Шпаргалка по дисциплине "Психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2014 в 14:22, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Психология".

Файлы: 1 файл

Psikhologia_4-46.docx

— 295.53 Кб (Скачать файл)

Виды мышления (стадии развития)

1. Наглядно-действенное  мышление, первые проявления которого  у ребенка можно наблюдать  в конце первого – начале  второго года жизни, еще до  овладения им активной речью.

Примитивная чувственная абстракция, при которой ребенок выделяет одни стороны и отвлекается от других, приводит к первому элементарному обобщению. В результате создаются первые неустойчивые группировки предметов в классы и причудливые классификации.

2. Наглядно-образное  мышление возникает у дошкольников  в возрасте 4-6 лет. Связь мышления  с практическими действиями хотя  и сохраняется, но не является  такой тесной, прямой и непосредственной, как раньше. В ряде случаев  не требуется практического манипулирования  с объектом, но во всех случаях  необходимо отчетливо воспринимать  и наглядно представлять объект. То есть дошкольники мыслят  лишь наглядными образами и  еще не владеют понятиями (в  строгом смысле). Существенные сдвиги  в интеллектуальном развитии  ребенка возникают в школьном  возрасте, когда его ведущей деятельностью  становится учение, направленное  на усвоение понятий по различным  предметам. Формирующиеся у младших  школьников мыслительные операции  еще связаны с конкретным материалом, недостаточно обобщены; образующиеся  понятия носят конкретный характер. Мышление детей этого возраста  является понятийно-конкретным. Но  младшие школьники овладевают  уже и некоторыми более сложными  формами умозаключений, осознают  силу логической необходимости.

Школьникам в среднем и старшем возрастах становятся доступны более сложные познавательные задачи. В процессе их решения мыслительные операции обобщаются, формализуются, благодаря чему расширяется диапазон их переноса и применения в различных новых ситуациях.

Совершается переход от понятийно-конкретного к абстрактно-понятийному мышлению.

3. Словесно-логическое  мышление – вид мышления, осуществляемый  при помощи логических операций  с понятиями. При словесно-логическом  мышлении оперируя логическими  понятиями, субъект может познавать  существенные закономерности и  ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой  реальности. Развитие словесно-логического мышления перестраивает и упорядочивает мир образных представлений и практических действий.

Так же выделяют

1.Теоретическое  мышление направлено на решение  теоретических задач, опосредованно  связанных с практикой.

2.Практическое  мышление направлено на решение  теоретических задач, возникающих  в ходе практической деятельности.

 

1.Дискурсивное  мышление совершается путем логических  умозаключений, приводящих к пониманию  основного принципа, закономерности.

2.Интуитивное  мышление осуществляется как  непосредственное «схватывание»  ситуации, нахождение решения без  осознания путей и условий  его получения.

 

1.Репродуктивное, или шаблонное, мышление – это  воспроизводящее мышление.

2.Продуктивное, или творческое, мышление – это  мышление, вырабатывающее новую  стратегию, оригинальный путь решения  проблемы.

По С.Л.Рубенштейну , всякий мыслительный процесс является актом, направленным на решение определенной задачи, постановка которой включает в себя цель и условия. Мышление начинается с проблемной ситуации, потребности понять. При этом решение задачи является естественным завершением мыслительного процесса, а прекращение его при недостигнутой цели будет воспринято субъектом как срыв или неудача. С динамикой мыслительного процесса связанно эмоциональное самочувствие субъекта, напряженное в начале и удовлетворенное в конце.

 

 

 

Творческое мышление - Одна из удивительнейших способностей человеческого разума - решать интеллектуальные задачи творчески, то есть не по заранее освоенному алгоритму, а гибко, адаптивно и с некоторой долей предприимчивости. Соответственно, не творческое мышление - решение интеллектуальных задач по заранее освоенному алгоритму.

 

29.Характеристика воображения.

Воображение — психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятия и представлений, полученных в предшествующем опыте.

Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний

Большое значение воображение имеет в жизни человека, оно влияет на его психические процессы и состояния, и даже на организм. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разное время, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.

Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны.

От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его именуют мечтой.

Виды воображения:

Пассивное воображение: образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека (сновидения, грезы).

Активное воображение: характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

Продуктивное воображение: отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.

Репродуктивное воображение: ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память.

Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно они - результат нарушений психики или работы организма - сопровождают многие болезненные состояния.

Грёзы в отличие от галлюцинаций - это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым.

Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, т.е. в принципе осуществима. Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувство беспокойства, вины, агрессивности.

Творческое воображение- предполагает самостоятельное создание образа, вещи, признака, не имеющих аналогов, новых; реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности.

