Шпаргалка по дисциплине "Психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2014 в 14:22, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Психология".

Файлы: 1 файл

Psikhologia_4-46.docx

— 295.53 Кб (Скачать файл)

Специфически человеческие способности:

- общие,

- специальные  способности,

- высшие  интеллектуальные способности.

Общие способности свойственны большинству людей и определяют успех человека в различных видах деятельности:

- мыслительные  способности,

- тонкость  и точность ручных движений,

- память,

- речь  и др.

Специальные способности определяют успех человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие:

- музыкальные  способности,

- математические  способности,

- лингвистические  способности,

- технические  способности,

- литературные  способности,

- художественно-творческие  способности,

- спортивные  способности и др.

Интеллектуальные способности могут подразделяться на:

- теоретические  способности,

- практические  способности,

- учебные  способности,

- творческие  способности,

- предметные  способности,

- межличностные  способности.

Талантом - называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

Гениальность - высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества

 

43.Общая хар-ка самосознания личности. Личность — это единая система, в которой иерархически соподчинены взаимосвязанные системные уровни. Высшему системному уровню принадлежит ведущая роль в единой структуре личности. Основным содержанием личностного системного уровня являются сознание и самосознание.

Личность является одновременно как открытой, так и закрытой системой. Основной функцией личности как открытой системы выступает взаимодействие с окружающим реальным миром; как закрытой системы - развитие внутреннего субъективного мира и активности субъекта. Традиционно личность понимают как "субъекта социальных отношений и сознательной деятельности", конкретного человека, осознающего свое отношение к окружающему и наделенного индивидуальными психическими особенностями

Формирование личности подразумевает необходимость внутренней активной работы индивида над собой. Индивид испытывает потребность в саморегуляции и самодетерминации, что возможно лишь при наличии целостного образа собственного "Я". В процессе развития актуализируется процесс самопознания, выявляющий не только собственные психологические характеристики, но и позволяющий начать работу по необходимому самоизменению в соответствии с изменением условий существования.

Само наполнение понятия "личность", так и процесс её формирования неотделимы от феномена самосознания. Психологические и поведенческие характеристики сформированной личности определяются особенностями самосознания. С другой стороны, как в истории, так в онтогенезе, существование человека в социокультурном контексте обуславливает необходимость возникновения регулирующей и структурирующей роли самосознания, успешная реализация которой говорит о сформированное личности. Выстраивается двойная причинность: формирование личности приводит к становлению самосознания, а становление самосознания к формированию личности

Самосознание как саморефлексия становится важным инструментом становления личности, необходимость которого обуславливается самой логикой исторических преобразований в одном среде и ходом индивидуального развития в другом. Личностная рефлексия предстает как механизм саморазвития личности.

Уровень развития самосознания различен как у разных людей, так и на различных этапах жизненного пути одного человека. В результате становления личности её "Я-концепции" становится более устойчивой, претерпевая в процессе формирования ряд существенных изменений. При этом изменение одного аспекта "Я-концепции" влечёт за собой преобразование всей целостной системы структуры личности. Личность и самосознание как психологические новообразования, появляются на определенном этапе жизненного пути индивида. При существующей полифонии как определений, так и выявления ведущих функций личности и самосознания, трудно определить критерии уровня развитости личности.

 

 

44.Психология взаимодействия.

Взаимодействие- контакт двух или более субъектов,которые могут носить любую форму.

1.непосредственная(лицом к лицу)или опосредственная(через что то)

2.пролонгированная  форма или сиюминутная .

3.Нейтральная  форма или эмоциональнонасыщенная.

Схема взаимодействия: всегда выделяется субъект, объект, процесс взаимодействия.

Субъект- тот кто действует. Объект – то на что действуют.

Взаимодействие существует только когда субъект и объект меняются ролями. Если смены ролей не происходит, речь идет о воздействии. Важной составной взаимодействий являются межличностные отношения(осозноваемые взаимосвязи между людьми). Проявляются через взгляд, улыбку, дистанцию и тд.

Основные отличия межличностных отношений от деловых. 1) в межличн.отнош. свобода эмоций, в нейтральных человек не имеет право на эмоции.

