Этапы экономико-математического моделирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 13:23, автореферат

Описание работы

В последовательности и содержании моделирования в социально-экономических системах можно выделить пять этапов: постановка проблемы и ее качественный анализ; построение модели; подготовка исходной информации; численное решение; анализ результатов и их применение.

Файлы: 15 файлов

#106-#110.doc

— 133.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

#58-69 #57=67.doc

— 141.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

#98-102 #102.doc

— 41.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Ист. гос. упр., инд. план..doc

— 542.50 Кб (Скачать файл)

Что же осуществлялось конкретно для  рационализации отношений органов  отраслевого и территориального управления? Во-первых, шло постоянное уточнение сфер их компетенции и властности. Во-вторых, законами СССР и постановлениями правительства предпринимались попытки повысить значение деятельности Советов не только в социальном, но и хозяйственном строительстве, создавались организационные предпосылки для формирования действительно комплексных планов развития территории. Но проблем в этой области по-прежнему оставалось много

В связи с тем, что территориальный  аспект народнохозяйственного плана по большинству экономических районов носил проектно-расчетный характер и не имел исчерпывающе ясной адресности, реальной ответственности за его выполнение практически никто не нес. Это не позволяло эффективно использовать природно-экономические условия, вносило субъективное начало в размещение производительных сил, углубление территориальной специализации и комплексное развитие экономических районов.

Хотя значимость крупного экономического района как объекта территориального планирования и повышалась, как территориальная единица для планирования он использовался недостаточно, и в первую очередь, при подготовке сводных планов, а точнее - сводки показателей на уровне Госплана СССР и Госплана РСФСР.

Эксперименты межотраслевого характера

Управлять по-старому невозможно стало и самой отраслевой системе. Ограничиваясь лишь одной организационной формой "министерство-предприятие", государство сдерживало возможности более эффективного использования имеющегося производственного потенциала. Первый удар этой конформистской системе был нанесен арендным подрядом как формой хозяйственного расчета. Встал вопрос о необходимости формирования принципиально иных организационных форм управления производственным аппаратом на основе использования экономических методов и дальнейшей демократизации управления.

Разрушить межведомственные барьеры, подорвать корни монополизма  министерств попытались первые советские концерны - МГО (межотраслевые государственные объединения).

В июле 1986 года Советом Министров  СССР было утверждено Типовое положение о межотраслевых научно-технических комплексах (МНТК), где излагались принципиальные основы их деятельности.

МНТК назначались головными  орг-циями в стране по реш-ю приоритетных научно-тех. задач. Они наделялись правами по межотраслевой орг-ции науч. исследований, опытно-конструкторских и технол. работ, изготовления опытных образцов новой техники и запуска их в серийное пр-во, в последующем высокоэффективном исп-нии и совершенствовании этой техники, технологии и материалов. МНТК имели право самостоятельно определять перспективы развития техники и технологии в своей области, эффективные пути достижения в сжатые сроки практических рез-тов, не уступающих мировому уровню. Ими подготавливались проекты научно-тех. программ по важнейшим народнохоз. проблемам, а также пятилетние и годовые планы проведения соот-щих исследований, разработок и опытных работ.

Такие комплексы самостоятельно определяли фин., трудовые, мат. ресурсы и объемы капитальных вложений, необходимые для проведения работ по всему циклу от создания до освоения пр-ва высокоэффективных объектов НТП, подготавливали предложения по распределению ресурсов между организациями и предприятиями, участвующими в решении конкретных задач, осуществляли контрольные функции.

На базе МНТК создавались инф. фонды по соответствующему направлению НТП, осуществлялось инф. обеспечение заинтересованных орг-ций и пр-тий. Рассматриваемые комплексы осуществляли международное научно-техническое сотрудничество, главным образом со странами – членами СЭВ.

 

 

177. ХронОЛОГИЯ советских пятилетних планов

Стандартным циклом среднесрочного планирования в стране с конца 20-х годов был пятилетний срок. В условиях абсолютного господства государственной собственности на средства производства (по сути, и в деревне тоже) жизнь всей страны была подчинена этому ритму, неудивительно, что в этом же ритме работала и статистика. Поэтому и изложение хроники наращивания производственного потенциала целесообразно вести по пятилетиям.

Итак, пятилетние планы стали основной формой планирования социально-экономического развития страны в прошлом веке. Их главным назначением было воплощение заданий, обеспечивающих осуществление целей Программ КПСС. Каждый план имел главную экономическую задачу, соответствующую особенностям конкретного периода. В планах определялись темпы и пропорции, объемы производства и капитального строительства по отраслям и в территориальном разрезе, задания по разработке и внедрению в народное хозяйство новой техники и технологии, развитию концентрации, углублению специализации и расширению кооперирования производства, рациональному размещению производительных сил, развитию внешних экономических связей, особенно со странами – членами СЭВ.