1) новизна  объективная - если образы и идеи  оригинальны и не повторяют  чего-либо, имеющегося в опыте  других людей;

2) новизна  субъективная - если они повторяют  ранее созданные, но для данного  человека являются новыми и  оригинальными. Воображение творческое  нередко выступает как временно  исполняющее обязанности мышления  логического. Дело в том, что оно  направлено на вскрытие реально  существующих связей и отношений - как бы вычерпывает знания  из предметов и явлений. В строгом  смысле мышление логическое возможно, когда имеется достаточно сведений  или их можно добыть логическим  же путем. А если их мало и добыть невозможно, помогают интуиция и воображение творческое, создавая пропущенные звенья и увязывая факты в систему, коя служит в качестве временных "лесов", покуда посредством мышления не будут найдены реальные, соответственные действительности факты и связи между ними, подтверждающие или отвергающие работу воображения. Такая роль воображения творческого неодинакова в различных областях деятельности: так, в научном поиске его роль несколько меньше, чем в литературном творчестве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30.Характеристика речи.

Речь – процесс общения людей посредством языка; часто рассматривается как особый вид деятельности.

Язык – система словесных знаков, опосредствующих психическую деятельность; а также средство общения, реализуемое в речи.

Виды речи:

1.Внешняя – общение между людьми при помощи разговора или различных технических устройств.

2.Внутренняя  – речь, направленная на себя. Носит свернутый сокращенный  характер.

3.Устная – отличается сокращенным количеством слов и простой грамматической конструкцией.

4.Письменная – отличается сложной смысловой программой и очень четким замыслом.

5.Диалогическая  – речь, при которой активно  в равной степени все ее  участники. Возникает как ответ  на вопрос, не требует специальной  подготовки.

6.Монологическая  – развернутая и связная речь. Предъявляет высокие требования  к говорящему (доклад, лекция).

На протяжении тысячелетий эволюции развитие органов звуковой речи проходило одновременно с общим физическим и психическим развитием человека как вида.

Одной из биологических предпосылок развития способности произнесения членораздельных звуков стало наличие у человекоподобных предков людей гораздо большей, чем у других животных, подвижности губ и языка, которая в дальнейшем все более увеличивалась. Увеличение подвижности губ и языка было обусловлено целым рядом анатомических изменений:

- укорачиванием  и расширением нижней челюсти, так что форма ее постепенно  превращалась из остроугольной в подковообразную,

- развитием  подбородочного выступа (являющегося  местом прикрепления некоторых

мышц, задействованных в речевых движениях),

- уменьшением  клыков,

- увеличением  свободной полости рта.

Последнее обеспечило увеличение подвижности языка и возможность более совершенного резонирования звука, производимого вибрацией голосовых связок гортани, от чего прежде всего зависят различные звуковые гласные.

Следует сказать, что системы, обеспечивающие речь у современного человека, могут быть разделены на две группы:

- периферические (голосовой аппарат и органы  слуха),

- центральные (определенные структуры головного  мозга).

К центральным относятся определенные структуры головного мозга, к периферическим — голосовой аппарат и органы слуха.

Голосовой аппарат состоит из:

- органов  дыхания,

- гортани,

- полости  рта,

- полости  носа.

Органы дыхания обеспечивают ток воздуха, заставляющий вибрировать голосовые связки гортани, колебание которых и создает звуковую волну. К органам дыхания относятся легкие и мышцы, приводящие их в движение.

Слуховая зона коры у человека относительно больше аналогичной зоны коры головного мозга обезьяны. Однако эти различия выражаются не только в количественных показателях — увеличении площади слуховой зоны, но и качественно - у человека в этой зоне находятся специализированные речевые центры.

В левом полушарии локализуется специфический слуховой центр речи — центр Вернике. При нарушении деятельности этого центра человек теряет способность различать (узнавать) слова, хотя отдельные слуховые ощущения у него остаются ненарушенными. Такое явление получило название сенсорной афазии. Центр Вернике обеспечивает различение звуков речи. Центр Вернике отсутствует у животных.

Слуховой центр Вернике связан с другим специфическим речевым центром коры — центром Брока, который находится в задней части третьей лобной извилины левого полушария. Это двигательный центр речи. Нарушение нормального функционирования данного центра выражается потере способности произносить слова (то есть специальные последовательности звуков). Внешне у человека остается способность произносить какие-либо звуки, сохраняется способность двигать языком, поскольку центр, отвечающий за движения голосового аппарата, находится в передней центральной извилине, но он как бы теряет "память приемов произнесения слов", т. е. нарушается интеграция отдельных звуков в слова.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Психология"