Совершенствование управления финансовыми ресурсами муниципального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 12:46, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в обобщении теоретических аспектов организации финансов муниципальных образований и разработке практических рекомендаций по их формированию и использованию финансовых ресурсов.
Для достижения намеченной цели в работе поставлены следующие задачи:
- уточнить экономическое содержание финансов муниципальных образований;
- раскрыть особенности формирования финансов муниципальных образований;
- конкретизировать источники и способы укрепления доходной базы местных бюджетов;

Содержание работы

Введение 7
1 Финансовые основы местного самоуправления в Российской Федерации 10
1.1 Понятие местного самоуправления, его роль в экономических отношениях 10
1.2 Экономическая сущность и функции муниципальных финансов 15
1.3 Финансовые ресурсы муниципальных образований: источники формирования и направления использования 30
2 Анализ формирования и использования финансовых ресурсов муниципального образования (на примере бюджета городского округа «г.Биробиджан») 44
2.1 Общая характеристика бюджета городского округа «г.Биробиджан» 44
2.2 Анализ доходной части бюджета городского округа «г.Биробиджан» 49
2.3 Анализ исполнения расходной части бюджета городского округа «г.Биробиджан» 53
3 Совершенствование управления финансовыми ресурсами муниципального образования 66
Заключение 80
Список использованных источников 83

Файлы: 1 файл

ДИплом фин ресурсы мо г.Биробиджан полностью (20,01,10) (Автосохраненный).doc

— 614.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы исследования определяется необходимостью поиска средств  и методов обеспечения финансовой самостоятельности органов местного самоуправления.

Становление рыночных отношений  в России положило начало развитию децентрализации системы управления экономики, переходу на федеративное бюджетное  устройство. Конституцией РФ (1993 г.) местное  самоуправление определено как институт, не входящий в систему государственной власти. С другой стороны, на этот институт возложены важнейшие и весьма дорогостоящие полномочия по жизнеобеспечению населения. Для успешного развития местного самоуправления в Российской Федерации каждое муниципальное образование должно иметь соответствующую экономическую базу, в том числе и, прежде всего, финансовые средства.

Обстоятельством, резко  осложнившим отношения между  государственным и муниципальным  уровнями управления, стало то, что, сама государственная власть разделена также на два уровня: федеральный - с достаточно ясно очерченными полномочиями и субъектов федерации (региональный).

Несмотря на внешние  признаки оживления в российской экономике в последние годы положение  с наполняемостью доходной части местных бюджетов еще более осложнилось.

Множество российских муниципалитетов  сегодня располагает достаточным  и средним экономическим потенциалом, но не в силах реализовать его, поскольку, до предела урезанные  в финансовых правах, они не имеют возможности планировать свое социально-экономическое развитие, осуществлять даже самые минимальные инвестиции, и вынуждены надеяться только на финансовую помощь региональных бюджетов. Несмотря на определенный прогресс в методах регулирования местных бюджетов, теперь их состояние создает искаженные стимулы для проведения эффективной экономической политики местных органов управления. Действующие правила не способствуют повышению заинтересованности муниципалитетов в увеличении налоговой базы, им проще получать трансферты из вышестоящих бюджетов.

Проблема поиска оптимального финансово-бюджетного взаимодействия является актуальной не только для  России, но и практически для всех федеративных государств. При этом мировой опыт не дает универсальных  решений - государственное устройство, распределение налоговых и бюджетных полномочий, методы межбюджетного взаимодействия в каждой стране индивидуализированы. Вместе с тем, целый ряд отдельных проблем, охватываемых избранной темой исследования, имеет решение в мировой практике, поэтому учет ее достижений и уроков представляется необходимым и обязательным; позволяет определить те направления, по которым стоит двигаться для формирования справедливых финансовых отношений между всеми органами власти.

Рассмотрение различных аспектов проблем функционирования государственных и муниципальных финансов, их роль в социально-экономическом развитии общества исследовались в разные годы многими экономистами. Этой проблеме посвятили свои труды такие отечественные ученые, как А. О. Александров, Вахрин П.И., Кудилинский М.Н., Лавров А.М.  и др.

В то же время материалы  выполненных научных исследований по проблемам формирования и укрепления финансовых средств муниципальных  образований не дают окончательных  и бесспорных рекомендаций. Изменяющееся законодательство, практический опыт вызывают необходимость продолжения исследований по рассматриваемой проблематике для научного обоснования механизмов укрепления муниципальных финансов, и в первую очередь местного бюджета. Поэтому актуальность отмеченных выше проблем, их недостаточная изученность и обусловила выбор темы, цели, задач, объекта и предмета настоящей работы.

