Теоретический аспекты исследования электронной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 00:05, курсовая работа

Описание работы

В свете растущей глобализации мировой экономики Internet неизбежно будет наращивать вес в качестве средства ведения коммерции. Электронная коммерция, безусловно, имеет большое будущее, так как электронные рынки более эффективны при создании новых товаров и услуг на основе поступающей информации, незаменимы в поиске клиентов и партнеров по всему земному шару. Неоспоримыми преимуществами электронного маркетинга являются его мировой масштаб, высокая эффективность по сравнению с другими видами маркетинга и возможность предоставления новых услуг на основе использования Интернет-технологий.

Файлы: 1 файл

Диплом (Шипкова).docx

— 252.15 Кб (Скачать файл)

Электронная торговля характеризуется  также некоторыми технологическими ограничениями, которым присуще ограничивать число людей, пользующихся этой революционной системой. Одним из существенных недостатков электронной торговли является то, что интернет все еще не коснулся жизни большого числа людей, либо из-за недостатка знаний или доверия. Огромное количество людей все еще не использует интернет, для каких либо финансовых операций. Некоторые люди просто отказываются верить подлинности совершенно безличных бизнес операций, как и в случае электронной коммерции. Многие люди опасаются требований о раскрытии личной и частной информации из соображения безопасности, а также множество, раз законность и достоверность различных сайтов электронной коммерции подвергались сомнению.

Еще одним ограничением электронной  торговли является то, что она не подходит для торговли скоропортящихся  товаров, таких как продукты питания. Такие товары люди предпочитают покупать обычным способом, чем используя  электронную коммерцию, относительно покупки продуктов питания. В  итоге, электронная торговля не подходит для подобных секторов бизнеса. В  случае электронной коммерции, срок, необходимый для доставки материальных продуктов, также может быть весьма значительным. Для приобретения желаемых продуктов может потребоваться много телефонных звонков и электронная почта, однако, возвратить продукт и получить возмещение, может быть еще более затруднительно, а также на это потребуется немалое количество времени, чем при покупке, в том случае, если вы не удовлетворены конкретным продуктом.

Таким образом, проникшая во все сферы человеческой деятельности электронная коммерция представляет собой: деятельность, связанную с непосредственной поддержкой коммерции с помощью электронных средств и сетевых соединений; возможность доставки товаров, услуг, информации и платежей по сети и т.д.; различного рода информационный и операционный обмен: между коммерческими предприятиями; электронную среду, которая позволяет приобретать и продавать товары и услуги, а так же получать; использование самых разных носителей информации: данных, текста, web-страниц и т.п.; глобальную торговый сеть.

Электронный бизнес предоставляет  коммерческим организациям возможность решать следующие задачи по выходу на новые рынки, созданию новых товаров и услуг, формированию доверия клиентов, увеличению человеческого капитала, максимальному использованию возможности существующих и новых технологий, достяжения ведущего положение на рынке и конкурентного преимущества [20].

Новая методология ведения  бизнеса может осуществляться между  различными видами бизнеса, между бизнесом и потребителем, между потребителями, между бизнесом и государственными органами, между государством и потребителями, в рамках отдельного бизнеса, или Intra-business.

Сравнительный анализ традиционных методов коммерции с электронной  коммерцией позволил сделать вывод  о том, что на современном этапе  электронная коммерция имеет ряд принципиальных преимуществ, способствующих ее стремительному развитию и адаптации к меняющимся потребностям мирового рынка. 

1.3. История формирования  мировой торговли.

 

Историю появления и развития предпринимательской деятельности в сети  Интернет можно поделить на несколько последовательных этапов. Рассмотрим их.

В первом этапе (1960-1989 гг.) происходило  формирование предпосылок к появлению  предпринимательской деятельности в сети Интернет, параллельно проходили 2 процесса:

1) создание глобальных  сетей и появление сети Интернет.

2) создание и развитие  систем электронной коммерции  и бизнеса.

Происходящие события  в хронологическом порядке наглядно представлены в таблице 1.

 

Таблица – 3. Предпосылки к появлению электронной коммерции в сети Интернет (составлено автором)

Годы

Развитие сети Интернет

Развитие электронной  коммерции

1960-1970 гг.

1961 г. -Леонард Клейнрок  сформулировал ключевые принципы глобальных информационных сетей.

1962 г.- Дж. Ликлайдер опубликовал работу «Galactic Nerwork». Его предвидение отражает современное устройство Интернета.

1966 г. – начался проект  по созданию компьютерной сети ARPA

1960 г. - Первая система  электронной коммерции – SABRE, позволяющая в автоматическом режиме резервировать места на авиарейсы.

Середина 1960-х годов. Появление  первых магнитных кредитных карт, что позволило автоматизировать расчеты

1970- 1980 гг.

