Теоретические аспекты социализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 22:06, доклад

Описание работы

Основные положения теории социализации
Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни.

Файлы: 1 файл

Теоретические аспекты социализации.docx

— 46.64 Кб (Скачать файл)

 

Теоретические аспекты  социализации

Основные положения теории социализации  

Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью  которых человек приобретает  социальную природу и способность  участвовать в социальной жизни.1

Существует два наиболее выраженных взгляда на существо социализации. Согласно одному из них, она означает процесс развития родившегося человеческого  организма в полноправную человеческую личность в ходе взаимодействия индивида с социальной средой. В этом процессе, с одной стороны, реализуются  заложенные в человеке природные  психобиологические задатки, с другой — они трансформируются в социально  значимые свойства личности в ходе образования и воспитания и при  активном участии самого человека. Согласно иной позиции социализация выступает, прежде всего, как саморазвитие личности в ходе ее взаимодействия с различными социальными группами, институтами, организациями. Как видно, в этой трактовке природно-биологическая  сторона социализации специально не подчеркивается и не выделяется.2

Склоняясь больше к последней  точке зрения, в самом общем  виде под социализацией можно  понимать процесс усвоения личностью  образцов поведения, ценностей и  норм, принятых в обществе, в конкретных социальных общностях. Социализация может  быть представлена как процесс освоения социальных норм, становящихся неотъемлемой стороной жизни личности не в результате внешней регуляции, а вследствие внутренней необходимости следовать  им. Это — один аспект социализации.

Второй аспект касается характеристики ее как существенного элемента социального  взаимодействия, предполагающего; что  люди хотят изменить свой собственный  имидж, улучшить представление о  себе в глазах других, осуществляя  свою деятельность в соответствии с  их ожиданиями. Следовательно, социализация связана с выполнением социальных ролей личности.1

Такая интерпретация социализации широко распространена в западной социологии. Наиболее полно ее изложили Т. Парсонс и Р. Бейлс в книге, посвященной проблемам семьи, социализации и процессов взаимодействия. В ней особое внимание уделено рассмотрению такого органа первичной социализации, как семья, которая «включает» личность в социальные структуры. 2

Таким образом, можно сделать  вывод, что социализация представляет собой двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта  путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с  другой стороны, процесс активного  воспроизводства индивидом системы  социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения  в социальную среду.

Следует сказать также, что  одним из важнейших в теории социализации личности является вопрос о ее этапах и фазах. При пристальном внимании оказывается, что это не одно и  то же. Количество этапов называют разное, а фазы, как правило, рассматриваются  одни и те же. При этом каждый этап социализации личности может включать в себя те же фазы, что присущи  другим этапам.

1.2. Фазы социализации

 

Фазы имеют предметный, конкретный характер, по-разному проявляясь на каждом этапе социализации. Их принято  определять как фазы адаптации и  интериоризации (интернализации). Выявляем ли мы особенности социализации ребенка, школьника, студента или работника — члена трудового коллектива, в любом случае придется анализировать обе эти фазы. Поэтому, прежде чем рассматривать последовательно этапы социализации, необходимо раскрыть содержание каждой из ее фаз.

Фаза адаптации.

Понятие адаптации, занимающее одно из центральных мест в биологии, означает приспособление живого организма  к условиям окружающей среды. Применительно  к социологии оно стало обозначать процесс приспособления человека к  условиям социальной среды.1

Смыслом этого освоения выступает  принятие личностью норм и ценностей  среды, будь то социальная общность, организация, институт, включение человека в различные  формы предметной деятельности и  взаимодействия, имеющиеся в этих социальных образованиях. Адаптация  — это начальный этап процесса включения и интеграции индивида в социальную, образовательную, профессиональную среду, основанный на реальном, повседневном, регулярном взаимодействии с ним. Основная функция адаптации — освоение относительно стабильных условий среды, решение повторяющихся, типичных проблем  путем использования принятых способов социального поведения, действия.

Адаптация выступает как  недостаточно глубокий, преимущественно  внешний процесс социализации, приобретая при этом активную и пассивную  форму. Активная форма заключается  в стремлении личности не только понять и освоить нормы и ценности социальной среды, виды деятельности и  взаимодействия, принятые в ней, но и выразить свое индивидуальное отношение  к ним, часто проявляющееся в  неудовлетворенности ими и желании  их изменить. Пассивная форма адаптации  проявляется в «молчаливом» принятии этих норм и ценностей и безусловном  подчинении им. Разумеется, она не обязательно  означает одобрение всего того, к  чему нужно приспосабливаться.

