Эффективность управления ресурсами муниципально образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 10:58, курсовая работа

Описание работы

Все более расширяющийся процесс регионализации экономики объективно предопределяет перемещение центра тяжести в решении многих вопросов, в значительной степени касающихся условий обеспечения жизне-деятельности населения, на уровень территорий. Возможность эффективного регулирования процесса социально-экономического развития отдельных административных образований находится в прямой зависимости от рационального использования экономических ресурсов территорий, основной доставляющей которых являются бюджетные ресурсы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.. 1
ГЛАВА 1.УПРАВЛЕНИЕ РЕСУРСАМИ КАК ОСНОВА.. 3
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ.. 3
1.1.Организационно-финансовые аспекты управления. 3
экономическим развитием муниципального образования. 3
1.2 Критерии эффективного управления ресурсами муниципальных образований 14
1.3 Повышение эффективности управления ресурсами. 25
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РЕСУРСАМИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД ДЗЕРЖИНСКИЙ». 36
2.1 Оценка состояния ресурсов муниципального развития. 36
2.2 Определение направлений развития ресурсов. 55
2.3 Ключевые проблемы, сдерживающие развитие города. 59
ГЛАВА 3. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ.. 61
РЕСУРСОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.. 61
«ГОРОД ДЗЕРЖИНСКИЙ». 61
3.1 Научно-техническое и промышленное развитие. 61
3.3 Развитие городского сообщества и общественного самоуправления. 65
3.5 Информационное развитие. 69
3.4 Развитие культуры и отдыха. 70
3.5 Развитие городской инженерной инфраструктуры.. 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 81

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 431.50 Кб (Скачать файл)

Для развития в муниципальном образовании  эффективной социально ориентированной  экономики и укрепления социальной сферы; создания системы финансово-экономических  мер, стимулирующих развитие производительных сил муниципального образования, необходима реализация его  ресурсного, кадрового, социального и природного потенциала.

Проведенная оценка ресурсов города Дзержинский  выявила положительные и отрицательные  моменты развития.

Город обладает существенными и разнообразными ресурсами, которые при целенаправленном и эффективном использовании способны обеспечить устойчивое развитие.

Выявлены  ключевые проблемы сдерживающие развитие города :

Большинство социально-экономических проблем, которые  препятствуют развитию Дзержинского, характерны для большей части российских муниципальных образований. Главные причины возникновения проблем – болезненные социальные последствия радикальных рыночных реформ.

Экономическая структура Дзержинского, как и  большинства других городов, чей  экономический образ формировался в советский период, была создана  в соответствии с требованиями плановой экономики. Жесткое государственное  регулирование обеспечивало работу экономической базы города и предполагало устойчивое перспективное развитие.

В период рыночных преобразований ситуация кардинальным образом меняется. Переход к новым  механизмам хозяйствования разрушил традиционно  сложившиеся хозяйственные связи  между экономическими субъектами. Сократился госзаказ, предприятия потеряли рынки, не сумев перестроиться на производство конкурентоспособной и востребованной в условиях рынка продукции. В экономической сфере в результате девальвации рубля, скачкообразной инфляции и падения доходов граждан, «обрушился» потребительский рынок.

Следует отметить, что в последние годы ситуация стабилизировалась. В Дзержинском  в отличие от других городов даже во время кризиса сохранился экономический  рост.

В тоже время  наиболее остро выступили негативные факторы влияния Москвы. Сохранился  разрыв в уровне жизни населения между столицей и Дзержинским, город начал терять высококвалифицированные кадры.

Ниже  перечислены ключевые проблемы сдерживающие развитие Дзержинского:

Ограничения пространственного роста: дефицит земельных ресурсов

Отток квалифицированных кадров, предпочитающих более высокооплачиваемое трудоустройство  в Москве с широкими возможностями  занятости и как следствие  усиление «спальных» функций города.

Неблагоприятная экологическая ситуация связанная с соседствующими с городом экологически грязными предприятиями Москвы (МНПЗ, МКАД) и существенным загрязнением  воды Москвы-реки.

Недостаток  энергетических ресурсов для развития города при создании новых предприятий, развития новых, жилищного строительства

Значительный  износ основных фондов ЖКХ. Техническое  состояние систем инженерной инфраструктуры (теплотрассы, водоводы, системы транспортирования  и очистки сточных вод, городские  электросети) требует постоянных финансовых вложений в течение ближайших 10-15 лет.

Износ основных фондов промышленных предприятий  и необходимость  их модернизации. Основные фонды ТЭЦ-22 значительно изношены и требуют крупных ежегодных капитальных  вложений. В связи с длительной незагруженностью  основных фондов ФЦДТ «Союз» приведение их в рабочее состояние потребует значительных капитальных вложений.

