Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2014 в 14:22, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Психология".
Специфически человеческие способности:
- общие,
- специальные способности,
- высшие интеллектуальные способности.
Общие способности свойственны большинству людей и определяют успех человека в различных видах деятельности:
- мыслительные способности,
- тонкость и точность ручных движений,
- память,
- речь и др.
Специальные способности определяют успех человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие:
- музыкальные способности,
- математические способности,
- лингвистические способности,
- технические способности,
- литературные способности,
- художественно-творческие способности,
- спортивные способности и др.
Интеллектуальные способности могут подразделяться на:
- теоретические способности,
- практические способности,
- учебные способности,
- творческие способности,
- предметные способности,
- межличностные способности.
Талантом - называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.
Гениальность - высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества
43.Общая хар-ка самосознания личности. Личность — это единая система, в которой иерархически соподчинены взаимосвязанные системные уровни. Высшему системному уровню принадлежит ведущая роль в единой структуре личности. Основным содержанием личностного системного уровня являются сознание и самосознание.
Личность является одновременно как открытой, так и закрытой системой. Основной функцией личности как открытой системы выступает взаимодействие с окружающим реальным миром; как закрытой системы - развитие внутреннего субъективного мира и активности субъекта. Традиционно личность понимают как "субъекта социальных отношений и сознательной деятельности", конкретного человека, осознающего свое отношение к окружающему и наделенного индивидуальными психическими особенностями
Формирование личности подразумевает необходимость внутренней активной работы индивида над собой. Индивид испытывает потребность в саморегуляции и самодетерминации, что возможно лишь при наличии целостного образа собственного "Я". В процессе развития актуализируется процесс самопознания, выявляющий не только собственные психологические характеристики, но и позволяющий начать работу по необходимому самоизменению в соответствии с изменением условий существования.
Само наполнение понятия "личность", так и процесс её формирования неотделимы от феномена самосознания. Психологические и поведенческие характеристики сформированной личности определяются особенностями самосознания. С другой стороны, как в истории, так в онтогенезе, существование человека в социокультурном контексте обуславливает необходимость возникновения регулирующей и структурирующей роли самосознания, успешная реализация которой говорит о сформированное личности. Выстраивается двойная причинность: формирование личности приводит к становлению самосознания, а становление самосознания к формированию личности
Самосознание как саморефлексия становится важным инструментом становления личности, необходимость которого обуславливается самой логикой исторических преобразований в одном среде и ходом индивидуального развития в другом. Личностная рефлексия предстает как механизм саморазвития личности.
Уровень развития самосознания различен как у разных людей, так и на различных этапах жизненного пути одного человека. В результате становления личности её "Я-концепции" становится более устойчивой, претерпевая в процессе формирования ряд существенных изменений. При этом изменение одного аспекта "Я-концепции" влечёт за собой преобразование всей целостной системы структуры личности. Личность и самосознание как психологические новообразования, появляются на определенном этапе жизненного пути индивида. При существующей полифонии как определений, так и выявления ведущих функций личности и самосознания, трудно определить критерии уровня развитости личности.
44.Психология взаимодействия.
Взаимодействие- контакт двух или более субъектов,которые могут носить любую форму.
1.непосредственная(лицом к лицу)или опосредственная(через что то)
2.пролонгированная форма или сиюминутная .
3.Нейтральная
форма или
Схема взаимодействия: всегда выделяется субъект, объект, процесс взаимодействия.
Субъект- тот кто действует. Объект – то на что действуют.
Взаимодействие существует только когда субъект и объект меняются ролями. Если смены ролей не происходит, речь идет о воздействии. Важной составной взаимодействий являются межличностные отношения(осозноваемые взаимосвязи между людьми). Проявляются через взгляд, улыбку, дистанцию и тд.
Основные отличия межличностных отношений от деловых. 1) в межличн.отнош. свобода эмоций, в нейтральных человек не имеет право на эмоции.
