Этапы экономико-математического моделирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 13:23, автореферат

Описание работы

В последовательности и содержании моделирования в социально-экономических системах можно выделить пять этапов: постановка проблемы и ее качественный анализ; построение модели; подготовка исходной информации; численное решение; анализ результатов и их применение.

Файлы: 15 файлов

#106-#110.doc

— 133.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

#58-69 #57=67.doc

— 141.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

#85-96.doc

— 340.50 Кб (Скачать файл)

7. Исход. На этом этапе жизненного цикла система возвращается к своему исходному состоянию и подготавливается к переходу в новое состояние.

8. Деструктуризация. Здесь происходит остановка всех процессов жизнед-ти с-мы, или она исп-ся в др. качестве, или проводится ее утилизация. Фирма прекращает существование, как правило, это означает ее переспециализацию на выпуск другой продукции.

А.Ю. Юданов выделяет 4 типа стратегий (типа инн. поведения фирм) в зависимости от их целей: виоленты, коммутанты, патиенты и эксплеренты.

Виоленты

В сфере крупного стандартного бизнеса действуют фирмы-виоленты. Фирмы-виоленты — это фирмы с "силовой" стратегией. Они обладают крупным капиталом, высоким уровнем освоения технологии. Виоленты занимаются крупносерийным и массовым выпуском продукции для широкого круга потребителей, предъявляющих "средние запросы" к кач-ву и удовлетворяющихся ср. уровнем цен. Виоленты работают в окрестностях максимума выпуска продукции. Их научно-техническая политика требует принятия решений о сроках постановки продукции на пр-во (в том числе о приобретении лицензий); о снятии продукции с пр-ва; об инвестициях и расширении пр-ва; о замене парка машин и оборудования. Девиз фирм: "Дешево, но прилично" (но не "Дорого и плохо").

Патиенты

Патиентная (нишевая) стратегия типична для фирм, вставших на путь узкой специализации для ограниченного круга потребителей. Свои дорогие и высококачественные товары они адресуют тем, кого не устраивает обычная продукция. Их девиз: "Дорого, зато хорошо". Фирмы-патиенты работают на узкий сегмент рынка, удовлетворяют потребности, сформированные под действием моды, рекламы и др. ср-в. Они действуют на этапах роста выпуска продукции и одновременно на стадии падения изобретательской активности. Требования к качеству и объемам продукции у этих фирм связаны с проблемами завоевания рынков. Возникает необходимость принимать решения о проведении или прекращении разработок, о целесообразности продажи-покупки лицензий и т.п. Эти фирмы прибыльны. В то же вр. сущ-ет вероятность принятия неверного решения, ведущего к кризису. В таких фирмах целесообразна должность постоянного инн. менеджера, призванного обезопасить их д-ть. Гл. цель инн. менеджера — снизить риск в жизнед-ти фирмы и создать комфортные условия работы для сотрудников. Патиенты стремятся уклониться от прямой конкуренции с ведущими корпорациями. Эти фирмы называют "хитрыми лисами" экономики.

Для отеч. фирм эта стратегия  может быть принята в качестве предпринимательской философии. Она призывает не бороться напрямую с ведущими корпорациями, а выискивать недоступные для них сферы деятельности. Такой подход серьезно повышает шансы слабого в соперничестве с сильными. Вероятно, в дальнейшем в патиенты превратятся многие наши передовые пр-тия, в том числе бывшие оборонные.

Коммутанты

Средним и мелким бизнесом, ориентированным на удовлетворение местно-национальных потребностей, занимаются фирмы-коммутанты (соединители). Сила местного неспециализированного пр-тия в его лучшей приспособленности к удовлетворению небольших по объему (а нередко и кратковременных) нужд конкретного клиента. Это путь повышения потребительской ценности не за счет сверхвысокого качества (как у патиента), а за счет индивидуализации услуги. "Вы доплачиваете за то, что я решаю именно Ваши проблемы", — лозунг коммутантов. Виоленты и патиенты не всегда могут удовлетворить индивид. потребности, тогда на сцену выступают коммутанты, готовые использовать любую возможность для бизнеса. Они получили название "серых мышей". Повышенная гибкость коммутантов позволит им удерживать свои позиции в конкурентной борьбе. Фирмы-коммутанты действуют на этапе падения цикла выпуска продукции. Их научно-тех. политика требует принятия решений о своевременной постановке продукции на пр-во, о степени технол. особенности изделий, выпускаемых виолентами, о целесообразных изменениях в них согласно требованиям специфических потребителей.

Инн. менеджер такой фирмы  должен хорошо разбираться в специфике  покупателя товара, сложившейся ситуации на рынке, точно, оперативно и достоверно прогнозировать возможные кризисы. Коммутантная стратегия хар-на для многих частных рос. фирм.