Низкая  конкурентноспособность продукции  некоторых предприятий и как следствие привлечение на них  значительного количества иногородней рабочей силы, что обостряет конкуренцию на рынке труда и в итоге снижает уровень заработной платы в городе.

Третья  глава дипломной работы посвящена  потенциалу развития ресурсов МО «Город Дзержинский», к ним относятся:

Город обладает значительным социальным и  экономическим потенциалом, который пока еще не используется в полной мере. К важнейшим из них относятся :

Высокий образовательный и интеллектуальный уровень населения:

Наличие высококвалифицированного персонала, сконцентрированного в городе на базе ФЦДТ «Союз», а также  других предприятиях и организациях. Высококвалифицированная рабочая сила представляет собой существенный потенциал развития в городе наукоемких и высокотехнологичных отраслей, информационных технологий.

Высокий образовательный уровень жителей  отрывает для них широкие возможности занятости, способствует сохранению благоприятного социального климата в городе, развитию деловой культуры.

Николо-Угрешский  монастырь как центр православной культуры и один из градообразующих  объектов Дзержинского :

Монастырь – определяющая  градообразующая основа возникновения и исторического развития города.

Монастырь и духовная семинария при нем  способствуют духовно-нравственному  совершенствованию населения. Священнослужители  и преподаватели семинарии принимают  активное участие в реализации общегородских проектов.

Духовно-нравственное развитие жителей города выдвигается  в числе стратегических приоритетов  в перспективном развитии города.

Позитивное  влияние соседства Москвы, преимущества развития Дзержинского в составе  Московской агломерации :

Горожане имеют легкий доступ к ценным и качественным столичным ресурсам - транспортным, инфраструктурным, образовательным, бытовым, культурным, информационным, деловым, финансовым.

Конкурентные  преимущества местных предприятий  в использовании столичных потребительских и сбытовых рынков.

Город обладает высоким потенциалом привлечения  средств москвичей для развития сферы досуга, отдыха, туризма.

При правильном и эффективном развитии транспортных и информационных сетей  в пределах агломерации в Дзержинском  может произойти рост деловой активности.

Значительный  потенциал развития экономической  базы с высокой инновационной  и технологичной составляющей :

Город обладает достаточно диверсифицированной (перспективно устойчивой) для малого города экономической базой.

В городе базируются стратегически важные крупные предприятия (ФЦДТ «Союз», ТЭЦ-22, ДЗЖБК, ОАО «Нива», ООО «АЛПЛА» и др.), обеспечивающие устойчивые налоговые поступления в местный бюджет.

Значительны темпы развития промышленного производства на фоне многих городов Московской области.

В городе развивается университет и его  научная база.

Активно развивается производственная составляющая в деятельности малого предпринимательства.

Разрабатывается программа развития Дзержинского как  города-наукограда.

Высокое качество элементов городской среды: формирование центра города, благоустройство города, информационная среда :

Осуществлен проект создания площади Дмитрия  Донского. В результате у города появилось пространственное «ядро», связавшее воедино разрозненные микрорайоны. В городе воздвигнуто несколько культурно-исторических памятников и обустроена прилегающая к ним территория.

Дзержинский резко выделяется на фоне городов  Московской области высоким качеством  благоустройства: озеленение, уборка мусора, урны, лавочки, внешний облик городских улиц и т.д.

Развитие  информационных технологий. Активная информационная политика администрации :

В городе  придается большое значение развитию информационной среды. В настоящее время город полностью телефонизирован, сдана в эксплуатацию первая очередь цифровой телефонной станции, среди горожан высока доля имеющих персональные компьютеры.

В городе действует ряд высокотехнологичных  предприятий и организаций, работающих с информационно-коммуникационными  технологиями (ОАО «Монтаж», филиал «Угреша» университета «Дубна», МП «Информационный центр»), которые активно расширяют свою деятельность.

В городе принята и реализуется в качестве приоритетной целевая программа  «Информационный город». Действия программы  направлены на накопление и интеграцию информационных ресурсов города, обеспечение качественных информационных услуг населению, развитие информационной инфраструктуры.

Функционирует «информационный центр», обеспечивающий тесный информационный обмен между  различными слоями городского сообщества (органы власти, предпринимательство, население).

Природные ресурсы в распоряжении города:

Расположенные на южной границе города песчаные карьеры представляют собой удобное  место для купания и уже  сейчас привлекают значительное количество отдыхающих и могут служить прекрасной базой для развития индустрии отдыха. Расположенный с восточной стороны карьер ЗИЛ ждет предложений по его эффективному использованию.

Томилинский лесопарк – как пригородная зона является привлекательным местом активного  отдыха горожан.

Есть возможность использования Москва-реки в качестве и транспортной артерии, и как места отдыха и занятий спортом. Пойма пригодна для  развития инфраструктуры отдыха и туризма,  реализации  строительных проектов.

