Совершенствование управления финансовыми ресурсами муниципального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 12:46, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в обобщении теоретических аспектов организации финансов муниципальных образований и разработке практических рекомендаций по их формированию и использованию финансовых ресурсов.
Для достижения намеченной цели в работе поставлены следующие задачи:
- уточнить экономическое содержание финансов муниципальных образований;
- раскрыть особенности формирования финансов муниципальных образований;
- конкретизировать источники и способы укрепления доходной базы местных бюджетов;

Содержание работы

Введение 7
1 Финансовые основы местного самоуправления в Российской Федерации 10
1.1 Понятие местного самоуправления, его роль в экономических отношениях 10
1.2 Экономическая сущность и функции муниципальных финансов 15
1.3 Финансовые ресурсы муниципальных образований: источники формирования и направления использования 30
2 Анализ формирования и использования финансовых ресурсов муниципального образования (на примере бюджета городского округа «г.Биробиджан») 44
2.1 Общая характеристика бюджета городского округа «г.Биробиджан» 44
2.2 Анализ доходной части бюджета городского округа «г.Биробиджан» 49
2.3 Анализ исполнения расходной части бюджета городского округа «г.Биробиджан» 53
3 Совершенствование управления финансовыми ресурсами муниципального образования 66
Заключение 80
Список использованных источников 83

Файлы: 1 файл

ДИплом фин ресурсы мо г.Биробиджан полностью (20,01,10) (Автосохраненный).doc

— 614.50 Кб (Скачать файл)

Развитие местного самоуправления имеет исключительно важное значение не только потому, что позволяет  создать условия для более  активного и инициативного решения  местных проблем, обеспечения нормальной повседневной жизни людей. Оно жизненно важно для нашей страны и потому, что связано и с укреплением государственной целостности Российской Федерации. Местные сообщества объективно лишены стремления к ослаблению единой государственности, к образованию удельных княжеств. И, прежде всего потому, что уровень социальных стандартов зависит от экономического могущества всей страны. Эти стандарты не в силах самостоятельно обеспечить выделяющийся из федеративного государства регион.

1.2 Экономическая  сущность и функции муниципальных финансов

Муниципальные (местные) финансы – это совокупность экономических  отношений, одним из участников которых  является орган местного самоуправления, складывающихся по поводу образования  и использования средств местного бюджета и местных внебюджетных фондов в интересах населения конкретного городского округа , и организуемых муниципальными финансово-кредитными институтами.

Местные финансы –  это совокупность денежных средств, формируемых и используемых для  решения вопросов местного значения.

Муниципальные финансы  – это ключевая составляющая муниципальной  экономики. Эффективное управление финансами городского округа , увеличение его финансового потенциала и степени действительного участия в финансовых потоках – необходимое условие успешного социально-экономического развития территории.

Местные финансовые ресурсы  являются, прежде всего, источником расширенного воспроизводства муниципальной  экономики. При этом имеется ввиду  как экономический потенциал  территории, так и формирование предпосылок  повышения уровня обеспечения населения всеми видами материальных и социальных благ.

Практика современного развития местного самоуправления свидетельствует  о том, что успешное решение вопросов местного значения напрямую зависит  от ряда факторов. Среди них в  числе основных можно выделить эффективное экономическое развитие территории. Финансовая составляющая местного самоуправления как в России, так и за рубежом занимает ведущее место, и ее значение неуклонно возрастает.

Государственные и муниципальные  финансы — это совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов.

Материальную основу финансов составляет денежный оборот. Реальный денежный оборот — это экономический процесс, вызывающий движение стоимости и сопровождающийся потоком денежных платежей и расчетов. Объектом реального денежного оборота выступают финансовые ресурсы, являющиеся источниками финансирования расширенного воспроизводства.

Государственные и муниципальные  финансы выражают экономические  отношения, связанные с обеспечением централизованными источниками  финансирования государственного и  муниципального секторов экономики, наиболее значимых программ развития производства и общественного сектора, организаций и учреждений бюджетной сферы и т.п. Их функционирование направлено на достижение общих целей развития социально ориентированной экономики.

