Теоретический аспекты исследования электронной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 00:05, курсовая работа

Описание работы

В свете растущей глобализации мировой экономики Internet неизбежно будет наращивать вес в качестве средства ведения коммерции. Электронная коммерция, безусловно, имеет большое будущее, так как электронные рынки более эффективны при создании новых товаров и услуг на основе поступающей информации, незаменимы в поиске клиентов и партнеров по всему земному шару. Неоспоримыми преимуществами электронного маркетинга являются его мировой масштаб, высокая эффективность по сравнению с другими видами маркетинга и возможность предоставления новых услуг на основе использования Интернет-технологий.

Файлы: 1 файл

Диплом (Шипкова).docx

— 252.15 Кб (Скачать файл)

– создание необходимой нормативно-правовой базы для электронной торговли;

– содействие разработке открытых стандартов и достижению совместимости сетей;

– создание зоны беспошлинной торговли в киберпространстве (минимизация таможенных и налоговых барьеров на пути развития электронной торговли для создания конкурентной среды и привлечения инвестиций и передовых технологий);

– участие самих правительств в электронной торговле как в системе государственных закупок, так и в других аспектах государственного управления;

– разработка программ поддержки предприятий, в первую очередь малого и среднего бизнеса, а также инвестиции в наращивание человеческого потенциала в сфере электронной торговли;

– активное участие в работе профильных международных форумов по конкретным аспектам электронной торговли.

В рамках программы эффективности  электронной торговли, поддерживаемой ООН, была создана сеть под названием Global Tradepoint Network, которая представляет огромный источник деловой информации. Взаимодействуя с существующими национальными базами данных, эта сеть ставит своей целью обеспечение стран всего мира ключевой коммерческой информацией. Эти данные могут включать, например, информацию о рынке, могут включать, например, информацию о рынке, возможности и стоимости транспортировки, страховании, кредите, требованиях заказчиков и правилах импорта/экспорта. Кроме того, специальная система «электронной торговли» служит местом встреч для покупателей и продавцов всего мира. Насколько потенциальные покупатель и продавец подходят друг другу, определяется на основе географических подробностей и информации о предлагаемых или требуемых продуктах. После установления потенциального соответствия покупатель и продавец входят в непосредственный контакт.

В настоящее время к  основным правовым вопросам, решение  которых, по мнению различных международных  органов (ЮН-СИТРАЛ, ЮНКТАД, ВОИС, ВТО, ОЭСР, Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК), Комиссия европейских сообществ (КЕС), МТП и др.), имеет большое значение для развития электронной торговли, относятся следующие: вопросы торгового права, безопасность и удостоверение подлинности, конфиденциальность, защита интеллектуальной собственности, таможенная деятельность и налогообложение, система электронных платежей, правила, регулирующие содержание информации в сети Интернет, юрисдикция, механизмы урегулирования споров, ответственность и защита потребителей. Не все выявленные вопросы имеют одинаковый характер или одинаковое значение для заинтересованных сторон (государства, деловые структуры), и по сложившейся практике приоритет обычно предоставляется тем областям, в которых уже достигнут международный консенсус в отношении методов решения вопросов электронной торговли и в которых для развития электронной торговли необходимо принять меры внутреннего характера.

К сожалению, Россия пока не принадлежит к кругу стран, задающих тон в формировании основных принципов  регулирования электронной коммерции  в международном масштабе, поэтому  особое внимание нам следует уделить  изучению того позитивного опыта, который накоплен к настоящему времени другими государствами в области создания правовых рамок для развития электронной торговли. Изучение уже существующих наработок в данной области позволит нашей стране быстрее адаптировать свою законодательную базу для решения многих актуальных проблем, а иногда и избежать ошибок и просчетов, допущенных другими государствами.

Достаточно серьезные  опасения у большинства стран  всегда вызывал тот факт, что в  существующих нормативно-правовых актах  может не найтись надлежащего места для регулирования электронной торговли и что существующие законы, ориентированные на использование системы, основанной на обращении бумажных документов, могут послужить препятствием для развития глобальной электронной торговли. Среди областей, в которых была выявлена необходимость регулирования правовых вопросов, связанных с электронной торговлей, можно выделить следующие: защита данных, налогообложение, таможенные пошлины, безопасность и удостоверение подлинности, права интеллектуальной собственности, проблема названий доменов, ответственность провайдеров услуг Интернета, противоправное и вредное содержание, система электронных платежей и защита потребителей.

