Этапы экономико-математического моделирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 13:23, автореферат

Описание работы

В последовательности и содержании моделирования в социально-экономических системах можно выделить пять этапов: постановка проблемы и ее качественный анализ; построение модели; подготовка исходной информации; численное решение; анализ результатов и их применение.

Файлы: 15 файлов

#106-#110.doc

— 133.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

#58-69 #57=67.doc

— 141.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

#98-102 #102.doc

— 41.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Ист. гос. упр., инд. план..doc

— 542.50 Кб (Скачать файл)

Двенадцатая (последняя) пятилетка – ускорение социально-экономического развития

12-й пятилетки (1986-1990 гг.). Этот  план получил название "ускорение  социально-экономического развития".

Четыре фактора, по мнению руководства, диктовали необходимость "ускорения": во-первых, препоне социальные задачи (продовольственная, жилищная, здравоохранение, производство товаров народного потребления, экологическая); во-вторых, угроза нарушения военно-стратегического паритета (США взялись за новую масштабную программу – СОИ, т.е. стратегическую оборонную инициативу); в-третьих, обеспечение полной экономической независимости страны в-четвертых, прекращение падения темпов развития и сползания экономики к очередному кризису.

Под понятие "ускорение" подводилась  и "активная социальная политика". Было обещано "круто повернуть" к социальной сфере, проводить целостную социальную политику, суть которой заключалась в последовательном и повсеместном утверждении принципа социальной справедливости.

 «Ускорение», как и в предыдущие пятилетки, начали с тяжелой промышленности. Машиностроению была отведена роль "ключевого звена" реконструкции народного хозяйства (перейти от производства отдельных станков к производственным комплексам, промышленным роботам, создать новый класс машин для народного хозяйства).

Ситуация в народном хозяйстве  не переставала ухудшаться. Уровень  жизни советских людей стремительно падал, с каждым днем делая в глазах населения рассуждения об экономической реформе все менее заслуживающими доверия.

 

178. ИСТОРИЯ ХОЗРАСЧЕТНЫХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ, МОДЕЛИ ХОЗРАСЧЕТА

Хозрасчет до 1917 года

Хозяйственный механизм общества можно  рассматривать как хозяйственную  парадигму: систему экономических знаний и практических навыков, образцов (примеров) поведения, стимулов и регуляторов воспроизводства, организационных форм, правовых, культурных, религиозных норм, идеологических установок. У каждого народа образуется свое сочетание частного почина и государственной регламентации, идеологии индивидуализма и соборности, почитания традиций и веры в здравый смысл. Оно формирует тип работника, трудовую этику, потребности, хозяйственное право, которые придают экономике национальную особенность.

Господствующие образцы хозяйственного поведения сводят воедино обособленные устремления различных людей, социальных групп, коммерческих предприятий и некоммерческих учреждений, государственных органов управления. Хозяйствующие субъекты приспосабливаются к существующей экономической ситуации. В то же время они деятельно, соразмерно собственной мощи, видоизменяют условия хозяйствования, приближают будущие структурные сдвиги в экономике, подготавливают очередные реформации экономической мысли и хозяйственных регуляторов. Возникает напряженность, зреют конфликты между социальными силами, благополучие которых связано с новоявленной или изживаемой системой ценностей.

Деятельность государства, по поводу использования казенной собственности, может расцениваться как предпринимательская, поскольку ею движет мотив расширения кругооборота контролируемых хозяйственных ресурсов. В сферу государственного предпринимательства (ГП) входит непосредственное ведение хозяйства (казенное производство товаров и услуг, торговые монополии, займы и субсидии, текущие поступление и расходование средств бюджета), а также реализация функций государственного управления (организация кредитно-денежного обращения, законодательное установление налоговых платежей, регулирование режима внешнеторговых связей, регламентирование цен, тарифов, условий найма рабочей силы). Государственное предпринимательство охватывает спектр отношений с различной степенью эквивалентности: от безвозмездного присвоения и безвозмездного расходования части национального дохода на основании публичного права – до обычных рыночных сделок в соответствии с гражданско-правовыми нормами.

Объединяющей основой ГП служит бюджет. Размеры и характер обращения  бюджетных ресурсов обусловливают первенство государства в экономической системе страны. Государство стремится повседневно приумножать свои финансовые возможности, как и всякий субъект хозяйствования. Однако рассматривать государство в качестве единого субъекта можно лишь с известными оговорками.

Власть всегда представлена многочисленным слоем служащих, образующих иерархию управления. Между отдельными группами управленцев объективно, по причине их принадлежности к разным ведомствам, существует конфликт интересов.

