Теоретический аспекты исследования электронной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 00:05, курсовая работа

Описание работы

В свете растущей глобализации мировой экономики Internet неизбежно будет наращивать вес в качестве средства ведения коммерции. Электронная коммерция, безусловно, имеет большое будущее, так как электронные рынки более эффективны при создании новых товаров и услуг на основе поступающей информации, незаменимы в поиске клиентов и партнеров по всему земному шару. Неоспоримыми преимуществами электронного маркетинга являются его мировой масштаб, высокая эффективность по сравнению с другими видами маркетинга и возможность предоставления новых услуг на основе использования Интернет-технологий.

Файлы: 1 файл

Диплом (Шипкова).docx

— 252.15 Кб (Скачать файл)

Основные направления  использования сети Интернет в мировой  торговле раскрываются следующим образом. Использование сети Интернет кардинально преобразует процессы экономического взаимодействия компаний с их клиентами, партнерами, поставщиками и даже конкурентами. При этом, если начальная волна распространения электронной коммерции в корпоративном секторе была инициирована торговыми организациями, которые создавали системы электронной коммерции и использовали возможности Интернета как дополнительного коммерческого канала сбыта (параллельно с развитием обычной международной торговли), то теперь роли переменились. В настоящее время росту электронной коммерции в корпоративном секторе способствуют, прежде всего, закупочные отделы промышленных компаний, которые активно используют возможности сети Интернет для реализации процессов снабжения и закупок. Использование сети Интернет позволяет обсуждать условия поставки и увязывать воедино производителя и потребителя, финансиста и страховщика, логистика и транспортную компанию. Процесс размещения и обработки заказа, переговоры, проверка наличия продукции, решения вопросов логистики и транспорта и т.д. максимально автоматизированы и рационализированы. Таким образом повышается общий уровень обслуживания бизнес-партнеров по сравнению с существующими способами ведения дела, что, в конечном счете, ведет к уменьшению стоимости и увеличению прибыльности для всех участвующих сторон.

В последние годы все более  распространенными становятся торговые Интернет-системы, позволяющие для исполнения межфирменных внешнеторговых сделок подключать информационную систему продавца к информационной системе покупателя с тем, чтобы первый следил за состоянием наличия определенных товаров на складе покупателя для своевременной поставки и пополнения складов. В этом случае предприятие продавца включается в электронную систему поставок, где закупки сырья, производство продукции и ее сбыт планируются и производятся в реальном режиме времени, а сведения о каждом конкретном звене «закупка-производство-поставка» можно получить мгновенно и в любое время. Автоматизация цепочки поставок и ее работа в режиме, близком к режиму реального времени, позволяет значительно сократить складские запасы, объем оборотных средств и повысить прозрачность всего бизнеса для руководства компании, потребителей и инвесторов.

Сеть Интернет используется как для реализации товаров, то есть продажи некоторых видов товаров  непосредственно с веб-сайтов продавцов, так и для информационно-рекламной поддержки обычного (называемого оффлайновым, то есть осуществляемым вне сети) бизнеса. Во втором случае через сеть Интернет устанавливаются контакты между партнерами, осуществляется предваряющий сделку обмен информацией (запросами, офертами, спецификациями, черновиками копий контракта и др.), что существенно ускоряет процесс заключения сделки между сторонами.Основные направления электронной коммерции заключаются в осуществлении маркетинговых исследований через Интернет, финансировании закупок товаров для последующей перепродажи, осуществлении коммерческих операций, включающих заказ, оплату и получение товара, реализацию обслуживающих внешнеторговую сделку операций (налоги, таможня, разрешения, бухгалтерский учет и проч.), выполнение логистических операций. Любая коммерческая операция, включая заказ товара, заключение договора купли-продажи, оформление доставки товара и его сдачи покупателю, выписка счетов и осуществление платежа, может быть полностью реализована через сеть Интернет.

Основные специфические  факторы, способствующие развитию международной электронной торговли

Развитие электронной  торговли стимулируется следующими специфическими факторами (рис. 1):

1. Глобальное присутствие  продавцов и покупателей на  мировом рынке –свобода вступления  в контакт с партнером из  любой страны. Интернет-технологии  практически сводят на нет  факторы физической удаленности,  что особо актуально для удаленного  российского производителя. Раз  сведен к минимуму фактор физической удаленности, снижается острота организации рекламы и налаживания каналов сбыта. Продавцы и покупатели находятся на одной торговой площадке. Обилие автоматических функций еще более упрощает их взаимодействие. При этом стоимость участия в ведении операций на электронной торговой площадке, например на электронной бирже, на порядок ниже стоимости оплаты создания реальных фирменных представительств в странах, где находятся потребители. Осуществление коммерческих операций через сеть Интернет обеспечивает эффект географической «близости» партнера – где бы он не находился, общение с ним по электронной почте осуществляется очень быстро – сигнал идет со скоростью света. Поэтому географическое расположение компании с точки зрения налаживания бизнеса не имеет существенного значения. Американская компания Amazon.com за три года продала книг 1,5 миллионам покупателей из 160 стран мира и только из одного офиса, расположенного в г. Сиэтл (США).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок – 1. Основные   факторы     развития     электронной   торговли (составлено автором)

 

2. Непрерывный режим работы. Веб-сайты компаний продавцов и покупателей работают 24 часа в сутки. Это является важным фактором, поскольку независимо от часовых поясов на веб-сайт продавца могут приходить вероятные покупатели из многих государств даже в то время, когда сам он отдыхает.

