Муниципальное образование и его ресурсы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2015 в 16:40, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проанализировать технологии управления ресурсами на муниципальном уровне и разработать предложения по их совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность муниципального образования в целом;
- сделать анализ эффективности управления ресурсов МО «Баргузинский район»;
- дать оценку состояния ресурсов МО «Баргузинский район»;
- найти пути к повышению эффективности уровня ресурсов МО «Баргузинский район»;

Файлы: 1 файл

курсовая работа (Ресурсы муниципального образования).docx

— 423.20 Кб (Скачать файл)
  1. Обязательные расходы — расходы, связанные с финансированием выплат перед населением, в том числе по вмененным государственным полномочиям, а также закрепленные за муниципальным образованием федеральными и региональными законами.
  2. Дискреционные расходы — расходы на содержание муниципального хозяйства, то есть расходы на развитие местной экономики, дорожного хозяйства, строительства, территории.

Всю совокупность расходов местных бюджетов можно разделить на две большие группы.

       К первой группе относятся собственные расходы муниципального образования, связанные с решением задач местного значения и обслуживанием муниципального долга. Указанные расходы можно сгруппировать по следующим направлениям:

  • содержание собственных органов управления;
  • проведение местных выборов;
  • реализация муниципального заказа;
  • исполнение собственных законов;
  • финансовая поддержка отраслей местного хозяйства;
  • финансовая помощь бюджетным учреждениям иных уровней власти;
  • обслуживание долговых обязательств муниципального образования;
  • специальные целевые программы местного значения;
  • инвестиции в местную инфраструктуру.

       Перечисленные расходы должны покрываться средствами собственных источников доходов (налоговых и неналоговых поступлений), а также трансфертов, в случае низкого уровня бюджетной обеспеченности муниципального образования и заемных средств, в случае соблюдения требований к размеру бюджетного дефицита.

       Ко второй группе относятся расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления:

  • обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в части финансирования расходов на оплату труда работников муниципальных учреждений;
  • создание комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, организация деятельности таких комиссий;
  • осуществление выравнивания бюджетной обеспеченности поселений;
  • социальная поддержка и социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей- сирот, безнадзорных, ветеранов, малоимущих;
  • организация оказания специализированной медицинской помощи в специализированных медицинских учреждениях;
  • выплата гражданам адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг;
  • субвенции на выполнение федеральных полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния;
  • строительство и содержание автомобильных дорог общего пользования межмуниципального значения;
  • предупреждение ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения, и ликвидация их последствий;
  • организация и осуществление межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности;
  • субвенции на покрытие дополнительных расходов убытки по тепло- и электроснабжению);
  • осуществление поселениями полномочий по первичному воинскому учету;
  • организация библиотечного обслуживания населения библиотеками субъекта Российской Федерации и др. [15]

       Таким образом, ресурсы муниципального образования – совокупность материальных и нематериальных возможностей территории муниципального образования, реализация которых отнесена к муниципальной компетенции законом, а экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении, то есть в формировании денежных доходов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти.

 

1.2 Эффективность использования ресурсов муниципального образования

 

       Корни местного самоуправления уходят далеко в глубь веков и связаны с необходимостью объединения людей с целью выживания. Еще в период первобытных общин люди, объединенные суровыми условиями жизни, вынуждены были совместно выполнять ряд функций (охрана жизни, добыча пищи и др.). Объединение диктовалось также необходимостью передачи знаний и навыков от поколения к поколению, и не случайно во главе рода мог стать только один из старейших представителей данного рода, поскольку его опыт и знания могли быть использованы другими.

       Природный фактор ускорил процессы разделения труда, определил перспективы развития товарного хозяйства в странах Западной Европы и привел в конечном итоге к борьбе городов за свои права в рамках феодального цикла. Интересны особенности вечевого самоуправления в Древней Руси. При наличии практически во всех русских княжествах всех атрибутов этой модели (вече, князь, дружина и т.д.) права этих органов очень сильно отличались в различных частях страны. В Новгородской и Псковской Республиках основную роль играло вече и выбираемый им посадник, князю же отводилась роль наемного военачальника.

       Местное самоуправление несет на себе как признаки государства, так и признаки хозяйствующего субъекта. В этой двойственности природы местного самоуправления и кроется корень долгих дискуссий по вопросу определения понятия муниципального хозяйства.

