Теоретический аспекты исследования электронной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 00:05, курсовая работа

Описание работы

В свете растущей глобализации мировой экономики Internet неизбежно будет наращивать вес в качестве средства ведения коммерции. Электронная коммерция, безусловно, имеет большое будущее, так как электронные рынки более эффективны при создании новых товаров и услуг на основе поступающей информации, незаменимы в поиске клиентов и партнеров по всему земному шару. Неоспоримыми преимуществами электронного маркетинга являются его мировой масштаб, высокая эффективность по сравнению с другими видами маркетинга и возможность предоставления новых услуг на основе использования Интернет-технологий.

Файлы: 1 файл

Диплом (Шипкова).docx

— 252.15 Кб (Скачать файл)

Вместе с тем существует и противоположная точка зрения, которую разделяют развивающиеся страны. Они считают, что их промышленности будет нанесен ущерб, если свободная торговля будет разрешена до того, как они станут конкурентоспособными на мировых рынках. Отсутствие согласованной позиции по вопросам электронной торговли в рамках ВТО привело к введению ВТО моратория на таможенные пошлины на электронные сделки. Согласно ст. 5 Модельной конвенции «Организация экономического сотрудничества и развития» (OECD Model Tax Convention) об избежании двойного налогообложения, постоянное представительство иностранного юридического лица предполагает наличие постоянного места предпринимательской деятельности, через которое деятельность предприятия осуществляется полностью или частично. Но в электронной коммерции предпринимательская деятельность может осуществляться без физического присутствия компании в стране потребителя посредством вэб-сайта, который размещен на сервере третьего лица.

Таким образом, в настоящее  время на мировом рынке создано множество предпосылок для развития электронной коммерции, в основе которой лежат новые информационные технологии совершения коммерческих операций и управления производственными процессами с применением электронных средств обмена данными.

Основными факторами развития электронной торговли сегодня являются: неограниченная свобода установления контакта продавца и покупателя в глобальном пространстве; возможность по предоставлению неограниченно по широте ассортимента продукции; непрерывный режим работы интернет-магазинов; равные возможности для входа на рынок разных по размеру предприятий.

Ежегодно возрастает объем  международной торговли, осуществляемой с использованием сети Интернет. Через  каналы электронной торговли ныне активно продаются металлы, химические товары, биржевые товары, серийно изготовляемые машины и оборудование, все виды потребительских товаров длительного пользования, книги, музыкальные произведения, различные услуги – туристические путевки, услуги связи, финансовые услуги и др.).

Между тем, существует ряд  проблем, тормозящих развитие мировой  электронной торговли, вызванных такими факторами, как использование разных систем налогообложения, таможенных пошлин и сборов, отсутствием унифицированного международного правового регулирования процессов электронной торговли [18].

 

1.2. Понятие, сущность и виды электронной торговли.

 

Электронная коммерция переносит  глобальный доступ к интернету на уровень основных бизнес-процессов закупки и продажи товаров и услуг. Это помогает сформировать спрос на товары и услуги и совершенствует управление заказами, порядок платежей и другие функции поддержки. Общая цель электронной коммерции состоит в снижении расходов благодаря сокращению затрат на деловые операции и рационализации всех видов процессов. Глобальная доступность интернета способствует открытию новых рынков и в то же время увеличивает скорость выполнения деловых операций. Электронная коммерция проникла во все сферы повседневной жизни: от предоставления полномочий на использование кредитной карточки до предварительного заказа путешествий по сети, перевода денежных средств по всему миру, операций розничной торговли с использованием торговых терминалов, предоставление электронных банковских услуг, сбора средств в благотворительных целях, проведения политических компаний и аукционов и т.д.

Понятие электронной коммерции  может быть определено следующими способами (рис. 2):

С точки зрения связи электронная  коммерция означает возможность  доставки товаров, услуг, информации и платежей по сети и т.д.

С точки зрения взаимодействия электронная коммерция означает различного рода информационный и операционный обмен: между коммерческими предприятими.

С точки зрения бизнес-процесса электронная коммерция означает деятельность, связанную с непосредственной поддержкой коммерции с помощью электронных средств и сетевых соединений. Управление процессами как внутри коммерческих предприятий (производство, учет материальных запасов, хозяйственная деятельность), так и между предприятиями (управление поставками) осуществляется с помощью тех же самых сетей, что и для процессов взаимодействия между коммерческими предприятиями и потребителями.

С точки зрения оперативного режима электронная коммерция означает электронную среду, которая позволяет  приобретать и продавать товары и услуги, а так же получать информацию в интернете.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок – 2. Подходы к определению понятия «электронной торговли»

(составлено автором)

 

С точки зрения структуры  электронная коммерция означает использование самых разных носителей  информации: данных, текста, web-страниц  и т.п.

С точки зрения рынка электронная  коммерция означает глобальную сеть. Достаточно открыть Web-витрину местного магазина, и на его пороге появятся покупатели, поставщики, конкуренты и  платежные системы со всего мира.