Задания пятилетних планов конкретизировались и уточнялись в годовых народно-хозяйственных планах с учетом изменений общественных потребностей в конкретной продукции, материальных и финансовых ресурсах. Считалось, что пятилетний срок для среднесрочных планов является оптимальным. В течение этого периода могут быть построены крупные предприятия и сооружения, осуществлены масштабные работы по внедрению новой техники в производство, по освоению новых природных месторождений, завершен цикл подготовки специалистов с высшим образованием, развиты научные исследования в наиболее перспективных направлениях научно-технического прогресса.

Пятилетние планы разрабатывались  по поручению правительства государственными, ведомственными и производственными плановыми органами и научными учреждениями в два этапа.

Первый этап включал в себя разработку «Основных направлений развития народного хозяйства страны» на плановый период – укрупненная модель будущего плана. Его задача – выявление наиболее принципиальных, узловых проблем планового периода и определение путей и средств их решения.

Предприятия, производственные объединения, министерства, союзные республики и местные советские органы готовили «Предложения» к проекту «Основных направлений развития народного хозяйства СССР» на предстоящее пятилетие. Эти «Предложения» наряду с прогнозами составляли основу для разработки Государственным плановым комитетом Совета Министров СССР проекта «Основных направлений развития народного хозяйства СССР». Материалы «Основных направлений» использовались при подготовке проекта Директив съезда КПСС по очередному пятилетнему плану.

На втором этапе составлялись задания (годовые) министерствам СССР, союзным республикам и экономическим районам страны на основе Директив КПСС. На основании заданий разрабатывались проекты планов по соответствующей отрасли или республике и представлялись в Совет Министров и Госплан СССР. Последний с участием министерств и Госпланов союзных республик составлял сбалансированный проект пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР в отраслевом и территориальном аспектах, а также по важнейшим комплексным программам и представлял его на рассмотрение правительства.

Важную роль играла проверка выполнения пятилетних планов: обеспечение своевременной и правильной реализации целей, задач и основных положений плана в текущих народно-хозяйственных планах. Особое внимание при этом уделялось таким разделам текущих планов, как развитие научных исследований и внедрение в народное хозяйство новой техники, геологоразведочные работы, проектно-изыскательские работы для строительства будущих лет, капитальные вложения по сферам и отраслям, развитие общего образования, подготовка научных работников, специалистов и квалифицированных рабочих, размещение производительных сил, совершенствование управления.

Первый пятилетний план

14 съезд ВКП(б) (декабрь 1925 года), который вошел в историю как съезд "индустриализации страны", выдвинул в качестве коренной народно-хозяйственной задачи развитие производства средств производства и образование резервов для экономического маневрирования.

лозунг - "догнать и  перегнать" капиталистический мир. План был рассчитан на построение фундамента социалистической индустрии, способной перевооружить и перестроить на новой основе промышленность, транспорт и сельское хозяйство страны.

1 октября 1928 года официально  началось выполнение пятилетнего  плана, намеченного соответственно на 1928/29 – 1932/33 гг. Но плановые задания еще не были еще опубликованы, они не были даже утверждены. Куйбышев подтвердил, что основные средства для нового строительства дает сама промышленность. Касаясь предложений с мест о дополнительном увеличении заданий по чугуну, он выразил сомнение в целесообразности поправок («нужно в этом отношении быть осторожным, потому что ошибка в данном случае посеет лишние иллюзии у остальных отраслей промышленности и может запутать их программы на этот год»). Он же отметил снижение удельного веса расходов на жилищное строительство.

Приоритет был сохранен за принципом пропорционального  развития промышленности и сельского хозяйства, недопущения чрезмерной перекачки денег.

Успехи первого года начавшейся пятилетки превзошли ожидания. При общем выполнение годовых заданий многие из намеченных показателей были превышены – по добыче нефти, выпуску машиностроительной продукции, электротехнических изделий, цемента, некоторых видов тканей. Отличились работники цветной металлургии, бумажного производства, резинщики и т.д. продолжался рост производительности труда, шло снижение себестоимости продукции. Заметно улучшилось использование оборудования. Впервые строительные работы перестали носить сезонный характер.

Первый пятилетний план в отличие от последующих базировался на принципах НЭПа. Намечалось дальнейшее развертывание хозрасчета, доведение его до каждого предприятия (а не треста, как полагалось по закону 1927 года). Составителям удалось добиться сбалансированности всех важнейших заданий между собой. При этом речь шла не только о взаимоувязке отраслей промышленного  производства, но и должной согласованности в развитии индустрии и сельского хозяйства.