3. Номенклатура продаваемых  товаров может состоять из  тысяч предметов, тогда как в обычном магазине – из нескольких десятков или сот. Например, на веб-сайте Walmart.com продается около 10 000 наименований музыкальных записей, тогда как в обычных магазинах сети Wal-Mart покупатель может выбирать из «всего лишь» около 3000 наименований. До 40% оборота электронных магазинов обеспечивается заказами из других государств.

4. Равные возможности  для предложения своих товаров  в сети имеют и крупные, и  малые компании – все они для привлечения покупателей стремятся построить сайт наиболее привлекательно. Торговые площадки в Интернет делают торговлю понятной, открытой и стандартизированной. Именно эту прозрачность любят и ценят банки, именно в этом случае они более охотно предоставляют кредиты. Доступ к финансовому обеспечению сделок, в свою очередь, позволит предоставить отсрочку платежа и продавать тому, кто готов платить повышенную рыночную цену, включающую стоимость кредита.

Наибольшую роль в сфере  электронной торговли играют деловые  отношения между крупными и средними акционерными компаниями, которые осуществляют через сферу электронной торговли покупку и продажу товаров и услуг (так называемый сектор В2В – «Business-To-Business»). Их доля в общем, объеме продаж и покупок через сеть Интернет в мировой экономике составляет около 80%. Тем не менее операции в области электронной торговли весьма существенны, и для государственных организаций, и физических лиц, производящих закупки необходимых им товаров. Считается, например, что применение инструментов электронной торговли обеспечивает в федеральным ведомствам США экономию в 20% при осуществлении государственных закупок. Электронная торговля в наши дни уже превращается в высокоэффективный инструмент продаж, которым все активнее пользуются компании-производители для торговли между собой, а также обычные розничные Интернет-магазины (сектор В2С – «Business То – Customers»).

Использование инструментов электронной торговли позволило американской компании Dell Computer отказаться от использования принятой на рынке компьютеров системы сбыта по цепочке «производитель – дистрибьютор – дилер». Используя свой веб-сайт, она перешла непосредственно к продажам продукции конечному покупателю. Ежедневно компания Dell Computer, один из крупнейших мировых производителей персональных компьютеров, зарабатывает на продажах через сеть Интернет десятки миллионов долларов. Старается не отставать от Dell и ее главный конкурент, компания Hewlett-Packard. Расширяются продажи через Интернет и других товаров как производственного, так и потребительского назначения.

Один из недавних опросов, проведенных в США, показал, что 26% компаний, пока еще не занимающихся электронной торговлей, собираются организовать продажи через свой интернет-сайт в течение ближайших двух лет. Что же касается компаний, уже занимающихся электронной торговлей, то 40% компаний предлагают приобрести 20 и более наименований товаров. 37% компаний обновляют свой сайт чаще, чем раз в месяц, причем 38% опрошенных заявили о том, что они вряд ли стали бы вести бизнес с предприятием, не имеющим собственного интернет-сайта. 68% респондентов регулярно используют для связи со своими партнерами электронную почту. Успех компаний розничной торговли во многом зависит от того, насколько успешно они смогли выбрать для себя область деятельности. Например, «коньком» Amazon являются книги, игрушки, бытовые электронные товары, а также CD- и DVD-диски. Среди успешных специализированных проектов можно отметить электронные ювелирные магазины lce.com и Bluenile.com, а также сайт Bluefly.com, который продает авторскую одежду по индивидуальным заказам.

Степень этих операций у  разных компаний различна и включает сбор информации через Интернет о рынках сбыта, динамике продаж на рынке, анализ деловых операций конкурентов, имиджевую рекламу компании, рекламу конкретных товаров и услуг, виртуальное предложение товаров и услуг потенциальным покупателям через веб-сайт, оформление заказов, прием платежей, оформление доставки товара, оформление договоров по сдаче товаров в лизинг, заключение франчайзинговых соглашений, широкое использование электронной почты и др.