       Первая группа исследователей данного вопроса рассматривает муниципальное хозяйство лишь как совокупность предприятий и учреждений, относящихся к муниципальной собственности (коммунальное хозяйство), и подходит к решению вопроса с позиции, кому принадлежит данная собственность. Подобный подход снимает с органов местного самоуправления заботу о создании условий для развития территории муниципального образования и значительно снижает их интерес в создании условий для инвестиционной и иной деятельности, направленной на создание благоприятных условий для хозяйствования на данной территории.

       Вторая группа исследователей относит к муниципальному хозяйству всю совокупность хозяйств, расположенных на территории муниципального образования, поскольку властные полномочия органов местного самоуправления распространяются на все хозяйствующие на его территории субъекты. Подобный подход ставит местное самоуправление над другими хозяйствующими субъектами и предполагает известные монопольные права органов местного самоуправления, дает им необоснованные преимущества в конкуренции, прежде всего, с частным сектором на территории муниципального образования.

       Кроме того, при подобном походе происходит размывание понятия - власти, и подрыв ее авторитета, так как происходит подмена ориентиров, что в свою очередь приводит к недобросовестному исполнению местным самоуправлением той части общественных дел, исполнение которых возложено на нее законом.

       Муниципальное управление есть деятельность органов местного самоуправления, направленная на удовлетворение интересов, осуществляемая в определенных законом формах посредством муниципального хозяйства.

Классификация видов муниципального хозяйства:

       1. Коммунальная модель муниципального хозяйства. Она характеризуется тем, что основную тяжесть затрат на реализацию общественных интересов и потребностей несут сами жители муниципального образования (коммуны, общины) и основным ресурсом являются налоги с населения. Главным элементом в этой системе выступает орган местного самоуправления, который осуществляет как накопление ресурсов, так и их расходование.

       2. Коммунально-рентная модель муниципального хозяйства. Данная модель по сравнению с предыдущей отличается тем, что предусматривает участие органов местного самоуправления в сфере использования ресурсов территории и в ее развитии через предоставление ограниченных нрав в финансово-кредитной деятельности и права ресурсной ренты. Налоги с населения дополняются возможностью обложения налогами производителей продукции и услуг на территории данного муниципального образования.

       3. Муниципально - рентная модель организации муниципального хозяйства. Данная модель подразумевает, что основное бремя по обслуживанию интересов населения и по решению вопросов местного значения несут органы местного самоуправления, для чего им предоставляется возможность стать полноправным хозяйствующим субъектом на своей территории.

       Развитие муниципального хозяйства, как и любая деятельность, должно опираться на наличие вполне определенных ресурсов. В связи с этим диссертант обосновывает понятие ресурсов муниципального образования как некой совокупности материальных и нематериальных возможностей территории муниципального образования, реализация которых отнесена к муниципальной компетенции законом. [16]

       Таким  образом, ресурсы муниципального хозяйства должны быть, во-первых, соразмерны объему задач, решаемых органами местного самоуправления данного муниципального образования; во-вторых, за органами местного самоуправления должны закрепляться ресурсы, обеспечивающие комплексное решение задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  Анализ эффективности управления ресурсами МО «Баргузинский район»

 

2.1 Общая характеристика  МО «Баргузинский район»

 

       Баргузинский район образован 23 декабря 1923 года, расположен в центральной части Республики Бурятия в 315 км от административного центра республики, г. Улан-Удэ и занимает территорию площадью 18553  кв. км. Райцентром является  село Баргузин. В состав района входят 34 населенных пункта, в том числе 1 поселок городского типа.

       Численность населения на 01.01.2014 г. составляет 22738 тыс. чел. Состав и структура населения по национальному признаку: русские — 73,8 %, буряты — 23,4 %, другие — 2,8 %. В структуре населения преобладают женщины 52,8 %, мужчин — 47,3 %. Удельный вес населения моложе трудоспособного возраста в общей численности населения занимает 29,1 %; населения трудоспособного возраста — 56,4 %; населения старше трудоспособного возраста — 14,5 %. [18]

       Баргузинский район обладает богатейшим природным потенциалом. Наличие уникальных природных ресурсов с одной стороны Баргузинский, Улюнский заповедники, и охрана озера Байкал как Участка мирового природного наследия ЮНЕСКО, с другой, накладывают серьезные экологические ограничения для интенсивного развития экономики  района. [13]

       Удаленность Баргузинского района от промышленных центров республики, отсутствие железнодорожных линий обусловили преимущественное развитие пищевой, лесозаготовительной и лесоперерабатывающей отраслей. На территории района работает 5 хлебопекарен, 2 кондитерских цеха по выпуску хлебобулочных и кондитерских изделий, запущен цех по розливу байкальской воды «Таежный источник», предприятие ООО «Бригантина» производит изготовление и розлив газированных напитков, переработкой молока занимаются молокозавод и цех в с. Читкан.

