Шпаргалка по дисциплине "Психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2014 в 14:22, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Психология".

Файлы: 1 файл

Psikhologia_4-46.docx

— 295.53 Кб (Скачать файл)

Центр Брока тоже является продуктом эволюционного развития человека (его нет у животных), теснейшим образом связан с процессом речи. Болезнь, связанная с нарушением функций центра Брока, называется моторной афазией. При ней у больного наблюдается прерывистость речи, ему сложно подобрать нужное слово, он старается говорить простыми фразами.

Со слуховыми центрами речи связана и письменная речь. Обнаружено, что в ситуациях нарушения функций слуховой речи нарушается и письменная речь. Это не значит, что письменная речь зависит только от центров слуховой речи, для письма необходима также нормальная работа центров интеграции тонких движений руки, в том числе находящихся в затылочных долях центров интеграции зрительных восприятий, отвечающих за соотнесение зрительного восприятия со звуковыми образами центров височных долей, регулирующих движения глаз центров лобных долей.

Таким образом, все формы речевой деятельности регулируются не отдельными мозговыми, но сложной системой, ансамблем, объединяющим разные участки коры головного мозга.

 

31. Внимание-это произвольная или не произвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия. Внимание является необходимым условием овладения любыми видами деятельности. Оно зависит от индивидуально-типологических, возрастных и других характеристик человека. Виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. К основным свойствам внимания относят: концентрированность, интенсивность, устойчивость, объем, распределение, переключение.

 

32. Эмоция- это непосредственное отражение сложившихся отношений, переживание, связанное с удовлетворением потребностей. Эмоции участвуют во всех психологических  процессах при любых состояниях человека. Они способны предвосхищать еще не наступившие события и могутвозникать в связи с представлениями о пережитых ранее или воображаемых ситуациях. В психологии выделяют несколько основных или фундаментальных эмоций: радость ,удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд. В эмоциональном плане люди отличаются друг от друга по многим параметрам эмоциональной возбудимости, длительности, устойчивости, силе и глубине возникающих у них эмоциональных переживаний, доминированию положительных или отрицательных эмоций.

 

33. Чувство- более сложное, устоявшееся отношение человека к тому, что он познает и делает. Как правило, чувство включает в себя целую гамму эмоций. Чувства свойственны только человеку, они социально обусловлены, придают полноту и эмоционально окрашенные факты помнятся дольше. По содержанию чувства подразделяют на нравственные, интеллектуальные и эстетические.

 

34. Волевые процессы. Человек не только мыслит, чувствует, но и соответственно действует. Способность доводить принятое решение до конца, досягать поставленной цели, преодолевать на пути к цели различные внешние и внутренние ценности. Волевые состояния: готовность, решимость, настойчивость, инициативность и т.д. Волевые свойства: смелость, робость, жесткость-мягкость, расслабленность-напряженность.

 

35.Мотивационные состояния – состояния, основанные на потребностях установки, желания, интересы, влечения, страсти. Мотив- это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо неосознаваемое(влечение, гипнотические внушения,установки) им вообще. Два психических явления:1) совокупность побуждений, вызывающих активность индивида т определяющую ее активность ,т.е. система факторов, детерминирующих поведение;2) процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Мотивы поведения человека и цели поведении могут не совпадать. Цель показывает, к чему стремится человек, а мотив - почему он к этому стремится.Структура:1. С возникновением потребности, сопровождаемой эмоциональным беспокойством, неудовольствием, начинается мотив.2. осознание мотива ступенчато: вначале осознается, в чем причина эмоционального неудовольствия, затем осознается объект, который отвечает данной потребности и может ее удовлетворить, позже осознается, каким образом, с помощью каких действий возможно достичь желаемого.3.реализуется энергетический компонент мотива в реальных поступках.

 

36. Психические состояния. Психическое состояние - это общий функциональный уровень психической активности в зависимости от условий деятельности человека и его личностных особенностей. Психические состояния могут быть кратковременными, ситуативными и устойчивыми, личностными.

Виды:1. Мотивационные (желания, стремления, интересы, влечения, страсти).

2. Эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный  отклик на явления действительности, настроение, конфликтные эмоциональные  состояния - стресс, аффект, фрустрация).3. Волевые состояния - инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости (их классификация связана со  структурой сложного волевого  действия).4. Состояния разных уровней  организованности сознания (они  проявляются в различных уровнях  внимательности.Психические свойства личности - типичные для данного человека особенности его психики.К психическим свойствам личности относятся:1) темперамент;2) направленность;3) способности  4) характер.

 

37. Эмоциональные психические состояния. В зависимости от содержания и динамики переживаний эмоции подразделяют на настроения, чувства и аффекты.Настроения. Основными особенностями настроений являются:1. Слабая интенсивность.  2. Значительная длительность 3. Неясность, "безотчетность". .4. Своеобразный диффузный характер. Чувства. Отличительными особенностями чувств являются:1. Отчетливо выраженная интенсивность.  2. Ограниченная продолжительность.  3. Осознанный характер. 4. Строго дифференцированная связь эмоционального переживания с конкретными предметами, действиями, обстоятельствами его вызывающих

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

38. Волевые психические состояния

 

 

 

 

39.Общая характеристика темперамента.

Темперамент - врожденная природно-обусловленная склонность человека к определенному стилю поведения.

Темперамент проявляется в аспектах психической деятельности:

1.скорость  и интенсивность психических  процессов.

2.направленность  человека на внешнюю и внутреннюю  среду.

3.адаптированность  к внешним условиям.