Эксплербнты

Эксплерентная (пионерская) стратегия связана с созданием новых или с радикальным преобразованием старых сегментов рынка. Организации-эксплеренты являются "пионерами". В настоящее время с эксплерентной стратегией действуют фирмы в области биотехнологий, пр-ва персональных компьютеров и др. Сила эксплерентов обусловлена внедрением принципиальных нововведений, они извлекают выгоду из первоначального присутствия на рынке. В 85 случаях из 100 терпят крах, но за счет редких случаев получают огромный технический, финансовый и моральный успех. Они явл. двигателями научно-тех. прогресса. Девиз эксплерентов: "Лучше и дешевле, если получится". Инн. бизнес не является занятием чистой наукой или изобретательством, хотя научно-технические разработки имеют приоритетное значение.

Венчурные фирмы и  фирмы-эксплеренты создали условия для научно-тех. прорывов в современной западной экономике. Фирмы-эксплеренты, как и венчурные, невелики по размерам. Перед фирмой-эксплерентом возникает проблема объема пр-ва, когда привлекательная для рынка новинка уже создана. Для этого фирма-эксплерент заключает альянс с крупной фирмой, так как не может самостоятельно тиражировать зарекомендовавшие себя новшества. Промедление же с тиражированием грозит появлением копий или аналогов. Союз с мощной фирмой (даже при условии поглощения и подчинения) позволяет добиться выгодных условий даже без сохранения известной автономии.

 

#96. ОСОБЕННОСТИ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ. ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС В РОССИИ

 

В странах с развитой рын. экономикой значит. роль играют малые  инн. пр-тия в развитии научно-тех. потенциала этих стран. Осн. часть этого потенциала сосредоточена на крупных компаниях, но при этом малые и ср. фирмы практически всегда опережают их   по   части   коммерциализации   результатов   НИОКР по широкому кругу товаров.

Критерием градации пртий служит годовой объем продаж: малые — до 5 млн долл.; средние — 5-50 млн долл.; крупные — свыше 50 млн долл.

Многочисленные исследования, связанные с изучением роли малого и ср. бизнеса в процессе технол. изменений, не позволяют сделать однозначных выводов.

О высокой эф-ти освоения нововведений на мелких и ср. фирмах свидетельствуют и более поздние исследования 537 компаний. Как оказалось, кол-во видов новой продукции, выпущенной на рынок в пересчете на 1 млн долл. затрат на НИОКР, у мелких фирм более чем в 2 раза выше средних показателей.

В области маркетинга малые фирмы обладают хорошей  реакцией на быстро изменяющиеся требования рынка. Однако их продвижение на рынках сдерживается стоимостными барьерами. В то же время крупные компании гораздо лучше приспособлены для реализации выпускаемой продукции, имеют для этого отлаженную сеть сбыта и сервисные подразделения.

Особая роль в развитии инн. предпринимательства в России также принадлежит малым инн. пр-тиям, так как страна обладает мощным научно-тех. потенциалом для создания малого предпринимательства в инн. сфере. В первые годы эк. реформ малые пр-тия, занятые в области НИОКР, действовали в узкой области: разработка программного продукта, осущ-е проектных работ, эк. исследований и т. п. В н.вр. сферы д-ти инн. фирм значительно расширились, так как в силу своей гибкости они более устойчивы к негативному влиянию внеш. среды. Кроме этого, ув-ся и общее число малых пр-тий в научно-тех. сфере.

Успех малых пр-тий  в инно. сфере объясняется следующими причинами:

углубление специализации  при проведении науч. разработок привело  к тому, что во многих случаях  малые пр-тия в состоянии конкурировать  с крупными орг-циями, работая в узкоспециализированном направлении, даже имея огранич. объем фин. ср-в;

малые пр-тия занимаются разработками и освоением инноваций в тех областях, которые кажутся для крупных пр-тий или неперспективными, или высокорисковыми;

в отличие от крупных  пр-тий малые пр-тия охотно берутся  за разработку и освоение оригинальных нововведений;

в крупных пр-тиях, как правило, разработкой, внедрением, пр-вом и сбытом новой наукоемкой продукции занимаются отдельные специализированные подразделения, соответственно ответственность за каждый этап переходит от одних групп к другим, в малых же пр-тиях все эти этапы инн. процесса объединяются под руководством одного лица, что ускоряет получение конечного результата инн. д-ти;

производственную д-ть малых инн. пр-тий отличает их узкая  предметная специализация, что предполагает концентрацию усилий и ср-в на заключительных стадиях создания нововведения и на первых этапах его распространения. Это означает, что фактически предприятие начинает научно-производственную д-ть сразу с опытно-конструкторских разработок, цель которых достичь высокой технологичности изделия и быстро наладить его промышленное изготовление;

удельные затраты на НИОКР у малых высокотехнологических  пр-тий нередко в несколько  раз превышают аналогичный показатель крупных пр-тий, что способствует их более быстрому и эф. появлению на рынке инноваций;

изобретательским группам малых пр-тий довольно часто приходится работать в областях, в которых исследователи не являются профессионалами из-за ограниченности предприятия в людских ресурсах, так как небольшое пр-тие не в силах привлекать специалистов в различных отраслях д-ти, а это часто способствует возникновению новых оригинальных новаторских идей и нового подхода к решению проблем.

