Теоретический аспекты исследования электронной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 00:05, курсовая работа

Описание работы

В свете растущей глобализации мировой экономики Internet неизбежно будет наращивать вес в качестве средства ведения коммерции. Электронная коммерция, безусловно, имеет большое будущее, так как электронные рынки более эффективны при создании новых товаров и услуг на основе поступающей информации, незаменимы в поиске клиентов и партнеров по всему земному шару. Неоспоримыми преимуществами электронного маркетинга являются его мировой масштаб, высокая эффективность по сравнению с другими видами маркетинга и возможность предоставления новых услуг на основе использования Интернет-технологий.

Файлы: 1 файл

Диплом (Шипкова).docx

— 252.15 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

В свете растущей глобализации мировой экономики Internet неизбежно будет наращивать вес в качестве средства ведения коммерции. Электронная коммерция, безусловно, имеет большое будущее, так как электронные рынки более эффективны при создании новых товаров и услуг на основе поступающей информации, незаменимы в поиске клиентов и партнеров по всему земному шару. Неоспоримыми преимуществами электронного маркетинга являются его мировой масштаб, высокая эффективность по сравнению с другими видами маркетинга и возможность предоставления новых услуг на основе использования Интернет-технологий.

Актуальность темы данной дипломной работы в том что  стратегия развития и организации, заключается в росте эффективности производства и дальнейшем подъёме экономики за счёт современных информационных технологий.

В работе использовано большое  количество работ российских и западных ученых таких как Балабанов ИЛ., Галкин С.Е. ,Козье Д., Кулъченко М.В. ,Куренков Ю., о развитии глобальной сети Интернета. Использовались аналитические обзоры, периодические издания, научная литература по данному вопросу, сеть Internet.

 

1. Теоретический аспекты  исследования электронной торговли.

 

1.1. Анализ современных  тенденций международной торговли, способствующих развитию электронной коммерции.

 

Развитие международной  электронной торговли обусловливается  теми же факторами, что и обычной  мировой торговли: экономическим  ростом в большинстве государств мира и углублением международного разделения труда - ростом специализации и кооперирования. Вместе с тем, существуют и специфические факторы, в значительной степени обусловливающие высокие темпы роста этой отрасли бизнеса.

Термин «электронная торговля» появился в середине 90-х гг. в связи с открывшейся возможностью осуществления сделок международной купли-продажи товаров через сеть Интернет. Уже в первые годы развития торговых операций через сеть Интернет выявилась потребность в уточнении терминологии. В апреле 2000 г. в рамках ОЭСР было выработано определение электронной торговли, как совокупность сделок продажи или купли материальных товаров или услуг, осуществляемых через взаимно связанную сеть компьютеров, при этом главным признаком электронной сделки была определена регистрация электронными средствами факта заказа на товар. В феврале 2004 г. группа экспертов ОЭСР уточнила определение электронной торговли как совокупности любых коммерческих сделок, реализованных на основе использования средств компьютерной и телекоммуникационной техники.

В основе электронной коммерции  лежат новые информационные технологии совершения коммерческих операций и управления производственными процессами с применением электронных средств обмена данными.

Влияние Интернет на современный  мир не имеет исторических аналогов. Изобретение телеграфа, телефона, радио  и компьютера привело к беспрецендентной интеграции всех этих средств в глобальную информационную гипермедийную систему, которая одновременно является средой для сотрудничества, средством общемирового вещания и распространения информации, а также мощным инструментом для ведения бизнеса, лишенного каких-либо временных или пространственных ограничений.

Сегодняшний день Интернет – это начало эпохи электронной  коммерции. Если изначально среда Интернет являла собой средство распространения  информации, то сегодня информационная концепция Сети начинает отходить на второй план. На первое место выходит использование Интернет в коммерческой деятельности предприятий. Одной из составляющих этого процесса является торговля, и торговля не только информационными продуктами, как самыми близкими к характеристикам среды Интернет, но традиционными товарами.

Всего за год направление Business to Business электронной коммерции  претерпело на европейском рынке огромные изменения, Если в 2008 году отмечалось ограниченное использование средств электронного бизнеса, преимущественно в сфере продаж и маркетинга, то в 20099 году уже около трети компаний применяют механизмы электронной коммерции в области поставок продукции, логистики, разработки новых моделей. Более того, по прогнозам Andersen Consulting, всего через пять лет 90% продаж и 83% поставок будут осуществляться с помощью механизмов электронной коммерции.