Цель исследования состоит в обобщении теоретических аспектов организации финансов муниципальных образований и разработке практических рекомендаций по их формированию и использованию финансовых ресурсов.

Для достижения намеченной цели в работе поставлены следующие  задачи:

- уточнить экономическое  содержание финансов муниципальных  образований; 

- раскрыть особенности  формирования финансов муниципальных образований;

- конкретизировать источники  и способы укрепления доходной  базы местных бюджетов;

- разработать основные  направления совершенствования  использования финансов муниципальных  образований; 

- предложить реализацию  возможности увеличения доходной базы местных бюджетов и повышения эффективности использования муниципального имущества.

Объектом исследования являются финансы городского округа городского округа «г. Биробиджан». Предметом исследования выступают финансовые показатели, характеризующие формирование и использование финансовых ресурсов.

В работе использованы современные  методы логического, статистического, системного и экономического анализа.

Структура работы обусловлена  поставленными целями, задачами и  логикой исследования. Она состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников.

 

1 Финансовые основы местного  самоуправления в Российской Федерации

1.1 Понятие  местного самоуправления, его роль  в экономических отношениях

 

В России за годы реформ изменились не только межбюджетные взаимоотношения между уровнями власти, компетенция и полномочия, но и роль местных органов власти в экономической политике Часть функций органов местного самоуправления напрямую увязана с предоставлением услуг населению, иными словами, муниципальными услугами.

Проблема формирования экономической политики городского округа зависит от множества факторов, которые, в конечном счете, сводятся к недостаточной методологической проработке предоставления муниципальных услуг с учетом реформирования местного самоуправления.

Известно, что в процессе формирования экономической политики городского округа местные власти постоянно сталкиваются с проблемой, которая заключается в том, что комплексное обеспечение населения муниципальными услугами вступает в противоречие с возможностью финансирования услуг из регионального и местного бюджетов и, следовательно, с возможностью осуществления социальной политики на уровне города, района или поселения. Так, исходя из интересов местного самоуправления, предоставление экономических (коммерческих) муниципальных услуг предпочтительнее осуществлять рыночными методами, без привлечения средств местного бюджета, с другой стороны, из-за дефицита муниципального бюджета органы местного самоуправления не в состоянии предоставлять даже самые насущные социальные (бюджетные) услуги. Поэтому компетенции и полномочия в этой сфере остаются в большей мере продекларированными, а методы управления муниципальными услугами, которые использовались в советское время оказались непригодными в современных условиях. Местная власть осуществляет деятельность с учетом интересов местного сообщества, поэтому законодательные акты не должны препятствовать проявлению самостоятельности в поисках новых методов управления муниципальными услугами.

Немногим более десяти лет назад в России начался  процесс преобразования местного государственного управления в местное самоуправление. Наверное, трудно найти другой пример, столь наглядно характеризующий  творческую, созидательную роль права в жизни общества, как процесс формирования реальных самоуправленческих отношений на основе первоначально принимаемых нормативных правовых актов. Местное самоуправление в России - институт, внедряемый в общественную практику "сверху", в силу осознания его необходимости и целесообразности высшим политическим руководством.

С такой непростой  задачей может справиться только тщательно подготовленная, логически  взаимоувязанная, отражающая все важнейшие  аспекты и учитывающая все  особенности объекта правового регулирования система нормативных правовых актов.

Однако создать столь  качественную и эффективную систему  законодательства о местном самоуправлении на практике оказалось весьма сложным  делом. Принятые за прошедший период федеральные законы и законы субъектов РФ в большинстве своем этим критериям не отвечают. Остановимся на некоторых причинах, которые, на наш взгляд, лежат в основе сложившейся ситуации.

Переход от плановой экономики  к экономике рыночного типа является процессом сложным, длительным и  противоречивым, затрагивающим и экономические, и социальные, и правовые стороны развития одновременно муниципалитетов и государства. Вероятно, любая реформа должна начинаться с создания определенной, минимальной, правовой базы. Однако в области местного самоуправления отсутствует устойчивая основа финансового федерального и регионального законодательства. Как следствие, на местном уровне нет единого понимания сущности и предназначения финансовых отношений с государством. Все вопросы финансовой деятельности муниципальных образований, на сегодняшний день, рассматриваются в аспекте построения в России федеративного государства с учетом самостоятельности органов местного самоуправления. Таким образом, оно занимает особое положение в механизме управления страной. В статье 12 Конституции говорится, что в РФ признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Из этого следует то, что местное самоуправление выступает в качестве конституционной основы нынешнего государственного строя. Помимо 12 статьи, около двадцати норм Конституции РФ закрепляют организационные, материальные, финансовые и экономические основы самоуправления.

