-ФЗ формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов.

       Основные доходные источники, которыми располагают органы местного самоуправления, можно отнести к следующим категориям — налоги, неналоговые поступления, доходы от собственной хозяйственной деятельности и муниципальный кредит. [2]

       К собственным доходам местных бюджетов относятся:

  • налоговые доходы, зачисляемые в местные бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах;
  • неналоговые доходы, зачисляемые в местные бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • доходы, полученные местными бюджетами в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений, за исключением субвенций из Федерального фонда компенсаций и (или) региональных фондов компенсаций. [14]

Выделяют две основные группы расходов:

Информация о работе Муниципальное образование и его ресурсы