Теоретический аспекты исследования электронной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 00:05, курсовая работа

Описание работы

В свете растущей глобализации мировой экономики Internet неизбежно будет наращивать вес в качестве средства ведения коммерции. Электронная коммерция, безусловно, имеет большое будущее, так как электронные рынки более эффективны при создании новых товаров и услуг на основе поступающей информации, незаменимы в поиске клиентов и партнеров по всему земному шару. Неоспоримыми преимуществами электронного маркетинга являются его мировой масштаб, высокая эффективность по сравнению с другими видами маркетинга и возможность предоставления новых услуг на основе использования Интернет-технологий.

Файлы: 1 файл

Диплом (Шипкова).docx

— 252.15 Кб (Скачать файл)

С учетом того, что в основе всех перечисленных явлений лежат  технологии коммерческих операций, остановимся на термине «электронная коммерция».

К сожалению, научная общественность еще не выработала общепринятого  определения этого термина, а  потому, как научная дисциплина, она находится на этапе сбора  фактов и их осмысления. Одна из задач  настоящего исследования и состояла в разработке понятийного аппарата электронной коммерции, необходимых обобщениях и классификации, научного определения предмета электронной коммерции и присущих этому предмету методов познания.

В настоящее время в  России сформировался целый ряд  факторов, определяющим образом влияющих на развития электронной коммерции (табл.5)

Вместе с тем, в настоящее  время для товарных рынков Российской Федерации характерны низкий уровень культуры рыночных отношений, несовершенное нормативно-правовое обеспечение, недостаточное развитие информационной структуры товарных рынков, высокая степень монополизации экономики, несовершенство системы финансовых и кредитных отношений.

Можно ожидать, что в ближайшие  годы развитие российского рынка  электронной коммерции будет характеризоваться следующими тенденциями:    

– внедрение систем электронной коммерции в России будет происходить труднее, чем на Западе, в силу низкого базового уровня автоматизации предприятий и потребует большего участия крупных системных интеграторов;

– в связи с большой географической протяженностью страны и низкой плотностью кабельных систем мобильные системы телекоммуникаций будут развиваться опережающими темпами;

– создание систем электронной коммерции на большинстве предприятий будет происходить практически одновременно с внедрением систем автоматизации производственной и управленческой деятельности самого предприятия.

Сегодня есть общее понимание  того, что России на современном  этапе ее развития нужны инновационные формы деятельности, нужны новые, прорывные подходы к созданию современных систем образования, финансов и промышленности. Именно инновации рождают высокие технологии, без которых и невозможен этот прорыв.

 

Таблица 5 – Факторы влияющие на развитие электронной коммерции в России (составлено автором).

№пп

Фактор

1

Географический фактор (территория, требующая экономической интеграции на федеральном уровне и уменьшения влияния ограничений, связанных с удаленностью субъектов российского рынка, на их экономическую деятельность).

2

Необходимость повышения  степени интеграции России в мировые информационные и экономические процессы.

3

Необходимость сокращения совокупных торговых издержек в интересах повышения конкурентоспособности российской продукции на мировом рынке, повышения управляемости экономическими процессами в целом и торговлей в частности, улучшения контроля и достижения необходимой степени контролируемости торговых операций фискальными органами в интересах увеличения государственного бюджета.

4

Традиционно сложившийся  и постоянно поддерживаемый высокий  уровень образования в высшей школе России.

5

Динамичное развитие необходимой технической и технологической базы, включая широкое внедрение в практику компьютеров и современных средств информатизации, определенный уровень развития средств телекоммуникаций, информационных сетей и выход в мировое информационное пространство.

6

Наличие определенных разработок банковских технологий, направленных на дистанционное обслуживание межбанковских и клиентских операций.

7

Наличие технических решений  и средств обеспечения криптографической  защиты информации и информационной безопасности участников торговых отношений (производителей, поставщиков, покупателей, банков, страховых компаний и т.д.).


 

К числу положений, наиболее важных для правильного понимания  потенциала электронной коммерции российскими участниками рынка и путей его эффективного использования, относятся следующие:

1) Интернет – это относительно дешевый общемировой информационный и коммуникационный канал. Необходимо использовать в полной мере главные его преимущества для ведения бизнеса: оперативность, целевую направленность при охвате определенных аудиторий, относительную дешевизну рекламных и маркетинговых акций, возможность обратной связи с клиентами. Кроме того, надо помнить, что большой круг конкретных задач можно просто и эффективно решать с помощью доступных средств – электронной почты, групп новостей, создания и поддержки своей страницы в Интернете;

2) электронная торговля  и одно из ее основных предназначений - интернет-маркетинг должны включаться  в общую маркетинговую деятельность  предприятия. При этом важна как реклама самой сети Интернет, так и реклама своего интернет-ресурса во всех других маркетинговых каналах;

3) создание web-сайта – это только первый шаг в использовании Интернета для бизнеса. Необходима его поддержка, обновление, продвижение на рынке.