Государственные и муниципальные  финансы функционируют в рамках финансовой системы государства и являются ее центральным звеном (рис. 2).

Рис. 2 - Состав государственных и муниципальных финансов

Финансы как экономическая категория зависят от преобразований во взаимоотношениях между звеньями финансовой системы. Это относится прежде всего к взаимосвязям между финансами макроуровня и финансами микроуровня. Финансы макроуровня, и прежде всего государственный и муниципальный бюджеты, основываются на финансовом потенциале предприятий. Финансы способствуют достижению общих целей экономического развития, поэтому требуется их оптимальная организация. Способ организации устанавливает качественную определенность финансов. Распределение и использование финансовых ресурсов в государстве осуществляются в рамках интегрированной системы управления финансовыми потоками.

Важным методологическим фактором является определение принципов  организации и функционирования государственных и муниципальных финансов, позволяющее выявить направления воздействия финансов на развитие государственного и муниципального секторов экономики, выработать критерии их функционирования.

Для финансовой системы  в целом решающее значение имеют следующие функции: планирование, организация, стимулирование, контроль [14].

1. Функция планирования  предполагает формулирование целей  и выбор путей их достижения  на основании разграничения полномочий  и предметов ведения между  Федерацией, субъектами Федерации и органами местного самоуправления. К функции планирования обычно относят и распределение ограниченного объема финансовых ресурсов во временном аспекте исходя из приоритетов и целей развития, их перераспределение между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Реализуется эта функция через составление бюджетов на соответствующий финансовый год и перспективу, балансов финансовых ресурсов, порядка налогообложения и т.п.

2. Функция организации  включает бюджетное устройство, бюджетную классификацию, предполагает необходимость определения порядка составления, утверждения и исполнения бюджета, выбор уполномоченных кредитных организаций, разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти в бюджетном процессе, определения прав и обязанностей функциональных подразделений финансовых органов. С этой функцией связан процесс организационного построения внутренней системы регулирования и контроля бюджетных потоков и финансовых ресурсов государства.

3. Функция стимулирования  основывается на деятельности, направленной  на реализацию целей. С помощью  этой функции интерпретируются  факторы, влияющие на финансовую  деятельность и учитывающие ее  потребность в денежных средствах.  Решающую роль играют факторы, определяющие поведение служащих в процессе принятия ими решений по тактическим и стратегическим аспектам финансов.

4. Функция контроля  означает содействие реализации  поставленных целей. К ним относится  выработка норм и нормативов, являющихся эталоном, критерием оценки результатов, сравнение достижений с поставленными целями и установленными критериями, обеспечение внесения необходимых изменений в условия и факторы финансовой деятельности.

Функции финансов, связанные  с регулированием реального денежного  оборота [14].

1. Распределительная  функция государственных и муниципальных  финансов заключается в том,  что через распределение и  перераспределение вновь созданной  стоимости обеспечиваются общегосударственные  потребности, формируются источники  финансирования общественного сектора экономики, достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы РФ.

Государственные и муниципальные  финансы функционируют на основе перераспределения финансовых ресурсов через систему централизованных фондов. С помощью этой функции они обслуживают воспроизводственные процессы как в рамках относительно обособленных структурных образований, так и в общегосударственном масштабе.

Распределительная функция  заключается в том, что вновь  созданная стоимость подлежит распределению в целях выполнения денежных обязательств предприятий перед бюджетом, банками, контрагентами. Ее результатом является формирование и использование централизованных фондов денежных средств, содержание непроизводственной сферы экономики.

Основными объектами  реализации распределительной функции  финансов являются обязательные платежи  в бюджет и внебюджетные фонды, а  также источники финансирования бюджетного дефицита. Особую роль играет процесс перераспределения доходов  между различными уровнями бюджетов.

2. Контрольная функция  государственных и муниципальных  финансов заключается в реализации  контроля рублем за реальным  денежным оборотом, участником которого  является государство, формированием  централизованных фондов денежных  средств. Контроль рублем имеет две формы: контроль за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов; контроль за реализацией стратегии финансирования[7].

