Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2014 в 14:22, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Психология".
18.Психология отношений.
Основателем этой теории был отечественный психолог, психоневролог и психотерапевт В.Н. Мясищев (1892-1973). Он исходил из представления о том, что всякий человек с самого рождения включен в систему общественных отношений. Эти отношения формируют его субъективные отношения к окружающему миру, другим людям и самому себе. Формирующаяся таким образом внутренняя система отношений составляет ядро личности человека. Именно она, а не характер, способности или темперамент, определяет особенности личности человека. Истинные отношения человека, подчеркивал он, до определенного момента могут не проявляться, они существуют лишь потенциально и раскрываются лишь тогда, когда человек действует в очень значимой для него ситуации.
При этом личность В.Н. Мясищев рассматривал не как застывшее, раз и навсегда сформировавшееся психическое образование. Он подчеркивал ее динамичность, изменчивость под влиянием внешних, в первую очередь социальных воздействий.
17.Психология индивидуальных различий.
Это направление в отечественной психологии связано с такими именами, какБ.М. Теплов (1896-1965), В.Д. Небылицын (1930-1972), В.С.Мерлин (1892-1982). В этом направлении получила содержательную психологическую разработку теория И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности. На ее основе была разработана психология индивидуально-психологических различий, или дифференциальная психология.
Дифференциальная психология- раздел психологической науки, изучающий особенности отдельных индивидов или групп людей, объединяемых каким-то общим признаком.
Дифференциальная психофизиология изучает индивидуально-психические различия, зависящие от основных свойств нервной системы.
В русле этой теории получила новую разработку теория типов темперамента. Получила новую разработку и теория способностей. Было показано, что в основе способностей лежат врожденные особенности - задатки. Однако реальное развитие способностей осуществляется только в дея-тельности, создающей возможность для реализации и формирования этих способностей
19.Человекознание как
Это направление получило свою разработку в исследованиях Б.Г. Ананьева (1907-1972). Он исходил из представления о том, что полноценное изучение человека может осуществляться в русле особой комплексной дисциплины - человекознания, объединяющего весь комплекс наук о человеке, в его единстве с историей человечества и развитием Вселенной.
Такое рассмотрение предполагало несколько основных направлений: изучение человека как биологического вида; анализ онтогенеза и жизненного пути человека как индивида; изучение человека как личности; анализ проблем человечества. (Главная работа Б.Г. Ананьева носит название «Человек как предмет познания»).
20.Нейрофизиологические
Локализация высших психических функций (ВПФ) – кардинальная проблема соотношения мозга и психических процессов, разрабатываемая рядом научных дисциплин: нейрофизиологией, нейроанатомией, нейропсихологией и др.
Теория системной динамической локализации высших психических функций сформировалась в борьбе с двумя основными направлениями в решении проблемы “мозг-психика” – узким локализационизмом и антилокализационизмом.
История изучения локализации высших психических функций восходит к античности - трудам Гиппократа, Галена и др. Эта проблема связана с такими вопросами, как что такое психическая функция? каково строение мозга? что собой представляет сама локализация?
Представителями узкого локализационизма являлись Ф. Галль, К. Кляйст, П. Брока, К. Вернике, Ж. Шарко и др. Они рассматривали психические функции как единые, неразложимые на компоненты “психические способности”, осуществляемые узко ограниченными участками коры мозга – соответствующими мозговыми центрами. Сам мозг и, прежде всего, кора больших полушарий, рассматриваются данным направлением как совокупность различных “центров”, каждый из которых целиком отвечает за определенную функцию. Поражение такого центра приводит к выпадению соответствующей функции. Локализация психической функции понимается этим направлением как непосредственное соотнесение психического и морфологического, в связи с чем это направление и получило название психоморфологического. Эти представления не изжиты и в наше время в сознании некоторых врачей – клиницистов, отождествляющих локализацию того или иного симптома нарушения психической функции с локализацией самой функции.
Френологическая карта Ф. Галля (1818), локализационная карта К. Кляйста (1934) представляют собой логическое завершение идей этого течения о работе коры больших полушарий как совокупности различных “центров” психических “способностей”.
Наиболее яркими представителями антилокализационизма были К. Гольдштейн (1934), Ж.Флуранс (1942), К. Лешли, А. Бергсон (1948) и др. Они считали, что мозг – это единое недифференцированное целое, с которым в равной степени связаны все психические функции, которые, в свою очередь, рассматривались как неделимые психические способности.
Поражение любой области мозга ведёт к общему снижению функции (снижению интеллекта, ухудшению символической функции). Степень нарушения функции зависит не от локализации поражения, а от массы поражённого мозга.
Клинические наблюдения за такими нарушениями как будто бы подкрепляются фактами: поражение отдельных участков мозга приводит к нарушению различных психических процессов. Однако возможно осуществление той же функции и другими отделами мозга, так как при локальных поражениях мозга нередко наблюдаются факты высокой компенсации возникших нарушений.
Существуют и другие направления в развитии проблемы локализации психических функций. Довольно распространена эклектическая концепция (Монаков, Гольдштейн, Хэд и др.), согласно которой можно и следует локализовать в определенных участках мозга лишь относительно элементарные сенсорные и моторные функции. Высшие психические функции связаны со всем мозгом равномерно.
