Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2014 в 14:22, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Психология".
Феномены ощущений.
Сенсорная адаптация: изменение чувствительности в результате воздействия постоянного раздражителя:
а) адаптация как полное исчезновение ощущения в процессе продолжительною действия раздражителя (запах, часы):
б) притупление ощущения под влиянием сильного раздражителя (свет после темноты, рука в холодной воде);
в) повышение чувствительности под воздействием слабою раздражителя (видение в темноте).
Тактильные рецепторы адаптируются очень быстро, сравнительно медленно - зрительные, обонятельные, вкусовые.
Сенсибилизация: повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения.
Синестезия: возникновение под влиянием раздражителя, характерного для одного анализатора ощущения, характерного для другою (цветной слух - под воздействием звуковых раздражителей у людей возникают зрительные образы).
Последовательные образы: след от раздражителя остается в виде последовательного образа (слуховые - звон в ушах, зрительные - визуальные образы).
25.Характеристика восприятия.
Восприятие – психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.
Восприятие - процесс познания объекта посредством органов чувств. Это отражение предметов в целом, при непосредственном воздействии на органы чувств.
Ощущения и восприятия
Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предметов, товосприятие дает целостный образ предмета или явления. Оно предполагает наличие разнообразных ощущений и протекает вместе с ощущениями, но не может быть сведено к их сумме.
Ощущение – психический процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира при действии раздражителей на соответствующие органы чувств.
Отличия: ощущение дает знание отдельных свойств предметов или явлений, восприятие – целостное; ощущение возникает в деятельности только одного анализатора, восприятие возможно при участии не менее 2-х анализаторов, при этом ведущая роль принадлежит двигательному анализатору.
Общее: Ощущение и восприятие являются познавательными процессами, продукты рефлекторной деятельности анализаторов, непосредственные процессы (конкретное воздействие на органы чувств).
Физиологические механизмы восприятия
Органы чувств перерабатывают поступающие нервные импульсы, т.е. в коре голов-го мозга происходит расшифровка принятой информации. Она осуществляется на разных уровнях:
- первичная
переработка информации
- вторичная
переработка информации
Восприятие как действие.
Вос-е рассматривают в пс-и как действие, направленное на познание объектов – это перцептивное действие. 4 уровня перцеп-го действия: (1,2-относятся к перцептивным; 3,4 – к опознавательным действиям).
Обнаружение – исходная фаза развития любого сенсорного процесса. На этой стадии субъект может ответить лишь на простой вопрос, есть ли стимул.
Различение –Конечный результат ее – формирование перцептивного образа эталона. При этом развитие перцептивного действия идет по линии выделения специфического сенсорного содержания в соответствии с особенностями предъявляемого материала и стоящей перед субъектом задачи.
Индентификация есть отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов.
Опознание включает также категоризацию (отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее) и извлечение соответствующего эталона из памяти.
Восприятие – активный процесс, в котором участвуют движения органов чувств и движения организма в целом. Основным методом иссл-й перцепт-го действия явл-я метод киносъёмки. Особенности перцепт-го действия изучали Леонтьев, Зинченко, Веккер, Ананьев. В их исслед-ях было установлено, что для возни-ия перцептивного образа необходимо обеспечить отражение контура или его формы. Для этого необходимо взаимод-е всех элементов контура с рецепторной поверхностью. Иссле-ия движения глаза и руки, проведённые Веккером и Ломовым методом киносъёмки показали, что в перцептивном действии можно выделить 2 группы движения:
РОЛЬ:
Микродвижения – их функция закл-ся в поддержании оптим-го уровня чувств-ти анализаторов. (На запах, пердмет, звук) эти ориентировочные движения не осознаются человеком.
Макродвижения – делятся на:
- поисковые – отвечают за отыскивание предметов в поле восприятия
- установочные
– фиксация и удерживание
- гностические – получение знаний о предмете
Т.о. движение органов чувств выполняет разнообразные функции в процессе восприятия.
Восприятия могут быть:
- непроизвольными – подчинено целям и задачам деят-ти и зависит от мотивов и спосо-бов
- произвольными – самостоятельные действия, направленые на решение перцептивной задачи. В этом случае человек ставит перед собой цель воспринять предмет.
Виды восприятия:
-По ведущему анализатору: (зрит., слуховое, осязат., обонятельное, вкусовое, кинестетическое)
-По форме существования материи: (пространства, времени, движения)
-По форме психической активности: (произвольное, непроизвольное)
-По структуре: (Сукцессивное, Симультативное)
Основные свойства восприятия:
Предметность – это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов
Целостность – вос-е есть всегда целостный образ предмета. В предметах и явлениях действит-ти отдельные их признаки и свойства находятся в постоянной устойчивой зависимости.
