Этапы экономико-математического моделирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 13:23, автореферат

Описание работы

В последовательности и содержании моделирования в социально-экономических системах можно выделить пять этапов: постановка проблемы и ее качественный анализ; построение модели; подготовка исходной информации; численное решение; анализ результатов и их применение.

Файлы: 15 файлов

#106-#110.doc

— 133.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

#58-69 #57=67.doc

— 141.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

#98-102 #102.doc

— 41.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Ист. гос. упр., инд. план..doc

— 542.50 Кб (Скачать файл)


172. Становление, развитие и стагнация системы

советского директивного управления (1917 – 1991 гг.)

Становление советской государственности  и первые декреты советской власти

Система управления советской  экономикой формировалась поэтапно, на протяжении длительного периода, поэтому менялись методы и формы, организационные структуры. Первое в истории советского государства правительство - Совет Народных Номиссаров (СНК) и Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК, 1917-1938 гг.) Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов - были избраны на 2-м съезде Советов. ВЦИК был наделен полномочиями высшего законодательного, распорядительного и контролирующего органа Советского государства в период между съездами Советов; он рассматривал и утверждал декреты и постановления советского правительства, заслушивал его отчеты, а также доклады народных комиссаров, которые назначал по представлению СНК. Функции общегосударственного планирования хозяйства сосредоточились в начальный период в Совнаркоме (и его коллегиях), объединившем деятельность всех хозяйственных комиссариатов и ведомств. Народный комиссар был вправе единолично принимать решения по всем вопросам, находившемся в юрисдикции соответствующего народного комиссариата, с последующим уведомлением коллегии. В случае несогласия коллегии с решением комиссара, она, не приостанавливая исполнения решения, могла обжаловать его в СНК или Президиуме ВЦИК. СНК полностью был ответственен перед Всероссийским съездом Советов и Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Советов.

При переходе от одного способа производства к следующему сначала складывается экономическая база нового способа производства, а затем, путем революции или реформ, в соответствие ей формируется политическая надстройка.  

Одним из первых декретов советской власти был "Декрет о  земле". Согласно декрету, земля национализировалась, т.е. отменялась частная собственность на землю. Между крестьянами земля делилась по общинному принципу уравнительного землепользования - поровну. Таким образом, декрет закреплял общинные отношения в деревне - общественную собственность на землю и общинное уравнительное землепользование.

Земля, согласно декрету, делилась между  крестьянами по трудовой норме - по количеству работников в семье или по потребительской норме - по числу едоков в семье. В советской литературе обычно основное внимание уделялось тому, что по декрету земли помещиков конфисковывались без выкупа. Но, если учесть, что к этому времени у помещиков осталось меньше 10% земли, очевидно, это было не главным в содержании декрета.

Согласно большевистской программе, в социалистической революции рабочий класс в деревне должен был действовать в союзе с деревенской беднотой против деревенской буржуазии - кулаков.

Первым действием советской  власти в области промышленности стало установление, а точнее - законодательное закрепление рабочего контроля на предприятиях.

Чаще всего заводские  комитеты просто брали власть на предприятиях в свои руки. Впрочем, иногда, отстранив предпринимателей от управления, они потом предлагали им вернуться. Дело в том, что рабочие не были достаточно компетентными, чтобы управлять производством. Было и другое: рабочие, считая предприятие теперь своей собственностью, продавали запасы и оборудование, а вырученное использовали на свои потребности.

Так же, как декрет о  земле, рабочий контроль не соответствовал программе большевиков, которая предполагала всю промышленность объединить в руках государства.

Борьба рабочих за самоуправление, за самостоятельность  профсоюзов продолжалась еще несколько лет. Рабочий контроль существовал недолго. Чтобы преодолеть его  центробежную тенденцию, в декабре 1917 г. было решено создать первый советский орган по управлению хозяйством страны - Высший совет народного хозяйства (ВСНХ).

ВСНХ и начало национализации

Несмотря на формальную связь с  органами рабочего контроля, ВСНХ с  самого начала выступал  как его альтернатива. Конструируясь «сверху вниз», он должен был объединить прежнюю разрозненную рыночную экономику в целостный организм.

Не дождавшись нескольких месяцев до официального установления круга должностей, подлежащих согласованию, ВСНХ самостоятельно определил категории работников, назначение на которые могли производить партийные органы: председатели и члены правлений центральных трестов, ревизионных комиссий синдикатов; начальники, заместители, заведующие, заместители начальников Главных управлений ВСНХ; председатели Губернских совнархозов и членов промышленных бюро; директора крупных предприятий.

