Теоретический аспекты исследования электронной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 00:05, курсовая работа

Описание работы

В свете растущей глобализации мировой экономики Internet неизбежно будет наращивать вес в качестве средства ведения коммерции. Электронная коммерция, безусловно, имеет большое будущее, так как электронные рынки более эффективны при создании новых товаров и услуг на основе поступающей информации, незаменимы в поиске клиентов и партнеров по всему земному шару. Неоспоримыми преимуществами электронного маркетинга являются его мировой масштаб, высокая эффективность по сравнению с другими видами маркетинга и возможность предоставления новых услуг на основе использования Интернет-технологий.

Файлы: 1 файл

Диплом (Шипкова).docx

— 252.15 Кб (Скачать файл)

Каковы должны быть действия России для включения в глобальное информационное пространство на максимально выгодных для нее условиях? Стратегия «догоняющего развития» вряд ли подойдет для России, во-первых, в силу постепенного изживания самой этой стратегии, во-вторых, в силу отсутствия тех необходимых условий, которые должны быть для успешного ее воплощения, а именно: присутствия огромных инвестиционных возможностей, повышенного внимания к интеллектуальному и научному потенциалу, наличия благоприятного инвестиционного климата.

Обсуждая проблемы России в связи с перспективами новой  экономики, проанализируем три возможные  модели ее развития.

Первая модель – это так называемая индийская модель, предполагающая развитие оффшорного программирования, хотя считать данную модель исключительно индийской неверно, поскольку серьезные центры оффшорного программирования действуют не только в Индии, но и в Сингапуре, Малайзии, Бразилии, Ирландии, на Тайване. Но именно в Индии сформировался отдельный сегмент экономики со специальной инфраструктурой, государственным регулированием, образовательной структурой. Бизнес оффшорного программирования базируется на потребности в отдельных видах программных работ и недостатке в инженерных работниках в развитых странах, а определенные потери на сроках исполнения компенсируются экономией на стоимости работ. Для России индийская модель могла бы дать целый ряд преимуществ: задействует инженерные кадры, даст возможность использовать опыт и разработки других стран, расширит рынок. Основные проблемы связаны с сильной зависимостью этого бизнеса от цикличности развития мирового рынка и с отсутствием управленческого опыта.

Вторая модель – это модель, которую используют скандинавские страны и Израиль. Она основана на экспорте готовых решений и продуктов на внешний рынок. Такая модель дает возможности лидерства, создания рынка насыщенного знанием продукта и влияния на него, использования интеллектуального потенциала страны наиболее эффективным способом. Проблемы модели схожи с проблемами индийской модели, но к ним прибавляется еще сложность, связанная с необходимостью организации маркетинга на фирмах, использующих эту модель, поскольку необходимо выводить новые продукты на рынок и продвигать их.

Наконец, третья модель – национальная модель развития рынка, предусматривающая создание товаров и услуг с ориентиром на внутренний рынок. Основное преимущество при реализации такой модели - знакомство ее разработчиков с местной спецификой, однако ограниченность внутренним рынком уже заведомо диктует предел возможной реализации данной модели.

Следует сказать, что разные фирмы, организующие свою деятельность в сфере новых информационных технологий, могут использовать и  уже используют разные модели ведения бизнеса и вопрос о том, какая из них станет преобладающей, остается пока открытым.

В России создаются различные  правительственные и частные  организации и компании, занимающиеся вопросами технологического развития и поиском новых моделей управления. При Минпромнауки России действует  Российский фонд технологического развития, разрабатывающий несколько направлений: финансирует разработчиков новых  технологий, работающих по заказу предприятий, которые затем выкупают технологии, на которые они выдавали заказы, привлекает инновационных менеджеров под различные проекты, разрабатывает проекты венчурного финансирования. Подобная государственная поддержка направлена на увеличение новых технологий на рынке. Отдельные известные институты (например, РНЦ Курчатовский институт, ГНЦ Институт катализа имени Г.К. Бореско СО РАН) начинают специализироваться на организации управления проектами в области новых исследований и разработок. Есть и частные компании, успешно работающие в области управления технологическими проектами. Хорошим примером может быть компания «Техноконсалт», которая занимается инновационным менеджментом и технологическим брокерством.

Основные усилия следует  направить на те сферы, которые могут  оказаться технологически приоритетными: компьютерные разработки, космические  исследования и т.п.