В июле 1977 г. Винтон Серф (Vinton Cerf), программный директор SATNET (подразделение ARPA), впервые продемонстрировал передачу данных с использованием протокола  ТСР по трем различным сетям. Передаваемая информация прошла путь в 150 тыс. км и не потеряла ни одного бита.

1971 г. Создание электронной  биржи ценных бумаг NASDAQ.

1972 г.- Телекомьютинг как  концепция организации работы.

Середина 1970х. Появление  первых средств электронного обмена данными (EDI) и перевода финансовых расчетов (EFT).

1976г .- Идея цифровой  подписи; создание электронного рынка FOREX.

1977г.- Создание системы  международных банковских платежей SWIFT

1980-1989 гг.

1983 г. -Сеть ARPANET полностью  перешла на протокол передачи  информации TCP\IP. Этот день принято считать официальной датой рождения Интернета.

В 1989 г. Тим Бернес-Ли разработал стандарт World Wide Web (WWW) - глобальную гипертекстовую систему.

1980-1984 г. – появление  первых систем клиент-банк.


В дальнейшем, с коммерциализацией  сети Интернет, эти процессы начинают пересекаться, и отдельное рассмотрение развития электронного бизнеса теряет смысл, будем рассматривать только ту часть, которая относится к предпринимательской деятельности в сети Интернет.

Второй этап (1990-1993) – это  зарождение предпринимательской деятельности в сети Интернет.

В 1990г. коммерческие организации  допущены к развитию инфраструктуры сети Интернет, их разработки резко расширили возможности сети, в результате чего выросла аудитория, и сеть Интернет стала интересной с коммерческой точки зрения.

Основные происходящие события  по годам представлены в таблице 2.

 

Таблица – 4. Зарождение   электронной   коммерции в сети Интернет (составлено автором).

Год

Развитие сети Интернет

1990

К поддержанию и использованию  Интернета были допущены крупные частные корпорации,  в дальнейшем функции административного управления были переданы в руки частных компаний.

Создание первого текстового браузера, значительно упрощающего  использование сети Интернет для  неспециалистов.

1991

17 мая 1991г. Официально  утвержден стандарт WWW. Появился  первый интернет-сервер.

1992

Создание браузера Мозаик, позволяющего перемещаться по Интернету при помощи мыши и смотреть графику. За несколько месяцев после создания «Мозаик» число используемых экземпляров программы превысило миллион, а трафик сети Интернет вырос в 10 тыс. раз.

Конгресс США одобрил  коммерциализацию сети Интернет, с  чего и начинается история развития предпринимательской деятельности в сети Интернет.

1993

Голландским математиком  Дэвидом Чаумом были изобретены механизмы практической реализации электронных денег. [см. 12 с.15]

26 октября 1993 г. президентом  США впервые был поставлен  вопрос о создании электронной системы закупок продукции для государственных нужд. Таким образом был создан сегмент B2G.


 

Третий этап (1994 – настоящее  время) – собственно развитие предпринимательской деятельности в сети Интернет.  Его можно поделить на 2 волны – 1994 - 2000гг и 2000-н.в., поделенные между собой «крахом доткомов» в 2000г., когда резко обрушились акции интернет-компаний на бирже, многие компании обанкротились, а развитие интернет-предпринимательства сильно замедлилось.

В 1994 – 2000г появились все основные виды интернет-предпринимательства. Однако, далеко не все из них сразу стали эффективными и популярными – для активного развития рынку не хватало спроса, аудитория сети Интернет была ещё недостаточно велика. Предприниматели и инвесторы не понимали особенностей сети, правил ведения бизнеса, в результате чего многие организации были убыточны, но при этом хорошо оценивались на бирже и привлекали существенные инвестиции. Так не могло продолжаться долго, и в произошел биржевой крах, упали акций всех высокотехнологичных компаний, даже успешных. В последующие несколько лет предприниматели и инвесторы переосмыслили смысл сети Интернет, обе стороны стали уделять внимание бизнес - моделям предпринимательской деятельности и её эффективности, что привело в дальнейшем к росту рынка и его цивилизации.

Историю развития интернет - коммерции, на наш взгляд, целесообразно  разделить на отдельные виды предпринимательской  деятельности в сети Интернет и рассматривать их раздельно.

Особенно интересна история  развития веб - сайтов. Хотя практически  все виды сайтов появились в сети очень быстро, лидирующие виды последовательно сменяли друг друга.

Первыми появились информационные сайты - вместе с появлением всемирной паутины, info.cern.ch появился в 1990г. Этот же сайт являлся первым каталогом (с авторским наполнением контентом).  В 1994г. появился зарубежный каталог Yahoo!, российский каталог weblist.ru, открылось первое крупное российское СМИ – информационное агентство РБК. Российский каталог Rambler TOP 100 возник в 1997г. и был лидером того времени [21].