2) в межличностных
отношениях особая форма
3)более устойчивы,чем деловые.
Механизмом развития межличн.отношений является эмпатия(это отклик одной личности на переживания другой).
3уровня эмпатии:
1.Когнитивная эмпатия. Проявление в виде понимания состояния другого человека.
2.Эмоциональная эмпатия . Сопереживания человеку, сочувствие.
3.Поведенческая эмпатия . Помощь человеку.
45.Психология малых групп и групповые явления.
Группа- объединение людей по различным основаниям.
Малая группа- небольшое по размеру объединение людей связанных не посредственным взаимодействием. Границы малой группы . нижняя граница: 3 чел; 2 чел- контакт диады.
В диаде еще не происходит проявелния групповых явлений. Верхней границей предполагается от 20-40чел.
Большие группы- объединения людей не связанных непосредственным взаимодействием , но имеющим какой то отличительный признак(нация).
Виды малых групп.
1.Первичные и вторичные . первичная –наименьшая по размеру и далее неделимая общность. Вторичная – формальная объединение людей, состоящее из первичных групп.
2.Искусственные малые группы и естественные. Искусственные- созданные специально для любого рода исследований. Естественные- сущ. Сами по себе.
3.Формальные( офиц. Характер) и неформальные(интерес и общие идеи).
4.Временные(очередь в магазин) и стабильные(дальнейший контакт в связи с какой то целью)
5.Открытые(свободное включение индивидов в состав) и закрытые(ограниченный доступ в группу).
Референтность малой группы- значимость групповых норм, правил, ценностей для индивида. Референтная группа для человека, это группа которая ему необходима. То каккую группу человек считает референтной ,показывает его стиль жизни и характер поведения. В каждой группе своя структура ,наличие ролей.
Групповые явления .
Лидерство- феномен,воздействие или влияние индивида на мнение оценки и поведения группы в целом или отдельных его членов.
Неформальный лидер- неофиц. Руководитель.
Конформации- изменения мнений, установок, поведения индивида под влиянием окружающих. Приспособленец. Конформизм внешний и внутренний. Внешний- внешнее согласие при сохранении внутренней позиции. Опасно для личности т к связано с лицемерием.
Внутренний – изменение первоначальной позиции индивида в пользу группы.
Итог : конформизм очень распространенное явление. Только сильная личность способна противостоять группе.
Групповое давление- процесс влияния мнения установок норм правил членов группы на явления отдельных индивидов. Группа заставляет чел-ка поменять мнение.
Этапы группового давления:
1)убеждения через
-положительные стимулы, что ты выиграешь.
-отриц. Стимулы. Изгнание из группы
2)Насильственное воздействие.
46.Психология межгруппового
Межгрупповое взаимодействие- психологические закономерности поведения и взаимоотношения между людьми , обусловленные их принадлежностью к тем или иным соц.группам.
Межгрупповые процессы и явления:
1.Феномен внутригруппового фаворитизама. Фаворитизм- тенденция оказывать предпочтения своей группе в противовес интересам другой.
2.Феномен внешнегрупповой дискриминации- тенденция к установлению различий в оценках своей и чужой группы, в пользу своей группы, что ведет к принижению др.групп.
3.Этноцентризма - св-ва сознания этнической группы связанной с преувеличенно-положительными характеристиками собственной группы, ценности которой являются критерием оценки всех других групп.
Конфликт в группах- активное противостояние сторон, расходящееся по различным т.з.
Основные стили управления конфликтами :
1 степень
: интегрирование(сотрудничество)
2 степень: уступчивость(согласование). Низкая ориентация на себя, высокая на других с целью избежать конфликт.
3 степень: доминирование. Высокая орентация на себя и низкая на других,одна сторона подавляет другую.
4 степень: избегание. Низкая на себя и на других. Удаление себя из ситуации конфликта. Физический и психологический.
5 степень: компромисс. Средняя ориентация на себя и на других. Обе стороны что то теряют.