Этапы экономико-математического моделирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 13:23, автореферат

Описание работы

В последовательности и содержании моделирования в социально-экономических системах можно выделить пять этапов: постановка проблемы и ее качественный анализ; построение модели; подготовка исходной информации; численное решение; анализ результатов и их применение.

Файлы: 15 файлов

#106-#110.doc

— 133.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

#126-132.doc

— 338.00 Кб (Скачать файл)


#126. Принципы, факторы, общие условия и особенности размещения производительных сил в РФ.

 

Понятие о законе (закономерности) может быть связано и с теориями, и с учениями, и с концепциями. В логическом словаре-справочнике Н. И. Кондакова закон определяется как внутренняя и необходимая, всеобщая и существенная связь предметов и явлений объективной действительности, как прочное, остающееся, повторяющееся, не так часто меняющееся, идентичное в явлении. Если закон выражен с меньшей абсолютностью (повторяемостью) или, иными словами, общее правило допускает какое-то количество исключений, его обычно называют закономерностью.

По признаку общности научные законы принято подразделять на три группы: всеобщие, общие и частные.

Наиболее сложным был и остается вопрос о выделении и формулировке «единых» географических законов. Едва ли не первым еще в 1928 году развернутую группировку таких законов предложил В. П. Семенов-Тян-Шанский. В 70-х — 80-х годах подобные законы «конструировали» Ю. Г. Саушкин, Б. Б. Родоман, Б. М. Ишмуратов, У. И. Мересте и некоторые другие географы. В самом общем плане пришли к выводу о том, что географические законы являются законами, определяющими ход географических процессов и происходящими в «географическом пространстве». Но попытки конкретно их сформулировать мало удались («закон о многомерности географических границ», «закон самосохранения человечества» и т. п.). Ясности в этом вопросе не прибавилось и к концу 90-х годов.

Несколько дальше в определении  своих законов и закономерностей  продвинулись физико-географы. Пальма первенства среди них принадлежит акад. С. В. Калеснику, который предложил свой «Краткий свод общих географических закономерностей», включавший 35 пунктов.

Свои формулировки законов и  закономерностей в сфере социально-экономической географии предлагали Ю. Г. Саушкин, А. Е. Пробст, П. М. Алампиев, В. М. Четыркин, Б. Н. Семевский, М. И. Альбрут, Э. Б. Алаев, Н. Г. Агафонов, С. Б. Лавров, В. Я. Ром и некоторые другие экономико-географы. При этом многие из них исходили из того, что закономерности размещения производства являются лишь отражением более общих экономических законов.

Изложенное позволяет  сделать вывод о том, что в  целом вопрос о географических законах и закономерностях разработан еще крайне недостаточно. Разумеется, эта ситуация сильно сказывается и на учебной географии.

Закономерности же размещения производительных сил представляют наиболее общие отношения между производительными силами и территориями.

Важнейшие закономерности размещения производства:

  • рациональное, наиболее эффективное размещение производства;
  • комплексное развитие хозяйства экономических районов, всех субъектов федерации;
  • рациональное территориальное разделение труда между регионами и в пределах их территорий;
  • выравнивание уровней экономического и социального развития регионов.

Закономерности очень тесно  связаны с законами общественно-экономических  формаций, они объективны и не зависят от воли человека. Закономерности размещения производительных сил - категории того же порядка, что и экономические законы. Они неотделимы друг от друга. Закономерности есть не что иное, как модификация экономических законов, обусловленная своеобразием географического размещения производства по территории страны. Общие принципы размещения производительных сил реализуются на основе действия конкретных факторов. Под факторами понимаются причины, движущие силы какого-либо процесса или явления, определяющие его развитие.

Принципы размещения производительных сил - это основополагающие требования экономической политики к конкретному пространственному размещению производства (это методы хозяйствования на данном этапе). Определение принципов размещения производительных сил в условиях централизованного директивного управления экономикой звучало несколько по иному: “Принципы размещения производительных сил представляют собой основные  исходные научные  положения, которыми государство руководствуется в основной экономической деятельности”.

