Этапы экономико-математического моделирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 13:23, автореферат

Описание работы

В последовательности и содержании моделирования в социально-экономических системах можно выделить пять этапов: постановка проблемы и ее качественный анализ; построение модели; подготовка исходной информации; численное решение; анализ результатов и их применение.

Файлы: 15 файлов

#106-#110.doc

— 133.00 Кб (Скачать файл)


ИСУ, …

#106. Типология управленческих решений

Типология упр-ких р-й, т.е. их классификация, необходима для четкого опр-я  особ-тей р-й, принимаемых на разл. уровнях орг-и, и на этой основе формулирования треб-й к работникам, принимающим р-я, а также к той инф-и, к-ую они должны получать.

На рис. 1приведена типология  р-й, учитывающая деление р-й на три группы.



 


 








 


В отечественной и зарубежной литературе предприняты многочисленные попытки  классифицировать упр-кие р-я по разнообразным основаниям.

По форме принятия р-я м.б. индивидуальные, групповые, орг-ные и межорг-ные.

Решения различаются и по объекту управления. В зависимости от степени охвата объекта выделяют общие (охватывают всю управляемую с-му), частные (касаются отдельных сторон д-ти объекта) и локальные р-я (отличаются от частных тем, что имеют отношение к конкретному эл-ту системного объекта (н-р, к одному цеху орг-и)).

По длительности действия, масштабу и характеру целей решения подразделяют на: стратегические (масштабны и рассчитаны на большой срок), тактические (обычно краткоср-ы и принимаются для выполнения частных и локальных задач) и оперативные.

По содержанию р-я подразделяются на р-я количественного х-ра (н-р, вложить определенную сумму средств в модернизацию или маркетинг) и неколичественного (н-р, прием на работу сотрудника или перевод на другую должность).

По степени полноты имеющейся информации р-я могут приниматься в условиях определенности и неопределенности. В свою очередь, каждая из этих групп р-й м.б. подразделена на подгруппы. Н-р, в зависимости от степени неопределенности различают стандартные р-я, р-я при слабой неопред-ти, значительной и большой неопред-ти.

При этом по условиям принятия р-я подразделяются на: р-я, принимаемые в условиях опред-ти (когда р-е основывается на точном опр-и оптимального рез-та, к-ый будет достигнут в результате его реал-и); р-е, принимаемое в усл. риска (когда принимается р-е, к-ое может дать лучший рез-т, но одновременно велика вер-ть значит. потерь); р-е, принимаемое в условиях неопред-ти (когда выбирается вариант р-я, к-ый может дать результат наиболее близкий к выбранному критерию оценки оптимальности р-я, но никакой уверенности в его реал-и нет).

По характеру информации выделяют программируемые и непрограммируемые р-я или детерминированные и вероятностные. К программируемым относятся стандартные и повторяющиеся р-я, к непрограммируемым - разовые, слабоструктурированные р-я, треб. творческого подхода, в значит. мере зависящие от здравого смысла и интуиции.

По сфере действия р-я подразделяются на политич., эк., орг-ные, социальные, технические и технологические. Необходимость принятия подобных р-й обусловлена наличием в любой орг-и соответствующих подс-м, каждая из к-ых имеет оригинальный набор элементов и условия функционирования.

По степени уникальности выделяют рутинные, селективные, адаптационные и новаторские решения. Рутинные р-я принимаются согласно отработанному механизму и имеющейся программе действий. При селективных р-ях инициатива принимается в ограниченных пределах (например, при оценке различных известных альтернатив и выборе из них рациональных). Адаптационные р-я рассчитываются на дополнительные, непредусмотренные трудности. При их разработке сочетается использование творческого и нестандартного подхода на основе идей с отработанными ранее возможностями. Новаторские – связаны со сложностью и непредсказуемостью событий.

По юридическому оформлению р-я м.б. в виде плана, в виде приказа, в виде распоряжения, в виде инструкции. По способу фиксации они делятся на устные и письменные.

 

#107.Процесс принятия  р-й в малой группе

 

Коллективные решения – решения, принимаемые группой.

Группа - это множество людей (не менее двух человек) со следующими чертами: наличие общей цели; непосредственное взаимодействие; общие нормы поведения.

Малая группа – это небольшая (от 2 до 7) группа лиц, имеющая такую стр-ру упр-я, к-ая позволяет опр-ть меру контроля за поведением одних членов группы со стороны др..

Традиционным способом решения проблем является организация  совещаний, на которых члены коллективного органа выступают как эксперты, оценивая различные варианты решений и убеждая других членов присоединиться к их мнению. Во многих случаях эти обсуждения позволяют прийти к единому мнению, которое иногда отражает компромисс между членами коллективного органа, принимающего решения.