Обычно в стране наблюдается  известное соответствие между состоянием хозяйственного механизма, соподчинением интересов социальных групп, соотношением частного и государственного предпринимательства и законодательным регламентированием экономической деятельности, а также динамикой колебаний конъюнктуры. Государство играет решающую роль в формировании структуры и установлении порядка функционирования перечисленных компонентов социально-экономической сферы. Они составляют круг тех обстоятельств, к которым приспосабливается правящая власть и которые она приспосабливает к собственным нуждам.

Государство не только выступает гарантом соблюдения принятых нормативных актов, оно же и меняет правила рыночной игры, пренебрегая – ради собственной же выгоды – потребностями физических лиц и организаций. Законотворчество дает возможность государственному аппарату определять социальную стратификацию – расслоение общества на группы по различным признакам: доходам, имуществу, профессиям и т.д., управлять социальной мобильностью – передвижением людей из одного слоя в другой, сооружать удобную социальную иерархию. Бюрократия сохраняет свою незыблемость, успокаивая конфликтующие силы, разрешая противоречия интересов социальных групп.

Правительство строит свои отношения  с частными дельцами, кооперацией, казенными предприятиями и организациями, наемными работниками, всем населением, используя регламентируемые законодательством формы: бюджет, налоги, займы, кредитно-денежную эмиссию, процент по ссудам, заработную плату, доходы, прибыль, цены, обменный валютный курс, таможенные пошлины т.п. Эти формы составляют хозяйственный механизм общества и механизм согласования многочисленных интересов.

О масштабах ГП в России до 1917 года можно судить по параметрам отдельных структурных элементов. В начале XX века оно было представлено:

  • в промышленности – более чем 700 предприятиями (4-5% от общего числа). На их долю приходилось около 10% основных и оборотных фондов промышленности. Самыми крупными и технически оснащенными являлись военные заводы. К ним примыкали горные, также выпускавшие военную продукцию. Единичные заводы имелись в других отраслях (4 лесопильных, фарфоровый, карточный и т.д.). Почти половину казенных предприятий составляли мелкие, обслуживавшие военную монополию;
  • в инфраструктурах отраслях – транспортными коммуникациями, прежде всего железными дорогами (70% их общей протяженности) и обслуживающими мастерскими, портовыми сооружениями, речными судами, предприятиями связи (казне принадлежала основная, так называемая правительственная, почтово-телеграфная и телефонная сеть);
  • в лесном хозяйстве – около 60% лесов (удобных), лесничествами, наряду с охраной и восстановлением лесов производившими заготовку и продажу леса (44% от общего выхода древесины);
  • в сфере обслуживания сельского хозяйства – казенными конезаводами, элеваторами и зернохранилищами, агрономическими участками, прокатными и зерноочистительными пунктами, образцовыми фермами, опытными полями, племенными рассадниками, шелковичными станциями и т.п.;
  • в банковском деле – центральным кредитом и эмиссионным учреждением – Государственным банком, его конторами, отделениями, сберегательными кассами и т.д.;
  • в торговле – винными складами и лавками, магазинами в неосвоенных районах (на крайнем севере) и при казенных заводах;
  • в лечебном деле – шестью казенными курортами на минеральных водах.

ГП сопрягалось с различными режимами хозяйствования: рыночным, нерыночным, смешанным. Рыночный режим был присущ железным дорогам, питейным заведениям и т.п., где государственные расходы покрывались за счет средств, получаемых от реализации продукции и услуг. Нерыночный применялся при проведении и содержании шоссейных и грунтовых дорог, городских мостовых, создании и эксплуатации предприятий по обслуживанию сельского хозяйства, больницах и т.п. Имело место сочетание рыночных и нерыночных методов с резкими колебаниями их удельного веса (почта, канализация, использование портовых сооружений).

Хозяйственный механизм казенного предприятия предусматривал: назначение руководства (3-5 чел.) как представителя государства-собственника и исполнительного директора (начальника завода); госзаказ и расширение принимать частные заказы и изготовлять товары для свободной продажи (строительство судов и транспортные услуги горных заводов); бюджетное финансирование ("операционный кредит" на текущие производственные нужды, возвращаемый после реализации продукции и услуг; средства на инвестиции; уплату промыслового налога); цены, слагавшиеся из себестоимости и фиксированного процента прибыли; регламентированная в соответствии с ведомственной принадлежностью оплаты труда, премирование администрации и персонала. Неотъемлемой частью хозмеханизма был строгий бюрократический контроль, особенно за расходованием средств. На казенные предприятия назначался специальный государственный контролер.