Выделяют следующие принципы размещения производительных сил:

1. Приближение производства к  источникам сырья, топлива, энергии, трудовым ресурсам и районам потребления. Существуют понятия:

  • материалоемкое производство - металлургическая промышленность, топливная промышленность, производство минеральных удобрений и т.д.;
  • энергоемкое (водоемкое) производство - целлюлозно-бумажное производство, химическая промышленность, тепловая и  атомная  энергетика (водоемкое производство);
  • производства, которые располагаются в районах потребления - мебельная промышленность, пищевая промышленность, некоторые отрасли тяжелого машиностроения и т.д.;
  • трудоемкое, наукоемкое производство - точное машиностроение, текстильная промышленность, т.е. производства, ориентирующиеся на квалифицированную рабочую силу.

2. Первоочередное освоение и  комплексное  использование   наиболее эффективных видов ресурсов.

3.Использование преимуществ и  экономических выгод  международного разделения труда в развитии и размещении производительных сил, развитие экономических связей со странами Ближнего и Дальнего зарубежья.

4.Оздоровление экологической обстановки, принятие эффективных мер по охране природы и рациональному природопользованию.

5.Единство экономического районирования  с административным делением.

6.Учет интересов укрепления  обороноспособности стран при  размещении хозяйственных объектов.

7.Всемерное сокращение потерь труда в процессе производства и обращения готового продукта.

Факторы размещения производительных сил - это совокупность условий для выбора наиболее рационального размещения хозяйственного объекта,  группы хозяйственных объектов, отраслевых или территориальных  структур хозяйства экономических районов.

Совокупность факторов размещения производительных сил можно дифференцировать на отраслевые и территориальные.

Отраслевые факторы  размещения производительных сил:

  • тип предприятий, намечаемых к строительству;
  • мощность предприятий;
  • состояние и перспективы развития сырьевой базы;
  • контингент потенциальных потребителей будущей продукции;
  • состояние действующих предприятий и возможности их развития;
  • условия транспортировки сырья и готовой продукции;
  • источники снабжения водой и энергетическими ресурсами;
  • наличие трудовых ресурсов;
  • природно-климатические факторы.

Все перечисленные факторы в  разной степени влияют на размещение  и последующую деятельность предприятий различных отраслей. Совокупность данных факторов должна быть исследована при разработке и принятии решений в области отраслевого управления.

Территориальные факторы  размещения производительных сил:

  • повышение экономической эффективности народного хозяйства каждого региона;
  • создание условий для комплексного развития его экономики;
  • углубление территориальной специализации экономики;
  • создание условий  для формирования оптимальной отраслевой структуры регионального хозяйственного комплекса (РХК);
  • обеспечение положительного сальдо "ввоза-вывоза" валового  регионального продукта (сальдо - это разность, в данном случае -  разность между стоимостью вывозимого из региона продукта  и стоимостью ввозимого, эта разность должна быть положительной);
  • создание условий для планового повышения уровня жизни  населения, проживаемого в регионе. В структуре таких условий непременно должны находиться  развитые производственные и социальные инфраобъекты  -  транспортная сеть, инженерно-коммунальные сети, социальные  объекты,  то  есть жилье, учреждения здравоохранения, образования, культуры, науки.

Территориальные факторы размещения производительных сил - основа для формирования программ регионального развития. Наиболее полный учет отраслевых и  территориальных  факторов возможен лишь при таком  подходе  к  размещению  производительных сил, когда объекты РХК создаются в рамках  целевых  программ.

Существуют и другие классификации  факторов размещения производительных сил. При решении реальных задач  по выбору оптимального варианта из различных  проектов размещения новых производственных объектов важно измерять влияние широкого спектра факторов, которые можно сгруппировать в три совокупности.