       Вторыми по значимости являются лесодобывающая и лесоперерабатывающая отрасли. Предприятиями, занимающимися заготовкой и переработкой древесины, в год заготавливается до 120 тыс. м3 леса, 40% которого перерабатывается на 22 пилорамах и в 7 цехах по глубокой переработке древесины, что полностью обеспечивает пиломатериалами население и вновь строящиеся объекты.

       Долгие годы одним из основных предприятий пищевой промышленности района был Усть-Баргузинский рыбокомбинат, перерабатывавший до 700 тонн рыбы в год. В настоящее время предприятие, имеющее большие производственные площади по заморозке, хранению и переработке продукции, после окончания процедуры банкротства законсервировано. Собственником предприятия является ОАО «Мосагропром». В 2006 г. начало работу предприятие ООО «Зулхэ» по переработке рыбы и производству полуфабрикатов.

       Баргузинский район производит 0,1% промышленной продукции республики. В структуре продукции промышленного производства 93% составляет производство и распределение электроэнергии, газа и воды, которым занимаются 6 предприятий.

       Доля обрабатывающих производств составляет 7%. На территории населенных пунктов района, относящихся к Центральной зоне БПТ, зарегистрировано 3 промышленных предприятия: филиал ОАО «Мосагропром» «Усть-Баргузинский рыбокомбинат», ООО «Коммунальное хозяйство п. Усть-Баргузин». [19]

В настоящее время в населенных пунктах имеются объекты социального обслуживания населения, которые показаны в Приложение 1 [18] «Схема  размещения существующих объектов социальной инфраструктуры районного значения».

 

       Таким  образом, удаленность Баргузинского района от промышленных центров республики, отсутствие железнодорожных линий обусловили преимущественное развитие пищевой, лесозаготовительной и лесоперерабатывающей отраслей.

 

2.2 Анализ ресурсного потенциала МО «Баргузинский район»

 

       В районе функционируют 216 предприятий розничной торговли, бытовые услуги представляют несколько парикмахерских, 2 мастерские по ремонту бытовой техники, 2 пункта по ремонту автотранспорта, 2 пункта ритуальных услуг. Это конечно недостаточно. 
В настоящее время в районе работают 569 ИП и 75 малых предприятий, на которых трудятся 4800 человек. 
       В рамках целевой программы «Жилище» идет обеспечение жильем молодых специалистов, молодых семей. В 2009 году обеспечено жильем 2 молодых специалиста на сумму 452,4 тыс.рублей и освоены средства на обеспечение жильем 3- х молодых семей в сумме 484,2 тыс.рублей. 
Введено в эксплуатацию 1853 кв.м жилья.

       При содействии районного фонда поддержки малого предпринимательства открыта пекарня в Баянголе, ее продукцию можно увидеть на прилавках магазинов, там же открыт цех по забою скота. В Баргузине открыто предприятие по производству кондитерских изделий, сделан капитальный ремонт пекарни. Завершены реставрационные работы Спасо-Преображенского собора, заканчивается строительство Баргузинского дацана. Инвестор направил первые финансовые потоки для начала строительства ГЭС на реке Улзыха.

       Есть результаты и по развитию социальной сферы, улучшается материальная база объектов здравоохранения. Произведен капитальный ремонт ЦРБ, Усть-Баргузинской больницы, фельдшерских пунктов в Уро, Максимихе. В селе Малое Уро построен новый фельдшерский пункт. Значительные средства выделены для учреждений культуры: завершен капитальный ремонт Баянгольского ДК, идет ремонт Баргузинского РКДО. На модернизацию учреждений образования направлено 23 млн. рублей, 13 млн. руб. выделено на капитальный ремонт предшколы в Уро и Баянголе. Произведен капитальный ремонт системы отопления Усть-Баргузинской школы, замена кровли в Баргузинской школе, также ремонтные работы выполнены в Сувинской, Адамовской, Читканской, Улюкчиканской школах.

Информация о работе Муниципальное образование и его ресурсы