Строительство в ближайшие  годы высокоскоростных интернет-линий (так называемый «быстрый Интернет») и переход электронных магазинов на новые перспективные бизнес-модели должны дополнительно увеличить популярность торговли через сеть Интернет. По мнению старшего профессора маркетинга Слоуновской школы бизнеса при Массачусетском технологическом институте г-на К. Дюссарта «задача заключается в том чтобы постепенно развивать использование сети Интернет в бизнес-моделях»[15]. По его оценкам, в течение ближайших двадцати лет доля электронной торговли в общем объеме розничных продаж может вырасти до 30%. Отмечается возрастание конкуренции специализированных Интернет-магазинов и предприятий традиционной торговли. Не секрет, что предпочтение покупателей к электронной торговле приводит к относительному снижению роли оффлайновой торговли. В крупной американской1 торговой компании Sears электронный бизнес рассматривают в качестве средства компенсации потерь, которые компания несет в результате сокращения обычных продаж. Еще в 2001 г. компания Sears представила возможность заказа товаров через Интернет с их последующим получением в обычном магазине. Сегодня по этой схеме осуществляется от 30% до 40% от общего числа электронных продаж Sears [16].

Согласно сообщению компании Interland, американского хостинг-провайдера, 56 % американских компаний малого бизнеса  считают, что существенная часть их ежегодных продаж обусловлена присутствием в Интернете. Специалисты компании попросили своих клиентов – преимущественно компании малого бизнеса – принять участие в исследовании. Были опрошены 260 клиентов, из которых 42% занимаются своим бизнесом уже более десяти лет и 76% используют Интернет в деятельности компании в течение 3-9 лет. Результаты опроса показали, что у 23% компаний наличие веб-сайта приносит им 1 – 10% продаж, а у 12% – от 76% до 100% их продаж обусловлены их «присутствием» в Интернете. В целом, 78 % респондентов отметили, что извлекают выгоду от наличия сайта компании в сети «Интернет». В частности, половина опрошенных придерживаются мнения, что сайт компании повышает доверие клиентов, а 33% утверждают, что сайт – это их самый сильный инструмент маркетинга. Все опрошенные фирмой Interland компании уже имеют сайт в Интернете. В целом же, по данным исследований Yankee Group и US Small Business Administration, проведенным в июне 2010 года, 81% американских компаний малого и среднего бизнеса имеют доступ в Интернет, но только 30% пока имеют свои веб-сайты.

Ежегодно возрастает объем  международной торговли, осуществляемой с использованием сети Интернет. Доля международных поставок товаров  через каналы электронной торговли, по оценкам, составляла в начале 2010 года от 8 до 10% мирового экспорта против 2 – 3% в 2005 – 2008 гг. И этот показатель растет. Например, крупная американская торговая Интернет-компания Amazon.com увеличила в 2003 году объем продаж на мировом рынке более чем на 20% и довела его долю до 40%. Для расширения деятельности компания Amazon.com создала подразделения в Великобритании, Франции, Германии и Японии [17].

Между тем, существует ряд  проблем, тормозящих развитие мировой  электронной торговли. С помощью электронного обмена данными возможна реализация любых торговых сделок – как внутринациональных (оптовых и розничных), так и внешнеторговых. Основу различия проведения деловых операций на этих уровнях составляют не технологические элементы (так как электронная коммерция отличается глобальным характером), а законодательные. На международном уровне (по сравнению с внутринациональным) реализация коммерческих операций через сеть Интернет существенно усложняется. Это объясняется такими факторами, как использование разных систем налогообложения, таможенных пошлин и сборов, отсутствием унифицированного международного правового регулирования процессов электронной торговли. С целью преодоления проблем правового характера в 1996 г. в рамках ЮНСИТРАЛ (Комиссией ООН по праву и международной торговле) был разработан типовой закон «Об электронной коммерции», направленный на либерализацию электронных деловых операций на мировом рынке. В России на его основе был выработан и принят Закон «Об электронной цифровой подписи», который несколько жестче регулирует процессы электронной торговли.

Через каналы электронной  торговли ныне активно продаются  металлы, химические товары, биржевые товары, серийно изготовляемые машины и оборудование (компьютеры, комплектующие для них, программное обеспечение, оборудование Связи, насосы, электродвигатели, компрессоры) все виды потребительских товаров длительного пользования, книги, музыкальные произведения, различные услуги - туристические путевки, услуги связи, финансовые услуги и др.). Все это в массовом порядке проникает в сферу международной торговли, хотя таможенная статистика пока не учитывает специально эти поставки, а некоторые вообще не учитывает (например – поставку товаров в цифровой форме через сеть Интернет).

Вопросы налогообложения  сделок, совершенных в сети Интернет, находятся пока вне зоны законодательного регулирования и контроля со стороны государств по причине неприменимости в сети Интернет некоторых правовых категорий, которые имеют пространственно-временную привязку, например, понятий «постоянное представительство» и «реализация товаров, работ и услуг». Правительство США выступает в качестве наиболее активного сторонника отмены таможенных пошлин и тарифов во всех странах. Многие другие страны, включая страны – члены ОЭСР и ВТО, присоединились к США в отношении того, что электронная торговля должна быть освобождена от новых форм налогообложения, в том числе таможенных тарифов. Кроме того, сложилось единое мнение о том, что сокращение или отмена торговых тарифов будет только способствовать развитию международной торговли и выгоде для всех стран.

Информация о работе Теоретический аспекты исследования электронной торговли