В глобальном аспекте следует  отметить, что непременным условием дальнейшего поступательного развития новой экономики является преодоление социальных барьеров и дискриминации отдельных стран в отношении их доступа к возможностям новых информационных технологий. Когда не все страны и регионы имеют равный доступ к современной информации, это чревато огромным неравенством, контрастами и противоречиями, опасными для политической стабильности и социально-экономического развития мира.

Выводы по результатам  исследования могут быть сведены  к следующим пунктам:

Электронные формы обмена уже стали на сегодняшний день мощным экономическим явлением и продолжают динамично развиваться. Под влиянием информационных технологий происходит изменение поведения экономических субъектов, приобретающее глобальные масштабы. Среди сегментов электронной коммерции наиболее мобильно развиваются сегменты В2В и В2С, причем если на развитие сделок в сегменте В2В решающее влияние оказывает размер фирмы и характер отрасли, то для сегмента В2С определяющими остаются такие показатели, как уровень дохода, образование и возраст пользователей.

Электронная коммерция оказывает влияние на отдельные показатели экономической конъюнктуры, что отражается в снижении тарифов на информационные услуги при одновременном росте возможностей осуществления ценовой дискриминации первой степени, в экономии издержек за счет сокращения объема посреднических операций, в расширении перспектив дальнейшего применения Интернета. Существенно влияние электронной коммерции на деловую активность, поскольку она способствует сокращению амплитуды колебаний цикла товарно-материальных запасов. Электронная коммерция ведет к формированию принципиально новых явлений: возникают внешние сетевые эффекты, формируются рынки нового типа (ЭТП), происходит профессиональная переориентация на рынке труда. Наконец, он-лайновая коммерция увеличивает и степень оффлайновой активности, расширяя рекламные и коммуникационные возможности бизнеса;

Происходит не просто активизация новых форм технологического обмена, а изменение отдельных макроэкономических параметров, и данный феномен получил название «новая экономика». Несмотря на противоречивость мнений по поводу новой экономики, стоит признать ее особенности и характеристики, явно отличающие ее от старых, традиционных форм экономического взаимодействия. Меняется модель рынка, которая была применима в условиях традиционной экономики, и эти изменения носят принципиальный характер.

В России пока что он-лайновые сделки не получили широкого распространения, что объясняется как общими проблемами электронного ведения бизнеса, так и сложностями сегодняшней российской экономической ситуации. Однако есть ряд факторов, которые в состоянии положительно повлиять на развитие электронной коммерции, а значит, коммерческие Интернет-услуги имеют в России существенный потенциал. В этом смысле для России с неизбежностью встает вопрос о выборе своей модели экономического развития. Три рассмотренные модели имеют свои достоинства и свои слабые стороны, поэтому выбор достаточно сложен, но в любом случае основные усилия следует направить на те сферы, которые могут оказаться технологически приоритетными, что позволит России успешно участвовать в мировых глобализационных процессах.

При решении отмеченных ранее  ключевых проблем электронная коммерция открывает очень большие возможности для российских компаний. За счет использования Интернета многие из них могут при минимуме затрат достаточно успешно расширить бизнес и динамично его развивать. Тем не менее, для максимальной реализации этих возможностей потребуется значительный прогресс в области преодоления законодательных и инфраструктурных барьеров.

 

3. Формирование основных  направлений совершенствования  электронной торговли в России  и за рубежом. 

 

3.1. Обзор правовой базы  развития электронной торговли  России и за рубежом.

 

С начала 90-х годов XX века во всем мире значительно возросло количество законодательных коллизий, так или иначе связанных с электронной коммерцией. Фактически произошедший переход информационных отношений из бумажной в электронную форму, превзошел по значимости и масштабу изменения экономических отношений, произошедших в связи с изменением форм хозяйствования и производства. Перевод привычных отношений в качественно иную форму, масштабный характер циркуляции информации привел к осознанию того, что существующее нормативное регулирование и правоприменительная практика недостаточны для регулирования предпринимательских отношений, складывающихся в электронных информационных сетях глобальной коммуникации.

Почти каждое государство  столкнулось с этим вызовом сегодня; многие из них уже провели законодательные реформы в этой области. В России ситуация усугубляется отсутствием укоренившейся законодательной традиции регулирования отношений в информационной сфере и сфере электронной коммерции. Действующее законодательство явно недостаточно для решения проблем подобного рода: имеются грубые нарушения в юридической технике, наличествует фрагментарное регулирование, отсутствует стимулирование конкуренции и обеспечение свободы предпринимательства в сфере осуществления коммерции в электронном виде. «В информационных системах появляются ранее неизвестные праву субъекты и объекты, методы информационно-правового воздействия, перестраиваются общепризнанные и появляются новые общественные отношения и связи.