Активное  местное самоуправление, развитие городского сообщества :

В городе активно и успешно осваиваются  эффективные технологии развития местного самоуправления. Создана система  территориальных комитетов местного самоуправления (КОС).

Город ориентирован на формирование информированного, консолидированного, патриотичного и активного городского сообщества.

Город активно занимается формированием  своего имиджа. Придается большое  значение созданию городской символики, повышению местного патриотизма, духовно-нравственному  развитию горожан

Власти  города – сторонники «публичного» городского управления и активно используют его новые эффективные технологии (стратегическое и текущее планирование развития города, механизмы адресной социальной поддержки, управление  ЖКХ, механизмы развития малого предпринимательства, управление муниципальными земельными ресурсами и недвижимостью, технологии социального партнерства).

В городе созданы информационные ресурсы  местного самоуправления – «Информационный  центр», городской телевизионный  канал, газета, налажена оперативная  связь главы города с населением.

 
 
 
 
 
 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. ФЗ  № 131 «Об общих принципах организации  местного самоуправления в РФ»  – М., 2004.

2. Основы  Европейской хартии местного  самоуправления / Под ред. Черникова  В.А. –  М., 2000.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации. – М., 2000.

4. Р.З.Алтынбаев  Основные направления повышения  эффективности управления местным  самоуправлением. Муниципальная  власть. 2003г № 5

5. Д.Алешко  Ресурсы управления. Городское управление 2003 г № 11

6. Абанкина И., Абанкина Т. Муниципальная публичная политика.// Городское управление. 2001. № 2.

7. Андреев  А.А., Гладышев А.Г. Социологическая  инноватика в управлении: вопросы  и ответы, «Муниципальный мир», 2004 г

8. Активизация  социально-экономического развития  городов и регионов. Журнал «Евроград» № 13 2000 г 72 стр.

9. Бестужев-Лада  И.В. Нормативное социальное прогнозирование  : возможные пути реализации целей  общества. М.: Наука, 1987 г . ста.312

10. Воронин  А.Г. Финансы муниципального образования  // проблемы городов переходных экономик : Сборник статей – М.: Фонд «Институт экономики города», 2000 г

11. Ветров  Г. Планирвоание экономического  развития на уровне г7орода-М., Фонд «Институт экономики города», 2000 г

12. Воронин  А.Г., Лапин В.А., Широков А.Н. Основы  управления муниципальным хозяйством: Учеб. Пособие-М.: дело, 1998 г

13. Велихов  Л.А. Основы городского хозяйства  – Обнинск, 2002 г

14. Гладышев  А.Г., Иванов В.Н., Мельников С.Б., Николаев  В.А., Русинов Ф.М., Сильвестров С.Н.  Стратегия вывода экономики муниципальных образований из кризиса. М.: ЗелО, 1999г           

15. Гринчель  Б.М. Городское стратегическое  планирование. Журнал «Экономика. Политика.  Инвестиции» – 2000 - №1 – с.42-43

16. Городское  стратегическое планирование в  России : теория, опыт и перспективы. Научные  материалы к конференции «Стратегическое видение и стратегические планы   городов Европы и России в начале 3 тысячелетия» часть 1 Спб.: Институт Евроград , 2000 г

17. Жихаревич  Б.С. Основы стратегического планирования  экономического развития города.  Журнал «Евроград» - №7 за 2002 год

18. .Н.Знаменская  В.Е.Рохчин Проблемы научного  обеспечения стратегического планирования  развития муниципальных образований  Санкт-Петербург, 2000

19. .Забелин  П.В., Моисеева Н.К. Основы стратегического  управления; Учеб.пособие – М., ИВЦ «Маркетинг», 1998 г

20. Иванов  В.В. проекты и ресурсы –  М.: ЗелО, 1997 г

21. Иванов  В.Н. Социальное управление : Теория  и методология, «Дашков и К», 2004 г

22. Карелина  И. Стратегический план Санкт-Петербурга. Журнал «Экономика, политика, инвестиции»– 1998 г №1 с.41

23. Коробейников  А.М., "Особенности стратегического  планирования развития городов  в постсоветских странах", М,  Журнал «Евроград» 2002,№ 2

24. Коробова  А.Н. Управление муниципальными  ресурсами, М., 2001 г

25. Ковалев  В.Н. Социология управления социальной сферой. «Академический проект», 2003

26. Крохина  Ю.А. Город как субъект финансового  права. – Саратов, 2000.

27. Ларионов  И.К. Стратегия социального управления. «Дашков и К», 2004 г

28. Лаптева  Л.Е. Формирвоание местного сообщества. Местное самоуправление: проблемы и пути их решения.- СПб., 2000 г

Информация о работе Эффективность управления ресурсами муниципально образования