Проблемы развития малого инн. бизнеса в России

Пр-во наукоемкой продукции, требующее значительных кап. вложений при низкой ликвидности ср-в, не привлекает предпринимателей из-за нестабильности условий налогообложения и политико-эк. ситуации в целом. Малый объем реализации и доходов определяет нестабильность МИП, вероятность их банкротства, требует создания в регионе специальной системы страхования коммерческого риска. Результаты опросов руководителей МИП позволяют оценить иерархию проблем становления МИБ:

высокий уровень инфляции;

высокая кредитная ставка;

трудности с сырьем и  комплектующими;

неплатежеспособность  предприятий-заказчиков;

отсутствие информации о продукции и ее поставщиках;

нестабильность и нечеткость ряда рос. законов и соответственно разное толкование многих положений, исп-ние официальными органами инструкций, которые часто расходятся с положениями законов и, кроме того, остаются в подавляющем большинстве неизвестными для предпринимателей.

На практике роль новых  форм проведения научно-тех. д-ти (НТД) научно-тех. кооперативами (НТК) свелась преимущественно к выполнению посреднических услуг, тиражированию ранее созданного научного задела и др. Однако констатация данных фактов не должна рассматриваться как однозначно негативная оценка д-ти новых организационно-эк. форм проведения НТД. Как в части посреднических функций, так и в части тиражирования разработок ИП они выполняют весьма важную роль, способствуя ускорению внедрения рез-тов НИОКР в практику. Значителен вклад НТК и в повышение уровня компьютеризации, подготовку и повышение квалификации   кадров,   оказание  специализированных  финансово-эк. услуг.

Сказались, несомненно, и объективные трудности рассматриваемого периода - отсутствие необходимого оборудования и приборов, производственных помещений, сложности в орг-ции материально-тех. снабжения. На первоначальном этапе развития новых хоз. форм характерными явл. и проблемы с финансированием д-ти. При отсутствии системы специализированных фин. фондов венчурного типа д-ть НТК неизбежно должна ориентироваться на направления, во-первых, с относительно низкой материалоемкостью и фондоемкостью и, во-вторых, с максимальной рентабельностью, чтобы сформировать первоначальный капитал. Следующей стадией нормального эволюционного развития должна стать стадия инвестирования.

Проблемами, сдерживающими  развитие МИП в России, являются:

нестабильная экономика  и постоянно меняющееся законодательство;

репрессивно-фискальная система налогообложения;

неравноправие   МИП   на   рынке   кредитных   и инв. ресурсов;

отсутствие внутренних стимулов для долгосрочных инвестиций и развития технологий в условиях высокой инфляции;

устаревшие бюрократические процедуры регистрации и лицензирования;

недоступность зданий, помещений из-за высокого уровня арендной платы;

недостаток управленческих навыков собственников и менеджеров МИП;

падение внутреннего  спроса;

неразвитость рыночной инфраструктуры МИП;

криминализация экономики.

Молодой частный сектор экономики, на базе которого развивается  МИБ, в условиях нарастания кризисных явлении не может располагать финансовыми, организационными и кадровыми ресурсами, необходимыми для преодоления всего комплекса проблем, сдерживающих реализацию его потенциала. При этом нужно сознавать, что частному сектору присущи риск, высокая доля рождений и умираний фирм. В этом - источник его эффективности, мобильности - всего того, что дает ему преимущества по сравнению с государственным сектором. Поэтому в частном секторе сфера использования методов государственного регулирования значительно уже, чем в гос., и сами методы должны принципиально отличаться от методов регулирования гос. сектора экономики.

Инн. бизнес всегда сопряжен с риском: полная гарантия благополучного рез-та практически отсутствует. В крупных фирмах этот риск, однако, гораздо меньше, поскольку перекрывается масштабами обычной д-ти. В отличие от этого МИБ пронизан угрозой неудачи, поэтому его и называют рисковым, венчурным. Такое положение обусловливается, помимо особенностей самой инновационной д-ти, высокой зависимостью малого бизнеса от изменений внешней среды. О степени рискованности МИБ ярко свидетельствует тот факт, что в среднем из каждых десяти венчурных фирм успеха достигают лишь одна-две. Из каждой сотни разрабатываемых инн. проектов в среднем финансируется только два.

#98-102 #102.doc

— 41.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Ист. гос. упр., инд. план..doc

— 542.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Экономическое моделирование.doc

— 542.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Этапы экономико-математического моделирования