Для каждого вида правового  регулирования характерны свои организационно-правовые формы. Основными формами (способами) реализации права обычно называются использование права, исполнение обязанности, соблюдение запретов, применение правовых норм.

В правовом регулировании выделяют следующие  элементы:

1. государство  устанавливает нормы права; 

2. они  определяют права и обязанности  субъектов и предусматривают  механизм их добровольной и принудительной реализации;

3. в случае  отказа субъекта правоотношения  от добровольной реализации предписаний  включается механизм принудительной  реализации, то есть возникает принуждение.

Под правовой формой регулирования следует понимать определенное правом внешне выраженное действие органа исполнительной власти или его должностного лица, осуществленное в рамках его компетенции и вызывающее юридические последствия.

Практическое  значение правовой формы регулирования  заключается в том, что посредством  ее использования в управленческой практике осуществляются полномочия органов (должностных лиц), создается и  обеспечивается порядок управления, права и свободы физических и  юридических лиц, законность совершения управленческих процедур, гласность и учет общественного мнения.

В настоящее  время особую актуальность приобретают  вопросы регламентации публичных и частных интересов в сфере электронной коммерции, их оптимального сочетания.

В качестве недостатков законодательного регулирования  следует обратить внимание на отсутствие чётко определенного статуса  электронной коммерции.

Возрастающее осознание  мировым сообществом феномена сети Интернет и электронной торговли в глобальной экономике привело  к тому, что основные элементы электронной  торговли (налогообложение, защита частного характера информации и интересов  потребителей, правовая среда, торговые аспекты и пр.) стали предметом  пристального и постоянного интереса многих специализированных международных организаций. К наиболее влиятельным из них относятся: Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), Всемирная торговая организация (ВТО), Комиссия ООН по международному торговому законодательству (ЮНСИТРАЛ), Международная торговая палата (МТП), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и целый ряд других организаций.

Однако каждая из них определяет термин «электронная коммерция» по-своему. Так, например, в рамках ВТО термин «электронная торговля» трактуется как производство, маркетинг, логистика и непосредственная продажа товаров и услуг с помощью телекоммуникационных сетей. В материалах «восьмерки» она определяется просто как использование электронных средств (телефона, факса, банкоматов, кредитных карт, дебетовых карт, телевизора, электронного обмена данными и Интернета) для осуществления коммерческих сделок. АТЭС дает свой вариант значения данного термина: «электронная торговля» относится к коммерческим сделкам, в которые вовлечены как организации, так и физические лица, при условии, что эти сделки связаны с передачей и обработкой цифровой информации, включая текстовые, звуковые и визуальные данные, получаемые из открытых (например, Интернета) или закрытых сетей, которые имеют выход в открытые.

Однако все эти организации  сходятся в одном – развитие электронной  торговли окажет мощное воздействие на темпы роста мировой экономики и существенно увеличит роль международного регулирования в этой сфере деятельности. Потенциально она охватит все сделки между предприятиями и потребителями, между физическими лицами, деловыми кругами и государственными органами. Это подтверждается и статистическими данными. В 2000 г. количество пользователей Интернета возросло до 450 млн, общий оборот мировой электронной торговли составил 300 млрд долл. Использование сети Интернет в мировой торговле способно серьезно повлиять на объемы и качество торговли многими видами товаров (программное обеспечение, литературная, аудио-и видеопродукция) и услуг (финансовые, телекоммуникационные, профессиональные, медицинские, образовательные, туристические). Так, например, объем торговли финансовыми услугами, по прогнозам экспертов ВТО, возрос в 1996-2000 гг. в 4 раза и достиг 474 млрд долл.

Помимо прочего, две организации (ЮНКТАД и ОЭСР) рассматривают электронную  торговлю в более широком политическом контексте, затрагивая вопросы государственного участия и формулируя рекомендации для практических действий.

Например, ЮНКТАД полагает, что правительства должны наладить конструктивный диалог с частным сектором для оценки степени соответствия своих правовых систем, телекоммуникационной и технологической инфраструктуры, режима регулирования торговли реалиям электронной торговли. Достижение здесь взаимопонимания по ключевым вопросам является решающим фактором успешной разработки национальной стратегии в области электронной торговли, ключевыми элементами которой, по мнению ЮНКТАД, являются:

– содействие формированию конкурентной среды в секторе телекоммуникационных услуг (вопросы инфраструктуры, справедливые условия доступа, независимый регулирующий, орган в секторе телекоммуникаций);

Информация о работе Теоретический аспекты исследования электронной торговли