Несомненными преимуществами такого способа приятия коллективных решений являются: возможность для  каждого члена группы высказать  свое мнение и обосновать его; возможность для каждого члена группы выслушать мнение других членов.

Наряду с указанными достоинствами применение традиционного  способа решения задач коллективного выбора в ряде случаев сопровождается следующими отрицательными явлениями: чрезмерно сильное влияние на группу доводов одного или нескольких членов (коалиции), направленных на выпячивание положительных особенностей предпочитаемых ими вариантов решений; большая и зачастую неэффективная трата времени членами группы, особенно при сильном расхождении мнений у некоторых из них; поспешное применение правила большинства не позволяющего учесть мнения всех членов группы.

С попытками преодолеть отрицательные черты традиционных способов принятия коллективных решений малыми группами связаны различные направления исслед-й.

1.Неантагонистические  игры. Одно из направлений в теории игр, ориентир-ное на разраб-ку матем. моделей, описывающих процесс выработки компромисса – поиск точек равновесия. Работы в данном направлении имеют в основном теор. характер.

2.Групповые  системы поддержки принятия решений. Разрабатываются локальные сети для членов группы, а также формальные алгоритмы сравнения предпочтений на заданном множестве объектов. Такие системы обычно предназначены для ознакомления каждого члена группы с мнениями других. Задача согласования мнений либо вообще не ставится, либо сводится к усреднению мнений. С практической точки зрения данный подход не соответствует задачам принятия ответственных решений.

3. Организация работы группы с помощью посредника. Это направление исследований с практической точки зрения является наиболее перспективным.

Принятие решений в малой  группе разительно отличается от принятия индивидуальных решений. У каждого  члена группы обычно имеется определенная точка зрения на способ решения проблемы. Если эти взгляды совпадают или в группе есть диктатор, навязывающий собственную позицию, то о принятии коллективных решений нет и речи. Но чаще в группе ищется компромисс, приемлемый для всех членов. Т.е. цель д-ти малой группы - это переход от индивидуальных предпочтений к групповым.

 

 

#108. Иерархия и целеполагание. Применяемые методы ( Черчмена-Аккофа и др.)

Под целеполаганием понимается процесс обоснования и формирования целей.

Цель – это состояние  объекта упр-я, к достижению к-го стремится орг-я. Можно дать и иное опр-е: цель – те направления д-ти орг-и, реализуя к-ые она осущ-ет свою миссию.

Цели м.б. различных иерархических  уровней. Под иерархией понимается расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему.

Иерархия – это  определенный тип с-мы, основанный на предположении, что элементы системы могут группироваться в группы или уровни. ЛПР создают иерархию обычно для того, чтобы уменьшить познавательные усилия и облегчить процесс принятия решения. Самая простая иерархия – линейная.

Преимущества иерархии:

-иерархические представления с-мы могут исп-ся для описания того, как влияет изменение приоритетов на верхних уровнях на приоритет элементов верхних уровней;

-иерархия предоставляет  более подробную инф-ю о стр-ре  и ф-ях на нижних уровнях  и обесп-ет рассмотрение целей на высших уровнях;

-естеств. С-мы, сост-мые  иерарх-ки, строятся эф-нее, чем  с-мы, собранные в целом;

-иерархии устойчивы  и гибки.

Главная цель устанавливается  на вершине иерархии, их подцели  – непосредственно под ними, на самом нижнем уровне размещаются возможные ресурсы. Ресурсы с-мы – это все то, что может использоваться для достижения целей и находится внутри системы.

Методы, к-ые м.б. использованы для получения оценок делятся на колич-ные (непосредственная количественная оценка, метод средней точки, метод Черчмена-Акоффа, метод лотерей) и кач-ные.

Методы получения количественных оценок

  1. Непосредственная количественная оценка используется как в случае, когда надо определить значение показателя, измеряемого количественно, так и в случае, когда надо оценить степень сравнительной предпочтительности различных объектов.
  2. Метод средней точки исп-ся, когда альтернативных вариантов достаточно много.
  3. Метод Черчмена-Акофа допускает корректировку оценок, даваемых экспертами.
  4. Метод лотерей (метод фон Неймана-Моргенштерна).

Устанавливается существование ф-и  полезности р1u1+p2u2+...+prur, значение к-ой хар-ет степень предпочтительности любой смешанной альтернативы. Более предпочтительна та смешанная альтернатива, для к-ой знач-е ф-и полезности больше.