Поисковые системы, появившись так же рано (1990 г. – Archie, 1993 г. – Wandex, 1994 г. – WebCrawler, 1995г- AltaVista) долгое время  были в тени каталогов – это было связано как с небольшим объемом информации в сети (каталогов для поиска вполне хватало), так и с несовершенством поисковых технологий того времени. В России поисковые системы появились в 1996-1997г (1996 - Rambler, Aport, 1997- Яндекс) [22]. Нынешний мировой лидер Google появился в 1998г и стал одним из первых поисковых систем, предложивших ранжирование сайтов в поиске на основании количества ссылок на них (аналогично индексу цитирования научных работ и журналов). В результате качество поиска стало значительно лучше, чем у конкурентов. Российский лидер, Яндекс, первым предложил поиск с учетом сложной русской морфологии.

История развития поисковых  систем говорит о том, что далеко не всегда в лидерах оказываются  первопроходцы, а залогом успеха могут быть новые идеи и технологии.

Публичных сервисов почты  довольно долго не существовало, хотя электронная почта появилась задолго до появления всемирной паутины. В 1996г. открылся почтовый сервис Hotmail.com, в 1998г. российский Mail.ru, до сих пор являющийся лидером российского рынка электронной почты. Яндекс.Почта, открытая в 2000г. не смогла обойти конкурента. Но на мировом уровне появился новый лидер, почтовый сервис Google (Gmail) открылся лишь в 2004г. и сейчас является одним из самых популярных в мире. Основные конкурентные характеристики сервисов электронной почты – это удобство интерфейса, объем предоставляемого места для хранения данных и защита от СПАМа.

Социальные сети появились  ещё в 1995г., когда был основан  сайт Classmates.com. Однако, в то время  проникновение сети Интернет даже в  западных странах было не настолько высоко, что бы в сети Интернет можно было найти большое количество своих знакомых. Быстрое развитие социальных сетей пошло в 2002г. с появлением Friendster, который, по сути, не сильно отличается от сайтов знакомств. Аудитория сети быстро росла, соответственно появлялись и новые проекты. В 2003г появилась профессиональная деловая сеть,  LinkedIn, но настоящий переворот произошел в 2004г. с появлением сайтов myspace и facebook. В следующие несколько лет социальные сети стали появляться и на российском рынке: в 2005 г.- «Мой Круг», в 2006 г. – Вконтакте и Одноклассники, в 2007г. – «Мой мир@mail.ru», «Мир тесен». Google пытался выйти на рынок с 2003г, однако попытки были малоудачные, его проект Orkut смог захватить только региональный рынок Индии и Бразилии, где отсутствовали конкуренты в тот момент. В 2011г. на рынке социальных сетей появился Google+, которому прочат большое будущее [23].

С ростом аудитории сети Интернет, социальные сети выходят  в новые лидеры, и сейчас размер аудитории крупнейшей мировой социальной сети Facebook вплотную приближаются к суммарной аудитории проектов компании Google.

Стоит заметить, что среди  социальных сервисов наблюдается гораздо  большее разнообразие, чем среди  поисковых систем. Это могут быть фото (пример - Flickr) и видео-сервисы (YouTube), сервисы блогов (LiveInternet, LiveJournal, Хабрахабр), в 2006г. появились микроблоги (Twitter).

Рассмотрим теперь развитие торговых бизнес-моделей.

Один из первых интернет-магазинов  в современном понимании, Amazon.com, был основан в 1995г. Начав с торговли книгами, сегодня он предлагает практически все промышленные товары, это крупнейший интернет-магазин в мире с оборотом в десятки миллиардов долларов. Первый российский аналог – магазин OZON.ru появился лишь в 1998г [2]. Сейчас это так же один из крупнейших российских интернет-магазинов, однако, его лидерство не так бесспорно.

Точное время начала продаж виртуальных товаров определить сложно. В том же Amazon.com музыкальные  композиции и видеозаписи стали  продаваться с 1998г. Крупнейший российский магазин программного обеспечения SoftKey основан в 2001г. Нынешний мировой лидер – цифровой магазин компании Apple iTunes Store открылся лишь в 2003г.

На всей истории развития интернет-магазинов, как реальных, так  и виртуальных товаров, их возможности менялись постепенно, и не очень сильно. Появились возможности сравнить товары, оценить их, написать отзывы. В соответствии с развитием финансовых посредников, добавлялись возможные варианты и способы оплаты. В последнее время интернет-магазины обрастают социальными функциями: списком товаров, которые человек хочет «в подарок», рекомендациями друзей, товарами которые подбираются на основе предпочтений и так далее.

Информация о работе Теоретический аспекты исследования электронной торговли