2) в межличностных  отношениях особая форма общения: лексика ,поведение, мимика и т д.

3)более  устойчивы,чем деловые.

Механизмом развития межличн.отношений является эмпатия(это отклик одной личности на переживания другой).

3уровня  эмпатии:

1.Когнитивная  эмпатия. Проявление в виде понимания состояния другого человека.

2.Эмоциональная  эмпатия . Сопереживания человеку, сочувствие.

3.Поведенческая  эмпатия .  Помощь человеку.

 

45.Психология малых групп и  групповые явления.

Группа- объединение людей по различным основаниям.

Малая группа- небольшое по размеру объединение людей связанных не посредственным взаимодействием. Границы малой группы . нижняя граница: 3 чел; 2 чел- контакт диады.

В диаде еще не происходит проявелния групповых явлений. Верхней границей предполагается от 20-40чел.

Большие группы- объединения людей не связанных непосредственным взаимодействием , но имеющим какой то отличительный признак(нация).

Виды малых групп.

1.Первичные  и вторичные . первичная –наименьшая по размеру и далее неделимая общность. Вторичная – формальная объединение людей, состоящее из первичных групп.

2.Искусственные  малые группы и естественные. Искусственные- созданные специально для любого рода исследований. Естественные- сущ. Сами по себе.

3.Формальные( офиц. Характер) и неформальные(интерес и общие идеи).

4.Временные(очередь в магазин) и стабильные(дальнейший контакт в связи с какой то целью)

5.Открытые(свободное включение индивидов в состав) и закрытые(ограниченный доступ в группу).

Референтность малой группы- значимость групповых норм, правил, ценностей для индивида. Референтная группа для человека, это группа которая ему необходима. То каккую группу человек считает референтной ,показывает его стиль жизни и характер поведения.  В каждой группе своя структура ,наличие ролей.

Групповые явления .

Лидерство- феномен,воздействие или влияние индивида на мнение  оценки и поведения группы в целом или отдельных его членов.

Неформальный лидер- неофиц. Руководитель.

Конформации- изменения мнений, установок, поведения индивида под влиянием окружающих. Приспособленец. Конформизм внешний и внутренний. Внешний- внешнее согласие при сохранении внутренней позиции. Опасно для личности т к связано с лицемерием.

Внутренний – изменение первоначальной позиции индивида в пользу группы.

Итог : конформизм очень распространенное явление. Только сильная личность способна противостоять группе.

Групповое давление- процесс влияния мнения установок норм правил членов группы на явления отдельных индивидов. Группа заставляет чел-ка поменять мнение.

Этапы группового давления:

1)убеждения  через

-положительные  стимулы, что ты выиграешь.

-отриц. Стимулы. Изгнание из группы

2)Насильственное  воздействие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

46.Психология межгруппового взаимодействия.

Межгрупповое взаимодействие- психологические закономерности поведения и взаимоотношения между людьми , обусловленные их принадлежностью к тем или иным соц.группам.

Межгрупповые  процессы и явления:

1.Феномен  внутригруппового фаворитизама. Фаворитизм- тенденция оказывать предпочтения своей группе в противовес интересам другой.

2.Феномен  внешнегрупповой дискриминации- тенденция к установлению различий в оценках своей и чужой группы, в пользу своей группы, что ведет к принижению др.групп.

3.Этноцентризма - св-ва сознания этнической группы связанной с преувеличенно-положительными характеристиками собственной группы, ценности которой являются критерием оценки всех других групп.

Конфликт в группах- активное противостояние сторон, расходящееся по различным т.з.

Основные стили управления конфликтами :

1 степень : интегрирование(сотрудничество). Предполагает высокую ориентацию на себя и на других.

2 степень: уступчивость(согласование). Низкая ориентация на себя, высокая на других с целью избежать конфликт.

3 степень: доминирование. Высокая орентация на себя и низкая на других,одна сторона подавляет другую.

4 степень: избегание. Низкая на себя и на других. Удаление себя из ситуации конфликта. Физический и психологический.

5 степень: компромисс. Средняя ориентация  на себя и на других. Обе  стороны что то теряют.

 


Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Психология"