Важнейшими функциями ВСНХ РСФСР  и местных совнархозов в отношении промышленного производства были: планирование, организация производства и труда, техническое руководство предприятиями, подбор и подготовка кадров, финансирование, снабжение, сбыт продукции.

На ВСНХ возлагались задачи проверки экономической деятельности предприятий, руководства всеми экономическими органами и подготовки законов, касающихся экономики. Он подчинялся непосредственно правительству и имел двойную структуру: вертикальную (главки – центральные органы, управляющие работой различных отраслей промышленности) и горизонтальную (совнархозы или региональные советы народного хозяйства). ВСНХ обладал большими полномочиями: мог конфисковать, приобретать, опечатывать (т.е. "закрывать") любое предприятие.

Рабочие воспринимали происходящее упрощенно: бывший хозяин побежден и признаны заводские комитеты; и именно благодаря, якобы, завкомам, уже на пятый день после революции был установлен 8-часовой рабочий день, запрещен детский труд, стала обязательной выплата пособий по безработице и болезни.

К 1 октября 1919 года было национализировано 2500 предприятий. В ноябре 1920 г. вышел  декрет, распространивший национализацию на все «предприятия с числом рабочих более пяти, но использующих механический двигатель»; таких предприятий оказалось около 37 тыс.

Постановлением ВСНХ от 3.03.1918 г. устанавливалась  следующая схема управления национализированными к этому времени предприятиями: создавались центральные правления по отраслям промышленности, в областях - местные правления национализированных предприятий; вводилась трехзвенная система управления (центральные правления ВСНХ - областные правления ВСНХ - предприятия).

В структуре местного управления совнархозы ставились в двойное подчинение вышестоящему органу и соответствующим Советам депутатам. Общая компетенция местных Советов вытекала прежде всего из идеи полновластия. Советы имели право вводить местные налоги, облагать буржуазию чрезвычайными налогами и т.д. Но тем не менее Советы вынуждены были использовать для решения неотложных хозяйственных дел и местное самоуправление - городские думы и земства, куда назначали своих комиссаров.

Истоки и реализация НЭПа

Было ли введение НЭПа вызвано лишь событиями в Кронштадте? Вряд ли. Идея изменить политику по отношению  к крестьянству, о которой давно  говорили меньшевики, уже давно обсуждалась в обществе. В конце 1920 года Ленин в опубликованной впоследствии беседе с Кларой Цеткин признал «ошибочность политики продразверстки». 17 и 23 февраля 1921 года в «Правде» появились две статьи, где говорилось о возможности введения продовольственного налога, который вдохновил бы крестьян на увеличение посевных площадей. Кронштадский мятеж и приближающийся весенний сев лишь ускорили принятие этого решения. Ленин принял определенную осмотрительность, подготавливая такое решение не скоропалительно, а в несколько этапов, понимая, что в среде большевиков оно не могло не вызвать глубокого недоумения.

9 августа 1921 года был принят «Наказ СНК о проведении в жизнь новой экономической политики». К середине 20-х годов концепция НЭПа приобрела отчетливые черты: продналог; свободный рынок; свобода товарно-денежным отношениям; использование частного, в том числе иностранного, капитала; поощрение госкапитализма, аренды, акционерных обществ смешанного типа; свобода найма рабочей силы; использование материального стимулирования, и денежной оплаты труда; внедрение хозрасчета (см. главу 6); использование экономических рычагов (кредита, налога, прибыли); внедрение твердой конвертируемой валюты; внедрение кооперативных форм хозяйствования.

Осенью 1923 года новая экономическая  политика дала первый сбой. «Сорвалась» программа финансового оздоровления экономики, началась инфляция; при попытках сократить темпы инфляции Госбанк СССР сократил кредитование государственных предприятий, возникли трудности с выплатой зарплаты, предприятия стали повышать цены на свою продукцию. Это привело к "кризису сбыта" промышленных товаров при их общем дефиците. Крестьяне и коммуны стали неспособны покупать промышленную продукцию из-за "ножниц цен" (дорогие промтовары, дешевые сельскохозяйственные).

