Шпаргалка по дисциплине "Психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2014 в 14:22, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Психология".

Файлы: 1 файл

Psikhologia_4-46.docx

— 295.53 Кб (Скачать файл)

 

4.Базовые понятия псих.-человек,индивид,личность,субьект,индивидуальность

Базовые понятия психологии: Основные понятия:

1.интегральное-понятие  «человек»(обобщающее)Человек-существо,воплощающее высокую ступень развития жизни,продукт общественного-трудовых процессов,нерастаржимое единство природного и соц.

С1стороны человек-существо биологического, с другой-соц..Как биологическое существо человек принадлежит классу млекопитающих к виду «человек разумнй»от др.существ человек(гомо сапиенс) отличается особым мозгом, прямохжденинием, свободные конечности(руки), и особое расположение большого пальца на руке,гоосовые связки.

С др.стороны человек существо со.Признак-сознание.

2.индивид-«один из..»Отдельно вятые человеккак представитель»гомо сапиенса»Ностель предпосыок человеческого развития

3.Субъект-человек  как типичный носитель человческой активности

4.Личность-человек, как типичный представитель сформированного  его общества

5.Идивидуальноть-уникальность  человека,своеобазие,неповторимость, специфика его природных и соц.св-в

Приведенные выше понятия харак-ют разные формы развития человека

 

5.Понятие о психике человека. Основные фун.психики.Классификация псих.явлений

Головной мозг-«орган»психики. Фун.психики:

1)отражение  окружающей дейтельности(в результате отражения внешнего мира чрез систему анализаторов в 1 системе создается некая модель реальности более или менее соответствующая действительности) Система анализаторов-органы чувств

Особенности отражения: - отражение-это активный процесс,а не механическое отзеркаливание. – отражение зависит от ряда фактов(предел всего это опыт человека,личностные особенности психофизического состояния и т.д.) –отражение целостно

2)Регуляция  деятельности и поведения. Психика  человека с одной стороны отражает воздействие внешней среды с др.стороны воздействует на эту среду при помощи поведения.

3)Осознание  человеком своего места в окруж.мире.

Наличие психики с 1 стороны позволяет человеку адаптироваться к внешнему миру,с др.стороны осознавать себя как личность.

Клас.псих.явлений. Выделяют 3 группы псих.явл.

1)Психические  процессы-отдельные целостные акты отражательно-регуляционной действительности. Психические процессы-это базовая группа всех псих.явлений

Псих.процессы делятся на 2 группы: 1)Познавательные (когнитивные)-ощущение,восприятие,представление, внимание, понтие,мышление,речь,воображение.

2)Эмоционально-волевые процессы эмоций,чувства и воля

3)Псих.состояния-это временное всеобразное псих.деятельности

Состояние:

1)Мотивационное(основное на потребностях)-желание,страсть,интерес,вличение.

2.остояние  организованности сознания-внимательность,работоспособность,мобилизация

3)Эмоциональное-стресс,эйфория,фрустрация

4)Волевые-целеустремленность,выдержка,решительностПсих. Св-ва – это типичные для данного человека особенности его псиики.Группа явлений показывает индивидуальность человека. Относятся:*темперамент*характер*способности*направленность личности*самосознание

 

6.Бихевиоризм-наука о поведении (Джон Браус Уотсон,Эдвард Торидайк)

2подъода:наблюдение в лаборатории и наблюдение в естественной среде

16поведений. Формула: стимул(раздражение)->реакция(поведение) S-R

Отрицается сознание. Уровень института,рефлекса. Пример:экстимальная ситуация

Анализ поведения должен носить строго объективный хар-р и ограничиваться внешне наблюдаемыми реакциями(все,что не поддается объективной регистрации-не подлежит изучению,т.е. мысли,сознание человека не подлежат изучению,их нельзя измерить,регистрировать).Все что происходит внутри человека,изучить невозможно.Объективно изучать,регистрировать можно только реакции,внешние действия человека и те стимулы,ситуации,которые эти реакции оусловливают. И задача псих.заключается в том,чтобы по реакции определить вероятный стимул,а по стимулу предсказывать определенную реакцию.