Это значит, что еще немного  промедления, и финансовые потери, вызванные сегодняшним бездействием, будут исчисляться сотнями тысяч и миллионами долларов недополученной прибыли

Увеличение парка компьютеров  в эксплуатации в различных отраслях экономики и в сфере частного пользования, а также технический прогресс в области телекоммуникаций обусловливает расширение числа пользователей всемирной сетью Интернет. Официальная государственная статистика по численности парка установленных и носимых компьютеров отсутствует, поэтому информация о количестве компьютеров, равно как и пользователей сети Интернет черпается лишь из публикаций консультационных и исследовательских компаний, данные которых различаются. К началу 2010 г. аудитория пользователей Интернета насчитывала во всем мире 2 млрд. человек [3].

Количество пользователей  интернета в США превысило 160 млн. человек ( 51 % всего населения), а в  марте 2009 число пользователей интернета  в Америке превысило 160 млн. человек.

 

Таблица – 1. Количество пользователей сети Интернет на конец 2002 года в различных странах мира (составлено автором по данным [eTForecasts. Press Release. December 2010.])

Страны

Количество пользователей, млн. человек

США

161

Япония

65

Китай

55

Германия

30

Италия

31

Великобритания

27

Южная Корея

27

Канада

18

Франция

17

Индия

17

Бразилия

16

Россия

14

Прочие страны

200


 

На февраль 2010 г. в мире было 2,1 млрд. пользователей Интернета. В странах Европы отмечается рост аудитории киберпространства. Число европейцев, имеющих доступ в Интернет, к концу 2010 г. достигло, по прогнозам IDC, 600 млн. При этом наблюдается определенный контраст по относительным показателям использования сети Интернет между различными европейскими странами: в странах Западной Европы Интернет-пользователи составляют до 53% населения, а в Центральной и Восточной Европе этот показатель в среднем составляет 20 %. В последние годы в этих странах идет активный рост количества пользователей Интернета, причем ведущая-роль в этом процессе принадлежит акционерным компаниям и организациям, которые осознают возможности, открывающиеся перед коммерческим использованием сети Интернет.

Согласно данным ежегодного отчета журнала Foreign Policy, в 2010 г. в мире появилось 130 млн. новых пользователей сети Интернет. В общей сложности, доступ в сеть Интернет имеют примерно 11% населения Земли ( около 2 млрд.чел.). При этом основной прирост приходится сейчас не на развитые, а на развивающиеся страны. Например, за 2009 год число пользователей Интернета в Индии выросло на 136%, а в Бразилии - почти на 79% [6].

Международный комитет потребителей, учрежденный американской исследовательской компанией AMD, опубликовал исследование «Карта цифрового расслоения», в котором сравниваются и обобщаются данные по «цифровому расслоению» – разрыву между теми, кто имеет доступ к информационным и телекоммуникационным технологиям и может их использовать, и теми, кто не имеет такой возможности. По результатам исследования, «цифровое расслоение» сокращается в США, однако во многих других странах (прежде всего, в развивающихся государствах) происходит его стагнация или даже расширение. Вместе с тем, зафиксировано отставание США от других развитых стран по нескольким из относительных показателей использования информационных технологий. Так, Япония является мировым лидером в сфере мобильного доступа в Интернет, а Южная Корея опередила всех в сфере широкополосного доступа. Широкополосный доступ означает, что канал предоставляет расширенную полосу частот для передачи информации со скоростью не менее 256 Кбит/сек. Это позволяет одновременно пользоваться телефоном, телевизором и Интернетом по одному каналу.

Хотя уровень доступности  Интернета возрос экспоненциально  за последние 10 лет, всего около 10% мирового населения подключено к Интернету. Почти 90% пользователей Интернета в мире -жители развитых стран, и почти треть из них - из США. О необходимости преодоления электронно-цифрового разрыва было заявлено в Окинавской Хартии глобального информационного общества [7]. Эта Хартия была принята 22 июля 2000 года на саммите G-8. В ней внимание международного сообщества обращено на необходимость ликвидации разрыва в использовании современных информационно-телекоммуникационных технологий в различных регионах мира [8].

Для оценки возможностей развития электронной торговли, большое значение имеет техническая оснащенность предприятий компьютерами, подключение их к сети Интернет и наличие у них собственного веб-сайта и электронного адреса.