Кризис  начали преодолевать следующим образом: промышленную продукцию решением правительства уценили на 30 %, а уровень сельскохозяйственных цен повысили путем массовой закупки хлеба государством для последующего экспорта за границу; была также завершена денежная реформа и введен "твердый" конвертируемый червонец (десятирублевик).

Восстановление  некоторых элементов рыночной экономики  обеспечило не только рост благосостояния народа, но и значительные изменения в советском обществе. Прекратились восстания. В условиях свободной торговли на зарплату можно было купить все необходимое. Это стабилизировало денежное обращение, превратило деньги в стимул трудовой активности. Меньше стало «вредительства» и «врагов народа». Как только рыночная система хозяйствования наполнила прилавки товарами, отпала необходимость искать «козлов отпущения» за прежние дефициты.

В том варианте, в котором осуществлялся  НЭП, он не решил многих проблем. Так, по прежнему невысоким оставался жизненный уровень трудящихся, не решена была проблема безработицы. На биржах труда на 1 августа 1929 года было зарегистрировано 1298 тыс. безработных, из них чернорабочих – 60%, в том числе впервые ищущих работу – 33%, лиц индустриального труда – 16,3%, также в основном низшей и средней квалификации.

Одним из первых последствий введения НЭПа стало окончательное уничтожение меньшевиков, не из страха перед их возможным сопротивлением новым мерам, а из-за того, что они доказали правильность своих прогнозов и анализа ситуации, поскольку уже давно требовали введения такой политики.

Темпы роста производства в промышленности при НЭПе в целом свидетельствуют о реальном успехе в индустриализации того периода. Но наряду с положительными достижениями имелись дефекты и в области планирования развития, и в самом производстве, и в состоянии оборотного капитала промышленности, рабочей силы, финансов. При планировании промышленности финансово-производственные программы определялись согласно имeющимcя наличным заказам и потребностям, а не по техническим и коммерческим расчетам. Вследствие этого фактические результаты редко совпадали с планами.

Госплан и ГОЭЛРО.

Становление отраслевой системы управления

С февраля 1920 года начала работать Государственная  комиссия по электрификации России (гоэлРо). Впоследствии на базе гоэлро была организована при Совете Труда и Обороны Государственная общеплановая комиссия (Госплан).

Комиссия ГОЭЛРО была создана для  подготовки общего хозяйственного плана с точки зрения вероятного и желательного развития производительных сил в ближайшее десятилетие. Методологическую основу составил принцип «ведущего звена» т.е. при определении задач ГОЭЛРО большевистские лидеры исходили из целесообразности выделения ключевого звена в развитии производительных сил и развертывания на их базе всей экономики.

В качестве ключевого звена была выбрана задача электрификации России. Энергетические проблемы являются универсальными, пронизывая все хозяйственные процессы в любом обществе. Анализ тенденций технического прогресса того времени свидетельствовал о быстром возрастании значения именно электрической энергии.

Структура органов управления промышленностью  в системе ВСНХ неоднократно менялась.

В довоенный период (до 1941 года) происходили  дальнейшие изменения в системе наркоматов, и прежде всего – промышленных. Количество наркоматов постоянно росло. К 1940 году их стало 25, увеличивалась и численность управленческого аппарата. Соответственно углублялась специализация отраслей и усиливалась централизация управления. Возрастало количество предприятий союзного подчинения, а предприятия местной промышленности приобретали все меньший удельный вес в отраслевой структуре. Были созданы наркоматы танковой промышленности и минометного вооружения, главные управления (по снабжению каменноугольном топливом и искусственного жидкого топлива и газа

В марте 1946 года наркоматы были переименованы  в министерства.

Конец сталинской эпохи экономического развития

Сталин скончался в тот период, когда созданная в 30-е годы политическая и экономическая система, исчерпав возможности своего развития, вызвала серьезные экономические трудности и социально-политическую напряженность в обществе.

Приближенные Сталина приступили к первому разделу руководящих постов.

Хрущевские реформы

После устранения Берии между Маленковым и Хрущевым начались конфликты, которые касались двух основных аспектов: экономики и роли общества в происходящих изменениях. Со своей стороны Хрущев, очень обеспокоенный положением в сельском хозяйстве и огромными проблемами этой отрасли, настаивал на необходимости первоочередной помощи селу, понимая значение нормального снабжения горожан.

Экономическое моделирование.doc

— 542.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Этапы экономико-математического моделирования