В первом случае применяется  система санкций и поощрений, использующая меры принудительного или стимулирующего характера. Во втором случае речь идет о реализации долгосрочной финансовой политики, в которой основное внимание обращается на предвидение изменений и заблаговременное приспособление к ним порядка и условий финансирования. Постоянные изменения, обновления в финансовой системе нуждаются в адекватной реакции на это всех ветвей власти.

Контрольная функция  финансов всегда имеет конкретную форму  проявления. Она может быть направлена на бюджет определенного уровня, внебюджетный фонд, предприятие или учреждение и т.п.

Контрольная функция  государственных и муниципальных  финансов реализуется по следующим  основным направлениям: 1) контроль за правильным и своевременным перечислением  средств в централизованные фонды; 2) контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития; 3) контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов [14].

Государственные и муниципальные  финансы ориентированы на следующие основные принципы:

единства законодательной  и нормативной базы;

открытости и прозрачности;

разграничения полномочий и предметов ведения;

целевой ориентированности;

научного подхода к  реализации намеченных целей;

экономичности и рациональности;

управляемости финансовыми  потоками на централизованной основе [14].

Достижение целей задается стратегией развития. Финансовая стратегия  определяет возможность сбалансированного  управления стоимостной оценкой  материально-технических средств и денежными ресурсами, которыми располагают государственный и муниципальный секторы экономики.

Особое значение имеет  определение роли финансов в реформировании российской экономики, которая может  быть сведена к трем решающим факторам:

1) экономической стабилизации;

2) адаптации к рыночным  преобразованиям; 

3) стимулированию инвестиционной  активности [12].

Экономическая стабилизация на макроуровне неотделима от общей  финансовой стабилизации в экономике. Поэтому мониторинг макроэкономических показателей позволяет выявить реальную ситуацию в финансовой сфере. Из макроэкономических показателей решающее значение имеют уровень бюджетного дефицита, ход исполнения бюджета, уровень задолженности предприятий перед бюджетом и контрагентами, уровень инфляции, ставка рефинансирования Центрального банка РФ, изменение валютного курса и др. Финансовая стабильность означает наличие устойчивых источников финансирования, возможность привлечения средств на рынке капиталов, накопление ресурсов для расширения производства и развития общественного сектора экономики.

Финансовая адаптация  к рыночным преобразованиям выражается в том, что государство и предприятия  являются полноправными участниками  рынка капиталов, выступая в роли кредиторов или заемщиков. Организация  финансов позволяет быстро реагировать на изменение ситуации на рынке, приспосабливаться к новым условиям, использовать альтернативные финансовые инструменты, выполнять налоговые и другие денежные обязательства.

Реформирование экономики  с целью финансовой адаптации включает: либерализацию цен; приватизацию; социальную трансформацию; интеграцию в мировую систему[14].

Трансформация экономических  отношений означает переход к  новому типу экономического роста, основанному  на низком уровне инфляции и безработицы, внешнеэкономической сбалансированности, благоприятной экологической среде и достаточно высоком жизненном уровне. Цель трансформации — создание социально-ориентированной рыночной экономики.

Инвестиционная активность государства и каждого предприятия  является результатом и индикатором экономического роста. Финансы играют решающую роль в привлечении инвестиций, создании благоприятных условий для функционирования рынка капиталов. В отношении инвестиционной активности принцип стратегической направленности является определяющим и задача финансов заключается в необходимости его реализации.

Финансово-экономические  основы местного самоуправления Законом 1995 г. сформулированы в общем виде, так как предполагалось, что они  будут урегулированы другими  федеральными законами, принятыми в развитие базового федерального закона. Однако Федеральный закон "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" был принят только в 1997 году. До сих пор так и не приняты федеральные законы, регулирующие порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, порядок передачи федеральной собственности в муниципальную, основы формирования муниципального заказа.

Информация о работе Совершенствование управления финансовыми ресурсами муниципального образования