Экономические факторы:

  • пространственное положение района размещения производства;
  • транспортная обеспеченность, показатели производственных и транспортных затрат;
  • уровень развития объектов производственной и социальной инфраструктуры, стоимость различных инфраструктурных услуг (тарифы на тепло- и электроэнергию, водоснабжение, связь, складское хозяйство, снабжение, страхование, информационное обеспечение и т.д.);
  • объем инвестиционных ресурсов, которыми располагает изучаемая территория;
  • формы территориальной организации производительных сил;
  • научно-технический прогресс, производственный и научный потенциал и другие факторы.

Принципиальное отличие этих показателей от двух других совокупностей состоит в экономической изменяемости каждого и сводимости к обобщенной оценке в денежных единицах.

Социально-демографические  факторы:

  • численность населения и его расселение;
  • половозрастная структура населения;
  • изменение численности населения за счет его движения (естественного и механического);
  • система расселения, характерная для исследуемого района;
  • численность трудовых ресурсов, их качественная структура (половозрастная структура, степень образованности, профессионально-квалификационный состав трудовых ресурсов);
  • национальные традиции и уклад жизни;
  • развитие социальной инфраструктуры и т.д.

Некоторые факторы допускают строгие  количественные оценки, часть других можно охарактеризовать лишь описательно, качественно.

Природно-ресурсные факторы:

  • геоморфологические условия (особенности рельефа);
  • геологические и инженерно-геологические характеристики территории (сейсмичность, промерзание, болотистость и т.п.);
  • гидрогеологические условия (запасы подземных и поверхностных вод, их качество);
  • климатические условия; ресурсно-сырьевая обеспеченность (наличие природных ресурсов - минеральных, земельных, водных, лесных, биологических, их количественная и качественная оценка);
  • климатические условия;
  • экологические и другие факторы.

Все факторы тесно связаны между  собой, хотя и отличаются один от другого  по экономико-географической сущности, которая будет рассматриваться по темам курса.

Одним из наиболее влиятельных факторов размещения производительных сил является научно-технический прогресс. Под научно-техническим прогрессом (НТП) понимается непрерывный процесс взаимосвязанного поступательного развития науки, техники, производства и потребления.

НТР

НТП означает коренную перестройку  всего организационно-технического базиса производства, и на этой основе - ускоренное социально-экономическое развитие страны в целом и каждой административной единицы в частности. Он воздействует на целый комплекс факторов, повышающих эффективность производства. Таким образом, между размещением производительных сил и научно-техническим прогрессом существует прямая связь.


Таким образом, каждая территория имеет  свой ресурсный потенциал с точки  зрения размещения новых производств. Ресурсный потенциал формируется  перечисленными факторами, из которых основными для учета и анализа являются:

  • природно-климатические условия;
  • ресурсно-сырьевая база;
  • транспортная доступность;
  • условия энерго- и водоснабжения;
  • трудоресурсная обеспеченность;
  • степень развития инфраструктуры;
  • характеристика отраслевых рынков.

Решающим для любого регионального  анализа является вопрос о том, какие  отрасли и виды производств могут  наиболее эффективно развиваться на территории с данным ресурсным потенциалом.

 

#127. Экономическое районирование России.

 

История развития территориального управления в России характеризуется активным использованием методов экономического районирования. Повышение управляемости территории крупнейшего государства мира остается актуальной проблемой современности, которая осложняется природной, демографической, социально-экономической дифференциацией отдельных ее территорий.

Точки зрения на понятие “район”  различны. В различных определениях можно выделить общие признаки: район - инструмент территориального анализа, учетно-статистическая единица, территория для планирования и управления. Процесс районирования отличается постановкой цели. Целей районирования может быть много, каждой может соответствовать свой подход и особая сетка или система районов. Выбор методов районирования (картографический, статистический, математический, комплексный и др.) зависит главным образом от целей, от объема и качества информации.

#58-69 #57=67.doc

— 141.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

#98-102 #102.doc

— 41.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Ист. гос. упр., инд. план..doc

— 542.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Экономическое моделирование.doc

— 542.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Этапы экономико-математического моделирования