С т.з.бихевиоризма,лично-организованная и относительно устойчивая система навыков.Человек в концепции бихевиоризма понимается преже всего как реагирующее,действующее,обучающееся существо,запрограммированное на те или иные реакции,действия,поведение.Изменяя стимулы и подкрепления,можно программировать человека на требуемое поведение.

 

7.Психоанализ основатель Зигмунд Фрейд(1856-1939) –сознательный ур.-все реальное,содержит в себе неблокируемые, осознаваемые и переживаемые индивидом явления, мысли, чувства и другие феномены. –предсознательный-воспоминание, часть психики, которая не содержит в себе четко осознаваемых представлений и мыслей, но при усилии памяти может воспроизвести необходимую информацию –бессознательный-самая важная часть психики, оказывающая решающее значение на поведение и личность человека, содержащая в себе неосознаваемые им феномены, вытесненные цензурой из сознания: инстинкты, воспоминания, чувства, события и целые куски жизни. Содержание бессознательного оказывает воздействие на человека, проникая в сознание через сны, оговорки, забывания,(инстинкс,чувства,впечатление,мысли)

Психика,личность человека состоит из 3 структур: «ОНО» «Я» «СВЕРХ-Я»

«ОНО»-бессознательная часть психики,биологичекие врожденные инстинктивные влечений:агрессивных и сексуальных.Насыщено сексуальной энергией-«либидо» Будучи бессознательным и иррациональным,»ОНО» подчиняется принципу удовлетворения,т.е.удовлетворение и счастье есть главные цели в жизни человека.Уровень «Я»(ЭГО) сознания находится в сознании постоянного конфликта с «ОНО»,подавляет сексуальные влечения. Уровень . сознания формируется под влиянием общества. На «Я» воздействует 3силы: «ОНО»,»СВЕРХ-Я» и общество, которое предъявляет свои требования к человеку. «Я» старается установить гармонию между ними,подчиняется не принципу удовлетворения,а принципу реальности. «СВЕРХ-Я» служит носителем моральных стандартов, роль критики,совести и цензора. Если «Я» примет решение или совершит действие в угоду «ОНО», но в противовес «СВЕРХ-Я»,то испытывает чувство наказания в виде вины,стыда,укоров совести.

«Я»-эго ответсвенно за принятие решений. Эго стремится выразить и удовлетворить желания»ОНО»-ИД в соответствии с ограничниями,налагаемых правилами общества,внешним миром,т.е.ЭГО помогет обеспечиватьбезопасность,самосохранение организма,именно ЭГОанализирует,рассуждает и принимает решения.

«СВЕРХ-Я» или суперэго,-содержит систему ценностей и норм,совместимых с теми,которые приняты в окружении человека,которые позволяют ему отличить,что хорошо и что плохо, что нравственно и безнравственно.Фрейд разделил суперэго на 2подсистемы:совесть и Эго-идеал. Совесть включает способность к критической самооценки,наличие моральных запретов и возникновение чувств вины. Эго-идеал формируется из того,что одобряют и высоко ценят родители и сам человек,он ведет человека к установлению для себя высоких стандартов.

Фрейд считал что все из детства в бессознании

 

8.Неофрейдизм- направление в психологии, развившееся XX века из фрейдизма, основанное последователями Зигмунда Фрейда, принявшими основы его теории, но в котором ключевые понятия психоанализа Фрейда были переработаны, например, на основе постулата о социальной детерминированности психики человека.

Последователи Фрейда (представители неофрейдизма) считают, что ведущую роль в положении человека играют общественно-культурные воздействия. То есть они сосредотачивают свое внимание на социальных и культурных процессах. По их мнению, именно эти процессы оказывают существенное влияние на возникновение внутриличностных конфликтов индивида. В основе всех теоретических построений этого направления лежат понятия бессознательного и принципиальной конфликтности отношений личности и общества

можно сказать, что представители неофрейдизма отклонились в сторону большего признания роли сознания и влияния социального фактора на развитие личности, в отличие от Фрейда, признававшего только сексуальную энергию. Нужно сказать, что разработка проблемы бессознательного внесла существенный вклад в исследование структуры индивидуального и общественного сознания, разграничив область человеческой психики на сферу сознательного и бессознательного. Неофрейдисты вводят такое понятие, как сверхкомпенсация. Под ней они понимают особую социальную форму реакции на чувство неполноценности. На её основе вырастают крупные личности, "великие люди", отличающиеся исключительными способностями.