Электронный бизнес предоставляет  коммерческим организациям возможность решать следующие задачи:

Выходить на новый рынки

Создавать новые товары и  услуги

Формировать доверие клиентов

Увеличивать человеческий капитал

В максимальной степени использовать возможности существующих и новых технологий.

Добиваться ведущего положение  на рынке и конкурентного преимущества.

Электронная коммерция означает ведение торговли с кем угодно, где угодно и в какое угодно время. При этом особое значение придается  новым возможностям, повышающим в  итоге эффективность как бизнеса  в целом, так и деловых операций в частности. Сложность усвоения принципов электронной коммерции отчасти объясняется ускоренным ее развитием, которое происходит настолько быстро и в стольких направлениях, что даже специалистам трудно сравнивать ее с чем-либо подобным в прошлом. Влияние электронной коммерции уже превысило масштабы распространение радио в 20е годы, телевидения в 50е годы и персональных компьютеров в 80е годы ХХ века. Все указывает на ее глубокое влияние на мировую экономику в долгосрочной перспективе.

Чтобы полнее представить  сущность ЭК, рассмотрим сравнительный  анализ технологий традиционного ведения коммерческой деятельности и электронной коммерции (табл. 2).

Электронная коммерция нарушает следующие традиционные правила  ведения коммерции:

Компании не делятся информацией  с конкурентами.

Поставщики не делятся  информацией с покупателями, особенно той, что касается ценообразования.

Общая закупка должна определяться только ценой.

Финансовые операции должны выполняться только через банк.

Нигде электронная коммерция  не нарушает правила более основательно и быстро, чем в банковской сфере. Рост объема интерактивных банковских операций поднимает вопрос о роли банков. Ведь теперь у коммерческих предприятий и потребителей имеется больше возможностей выбора способов оплаты своих счетов. Стремление к экономии затрат, оппортунизм и опасность потерять конкурентное преимущество сдвинули дело с места и даже привели к нововведениям в самых консервативных компаниях. Эти факторы вынудили компании перестроиться, с тем что бы воспользоваться такими возможностями, как организация каналов доставки новых услуг и выход на новые рынки уже существующих услуг.

Электронная коммерция –  это использование компьютеров, работающих в Интернет, для того, чтобы трансформировать старые и  создать новые бизнес отношения  с партнерами и клиентами. Существуют различные приложения, которые обеспечивают новые бизнес решения, которые позволяют улучшить качество товаров и предоставляемых услуг, повышают скорость обслуживания, снижают операционные издержки. Новая методология ведения бизнеса имеет несколько сфер приложения (рис. 4):

– между различными видами бизнеса – сфера В2В (business-to-business);

– между бизнесом и потребителем – В2С (business-to-consumer);

– между потребителями  – С2С (consumer-to-consumer);

– между бизнесом и государственными органами – B2A/B2G (business-to-administration/government);

– между государством и потребителями – А2C, или G2C (administration/government-to-consumer);

– в рамках отдельного бизнеса, или Intra-business. В2С или «бизнес –  потребитель» – категория электронной коммерции, которая является  

Таблица –2. Сравнительный анализ технологий традиционного ведения коммерческой деятельности и электронной коммерции (составлено автором)

Традиционные технологии ведения коммерческой деятельности

Технологии ведения ЭК

Бумажный документооборот

Электронный документооборот

Телефонная связь

Связь с использованием компьютерных сетей

Традиционная почта

Электронная почта

Реклама в СМИ и внешняя  «уличная» реклама

Интернет-реклама (баннерная  реклама, поисковая реклама, программы вирусного маркетинга – рассылка спама и т.д.)

Изолированные компьютеры, использующиеся только в сфере бухгалтерского учета и делопроизводства

Локальная сеть компьютеров, включающая в себя собственные веб- и СУБД-серверы и имеющая выход в Интернет

«Мокрая» печать и «живая»  подпись

Электронная цифровая подпись. Системы аутентификации контрагентов, позволяющих удостовериться в личности стороны, желающей получить интерактивный доступ к информации, услугам, заключить торговую сделку и т.п.

Использование наличных денег  или традиционных безналичных банковских переводов

Использование электронных  систем Клиент-банк, Интернет-Банк; электронных  денег, электронных чеков и пластиковых  карт

Ориентация на массового  потребителя (сегментация потребителей)

Ориентация на индивидуальные потребности каждого конкретного потребителя

Объединение работников в  рамках локальных офисов

Использование технологий телеработы, виртуальных агентов, веб-служб и создание виртуальных предприятий

Сохранение полученных знаний и навыков

Непрерывный процесс обучения в течение всей жизни (технологии e-learning)

Ориентация на сохранение старых рабочих мест

Ориентация на создание новых  рабочих мест

Реализация всех бизнес-процессов  силами предприятия

Аутсорсинг – привлечение внешних исполнителей для выполнения неосновных (вспомогательных) бизнес-процессов

Опора на капитал. Основные показатели: капитало-, энерго-, материалоемкость и т.п.

