Этапы экономико-математического моделирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 13:23, автореферат

Описание работы

В последовательности и содержании моделирования в социально-экономических системах можно выделить пять этапов: постановка проблемы и ее качественный анализ; построение модели; подготовка исходной информации; численное решение; анализ результатов и их применение.

Файлы: 15 файлов

#106-#110.doc

— 133.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

#58-69 #57=67.doc

— 141.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

#85-96.doc

— 340.50 Кб (Скачать файл)

Целью прогноз-я в инн. мен-те явл. получение научно обоснованных вариантов тенденций развития показателей кач-ва, элементов затрат и др. показателей, исп-мых при разработке стратегич. планов и проведении НИОКР, а также развитии всей с-мы мен-та.

Виды инноваций

Классификация инноваций  означает распределение инноваций  на конкретные группы по опред. признакам  для достижения поставленной цели.

Построение классификационной  схемы инноваций начинается с  определения классификационных признаков. Классификационный признак предст. собой отличительное свойство данной группы инноваций, ее главную особенность.

Классификация инноваций  по П. Н. Завлину и А. В.Васильеву

Классификационный признак

Классификационные группировки инноваций

1. Область применения

Управленческие, орг-ные, соц., промышленные и др.

2. Этапы НТП, рез-том  к-ых стала инновация

Научные, технические, технологические, конструкторские, производственные, информационные

3.Степень интенсивности

«Бум», равномерная, слабая/массовая

4. Темпы осуществления инноваций

Быстрые, замедленные, затухающие, нарастающие, равномерные, скачкообразные

5. Масштабы инноваций

Трансконтинентальные, транснациональные, региональные, крупные, средние, мелкие

6. Результативность

Высокая, низкая, средняя 

7. Эф-ть инноваций

Эк., соц., экологическая, интегральная


В. В. Горшков и Е. А. Кретова в качестве основы классификационной  схемы инноваций используют два  признака: структурную хар-ку и целевые  изменения.

С т. зр. структурной хар-ки инновации подразделяются на 3 группы: инновации на «входе» в пр-тие; инновации на «выходе» из пр-тия; инновации стр-ры пр-тия как с-мы, включающей в себя отдельные элементы и взаимные связи между ними.

По целевому изменению  инновации разделяются на инновации  технол., производственные, эк., торговые, соц. и инновации в области упр-я.

Классификация инноваций  по Э. А. Уткину, Г. И. Морозовой, Н. И. Морозовой

признак

Вид инновации

Содержание инновации

1. Причина возникновения

1.1.Реактивные 1.2.Стратегические 

1.1. Обеспечивают выживание  фирмы или банка как реакция на новые преобразования, осуществляемые конкурентом, чтобы быть в состоянии вести борьбу на рынке

1.2. Внедрение их носит  упреждающий хар-р с целью получения  решающих конкурент. преимуществ  в песпективе

2. Предмет и сфера  приложения

2.1. Продуктовые

2.2. Рыночные 2.3. Инновации- процессы

2.1.Новые продукты и  услуги

2.2. Открытие новых  сфер применения продукта, а также  позволяющих реализовать услугу на новых рынках

2.3. Технология, организация  производства и управленческие процессы

3. Характер удовлетворяемых потребностей

3.1.Ориентир-е на существующие потр-ти 3.2.0риентир-е на формир-е новых потр-тей

3.1. Действующие сегодня  потребности, которые не удовлетворены полностью или частично

3.2. Потребности на  перспективу, которые могут появиться под влиянием факторов, изменяющих вкусы и интересы людей, их запросы и т. п.


По мнению Балабанова, с-ма классификационных признаков  должна включать в себя целевой признак, внешний признак, структурный признак. Цель предст.собой замысел, то есть заранее намеченное к достижению задание. Целевой признак классификации инноваций дает ответ на вопрос, что явл. целью инновации: решение немедленной задачи (текущей) или задачи будущего времени (стратегической)? Эти две цели опр-ся причинами возникновения потребности в данной инновации. Тек. потребность в инновации вызывается наличием кризиса хоз. или др. процесса и необходимостью немедленной ликвидации этого кризиса за счет нововведений. Такое нововведение предст. собой кризисную инновацию. Гл. признаком, опр-щим кризисную инновацию, явл. решение проблемы реализации товара (работы, услуги) в связи с падением спроса на этот товар и ум-ем объема его продажи, а также решение более сложной проблемы — проблемы выживания хоз. субъекта на рынке в усл. жесткой конкуренции. Кризисная инновация направлена на ликвидацию орг., пр-венного, эк. или фин. кризиса данного хоз. субъекта.