Законодательное закрепление институтов местного самоуправления, являясь одним из признаков гражданского общества, позволяет создать качественно новую экономическую и финансовую основу развития института муниципалитетов и всего государства в целом. Наивысшие ценности муниципального самоуправления нашли свое отражение в Европейской хартии местного самоуправления, принятой Советом Европы 15 октября 1985 г.

Сутью Хартии является право  населения самостоятельно и, что  важно, под свою ответственность  решать вопросы местного значения. В соответствии со ст. 131 Конституции РФ самоуправление действует в городских, сельских поселениях и на других территориях, поэтому говорить о муниципальном образовании как о субъекте финансового права означает говорить о населении той территории, на которой осуществляется местное самоуправление. Согласно ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и, таким образом, не являются структурным элементом государственной системы. Поэтому в бюджетной сфере выделяется особый круг вопросов местного ведения, в решении которых органы местного самоуправления действуют самостоятельно и несут ответственность, прежде всего, перед избравшим их населением. Однако, это не означает полной функциональной изоляции и независимости местных финансов от государства. Теоретически, данное разграничение должно составлять важнейшую часть механизма управления, позволяющего оптимально сочетать интересы и права человека с интересами субъектов РФ и всего государства в целом.

В системе управления государством и обществом местное самоуправление реализует следующие задачи: укрепляет основы народовластия; создает условия для обеспечения жизненных интересов населения; проводит мероприятия по социальной защите населения; стабилизирует политическую систему; готовит кадры для муниципальных органов. Кроме того, многие российские историки определяли местное самоуправление не как самостоятельное заведование местным сообществом собственными делами, отличными от государственных дел, а возложение на местное сообщество осуществления задач государственного управления. Положенная в основу Европейской хартии местного самоуправления тесная взаимосвязь государственной и местной власти имеет большое значение для обоснования влияния федерализма на бюджетную деятельность муниципальных образований и оказывает влияние на соотношение бюджетной компетенции государства и муниципалитетов, порядок разграничения доходов и расходов между государственными и местными бюджетами, правовое регулирование муниципальной бюджетной деятельности. Помимо этого, модель построения муниципальных образований и всей системы самоуправления в России не подходит ни к одной теоретически разработанной концепции. Вероятно, это связано со стремлением отойти от системы функционирования местного самоуправления в рамках государственных структур. Однако, муниципальная власть в нашей стране все еще обладает рядом признаков, присущих государственной. В их числе установление и сбор налогов, самостоятельное формирование бюджета. Вероятно, дальнейшее упразднение этих признаков (функций) добавит к реальной слабости муниципалитетов еще и слабость финансово-правовую. Таким образом, при всем демократическом значении самостоятельности местного самоуправления, в том числе и в сфере финансовой деятельности, самостоятельность не может быть абсолютной, поскольку местное самоуправление существует и действует в системе отношений публичной власти в границах Российской Федерации как единого государства (см. рисунок 1).

Рисунок 1 - Экономическая  основа местного самоуправления

 

В финансовой деятельности муниципальных образований присутствует значительные особенности, характерные  лишь федеративным государствам. Прежде всего, они проявляются в способах взаимоотношений государства и  муниципальных образований в  сфере бюджетных отношений. Предполагается, что федеративное устройство государства гарантирует муниципальным образованиям более существенную финансовую основу и предоставляет право на самостоятельное решение вопросов их финансовой компетенции. Это, в первую очередь, связано с тем, что возникает двухзвенность разграничения полномочий: сначала между субъектами Федерации, затем между субъектами и муниципальными образованиями. В некоторых случаях, происходит дальнейшее увеличение количество таких звеньев – самоуправление в рамках города, округа и, лишь потом, района. В этом случае происходит «сваливание» обязанностей на нижестоящие уровни, при сохранении финансово-экономической базы на вышестоящих. Именно это является основной проблемой местного самоуправления в России даже при отсутствии в нем нескольких уровней.

Информация о работе Совершенствование управления финансовыми ресурсами муниципального образования