Для решения вышеуказанных  проблем многие специализированные международные организации уже с начала 90-х гг. начали предпринимать определенные усилия по выработке норм и рекомендаций, охватывающих бизнес-процессы в сфере электронной коммерции и призванных устранить главные препятствия для развития этой формы международной торговли. Еще в 1992 г. ЮНСИТРАЛ приступила к разработке юридических правил по вопросу придания электронным документам равноценного статуса с традиционными бумажными и окончательно одобрила подготовленный в результате этой деятельности Типовой закон об электронной торговле. Затем в декабре 1996 г. Типовой закон был принят Генеральной Ассамблеей.

Главная цель Типового закона состояла в том, чтобы предложить национальным законодателям свод между народно-признанных правил, которые позволят устранить ряд препятствий правового характера и создать для электронной торговли более надежную правовую среду. Сопутствующее «Руководство о принятии Закона» направлено на оказание содействия законодателям и пользователям электронной торговли путем пояснения и разъяснения положений Типового закона [42].

Типовой закон устанавливает  ряд ключевых принципов. Один из них  касается дискриминации информации. Ее не следует признавать как не имеющую юридической силы, исковой давности, хотя она составлена в электронной форме (ст. 5). Типовой закон уже используется в качестве образца для многих стран, стремящихся найти надлежащее решение проблем в области электронной торговли.

После принятия Типового закона ЮНСИТРАЛ продолжила свою работу над  подготовкой правовых норм, способных  обеспечить предсказуемость в области электронной торговли. Она решила рассмотреть вопросы, связанные с электронными подписями и сертификационными органами. В частности, было признано необходимым подготовить единообразные правила по таким вопросам, как правовая база для процессов сертификации, применимость процесса сертификации, распределение риска и ответственности между пользователями, провайдерами и третьими сторонами и использование регистров в процессе сертификации.

ЕЭК в 1995 г. приняла Типовое  соглашение об обмене электронными данными, имеющими обязательную силу для сторон, применяющих ЭОД (Типовое соглашение об обмене для международного коммерческого использования электронного обмена данными). В свете произошедших после этого изменений Рабочая группа Центра по упрощению процедур и практики в управлении, торговле и на транспорте (СЕФАКТ) по правовым вопросам в настоящее время предлагает пересмотренный вариант типового контракта, предназначенный для более широкого использования при проведении электронных торговых операций. В этом подходе признается необходимость согласования предпринимательскими структурами рамок для базовых положений и целесообразность проявления гибкости при проведении текущих коммерческих операций. Соглашение об электронной торговле, именуемое «Соглашение-Э», предназначено для обслуживания коммерческих потребностей партнеров по электронной торговле между предприятиями охватывает все формы электронных сообщений, используемых в области электронной торговли. Соглашение содержит основной свод положений, которые впоследствии могут предоставить коммерческим партнерам возможность заключать одну либо несколько электронных коммерческих сделок, или «сделок-Э», в эффективных правовых рамках. Коммерческим партнерам, связанным контрактными отношениями, основанными исключительно на ЭОД, рекомендуется продолжить использование Соглашения об обмене для использования ЭОД. Коммерческим партнерам, связанным контрактными отношениями, основанными на использовании комбинации технологии электронной торговли, включая ЭОД, рекомендуется заменять Соглашение об обмене для использования ЭОД Соглашением-Э в той мере, в которой это необходимо.

Рабочая группа по правовым вопросам также пересмотрела и обновила перечень международных торговых конвенций и соглашений, в которых упоминаются такие понятия, как «подпись», «письменная форма» и «документ». В настоящее время эта группа прорабатывает вопрос о том, чтобы ЮНСИТРАЛ внесла изменения в международные торговые конвенции и соглашения, указанные в пересмотренном перечне. Кроме того, в сотрудничестве с ЮНСИТРАЛ и другими соответствующими органами Рабочая группа изучает вопрос о возможности разработки конвенции, охватывающей правовые вопросы в области электронной торговли.

Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) обращает особое внимание на вопросы, связанные с осуществлением в области электронной торговли гарантий защиты торговых знаков, авторского права и патентов. Одна из главных задач ВОИС в области электронной торговли связана с решением вопроса о спорах, возникающих из-за неопределенной связи между именами доменов и торговыми знаками. ВОИС инициировала на международном уровне процесс разработки рекомендаций в отношении решения вопросов интеллектуальной собственности, связанных с именами доменов Интернета, включая проблему урегулирования споров. Рекомендации, разработанные в результате проведения ВОИС работы по упорядочению имен доменов Интернета, будут представлены Корпорации присвоенных имен и номеров сети Интернет (КИПИН) – новой организации, созданной для управления системой имен доменов Интернета.