Стратегич. потребность — это потребность в инновации на перспективу. Она вызвана перспективными прогнозами хоз. д-ти, Целью инновации здесь является повышение конкурентосп-ти продукта и всего хоз. субъекта в будущем. Такая инновация предст. собой инновацию развития. Т.о., по целевому классификационному признаку инновации можно подразделить на: кризисные инновации; инновации развития.

Внеш. классификационный признак указывает на форму реализации инновации, по внешнему классификационному признаку инновации бывают в форме: продукта; операции. Инновация в форме продукта (лат. произведенный) предст. собой рез-т инновации, материализованный в виде вещи (станок, товар, сырье и т. п.). Инновация в форме операции (лат. действие) предст. собой рез-т инновации, направленный на осущ-е опред. действия и выраженный опред. правилами, инструкциями, условиями действия и т. п. К этим инновациям относятся технология пр-ва продукции, обслуживания населения, формы торговли, фин. операции, договор банковского счета, операции по поглощению других пр-тий (мэрджер), операции по захвату рынка и т. д.

Структурный классификационный  признак показывает, для какой  отрасли народнохоз. комплекса или для какой сферы эк. отношений предназначена данная инновация. Структурный классификационный признак определяет групповой состав инноваций как единой сферы эк. интересов гос-ва. По структурному классификационному признаку инновации бывают: производственно-торговые; социально-эк.; фин.; управленческие.

Эк. теория различает  пять типов инноваций: 1) введение нового продукта; 2) введение нового метода пр-ва; 3) создание нового рынка; 4) освоение нового источника поставки сырья или полуфабрикатов; 5) реорг-ция стр-ры упр-я.

По признаку содержания или внутренней стр-ры выделяют инновации  тех., эк., орг., управленческие и др. Выделяются такие признаки, как масштаб  инноваций (глобальные и локальные); параметры жизненного цикла (выделение и анализ всех стадий и подстадий), закономерности процесса внедрения и т.п..

По содержанию: Тех.; Орг.; Соц.; Эк..

По особенностям инн. процесса: Внутриорганизационные; Межорганизационные.

По уровню разработки и распростр-ю: Гос.; Региональ.; Отрасл.; Корпоратив.; Фирмен.

По степени новизны: Абсолютная; Относительная; Условная; Частная.

По этапам жизненного цикла технологии, товара, организации.

По инн. потенциалу: Радикальные; Комбинированные; Модификационные.

По сферам разработки и распространению: Промышленная; Финансовая; Услуги; Торгово-посредническая; Научно-педагогическая; Правовая

 

#94.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА

 

Научно-технические разработки и нововведения выступают как  промежуточный результат научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации - конечный рез-т. Научно-тех. разработки и изобретения явл. приложением нового знания с целью его практического применения, а научно-тех. инновации (НТИ) — это материализация новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-тех. разработок в процессе пр-ва с целью их коммерч. реализации для удовлетворения опред. запросов потребителей. Непременными св-вами инновации явл. научно-тех. новизна и производственная применимость. Коммерч. реализуемость по отношению к инновации выступает как потенциальное св-во, для достижения которого необходимы определенные усилия.

Из сказанного следует, что инновацию — результат  — нужно рассматривать неразрывно с инн. процессом. Инновации присущи  в равной мере все 3 свойства: научно-тех. новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость.

На практике понятия "новшество", "новация", "нововведение" нередко  отождествляются, хотя между ними есть и некоторые различия.

Новшеством может быть новый порядок, новый метод, изобретение. Нововведение означает, что новшество используется. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится инновацией.

След-но, научно-тех. инновации  должны: обладать новизной, удовлетворять рын. спросу; приносить прибыль производителю. Распространение нововведений, как и их создание, является составной частью инн. процесса (ИП).