4. эмоциональность  и возбудимость.

Аспекты тесно связаны между собой ,представляют целую систему , показывающую тип темперамента.Темперамент не изменен, устойчивая система.

История учений о темпераменте.

1 направление: гуморальные теории. Жидкость. (Гипократ) Пытались объяснить с т.з. преобладающей в организме жидкости:

- кровь,

- слизь,

- желчь.

+ направления : названия типов темперамента до сих пор трактуется как у Гипократа.

2 направление: конституциональные теории. Конституция-телосложения . Объяснение темперамента с т.з. телосложения.

Теория Кречмера: выделяет 4 типа телосложения ,которым соответствует 4 типа темперамента.

1 тип: лептосоматик( высокий, худой). Консерватор, замкнутый. Темперамент- шизотимик.

2 тип: атлетик( спортивное телосложение, пропорциональное). Спокойный, невпечатлительный. Темперамент- иксотимик.

3 тип: пикник( невысокий рост, крупная голова, короткие конечности, склонный к полноте). Быстро изменчивое настроение, легкий, веселый, коммуникабельный. Темперамент- циклотимик.

4 тип: диспластик (непропорциональное тело).Темперамент-любой.

3 направление: физиологические теории. Рассмотрение  нервной системы человека. И.П.Павлов.

Теория Павлова выделяет 3 свойства нервной системы.

1 св-во: сила процессов, возбуждение и торможение.

2 св-во: уравновешенность нервной системы .

3 св-во: подвижность нервной системы (скорость переключения от возбуждения к торможению).

Сочетание свойств образует тип нервной системы и тип темперамента.

Меланхолик 1-слабый.                                                         Холерик 2-сильный,неуравновешенный.

Флегматик 3- уравновешенный ,но заторможенный. Сангвиник 4- подвижный, уравновешенный.

 

40.Понятие о характере

Характер-  совокупность индивидуальных устойчивых стереотипов поведения шаблонов реакций, сформировавшихся в процессе жизнедеятельности и зафиксированных в привычках человека.

Физиологическую основу поведения составляет темперамент, а социальную характер. С помощью характера можно скорректировать темперамент. Характер – устойчивая структура, изменить его почти невозможно.

Основная база черт характера складывается в детстве (от 2-10лет). Характер человека связан с его волевой сферой, тогда как темперамент с бессознательной.

Классификация черт характера.

1 группа. Система отношений человека в  социуме.

1 подгруппа: отношение к другим людям.  Может быть представлено через 4 схемы:

1 схема : « я хороший- все хорошие!» свойственна социально адаптированным личностям. Минус: наивность.

2 схема: « я плохой- все плохие!» свойственна людям с заниженной самооценкой. Минус: не умеет строить отношения с другими людьми, всегда в позиции жертвы.

3 схема: «Я хороший- все плохие!» Минос: превосходство может привести к одиночеству.

4 схема: « я плохой- все плохие!» недоверие к миру. Минус: склонность к суициду.

2 подгруппа. Отношение к себе, образ себя.

1 компонент: когнитивный, информация о себе.

2 компонент: эмоциональный(насколько я себе нравлюсь).

3 компонент: притязательно волевой . на что я претендую в жизни?

3 подгруппа. Отношение к труду. Обеспечивает  наличие качеств способствующих достижению цели и эффективной деятельности.

4 подгруппа.  Отношение к вещам. Отражает насколько  у человека потребительское отношение  к миру. Бережливость, практичность, жадность.

2 группа. Волевая регуляция поведения. Волевые  черты характера- устойчивые особенности сознательной регуляции поведения. Обеспечивает человеку ощущение управляемости собственной жизнью. Наиболее важные волевые качества: цельность, сила, твердость, уравновешенность.

З группа. Эмоциональные особенности характера. Обеспечивают отношение человека к миру и самому себе. Типы:

1. Сентиментальный.

2. Экспрессивный.

3. Импрессивный

4. Моно эмоциональный

4 группа. Интеллектуальные качества. Устойчивые  особенности интеллекта. Интеллект  – структура умственных качеств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

41.Общая характеристика способностей  человека

Способности - индивидуально-психологические особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или ряда деятельностей.

Задатки – биологическая основа способностей. Выделяют два вида задатков: врожденные (или природные) и приобретенные (или социальные). Каждый человек от рождения наделен определенными задатками. Но главное здесь то, что задатки неспецифичны по отношению к способностям, то есть на основе задатков нельзя предсказать, какие именно способности разовьются, сформируются на их основе. Возьмем игру в баскетбол. Существуют определенные задатки, благоприятствующие этому, и самый элементарный из них - высокий рост. На основании этих задатков производится отбор, и люди с этими задатками имеют больший шанс добиться успеха в данной деятельности. Но люди, не имеющие этих задатков, могут компенсировать это за счет другого построения деятельности – или за счет развития прыгучести, или за счет развития подвижности и т. д. То есть любая деятельность многовариантна и открывает путь для оптимального использования индивидуальных особенностей через развитие индивидуального стиля.

Классификация.

Одно из оснований классификации - степень естественности способностей:

- природные (естественные) способности (то есть  биологически обусловленные),

- специфические  человеческие способности (имеющие  общественно-историческое происхождение.

Естественными элементарными способностями являются:

- восприятие,

- память,

- основы  коммуникации.

Задатки человека и задатки животного — не одно и то же. У человека на базе задатков формируются способности. Формирование способности происходит при наличии элементарного жизненного опыта, через механизмы научения и т.д.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Психология"