Довольно часто степень  использования возможностей сети Интернет коррелирует с количеством веб-сайтов в стране. Наличие веб-сайта – фирменной странички в Интернете – позволяет «вывешивать» информацию о предприятии, ассортименте и ценах на ее продукцию, условиях поставки, позволяет автоматически регистрировать поступление заказов, оформлять их и принимать платежи за поставляемые товары. В июле 2009 г. численность веб-сайтов в государствах-членах ОЭСР составила 36 млн. (в июле 2000 г. – 19 млн.). Хорошей иллюстрацией коммерческого использования возможностей сети Интернет может служить показатель отношения числа веб-сайтов к численности населения. В июле 2010 г. этот показатель в странах ОЭСР составил 34,1 на 1 тыс. жителей, в государствах Европейского союза (ЕС) – 37,9, в том числе в Германии он был равен 84,7, в Дании – 71,7, Норвегии - 66,4. В Мексике, Турции, Греции и в Японии на 1 тыс. жителей приходилось менее 3 веб-сайтов. Быстрее всего растет численность веб-сайтов на 1 тыс. населения в Германии, где данный показатель почти удваивается ежегодно. В Дании ежегодно он растет на 85%, в Канаде и США, где имеется высокое число веб-сайтов, их количество возрастает ежегодно примерно на 20% [9].

Во многих развитых государствах почти все предприятия с числом занятых свыше 10 человек имеют доступ в Интернет. В таких странах, как Финляндия, Дания, Швеция более двух третей всех предприятий с числом занятых свыше 10 человек имеют веб-сайты [10]. Свыше 70% предприятий в Австралии, Канаде, Дании и Финляндии, имеющих численность занятых более 250 человек, приобретают товары и услуги чрез сеть Интернет [11].

Официальная статистика по развитию коммерческих операций в сети Интернет отсутствует. О ее объемах и масштабах можно судить лишь по косвенным показателям и по опросам предприятий. Согласно данным, полученным в ходе опроса, осуществленного Организацией экономического сотрудничества и развития, объединяющей все промышленно развитые государства за рубежом, видно, 60-70% всех предприятий государств-членов ОЭСР использует возможности сети Интернет для выдачи заказов при приобретении товаров и услуг и 40 – 50% – для осуществления продаж.

Факторами, тормозящими более  широкое использование Интернета  в закупочных процессах, являются ограниченные возможности поставщиков (или нежелание отдельных из них участвовать в электронном бизнесе) и проблемы интеграции информационных систем поставщиков и покупателей. Тем не менее, все респонденты согласились с тем, что значение использования Интернета в этих процессах растет. 42,3 % крупных покупателей (компании с объемом закупок более 10,0 млн. долл. в год) отметили, что Интернет играет очень важную роль в развитии их стратегии закупок. Несмотря на ограниченные возможности поставщиков по использованию методов электронного бизнеса, 60,6 % исследованных компаний взаимодействуют с поставщиками в он-лайне, 61,8 % компаний используют Интернет для высылки запросов на коммерческие предложения, 41,9 % компаний в том или ином виде используют инструменты обеспечивающие электронные закупки [12].

Учитывая тот факт, что  в индустриальных государствах Западной Европы доля экспорта и импорта в  производстве составляет 40-50% можно  сделать вывод, что 25 – 35% всех электронных продаж и покупок осуществляется в сфере международной торговли. По данным ЮНКТАД, на долю США приходится 45% от общего объема электронной торговли в мире, на Европу – 25% и 15% – AИ на Японию. Удельный вес развивающихся стран составляет 6 – 7% [13].

Электронная коммерция интенсивно увеличивается во все большем  количестве развивающихся государств мира. Об этом говорится в докладе, опубликованном в конце ноября Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). «Правительства все больше и больше понимают, что стимулирование развития электронной торговли может послужить могучим толчком для экономики», – говорит А. Гонсалес-Санс, экономист ЮНКТАД. В частности, по его мнению, странам громко заявляющим о намерении реализовать программы интернетизации экономики стоит обратить внимание на опыт Таиланда. В этой стране с 1996 г. реализуется государственная программа, обновленная в 2002 г. В ее рамках страна быстро повышает компьютерную и интернет-грамотность населения, в частности, посредством продажи населению ПК по цене около 250 долларов США и ноутбуков по 500 долл., а также подключения к Интернету тысяч школ за последние два года. (Пример по Таиланду очень красноречив, учитывая, что бывшее Министерство связи и информатизации приняло в начале 2004 г. решение организовать в стране продажу "дешевых" компьютеров по цене 10 тыс. рублей за шт., то есть около 330 долл., что дороже, чем в Таиланде на 32%). В результате, с 2008 по 2009 год доля тайладских веб-сайтов, продающих товары или услуги в сети, удвоилось [14].

Но не все развивающиеся  страны правильно оценивают значимость развития онлайновой коммерции. Отстают в основном страны, ориентирующиеся на экспорт сельскохозяйственной продукции, либо плохо интегрированные в мировую экономику.

Информация о работе Теоретический аспекты исследования электронной торговли