К сожалению, непонимание  этих моментов - общая черта представителей большинства российских фирм, имеющих  выход в Интернет. Сеть предоставляет множество возможностей, но их надо уметь использовать. И если силами имеющихся сотрудников это сделать в полной мере не получается, то надо привлекать специалистов по электронной коммерции, которые смогут познакомить сотрудников с многообразными возможностями сети Интернет для бизнеса и показать, как ими пользоваться.

Тем не менее, прогнозы развития российского Интернета достаточно оптимистичны. Известно, что в бюджеты отдельных фирм, в том числе некоторых крупных, уже внесена статья расходов на интернет-рекламу, в связи с чем в ближайшем будущем ожидаются вложения порядка 12-14 млн. долл. в интернет-рекламу, а инвестиции в интернет-маркетинг прогнозируются в размере 17 млн. долл., для сравнения: в 2007 г. на рекламные объявления в Интернете в США был израсходован 1 млрд. долларов  [31].

Россия в период глобализации мировой экономики находится  в достаточно сложном и двойственном положении. Она участвует в мировом  финансовом и информационном обмене, осуществляет различные виды внешнеэкономических связей. Но в то же самое время Россия оказывается в значительной степени исключенной из мирового информационного пространства. В настоящий момент конкурентоспособность той или иной страны в условиях глобализации мировой экономики в значительной степени зависит от возможности использовать интернет-технологий, быстроты перехода от традиционной к новой экономике, от их наиболее удачного сочетания и взаимодействия, что в конечном счете и определяет необходимые конкурентные преимущества. По оценкам американских специалистов, в 2009 г. около 35 % продукции промышленности США реализовывалось через Интернет-рынок, в топливно-энергетическом комплексе этот показатель был на уровне 28 %, в здравоохранении – 9 %  [32]. Аналогичные показатели во многих странах мира. Совершенно очевидно, что экономика России не может развиваться изолированно от мировой экономики, а значит, она должна также активно воспринимать эти прогрессивные процессы и участвовать в них.

В России пока не очень большой  объем продаж осуществляется через  Интернет. Для сравнения можно рассмотреть степень распространенности электронной коммерции в сегменте В2С на примере США и России (табл. 6).

 

Таблица 6 – Объемы электронной коммерции В2С в России и США, в 2009-2011 гг., млн. долл. США (составлено автором по материалам [35 ])

Год

Россия

США

2009

40

19400

2010

65

37000

2011

130

57700


 

Среди основных проблем, которые  тормозят развитие сетевой торговли в России, можно выделить небольшое количество пользователей, а следовательно, нерентабельность многих проектов, угрозу безопасности информации в Сети и сетевым платежам, отсутствие удобной доставки товара, слабое распространение безналичных форм расчетов в отношении физических лиц и т. д. Для российского потребителя в целом свойственен тип поведения, который не располагает к покупкам товаров без их предварительного непосредственного осмотра. Наиболее популярными товарами в российских Интернет-магазинах пока остаются книги, видео, CD, DVD, компьютеры и компьютерные принадлежности, продукты, товары бытового назначения.

Что касается сегмента В2В, то здесь также есть ряд препятствий  для его развития. Во-первых, для  успешного осуществления электронной  коммерции нужны электронные  предприятия, а степень автоматизации  бизнес-процессов у российских предприятий  остается еще пока на достаточно низком уровне. Комплексная система ERP (enterprise resource planning) – это очень дорогой продукт, который могут себе позволить далеко не все российские промышленные предприятия. Во-вторых, электронной коммерцией могут заинтересоваться только те промышленные предприятия, которым важна возможность расширить круг клиентов или выбирать поставщиков, о поиск контрагентов в российских условиях ограничен монополизацией производства и рисковым характером российской экономики, когда существует высокая степень недоверия к потенциальному контрагенту на рынке. В-третьих, электронный бизнес эффективнее, когда он осуществляется на базе электронной торговой площадки, т.е. на основе биржевых традиций, которые слабо развиты в России.

Таким образом, можно сделать  вывод о том, что электронная  коммерция в сегменте В2В выгодна  в России в таких отраслях, где  развита конкуренция, высока степень стандартизации продукции (условие биржевой торговли), существуют приемлемые финансовые условия. Это металлургия, фармацевтика и машиностроение. Металлургия отличается высокой степенью конкуренции при развивающемся рынке и высоком уровне информационных технологий, для фармацевтической отрасли свойственны крупные и активные дистрибьюторские сети и стандартизированная продукция; машиностроение – это отрасль, где присутствует большое количество поставщиков и покупателей, значительные финансовые средства и высокая динамика роста. Такие возможности обусловили тягу вышеупомянутых отраслей к электронным способам ведения коммерческой деятельности. Однако большинство лидеров российской промышленности пока еще слабо участвуют в электронной коммерции.

