Шпаргалка по дисциплине "Психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2014 в 14:22, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Психология".

Файлы: 1 файл

Psikhologia_4-46.docx

— 295.53 Кб (Скачать файл)

 

11.Когнитивная психология. Сторонники утврдают,что чеовек-не машина,слепо и механически реалирующая на внутренние факторы или на события внешнего мира,напротив,разуму человека достуно большее:анализирвать информацию о реальной действтельности,проводить сравнения,принимать решения,разрешать проблемы,встающие перед ним. Пиаже поставил цель узнать каким образом человек познает реальный мир,изучая закономерности развития мышления у ребенка и пришел к выводу,что когнитивное развитие представляет собой результат постепенного порцесса,состаящего из последовательных стадий. Развитие интеллекта ребенка порисходит в результате постоянных поисков равновесия межу тем,что ребенок знает,и тем,что он стремится понять.Все дети проходят эти стадии

Когнитивные теории личности исходят из понимания человека как «понимающегос,анализирующегося» поскольку человек находится в мире инфо.которую надо понять,оценить,использовать.Поступок человекавключает 3 компонента:само действие,мысли и чувства.

После реакции человека в той или иной степени осуществляет субъективный анализ своего поведения,степени его успешности,на основе чего осуществляет необходимую коррекцию или делает какие-то выводы на будущее.б

 

12.Гуманистичекая психология-изучает здорове,гармоничные личности,достигшие вершины личностного развития,вершины»самоактуализации».Такие «самоактуализирующиеся»личности,составляют 1-4%от общего кол-ва юдей,а остальные находятся на той или иной ступени развития.

Маслоу разработал «иерархию потребностей»: 1-физиологические потребности-это низшие,управляемые органами тела птребности,как дыхание,пищевая,сексуальная,потребность в самозащите. 2-потребность в надежности-стремление к материальной надежности,здоровью,обеспечиванию в старости.3-соц.потр.Удовлетворение их пртребностей необъективно и трудоописуемо.Одного человека удовлетворяют очень немногие контакты с другими людьми,в другом человеке эта потребность в общении выражается очень сильно.4-потр.в уважении,осознании собственного достоинства-здесь идет речь об уважении,престиже,соц.успехе.Вряд ли эти потребности удовлетворяются отдельным лицом,для этого трбуется группы.5-потр.в развитии личности,в осществлении самого себя,в самореализации,самоактуализации,в осмыслении своего назначения в мире.

Принципы мотивации человека:

1-мотивы  имеют иерархическую структуру 2-чем  выше уровень мотива,тем менее жизненно необходимыми являются соответствующие потребности:тем дольше можно задержать их реализацию 3-пока не удовлетворены нижние потребности,высшие остаются сравнительно неинтересными.Смомента выполнения низшие потребности перестают быть потребностями,они теряют мотивирующую силу. 4-с повышением потребностей повышается готовность к большей активности. Таким образом,возможность к удовлетворению высших потребностей является большим стимулом активности,чем удовлетворение низших.

 

13.Рефлексология В.М.Бехтерев методы рефлексологии, которая представляла собой фактически направление физиологической психологии, обеспечат возможность объективного изучения не только психической деятельности здоровых и взрослых людей, но и психики младенцев, душевнобольных, животных. Противопоставляя рефлексологию классической психологии, которую он именовал субъективной психологией, Бехтерев вводил новую терминологию. Даже понятие "психическая" или "нервно-психическая деятельность" было переименовано им в "соотносительную деятельность", а "психические процессы" стали соответственно обозначаться как "соотносительные процессы".

методы рефлексологии, которая представляла собой фактически направление физиологической психологии, обеспечат возможность объективного изучения не только психической деятельности здоровых и взрослых людей, но и психики младенцев, душевнобольных, животных. Противопоставляя рефлексологию классической психологии, которую он именовал субъективной психологией, Бехтерев вводил новую терминологию. Даже понятие "психическая" или "нервно-психическая деятельность" было переименовано им в "соотносительную деятельность", а "психические процессы" стали соответственно обозначаться как "соотносительные процессы".