Константность – относит-ое постоянство некоторых св-в предметов при изменении условий их вос-я.
Структурность – восприятие не является проекцией мгновенных ощущений, оно доводит до нашего сознания структуру предмета или явления, с которыми мы столкнулись в реальном мире.
Осмысленность– восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предмета.
Избирательность (или активность) – из бесчисленного количества окружающих человека предметов и явлений он видит в данный момент лишь некоторые из них.
Апперцепция – зависимость вос-я от содержания псих. жизни ч-ка, от особенностей его личности.
26.Характеристика представления.
Ощущение и восприятие - процессы, занятые обработкой первичной информации об окружающем мире. Когда, однако, раздражители перестают действовать на наши органы чувств, образы могут оставаться в нашем сознании. Даже спустя какое-то время, даже очень продолжительное, человек может в своём сознании восстановить образ раздражителя. Эти "вторичные образы" возникают благодаря представлению.
Представление — это психический процесс (иногда его ещё называют познавательным процессом) отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.
Представления разделяют по видам анализаторов, которые в них задействованы: зрительные (образ человека, предмета, пейзаж), слуховые (представления музыкальной мелодии), обонятельные (представление запаха эфира), осязательные (представления предмета, к которому прикасался ранее), двигательные (представление движений своего тела при прыжке) и др.
73
Деление представлений на виды по анализаторам довольно условно: при этом делении руководствуются каким-то одним признаком предмета, хотя ему свойственны и другие признаки. Часто представления возникают на основе деятельности двух или нескольких анализаторов.
Представления формируются в процессе деятельности человека, поэтому в зависимости от профессии развивается преимущественно какой-либо один вид представлений: у художника - зрительный, у композитора - слуховой, у спортсмена и балерины - двигательный, у химика - обонятельный и т.д.
Представления различаются также по степени обобщенности. В этом случае говорят о единичных и общих представлениях (в отличие от восприятий, которые всегда бывают единичными). Единичные представления - это представления, основанные на восприятии одного определенного предмета. Общие представления - представления, обобщенно отражающие ряд сходных предметов.
Представления различаются также по степени проявления волевых усилий. В этом случае они делятся на непроизвольные и произвольные. Непроизвольные представления - это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека.Произвольные представления - это представления, возникающие у человека под воздействием воли, в интересах поставленной им цели.
Наконец, представления различаются по продолжительности, и тогда они бывают оперативными, кратковременными и долговременными.
Оперативные представления - представления, извлекаемые человеком из своего сознания для обслуживания оперативных интересов его деятельности. Например, оператору РЛС необходимо постоянно активизировать наборы различного рода представлений для определения типа самолета, отметка о наличии которого появилась на его дисплее локатора.
Кратковременные представления - это представления очень непродолжительные по времени. Например, школьнику на занятиях требуется ответить на какой-то вопрос, и пока он это делает, в его сознании функционируют нужные для этого представления, которые он потом может и забыть.
Долговременные представления - это представления, которые сохраняются в памяти человека и используются им длительное время и достаточно часто. К ним относятся в основном профессиональные представления.
Представление осуществляет ряд функций в психической регуляцииповедения человека:
- сигнальную,
- регулирующую,
- настроечную.
Сигнальная функция - отражение в
каждом конкретном случае не
только образа предмета, ранее
воздействовавшего на наши
27.Общее понятие о памяти.
Память – это интегральная следовая форма отражения. Память лежит в основе любого психического процесса. Память является одной из основных форм организации психической жизни. Память - это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, пе¬реживали или делали. Иными словами память - это отра¬жение опыта человека путем его запоминания, сохране¬ния и воспроизведения.
((Представим себе человека, который утратил память. Студента утром разбудили, сказали, чтобы он завтракал и шел на занятия. Скорее всего он не пришел бы в инсти¬тут, а если бы и пришел, то не знал бы, что там делать, забыл бы, кто он, как его зовут, где живет и пр., забыл бы родной язык и не мог сказать ни слова. Прошлого для него больше не существовало бы, настоящее бесперспек¬тивно, так как он ничего не может запомнить, ничему не может научиться.))
В научной психологии проблема памяти является «ро¬весницей психологии как науки» (П.П. Блонский). Па¬мять - сложнейший психический процесс, поэтому, не¬смотря на многочисленные ее исследования, все еще не создано единой теории механизмов памяти.
Формы проявления памяти весьма многообразны, так как она связана с различными сферами жизни человека, с его особенностями.
Все виды памяти можно условно разделить на три груп¬пы:
1) что запоминает человек (предметы и явления, мыс¬ли, движения, чувства). Соответственно этому различают двигательную, эмоциональную, словесно-логическую и об¬разную память;
2) как человек запоминает (случайно или преднамеренно). Здесь выделяют произвольную и непроиз¬вольную память;