Остановимся более подробно на особенностях деятельности отдельных отраслей госпредпринимательства.

Ведущим направлением ГП являлась деятельность казны в железнодорожном хозяйстве. В доходах бюджета из 45% (в 1913 году) на его долю приходилось около 25%.

Эксплуатация железных дорог осуществлялось следующим образом. Управлениям дорог из казны выделялись средства на эксплутационные расходы, которые покрывались поступлениями от грузо- и пассажироперевозок. Оплата определялась тарифами. Их разрабатывал тарифный комитет Министерства финансов с участием представителей железных дорог, с одной стороны, и производителей, потребителей и торговцев (бирж), с другой.

Упор делался на прибыльность, хотя нередко на первый план выдвигалось государственное регулирование грузопотоков в целях развития отдельных регионов или производств. Пассажирские перевозки, как и в других странах, были убыточны.

Другим важнейшим направлением ГП была реализация винной монополии. Государство скупало у частных винокуренных заводов спирт. Его очисткой и изготовлением водки занимались как казенные, так и частные заводы, но под контролем Министерства финансов. Продажа спирта, вина и водочных изделий составляла исключительное право государства, производилась казенными предприятиями – складами и винными лавками.

По участию в формировании доходов  казны далее следует ГП в связи. В доходах госсектора (без акцизов) в бюджете почта, телеграф и телефон составляли 3,7% (в 1913 году). Чистый доход определялся в 38 млн.рублей или 34% к валовому доходу.

ГП в этой отрасли вызывало серьезные  нарекания. Отмечались слабое обеспечение страны связью и медленный рост сети, низкое качество работы, дороговизна услуг, исключительно фискальный подход казны к отрасли.

Существенный вклад в казну  вносило лесное хозяйство: 2,7% доходов  бюджета (1913 год). Государство занималось заготовкой и сбытом лесоматериала казенным и частным потребителям, строило лесопильные заводы.

Предпринимательский доход был невелик, основную роль играл рентный доход (за передачу казенных лесных площадей под частные разработки, от продажи леса "на корню").

Производственная деятельность на горных заводах включала два вида:

  1. По заказам (нарядам) казенных ведомств.
  2. По частным заказам и для свободной продажи.

Возникновение хозрасчета в советской России

В годы военного коммунизма сложилась централизованная система  управления промышленностью. В составе ВСНХ были созданы главные управления – главки, управлявшие предприятиями отрасли по всей стране. Всю продукцию предприятия передавали в распоряжение главков, от них получали сырье, топливо, предметы потребления. Никакой инициативы, предприимчивости предприятия проявлять не могли, да она ничего бы им и не дала. Такая система обеспечивала мобилизацию ресурсов для военных нужд, но сковывала развитие хозяйства, вносила в экономическую жизнь бюрократическую волокиту и неразбериху.

С переходом к НЭПу возникла необходимость в применении особых форм отношений между экономическими субъектами: промышленность должна была работать на рынок, заготовлять на рынке сырье и топливо, реализовать и продавать свою продукцию, выплачивать заработную плату, окупать затраты, получать прибыль. Предполагалась, что хозрасчетная организация промышленности, работа на рынок, элементы конкуренции должны были обеспечить рациональное, экономное хозяйствование.

Хозрасчетные права  предоставлялись не отдельным предприятиям, а трестам, т.е. отраслевым объединениям предприятий. Тресты делились на общесоюзные, республиканские и местные. В распоряжении трестов оставалась небольшая доля полученной ими прибыли.

Чтобы избежать конкуренции  между трестами, навязать рынку высокие цены, в 1922 году стали создаваться торговые объединения трестов – синдикаты. Каждый синдикат охватывал тресты целой отрасли промышленности или группы отраслей.

Синдикаты были монополистами  на рынке промышленности и даже нескольких отраслей

С самого начала в деятельности хозрасчетных трестов обнаружилось глубокое противоречие между положением акционерного общества и казенного предприятия. Пока существует акционерное общество, оно пользуется определенными правами на вложенный в него капитал. Отношения между акционерным обществом и акционерами, вложившими в него свой капитал (включая государство), регулируются законами. Акционеры имеют право на участие в управлении акционерным обществом и на получение части прибыли (дивиденда). Отношения же государства с казенными предприятиями законами не регулируются, они определяются служебными циркулярами, усмотрением вышестоящих инстанций. Государство распоряжается всей прибылью, всеми капиталами, всей продукцией казенного предприятия.

Экономическое моделирование.doc

— 542.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Этапы экономико-математического моделирования