Сутью адаптационных процессов  выступает взаимодействие личности - субъекта адаптации и социальной среды. В процессе этого взаимодействия адаптивная деятельность не всегда имеет  позитивную направленность. Это происходит в тех случаях, когда индивид  выбирает себе адаптационную «нишу» из консервативных элементов среды, либо когда воздействие адаптирующей среды столь сильно, что подавляет  возможности творческой самореализации адаптанта и надолго их консервирует. В подобной ситуации возникает состояние, исход которого зависит не столько от субъективных качеств и свойств личности, предпринятых ею усилий, сколько от активности адаптирующей среды.

Если эта среда обеспечивает ряд необходимых условий для  достижения совместимости с нею  адаптанта, то его действия будут направляться на ускорение темпов этого процесса, сознательное овладение теми или иными способами адаптивной деятельности. В итоге признаки адаптированности будут нарастать, а социализация - благополучно осуществляться.

Следовательно, процесс адаптации  может быть успешным и безуспешным, что выражается в соответствующих  социологических показателях. В  первом случае это может быть высокий  социальный и профессиональный статус индивида, его удовлетворенность  содержанием предметной деятельности и взаимодействием с социальной средой. Во втором случае эти показатели будут диаметрально противоположными, крайней же формой безуспешной адаптации  станет дезадаптация и ее конкретные проявления — текучесть кадров, миграция, разводы, отклоняющееся поведение и т.д. Именно эти характеристики дезадаптации и выступают десоциализирующими факторами.

Адаптация молодых людей  имеет большое видовое разнообразие, выступая как социально-профессиональная, социально-бытовая, социально-политическая, социально-психологическая, социокультурная.1 В основу этой классификации положено видовое разнообразие адаптационных  процессов. Конечно, в объективной  реальности все названные направления  адаптации не изолированы, а взаимосвязаны  и взаимообусловлены.

В условиях современной России, переживающей переходное состояние  от социализма и постсоветского общества к новому социальному обустройству, проблема адаптации молодежи приобретает  особое значение в рамках общего процесса их социализации. Адаптация превращается в социальную и психологическую  способность молодых людей пережить чрезвычайную, кризисную ситуацию перехода от одних общественных порядков к  другим.

Фаза интернализации.

Второй фазой социализации личности является интернализация (инте-риоризация). Она означает сущностное, глубинное включение индивида в процесс, освоение его таким образом, что происходит органичное превращение норм, стандартов, стереотипов поведения, ценностей, характерных для внешней среды, во внутреннюю «принадлежность» личности. Это процесс перевода внешних требований во внутренние установки человека.

Интернализация как фаза социализации осуществляется всегда на основе адаптации и в этом смысле оказывается более «затянутой» по времени своего осуществления, более длительной и фундаментальной. В результате интернализации у личности появляется система твердых социальных регуляторов поведения, соответствующих как требованиям общества, так и конкретной социальной общности (либо социального института, организации).

Интернализация личности означает полное ее включение в ту или иную социальную структуру, в ряде случаев даже «сращивание» с ней. Последнее происходит тогда, когда деятельность какой-либо конкретной структуры трудно представить себе без того или иного человека. Это может быть руководитель или основатель данной структуры (хотя, в общем, такое совсем не обязательно); Человек, становящийся необходимым и незаменимым в той или иной среде, самим фактом подобного статуса свидетельствует об успешности его интериоризации. Ее важным фактором является активное и плотное взаимодействие с членами данной социальной среды по поводу осуществления того или иного вида предметной деятельности.

 

Основные подходы к  периодизации социализации  

Теперь необходимо рассмотреть  этапы социализации. Эта проблема является дискуссионной, начиная с  вопроса о том, имеет ли социализация границы, и кончая обсуждением количества ее этапов. В отношении первого  есть две основные точки зрения. Одни авторы — их подавляющее большинство  — полагают, что процесс социализации «сопровождает» человека на протяжении всего жизненного пути и завершается  лишь с его смертью. Другие считают, что социализация, начинаясь с  самого раннего детства, завершается  периодом достижения социальной зрелости и вступления в этап профессионально-трудовой деятельности.