Опора на знания – интеллектуальный капитал. Основной показатель — информационноемкость. Капитал становится одним из факторов производства


 

эквивалентом розничной  торговли и представлена различными видами электронных магазинов с  полным предложением любых потребительских  товаров. Этот вид электронной коммерции наиболее интересный и рискованный, при котором поставщик и потребитель, как правило, никогда ранее не имели взаимных деловых контактов. Интернет-магазины, виртуальные банки – классические примеры систем В2С [19].


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок – 3. Сферы приложения электронной коммерции

(составлено автором)

 

В2В или «бизнес –  бизнес» – категория электронной коммерции, когда компании осуществляют свою деятельность, начиная от выбора поставщика, или продукта, процесса заказа товаров у поставщиков, получения счетов-фактур, до проведения платежей и других операций на основе использования электронной сети. Этот вид электронной коммерции характеризует взаимодействие между относительно постоянными партнерами, связанными единой цепочкой бизнес-процесса и интенсивным двухсторонним информационным обменом. Как правило, это долгосрочные отношения между крупными компаниями, а также между отдельными подразделениями компании. При этом вопрос взаимного недоверия стоит менее остро и может быть отрегулирован на начальном этапе взаимодействия обменом юридически значимыми подписанными документами. Примерами систем В2В являются международная система передачи банковской и финансовой информации (SWIT).

В2А или «бизнес – администрация» — категория электронной коммерции, которая охватывает все виды трансакций между компаниями и государственными организациями. Пока этот вид электронной коммерции находится в стадии зарождения, но имеет перспективы быстрого развития по таким направлениям, как возмещение налога на добавленную стоимость и уплата корпоративных налоговых платежей.

С2А или «потребители –  администрация». Такая категория  существует пока только теоретически, ее рост связывают с различного рода выплатами социального назначения.

В основном, электронная  коммерция ассоциируется с покупкой и продажей информации, продуктов и услуг через Интернет, но также используется для передачи информации внутри организации через интернет, чтобы улучшить процесс принятия решений и устранить дублирование на различных этапах его выработки.

Новая концепция электронной  коммерции строится не только на улучшении проведения транзакций, но и на строительстве устойчиво улучшающихся взаимоотношений с партнерами, клиентами, как существующими, так и потенциальными.

Электронная коммерция обладает многими преимуществами и поэтому  становится все более популярной. Как указано в табл. 1, эти преимущества включают в себя лучшие возможности  для продвижения товара, снижение издержек, своевременность информации, сокращение времени перевода денежных средств, единообразие информации, повышение уровня обслуживания клиентов, улучшение взаимоотношений с клиентом, ориентирование товаров на потребителя, конкурентные преимущества и удобство ведения бизнеса

Самым большим и наиболее важным преимуществом электронной  торговли является то, что она позволяет заинтересованной компании или частному лицу достичь глобального рынка. Она обслуживает потребности как национального, так и международного рынка. Ваш бизнес больше не ограничен географическими границами. С помощью электронной коммерции даже малые предприятия могут получить доступ к мировому рынку для продажи и покупки товаров и услуг. При ведении таким способом бизнеса также отсутствуют временные ограничения, так как электронная торговля дает возможность выполнять операции 24 часа в сутки и даже в праздничные и выходные дни, что в свою очередь значительно увеличивает продажи и прибыль.

Электронная торговля также  дает возможность клиентам выбрать  более дешевые и качественные товары. С помощью электронной  коммерции потребители могут легко исследовать конкретный продукт, а иногда даже узнать изготовителя, приобретая его по более низкой цене, чем требуют за него оптовики. Покупки онлайн, как правило, очень удобны и экономят время, по сравнению с обычными магазинами. Кроме того, покупатели могут просматривать отзывы, размещенные другими клиентами о приобретенной продукции с конкретного сайта электронной коммерции, что существенно может помочь принять решение относительно покупки.

Для коммерческих фирм электронная  торговля значительно сокращает  расходы, связанные с маркетингом, обслуживанием клиентов, обработкой, хранением информации и управлением запасами. Это уменьшает количество времени, связанное с реорганизацией бизнес-процессов - настройкой продуктов для удовлетворения спроса частных клиентов, а также повышения производительности и оказания услуг клиенту. Электронная торговля снижает бремя инфраструктуры для ведения бизнеса и, тем самым повышает объем средств, доступных для инвестирования. Она также способствует эффективности обслуживания клиентов. С другой стороны, это позволяет собирать и обрабатывать информацию, связанную с поведением покупателей, которые в свою очередь помогают разрабатывать и принимать эффективную маркетинговую и рекламную стратегию.

Информация о работе Теоретический аспекты исследования электронной торговли