Есть примеры и очевидно отрицательного опыта: в мае 2001 г. закрылся проект Аркадия.ру – Интернет-магазин по продаже аудио- и видеопродукции, книг, чая, появившийся в виртуальном пространстве в сентябре 2000 г. Этот Интернет-магазин существовал за счет внешнего инвестирования (американские инвесторы вложили в него несколько миллионов долларов); когда внешние инвестиции прекратились, а на самоокупаемость выйти так и не удалось, проект пришлось закрыть. Другой крупный проект группы компаний «Экстра-М», который назывался Extra.ru, вообще не был развернут: работа над ним началась осенью 1999 г., но впоследствии руководство холдинга объявило о прекращении финансирования проекта и роспуске команды, работающей над ним. И хотя руководство «Экстра-М» не отказывается от присутствия в Интернете в будущем, на сегодняшний день потери от нереализованного проекта составили приблизительно 500-600 тыс. долл. Такие примеры вызывают разговоры об убыточности электронной коммерции в России [36].

С другой стороны, мы уже  отмечали выше, не следует ограничивать понятие электронной коммерции рамками электронной торговли. Интернет дает огромные возможности рекламного характера, возможности для общения с потенциальными клиентами, а данные формы электронной коммерции оказывают влияние на становление и развитие всех прочих форм ведения сетевого бизнеса. Одной из привлекательных областей для инвестиций в области информационных технологий становятся в России интернет-издания, и на сегодняшний день медийный сектор Интернета является одним из наиболее динамично развивающихся в России.

Кроме того, в России есть факторы, которые могут в положительном смысле повлиять на развитие электронной коммерции: постепенное формирование среднего класса, развитие телекоммуникаций, развитие системы безналичных расчетов, усиление внимания к правовым вопросам. Считается, что коммерческие интернет-услуги имеют большой потенциал в России. Весьма важно в связи с этим исполнение двух федеральных целевых программ: программы «Развитие электронной торговли в России на 2002-2006 годы» и программы «Электронная Россия 2002-2012».

Программа «Электронная Россия»  имеет приоритетное значение среди  федеральных целевых программ правительства. Государственным заказчиком этой программы выступало Минэкономразвития России. По заданию этого министерства проект программы разрабатывала Высшая школа экономики, а в обсуждении принимали участие чиновники других ведомств, представители бизнеса. Она включает три основных элемента: развитие образования, развитие бизнеса, информатизация всех процессов и обеспечение доступа общества к информации. На 81 % программу будут финансировать федеральный и местные бюджеты. По плану предполагается подключить к Интернету все российские вузы и половину школ; здесь важно исполнение еще одной федеральной целевой программы: «Развитие единой образовательной информационной среды на 2001-2005 годы» (ее пилотным проектом стал проект «Компьютеризация сельских школ») и которая разрабатывалась с учетом программы «Электронная Россия». Программа «Электронная торговля», разработанная Министерством связи и информатизации, не получила государственного финансирования, но отдельные ее мероприятия уже включены в программу «Электронная Россия».

На сегодняшний день основная проблема, которая существует в связи  с исполнением федеральных целевых  программ, направленных на развитие информационных технологий в России, – это создание специального органа при правительстве, который занимался бы вопросами индустрии информационных технологий и координировал бы деятельность ведомств, задействованных в данных программах, поскольку ни одно ведомство не располагает готовым аппаратом для реализации федеральных целевых программ в этой области, и в первую очередь программы «Электронная Россия».

Обращаясь к российской ситуации и возможным перспективам использования в существующих условиях современных информационных технологий, следует помнить о сложной экономической ситуации в России вообще и проблемах в инновационной сфере, в частности. Одной из причин возникновения технологического и экономического застоя в современных российских условиях является невосприимчивость экономики к инновациям, обусловленная низкой долей реальных ассигнований на науку: за 1988-1997 гг. они снизились почти в пять раз. Для сравнения: доля расходов на образование в бюджете США, который превосходит российский бюджет приблизительно в 20 раз, превышает российский показатель в 2,5 раза, с 1985 г. по 1997 г. из научной сферы ушли 2,4 млн. человек. Падает рейтинг страны по способности к инновационной деятельности, а, следовательно, низка конкурентоспособность страны (Россия занимает последние места по рейтингу конкурентоспособности, разрабатываемому Всемирным экономическим форумом – ВЭФ), что отражено в табл.7.

Происходит рост количества стран, для которых ВЭФ исчисляет  рейтинг конкурентоспособности, но место России остается стабильно в конце списка.

 

Таблица 7 – Место России по глобальной конкурентоспособности в мировой экономике (оценки ВЭФ) (составлено автором по материалам [37])

 

Год

Ранг (место)

2006

49 из 49 стран

2007

53 из 53 стран

2008

52 из 53 стран

2009

59 из 59 стран

2010

55 из 59 стран


 

Учитывая малочисленный  состав российской Интернет-аудитории, достаточно сложно говорить о полноценном участии России в глобализационных процессах, которые осуществляются под влиянием новых технологий. Однако предполагается, что количество пользователей Интернета в России к 2010 г. должно увеличиться более чем в 10 раз по сравнению с 2000 г. – эта цифра приводится в докладе министра России по связи и информатике Л. Реймана «О концепции развития рынка телекоммуникационных услуг в Российской Федерации», подготовленном к заседанию правительства, которое состоялось 21 декабря 2000 г.[38].

Информация о работе Теоретический аспекты исследования электронной торговли