 

9.Гештальтпсихология- школа психологии начала XX века.(Макс Вельгельм 1912) Целостность восприятия и его упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам: 1)Принцип-близость 2)схожесть 3)целостность (целый мир) 4)замкнутость 5)смежность(близость стимулов во времени и пространстве)

Гештальт- пространственно-наглядная форма воспринимаемых предметов, чьи существенные свойства нельзя понять путём суммирования свойств их частей. Одним из ярких тому примеров, по Келлеру, является мелодия, которая узнается даже в случае, если она транспонируется в другие тональности. Когда мы слышим мелодию во второй раз, то, благодаря памяти, узнаем её. Но если её тональность изменится, мы все равно узнаем мелодию, как ту же самую.

Гештальтпсихология возникла из исследований восприятия. В центре её внимания — характерная тенденция психики к организации опыта в доступное пониманию целое. Например, при восприятии букв с «дырами» (недостающими частями) сознание стремится восполнить пробел, и мы узнаём целую букву.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.Генетическая психология Ж.Пиаже Пиаже выдвигает положение о генетическом методе как руководящем методологическом принципе психологического исследования.

Уделяя основное внимание формированию интеллекта ребенка, Пиаже подчеркивал, что в научной психологии всякое исследование должно начинаться с изучения развития и что именно формирование умственных механизмов у ребенка лучше всего объясняет их природу и функционирование у взрослого. На генетической основе, по мнению Пиаже, должны строиться не только отдельные науки, но и теория познания. Эта идея стала основой создания им генетической эпистемологии, т.е. науки о механизмах и условиях формирования у человека различных форм и типов знаний, понятий, познавательных операций и т.д.

В своих экспериментально-теоретических исследованиях генезиса интеллекта Пиаже изучал лишь элементарные формы деятельности развивающегося человека. Основным материалом исследования служили различные формы поведения ребенка в окружающем мире. Но в отличие от представителей бихевиористского направления, Пиаже не ограничивался описанием действий, а пытался реконструировать на их основе те психические структуры, проявлением которых является поведение. Многолетние исследования Пиаже по реконструкции психики на основе поведения привели его также к заключению, что и сами психические процессы, не только интеллектуальные, но и перцептивные, представляют собой специфическую деятельность.

Основная мысль Пиаже заключается в том, что понимание ребенком реальности – связное и непротиворечивое целое, позволяющее адаптироваться к окружению. По мере того как ребенок растет, он проходит несколько стадий, на каждой из которых достигается «равновесие»:

1. Первый  поворотный пункт, примерно в  полтора - два года, является также  концом «сенсомоторного периода». В этом возрасте ребенок способен  решать различные невербальные  задачи: ищет объекты, которые исчезли  из поля зрения, т.е. понимает, что  внешний мир существует постоянно, даже когда не воспринимается. Ребенок может найти дорогу, сделав обход, использует простейшие инструменты, чтобы достать желаемый предмет, может предвидеть последствия внешних воздействий (например, что мяч покатится под уклон, а если толкнуть качели, они, качнувшись, вернутся в прежнее

положение).

2. Следующий  этап «дооперациональная стадия», характеризуется концептуальным пониманием мира и связана с освоением языка.

3. Примерно  к семилетнему возрасту ребенок  достигает стадии «конкретных  операций», например понимает, что число предметов не зависит от того, разложить ли их в длинный ряд или компактной кучкой; раньше он мог решить, что в длинном ряду предметов больше.

4. Последняя  стадия приходится на ранний  подростковый возраст и носит  название стадии «формальных  операций». На этой стадии становится  доступным чисто символическое  представление о предметах и  их отношениях, появляется способность  мысленного манипулирования символами.

Пиаже выдвинул гипотезу, что наука также может рассматриваться с генетической точки зрения, как эволюционный процесс, и что научный взгляд на природу реальности является следствием установления равновесия, а не постепенным открытием все большего числа «истин».

Основной недостаток концепции Пиаже заключался в том, что, игнорируя развитие целостной личности ребенка, главную движущую силу развития интеллекта он видел в самом интеллекте. У Пиаже среди факторов развития интеллекта нет такого фактора, как деятельность.модации, ибо посредством этих актов организм адаптируется к своему окружению.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Психология"