Другой, откровенно идеалистической позиции придерживались такие крупные физиологи, как Г.Гельмгольц, Ч.Шерингтон, Э.Эдриан, Дж.Эклз. Они отрицали саму возможность связывать мозг и психику. Дж. Эклз выступает как субъективный идеалист, считающий первичной реальность собственного сознания, субъективный опыт, а весь остальной мир – вторичным и рассматривающий человеческое сознание как “акт творений Бога”, а материалистическое понимание сознания как “болезнь науки”.
Теория системной динамической локализации высших психических функций А.Р.Лурия создавалась в борьбе с этими направлениями.
22.Формы поведения животных.
А)Инстинктами называются врожденные акты поведения, возникающие в связи со сложными (комплексными) раздражениями, исходящими как из внешней, так и из внутренней среды. Инстинкты животных многообразны. Они всегда связаны с важными биологическими потребностями животного. Примерами их являются: половой инстинкт (например, токование у птиц, бои за самку), заботы о потомстве (выкармливание личинок у муравьев, постройка гнезд, высиживание яиц и кормление птенцов у птиц), стадные инстинкты, побуждающие животных объединяться в стаи, стада, и т. д.
Инстинкт – это стереотипная форма поведения, возникающая в ответ на определённые изменения окружающей среды. Инстинкты специфичны для каждого вида. У животных, которым отпущен короткий срок жизни, они зачастую имеют преобладающее значение, но и у долгоживущих видов они не менее важны. Вот некоторые формы инстинктивного поведения:
Защита занимаемой территории от других особей вида. Поисками территории обычно занимается самец; нередко он метит границы своей территории, оставляя пахучий след. При движении посторонних вглубь его участка самец использует для отпугивания угрожающие звуки, позы и телодвижения; иногда могут происходить и драки. Наиболее слабые особи часто не получают своей территории, что способствует выживанию сильнейших.
Ритуальное поведение, связанное с ухаживанием или спариванием. Большую роль при этом имеют зрительные (изменение окраски, вторичные половые признаки, увеличение размеров некоторых частей тела, демонстрационные позы и телодвижения), звуковые (пение птиц, стрекотание кузнечиков) и обонятельные (выделение феромонов – особых веществ, привлекательных для индивидуумов противоположного пола). Самка может «отвергнуть» ухаживания партнера, если половое созревание ещё не наступило.
• Агрессия – комплекс реакций, направленных против другого индивидуума, обычно для защиты территории, партнёра или потомства или установления социальной иерархии. Как правило, агрессивность находит выход в ритуальных поединках и не приводит к настоящим дракам.
• Смещённая активность. Нередко во время стресса животное начинает осуществлять деятельность, никак не связанную с данной ситуацией. Так, человек может кусать ногти или барабанить пальцами по столу во время нервных стрессов. Сходная форма поведения существует и при переносе активности на другой объект, который не может быть пусковым стимулом (например, раздражение против кого-то, кто не является виновником произошедших событий).
• Социальная иерархия – расположение животных в постоянных или временных сообществах по рангам. Положение в иерархии зависит от размеров, силы, выносливости и агрессивности животного и обычно устанавливается при помощи каких-то агрессивных форм поведения. Социальная иерархия уменьшает агрессивность особей, связанную с питанием и размножением, избавляет животных от лишних драк и повышает жизнеспособность вида в целом. Термин «социальная иерархия» можно применить и к человеческим сообществам.
• Общественная организация – явление, когда животные образуют прочные сообщества (стая, улей, муравейник), внутри которого члены сообщества играют разные роли. Общественная организация может быть необходима для добывания пищи, размножения или, например, защиты от врагов и повышает жизнеспособность сообщества в целом. Подобная форма поведения свойственна некоторым позвоночным (как правило, у них отдельные члены сообщества могут меняться ролями) и общественным насекомым – пчёлам, муравьям и термитам, у которых роль индивидуума определяется строением тела и «закреплена» за ним наследственно (генетически). У этих насекомых имеется плодовитая самка, несколько сот плодовитых самцов и тысячи стерильных самок (рабочих особей).
Б)Навыки представляют собой сложные условные рефлексы, обеспечивающие Дифференцированное приспособление животных к меняющимся условиям среды и в связи с этим лучшее удовлетворение их потребностей.
В противоположность инстинктам навыки формируются и закрепляются в процессе индивидуальной жизни животного; их основу составляют устойчивые временные связи между определенными раздражениями и ответными действиями животного. Их образование становится возможным благодаря лабильности нервной системы животных, ее способности образовывать самые разнообразные связи при опоре не только на врожденные безусловные рефлексы, но и на уже образовавшиеся другие условные рефлексы.
Значение навыков в развитии психики животных характеризуют следующие особенности:
1. Ощущения
и восприятия достигают
Лешли экспериментально доказал, что уже крысы обладают очень развитой способностью дифференциации зрительных объектов и руководствуются этими дифференцированными восприятиями в своих действиях.
Изучение психики высших, человекообразных, обезьян показало, что шимпанзе способны различать и запоминать предметы (треугольники, шары, пирамиды и т. д.) по их окраске и геометрической форме, т. е. отличаются способностью дифференцированных представлений (Н. Н. Ладыгина-Коте, Иеркс).
2. У животных
возникает способность
Следующий опыт иллюстрирует способность животных на определенной стадии развития их нервной системы образовывать рефлексы на отношения между вещами .
3. В процессе
развития навыков (на базе повторной
деятельности и усложнения
4. Начинает
постепенно развиваться