Расходы предстояли грандиозные. Если в 1926 – 1927 гг. сооружались, как правило, небольшие фабрики и заводы (средней стоимостью менее 2 млн руб.), то теперь строились гиганты машиностроения, металлургии, химии, каждый из которых требовал не менее 100 млн руб. вложений.

план был выполнен досрочно – за 4 года и 3 месяца, причем тяжелая индустрия – на 108%. Данные о двукратном увеличении объема произведенных товаров, конечно, впечатляли. В сложнейшем положении оказались отрасли, работа которых предопределялась состоянием сельского хозяйства. Так, выпуск хлопчатобумажных тканей достиг лишь 59% намеченного, шерстяных тканей – 34, сахара-песка – 32%. Хуже того, в 1932 году продукция этих отраслей по объему заметно показателям канула пятилетки. Произошел серьезный спад, тяжело отразившийся на материальном положении народа.

Скажем прямо: реализовать сверхвысокие наметки не удалось. Только первые два года пятилетки дали хорошие результаты, превосходящие плановое задание. И эти успехи достигнуты на рельсах прежней системы, характерной для нэпа. Ее резервы оказались достаточно велики, они еще плохо изучены. Полоса волюнтаризма, требование ежегодно наращивать производство на 32, затем на 45% привели к ломке налаженной системы управления, планирования, снабжения. Трудовой порыв передовиков, соревнование, борьба за укрепление дисциплины позволили только локализовать некоторые трудности, но не смогли предотвратить общий срыв. Темпы развития индустрии быстро снизились: с 23,7% в 1928/29 г. до 5%в 1933 году. «Подхлестывание» слишком дорого обошлось стране, оно фактически сбивало с курса на ускоренную индустриализацию в интересах социализма.

С осени 1929 года на смену  чрезвычайным мерам по хлебозаготовкам  пришла принудительная коллективизация. К концу 1931 года коллективизация в основных хлебопроизводящих районах страны была завершена.

И в то же время многие цели, которые ставили перед собой большевики, были достигнуты; в условиях, когда численность крестьян сократилась на треть, а валовое производство зерна - на 10%, государственные заготовки последнего в 1934 году по сравнению с 1928 годом выросли в два раза. Была обретена независимость от импорта хлопка и других важных сельскохозяйственных сырьевых культур. В короткий срок аграрный сектор, где господствовала мелкотоварная малоуправляемая стихия, оказался во власти жесткой централизации, администрирования, приказа, превратился в органическую составную часть директивной экономики.

Средства для индустриализации изыскивались исключительно внутри страны. Они складывались:

  • прежде всего, из доходов сельского хозяйства, а также из доходов легкой промышленности, перераспределяемых в пользу индустриальных отраслей;
  • из доходов от монополии внешней торговли колхозным зерном, золотом, лесом, пушниной; на вырученную валюту закупалось новейшее оборудование для строящихся предприятий;
  • из резко возросших налогов на городских предпринимателей, имущество которых при таком налогообложении фактически подвергалось конфискации (к 1933 году частного сектора в промышленности и торговле уже не стало);
  • за счет понижения уровня жизни населения (через рост розничных цен, введение в 1928-1934 гг. карточной системы распределения товаров, принудительные государственные займы и др.); в итоге уровень жизни рабочих и служащих yпал в два-три раза.

В указанный период промышленное производство в целом увеличилось более чем в 2 раза, продукция машиностроения и металлообработки – в 4. Программа строительства электростанций, намеченная планом ГОЭЛРО, была перевыполнена, мощность электростанций возросла почти в 2,5 раза, выработка электроэнергии – в 2,7 раза.

Второй пятилетний план

Второй пятилетний план (1933-1937 гг.) был утвержден 17 съездом ВКП(б) (1934 год). План снова ставил масштабные задачи, в том числе окончательную ликвидацию капиталистических элементов. В итоге сложилась новая классовая структура советского общества. Доля продукции промышленности в общем объеме продукции промышленности и сельского хозяйства повысилась с 70,2% в 1932 году до 77,4% в 1937 году. 80% всей промышленной продукции было получено на предприятиях, вновь построенных или полностью реконструированных за годы двух первых пятилеток. Рост промышленного и сельскохозяйственного производства и сдвиги в его размещении потребовали ускоренного развития всех видов транспорта. Была завершена коллективизация сельского хозяйства, создан колхозный строй.

Экономическое моделирование.doc

— 542.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Этапы экономико-математического моделирования