"Рефлексология, - по определению Бехтерева, - в  частности рефлексология человека, есть научная дисциплина, ставящая  своей задачей изучение ответных  реакций в связи с внешними  и внутренними раздражителями  и вообще всех соотношений  с окружающим миром человеческой  личности как биосоциального  существа, например, ее действий  и поступков, поведения вообще, устной  и письменной речи, мимико-соматических  соотношений, наследственно-органических  рефлексов или инстинктов и  простых рефлексов".

Он считал, что методы рефлексологии, которая представляла собой фактически направление физиологической психологии, обеспечат возможность объективного изучения не только психической деятельности здоровых и взрослых людей, но и психики младенцев, душевнобольных, животных. Противопоставляя рефлексологию классической психологии, которую он именовал субъективной психологией, Бехтерев вводил новую терминологию. Даже понятие "психическая" или "нервно-психическая деятельность" было переименовано им в "соотносительную деятельность", а "психические процессы" стали соответственно обозначаться как "соотносительные процессы"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14.Культурно-историческая теория  Л.С. Выготского. По теории Выготского, развитие мышления и других психических функций происходит в первую очередь не через их саморазвитие, а через использование ребенком "психологических орудий", путем овладения системой знаков-символов, таких как - язык, письмо, система счета. Развитие мышления, восприятия, памяти и других психических функций происходит через этап (форму) внешней деятельности, где культурные средства имеют вполне предметный вид и психические функции действуют вполне внешне, интрапсихически. Только по мере отработки процесса деятельность психических функций сворачивается,интериоризируется, вращивается, переходит из внешнего плана во внутренний, становится интерпсихической. В процессе своей отработки и сворачивания вовнутрь психические функции приобретают автоматизированность, осознанность и произвольность. Если возникает затруднение в мышлении и других психических процессах, всегда возможна экстериоризация - вынесение психической функции вовне и уточнение ее работы во внешне-предметной деятельности. Замысел во внутреннем плане всегда может быть отработан действиями во внешнем плане. Как правило, на этом первом этапе внешней деятельности все, что делает ребенок, он делает в сотрудничестве, вместе со взрослыми. Именно сотрудничество с другими людьми является главным источником развития личности ребенка, а важнейшей чертой сознания является диалогичность. Л.С. Выготский вводит понятие "зона ближайшего развития" - это то пространство действий, которые ребенок пока не может выполнить сам, но может осуществить вместе со взрослыми и благодаря им. По взглядам Выготского, только то обучение является хорошим, которое упреждает развитие.Для Выготского личность есть понятие социальное, то, что в нем привнесено культурой. Личность "не врожденна, но возникает в результате культурного развития" и "в этом смысле коррелятом личности будет отношение примитивных и высших реакций". Другой аспект теории Л.С. Выготского - представление о развитии не как о ровно-постепенном, а как о стадиальном, ступенчатом процессе, где периоды ровного накопления новых возможностей сменяются этапами кризиса. Кризис, для Выготского, это бурный, иногда драматический этап слома (или переосмысления) старого багажа и формирование нового способа жизни. Кризисы бывают болезненны, но они, по взглядам Выготского, неизбежны. С другой стороны, явное неблагополучие ребенка во время кризиса вовсе не закономерность, а лишь следствие неграмотного поведения родителей и других взрослых, воспитывающих ребенка.И еще один важнейший момент, где Л.С. Выготский оказался, похоже, первооткрывателем, это тезис об активности ребенка. О чем идет речь? Обычно ребенок рассматривался как некоторый объект, подвергающийся активности взрослого - воздействию внушений, положительных или отрицательных подкреплений. И даже если в трудах Б. Скиннера оперантное обусловливание вроде бы говорит об активности того, чье поведение так или иначе подкрепляется, Скиннер никогда не рассматривал ребенка как того, кто сам активно влияет на взрослого, нередко управляя им в большей степени, чем взрослый управляет ребенком.

 

15) Теория деятельности в трудах  А.Н. Леонтьева.

В основу теории был положен диалектический принцип марксистской философии: «Бытие порождает сознание».  Он утверждал первичность материи и вторичность сознания. Леонтьев на основе этого считал, что психика это особый вид деятельности. Деятельность понималась как такое взаимодействие со средой, в результате которого возникает идеальный образ этой среды, который затем начинает регулировать поведением.Основные положения: - основной характеристикой человеческой деятельности является её предмет, т.е. начало взаимодействия с предметом, а потом с его образом. Предмет деятельности это то, на что направлена активность. В качестве предмета может выступать материальный предмет или идеальный предмет (мысли, чувства, переживания). – генетически исходной является предметная практическая деятельность человека. От неё возникают все другие виды психической деятельности,

познавательной, интеллектуальной, мыслительной. Происходит это благодаря процессу интериоризации, при котором внешние практические действия становятся внутренними действиями, переходят во внутренний план сознания.