Методы получения качественных оценок

1.Экспертная классификация. Этот метод целесообразно использовать, когда необходимо определить принадлежность оцениваемых альтернативных вариантов к установленным и принятым к использованию классам, уровням, сортам и т.д.

2.Метод парных сравнений является одним из наиболее распространенных методов оценки сравнительной предпочтительности альтернативных вариантов. При применении метода парных сравнений эксперту последовательно предлагаются пары альтернативных вариантов, для которых он должен указать более предпочтительный.

3.Множественные сравнения отличаются от парных тем, что экспертам последовательно предъявляются не пары, а тройки, четверки, и более крупные группы альтернатив. Эксперт упорядочивает их по важности или разбивает на классы в зависимости от целей экспертизы.

4.Ранжирование альтернативных вариантов. Достаточно распространенной процедурой является также непосредственное ранжирование экспертом по предпочтительности оцениваемых альтернативных вариантов.

5.Метод векторов предпочтений чаще всего исп-ся для коллективного эксперт-го ранжирования. Эксперту предъявляется весь набор вариантов и предлагается для каждого из них указать на сколько, он превосходит, другие альтернативные варианты.

6.Гиперупорядочение. При гиперупорядочении предполагается рассмотрение разностей оценок альтернатив и их ранжирование. Эксперт сообщает инф-ю не только о ранжировании альтернатив, но и доп. инф-ю о соотнош-и их численных оценок.

7.Дискретные экспертные кривые. Если целью является разработка прогнозов или анализ динамики изменения пок-лей, характеризующих объект выработки и принятия управленческого решения, то целесообразно применять этот метод.

Метод Черчмена-Акоффа исп-ся при колич. оценке сравнительной предпочтит-ти альтернативных вариантов и допускает корректировку оценок, даваемых экспертами. Процедура данного метода заключается в систематической проверке суждений об отношениях оцениваемых величин с помощью последовательных сравнений.

Предполагается, что оценки альтернативных вариантов есть неотрицательные числа Vi. Если альтернативный вариант Ц1 предпочтительнее альтернативного варианта Ц2, то V(Ц1) больше, чем V(Ц2), а оценка одновременной реализации альтернативных вариантов Ц1 и Ц2 оценивается как V(Ц1)+V(Ц2).

Все альтернативные варианты ранжируются по предпочтительности и каждому из них эксперт присваивает количественные оценки в долях единицы. Далее эксперт сопоставляет по предпочтительности альтернативный вариант а1 и сумму остальных альтернативных вариантов. Если он предпочтительнее, то и значение V(Ц1) должно быть больше суммарного значения остальных альтернативных вариантов, в противном случае – наоборот. Если эти соотношения не выполняются, то оценки должны быть соответствующим образом скорректированы.

Если Ц1 менее предпочтителен, чем сумма остальных альтернативных вариантов, то он сравнивается с суммой остальных альтернативных вариантов, за исключением последнего. Если альтернативный вариант Ц1 на каком-то шаге оказался предпочтительнее суммы остальных альтернативных вариантов и для оценок это соотношение подтверждается, то Ц1 из дальнейших рассмотрений исключается.

Этот процесс продолжатся до тех пор, пока последовательно не будут рассмотрены все альтернативные варианты. При практическом применении в случае большого числа сравниваемых вариантов в метод вносятся коррективы, снижающие его трудоемкость. Так, н-р, сразу может определяться сумма наиб. Числа альтернатив с отбрасыванием менее предпочтительных вариантов, которая меньше, чем V(Ц1) и тому подобное.

Метод лотерей (метод фон Неймана-Моргенштерна).

Способ получения численных  оценок альтернатив с помощью  так называемых вероятностных смесей предложен фон Нейманом и Моргенштерном. В его основе лежит предположение, согласно которому эксперт для любой  альтернативы аj, менее предпочтительной, чем аi, но более предпочтительной, чем а1, может указать число p(0£p£1) такое, что альтернатива aj эквивалентна смешанной альтернативе (вероятностной смеси) [pai,(1-p)a1]. Суть смешанной альтернативы в том, что альтернатива аi выбирается с вероятностью р, а альтернатива а1- с вероятностью (1-р). Очевидно, что если р достаточно близко к 1, то альтернатива аj менее предпочтительна, чем смешанная альтернатива [pai,(1-p)a1]; если р достаточно близко к 0, то альтернатива аj более предпочтительна, чем смешанная альтернатива [pai,(1-p)a1].

#58-69 #57=67.doc

— 141.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

#98-102 #102.doc

— 41.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Ист. гос. упр., инд. план..doc

— 542.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Экономическое моделирование.doc

— 542.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Этапы экономико-математического моделирования