Еще большее разнообразие взглядов связано с вопросом о  том, в рамках каких этапов осуществляется социализация личности. Одна из наиболее распространенных точек зрения состоит  в том, что существует три основных этапа социализации – дотрудовой, трудовой, послетрудовой (связанный с выходом человека на пенсию). В этой позиции нетрудно обнаружить присутствующий в качестве критерия выделения этапов социализации известный тезис К. Маркса и его последователей о решающей роли труда в жизни человека. Такой подход представляется вполне обоснованным и имеющим полное право на существование и изучение основных этапов социализации. Однако его уязвимым местом является значительная, даже чрезмерная длительность каждого этапа. На самом деле в рамках любого из них существует ряд более дробных по времени протекания периодов социализации.

Такой же уязвимостью отличается и другой подход, в соответствии с которым его авторам более  целесообразным представляется выделением первичной и вторичной социализации (или ресоциализации). При этом к этапу первичной социализации относят период от рождения человека до формирования зрелой личности, к этапу вторичной социализации (ресоциализации) – период ее социальной зрелости.

Говоря о критериях  этапов социализации, нужно иметь  в виду, прежде всего три главных: время физического и социального  созревания; характер (особенности) доминирующих форм (видов) деятельности; основные социальные институты (агенты) социализации. В  соответствии с этим критериями можно  выделить следующие этапы социализации:1

Первый – младенчество (от рождения до примерно трехлетнего  возраста), основная форма деятельности на этом этапе – общение. По мнению некоторых исследователей (достаточно спорному), на данном этапе «социализация  фактически еще не доносит до ребенка  свои воздействия». Основными агентами социализации выступают семья, ближайшие  родственники.

Второй — детство (от 3 до 6—7 лет). Здесь основной формой деятельности, становится игра, причем, прежде всего  ролевая. Ребенок учится, «примеривает»  на себя различные социальные роли — мамы, папы, воспитательницы детского сада, продавца магазина и многие другие. Наряду с семьей возникает новый  социальный институт соци ализации — дошкольное образовательное учреждение.

Третий этап охватывает период от 6—7 до 13—14 лет. В рамках этого  этапа происходит несколько крутых перемен, настоящих переломов, характеризующих  особенности социализации. Во-первых, меняется основная форма деятельности: вместо игры (хотя oнa часто про должает сохранять значительное место, в жизни ребенка) появляется учеба, которая становится основным средством познания мира, жизни, отношений. Во-вторых, на смену дошкольному учреждению приходит институт школы как основной (наряду с семьей) фактор социализации. В-третьих, происходит половое созревание, накладывающее свою особую печать на процесс социализации.

Четвертый этап имеет нижней границей подростковый возраст (13—14 лет) и характеризуется известной  временной неопределенностью верхнего рубежа. В содержательном отношении  это завершение уче ния и переход к профессионально-трудовой деятельности. У одних он происходит в 18 лет, у других — в 23—25 и даже позже. Основной формой деятельности продолжает оставаться образовательная, однако серь езную конкуренцию ей составляют досуговая деятельность и общение. Завершается половое созревание личности, и чаще всего начинается половая жизнь.

В рамках именно этого этапа  происходит выбор профессии, способа  достижения карьеры, путей построения дальнейшей жизни, что имеет подчас решающее значение в процессе социализации. Создаются все условия для  мировоззренческой рефлексии, адекватного  осознания себя, своих способностей и предназначения. Рассматривая роль институтов социализации на этом этапе, необходимо отметить снижающееся значение семьи, сохраняющееся — учреждений образования и резко возрастающее — социальной микросреды, товарищеского  окружения.

Пятый этап охватывает временные  рамки функционирования со циально зрелой личности (от 20—25 до 35—40 лет). Он характеризу ется ее (как правило) высокой активностью в профессиональной сфере, созданием собственной семьи, в связи с этим превращением личности из «объекта» в «субъект» социализации. На этом этапе происходит полное раскрытие личностного потенциала, чему могут способствовать основные институты социализации — производственный (трудовой) коллектив, семья, средства массовой информации, образо вание и др. Ведущими формами деятельности, наряду с профессио нально-трудовой, могут быть семейно-бытовая, образовательная, об щественно-политическая, досуговая, деятельность общения.

Информация о работе Теоретические аспекты социализации