15.Психологическая  теория деятельности А.Н.Леонтьев.

Согласно теории деятельности Леонтьева, деятельность человека носит сознательный характер, предполагает осознание цели и путей ее достижения, предвидение результата. Когда человек не осознает поставленной перед ним цели, нет оснований говорить о деятельности в человеческом смысле слова: в этом случае можно лишь констатировать, что имеет место импульсивное поведение, которое непосредственно управляется биологическими потребностями и эмоциями.

Даже элементарные формы психической деятельности, простейшие познавательные процессы целесообразны по своей сути. Как показали исследования отечественных психологов(Леонтьев, С.Л.Рубенштейн, А.А.Смирнов), протекание и развитие различных психических процессов существенно зависят от структуры и содержания деятельности, ее мотивов, целей и способов осуществления.

Выделяются два основных плана психологического анализа деятельности: внешний и внутренний. Внешняя характеристика деятельности предполагает оперирование понятиями *субъект* и *объект*, *условия* и *средства*…

Внутренняя характеристика описывает побуждающие ее мотивы, цели, способы планирования и формы регуляции.

 

16.Принцип единства сознания и деятельности

Понятия сознания и деятельности — узловые категории психологической науки. Систематическая разработка этого принципа в советской психологии началась в 30-е годы (СЛ.Рубинштейн, А.НЛеонтьев, Б.ГАнаньев, Б.М.Теплов и др.).

С.Л.Рубинштейн впервые выдвинул положение о единстве сознания и деятельности, поведения. Он писал, что «деятельность и сознание — не два в разные стороны обращенных аспекта. Они образуют органическое целое — не тождество, но единство».

Хотя в то время этот принцип еще не соотносился с принципом развития, тем не менее он сразу приобрел важное методологическое значение. В нем утверждалось, что не может быть деятельности без сознания и сознания без деятельности- Тем самым защищалось положение о возможности через деятельность изучать сознание и открывалась дорога для объективного исследования психики и сознания: от деятельности, ее продуктов — к выявляющимся в ней психическим процессам. Таким образом, принцип единства сознания и деятельности становится основой всех объективных методов психологии.

Введение этого принципа ставило теоретические и методологические задачи раскрытия состава и структуры деятельности. Необходимо было преодолеть идущую от психологии сознания точку зрения, что психика — это внутреннее, а деятельность — внешнее. В действительности психика, сознание не является чем-то внутренним. Точно так же деятельность никоим образом не сводится только к внешнему: она имеет внешнюю сторону, но эта сторона не характеризует деятельность однозначно. Единство сознания и деятельности выражается в том, что сознание и все психические свойства индивида в деятельности не только проявляются, но и формируются: психические свойства личности — и предпосылка и результат ее поведения.

По определению С Л.Рубинштейна, сама деятельность является единством внешнего и внутреннего. Сознание и психика в таком случае оказываются внутренней характеристикой деятельности, а свойство деятельности — протекать в форме извне наблюдаемого поведения — может рассматриваться как характеристика самой психики. Следовательно, говоря о психике, психолог имеет в виду не отдельное самостоятельное явление, но сторону или неотъемлемую часть деятельности. Говоря же о психике, он должен подразумевать некоторую целостную систему, характеризуемую и с внутренней и с внешней стороны. Деятельность, напротив, оказывается той системой, внутри которой функционирует психика. Принцип единства сознания и деятельности позволяет ученым, изучая поведение, деятельность, выяснять те внутренние психологические механизмы, которые обеспечивают успешность достижения целей деятельности, т.е. открывать объективные закономерности психики.

Применение принципа единства сознания и деятельности к изучению психических процессов, свойств и состояний позволило объяснить многие явления, прежде казавшиеся непонятными, выявить некоторые важные закономерности психического развития человека. В свете этого принципа разрабатываются понятийный аппарат психологии и методы конкретно-научных исследовании.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Психология"