Арбитражным и посредническим центром ВОИС разработана основанная на использовании Интернета сетевая  система урегулирования споров, способная обеспечивать нейтральное, быстрое и недорогостоящее разрешение возникающих в области электронной торговли споров, без физического перемещения лиц или предметов. И хотя эта система разработана непосредственно для урегулирования споров по названиям доменов, торговым знакам и в целом споров по вопросам интеллектуальной собственности, она обладает определенными преимуществами с точки зрения быстрого и недорогостоящего урегулирования любых международных коммерческих споров, возникающих в области электронной торговли.

Главная задача Международной  торговой палаты (МТП) заключается в  разработке рамок внутреннего регулирования  электронной торговли, и в этих целях МТП подготовила ряд  рабочих продуктов, предназначенных  для использования деловыми кругами.

Во-первых, МТП пересмотрела свои руководящие принципы, распространяющиеся на все виды маркетинговой и рекламной деятельности в Интернете, направленной на содействие продвижению на рынок любых видов товаров или услуг. Теперь в соответствии с этими принципами устанавливаются нормы этического поведения, которые необходимо соблюдать всем рекламодателям и маркетинговым организациям для укрепления доверия общественности к торговой деятельности в интерактивной среде, рекламодателям гарантируется свобода выражения, благодаря им сводятся к минимуму стимулы для введения государственного регулирования и удовлетворения разумных ожиданий потребителей в отношении конфиденциальности. Ключевые положения этих принципов требуют разглашения данных о личности рекламодателя, полного раскрытия информации о всех затратах и обязанностях, связанных с электронной торговлей и маркетингом, и вводят ограничения на сбор и использование личных данных.

Во-вторых, МТП разработала  общие методы осуществления международных торговых операций, заверенных в цифровой форме (ГУИДЕК). В ГУИДЕК предлагается перечень определений и видов наиболее оптимальной коммерческой практики, используемый для удостоверения и «заверения» в электронной торговле. ГУИДЕК применяется в случае использования публичных криптографических ключей или подписей в цифровой форме, а также в отношении заслуживающих доверия третьих сторон или «сертификаторов». Эта практика основана на Типовом законе ЮНСИТРАЛ, создающем рамки, в которых действуют стороны, участвующие в электронной торговле, а также основу для дальнейшей разработки этих вопросов.

В-третьих, МТП разработала  проект по электронным терминам. Предполагается, что служба электронных терминов будет представлять собой сетевой справочник сокращенных терминов (как, например, ИНКОТЕРМС МТП), которыми стороны смогут воспользоваться при осуществлении своих электронных сделок. Справочник будет содержать все средства, необходимые для составления контрактов в сети и для проведения электронных сделок с минимальным юридическим риском. Правила и термины различного вида, которые могут применяться в цифровой среде, будут вводиться в контракты в электронной форме путем ссылки на единый идентификатор, автоматически получаемый из справочника электронных терминов. Практическое использование прототипа справочника и службы началось в 1999 г. и проводилось в течение года среди группы пользователей-добровольцев. Служба электронных терминов будет представлять особый интерес для малых и средних предприятий, не располагающих собственными специалистами по правовым вопросам или возможностями для полной отработки терминов, используемых при электронных сделках.

Рабочая группа МТП по практике электронной торговли разрабатывает  свод основополагающих правил электронной  торговли и расчетов. Цель ее работы состоит в том, чтобы «повысить эффективность торговли не только путем адаптации правил к новым технологиям и носителям информации, таким, как Интернет, но и путем использования этих новых средств для согласования торговых операций». В этих правилах будут содержаться руководящие указания для покупателей и продавцов из различных районов мира в отношении проведения переговоров, составления контрактов и решения вопросов, связанных с финансированием, транспортировкой или страхованием в Сети.

Большое внимание созданию правовых рамок для электронной  торговли уделяют и другие организации (Форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества и пр.), но останавливаться подробно на их подходах сейчас не стоит.

О серьезности намерений  мирового сообщества развивать глобальную электронную торговлю свидетельствует  начало непосредственного обсуждения этого вопроса в ВТО – организации, которая регулирует правила мировой  торговли. На Второй министерской конференции ВТО (Женева, май 1998 г.) по инициативе США была принята отдельная Декларация по глобальной электронной торговле, в которой Генсовету ВТО было поручено разработать программу по изучению всех торговых аспектов, относящихся к понятию электронной торговли.

Информация о работе Теоретический аспекты исследования электронной торговли