Различают 3 логические формы  инн. процесса: простой внутриорг. (натуральный), простой межорг. (товарный) и расширенный. Простой внутриорг. ИП предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же орг-ции, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы. При простом межорг. инн. процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инн. процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя. Расширенный инн. процесс проявляется в создании новых производителей нововведения, в нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских св-в выпускаемого товара. В условиях товарного инн. процесса действуют как минимум два хоз. субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество – технол. процесс, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хоз. субъекте.

Простой инн. процесс  переходит в товарный за две фазы: 1) создание новшества и его распространение; 2) диффузия нововведения. Первая фаза - это последовательные этапы науч. исследований, опытно-конструкторских работ, орг-ция опытного производства и сбыта, орг-ция коммерч. пр-ва. На первой фазе еще не реализуется полезный эф-т нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации. На второй фазе общественно-полезный эф-т перераспределяется между производителями нововведения, производителями и потребителями.

Распространение инновации - это инф. процесс, форма и скорость которого зависят от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия инф-ции хоз. субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации и т. п. Дело в том, что хоз. субъекты, действующие в реальной эк. среде, проявляют неодинаковое отношение к поиску инноваций и разную способность к их усвоению.

Диффузия инновации - процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным каналам между членами соц. с-мы во времени. Нововведениями м.б. идеи, предметы, технологии и т. п., являющиеся новыми для соответствующего хоз. субъекта. Иными словами, диффузия - это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения. В рез-те диффузии возрастает число как производителей, так и потребителей, и изменяются их качественные хар-ки. Непрерывность нововведенческих процессов определяет скорость и границы диффузии нововведений в рын. экономике.

В реальных инн. процессах  скорость диффузии зависит от различных  факторов:

а) формы принятия решения;

б) способа передачи информации;

в) свойств соц. системы, а также свойств самого нововведения.

Свойствами нововведений явл.: относительные преимущества по сравнению с традиционными решениями; совместимость со сложившейся практикой и технол. структурой, сложность, накопленный опыт внедрения и др.

Один из важных факторов распространения любой инновации состоит в ее взаимодействии с соответствующим социально-эк. окружением, существенным элементом которого являются конкурирующие технологии.

Внедрение инноваций - это  всегда трудный процесс для любой  орг-ции. Во всех случаях для принятия решений каждым субъектом альтернативные технологии сравниваются с решениями, принятыми предыдущими реципиентами. Но получить такую информацию достаточно сложно, так как это связано с конкурентным положением фирм на рынке. Каждая фирма м.б. знакома с опытом ограниченной выборки фирм, меньшей, чем все множество реципиентов. Это обусловливает неопределенность процессов принятия решений и диффузии НВ в рын. экономике. Другая причина неопределенности связана с самими НВ. На ранних стадиях диффузии их потенциальная прибыльность неизвестна. С накоплением опыта внедрения и использования НВ неопределенность м.б. устранена. Однако со снижением неопределенности и риска применения нововведения исчерпывается потенциал его рын. проникновения и снижается его прибыльность. Возможность извлечения доп. прибыли от использования нововведения временна и снижается по мере приближения предела его распространения.

Оценить относительные  преимущества нововведений в ранней фазе их диффузии трудно, особенно если речь идет о радикальных нововведениях. В такой ситуации значительную роль в деле будущего технол. развития играет выбор последователей. Дело в том, что каждый выбор позволяет повысить конкурентоспособность соот-щей технологии и ув-ет ее шанс на принятие последующими хоз. субъектами, которые будут учитывать ранее сделанные выборы. После накопления достаточного опыта, когда уже многими хоз. субъектами освоены альтернативные технологии и их относительные преимущества известны с высокой достоверностью, последующие реципиенты принимают решения, основываясь на ожидаемой прибыльности альтернативных технологий. В рез-те конечное разделение рынка новыми альтернативными технологиями опр-ся стратегиями имитаторов. Для быстрого распространения инновации нужна развитая инфраструктура. Инн. процесс имеет циклический характер.

Инн. процесс означает инн. д-ть какого-либо субъекта экономики, то есть процесс, направленный на разработку, реализацию результатов законченных научных исследований и научно-тех. достижений в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технол. процесса, используемого в практической д-ти, а также связанных с этим доп. научных исследований и разработок.

#98-102 #102.doc

— 41.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Ист. гос. упр., инд. план..doc

— 542.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Экономическое моделирование.doc

— 542.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Этапы экономико-математического моделирования