Шпаргалка по дисциплине "Психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2014 в 14:22, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Психология".

Файлы: 1 файл

Psikhologia_4-46.docx

— 295.53 Кб (Скачать файл)

 

3) как  долго сохраняется запомненное. Это кратковременная, долговременная  и оперативная па¬мять.

 

Двигательная (или моторная) память позволяет запоми¬нать умения, навыки, различные движения и действия. Если бы не было этого вида памяти, то человеку всякий раз приходилось бы заново учиться ходить, писать, выпол¬нять разнообразную деятельность.

 

Эмоциональная память помогает помнить чувства, эмо¬ции, переживания, которые мы испытывали в тех или иных ситуациях. К.С. Станиславский писал об эмоциональной памяти: «Раз вы способны бледнеть, краснеть при одном воспоми¬нании об испытанном, раз вы боитесь думать о давно пе¬режитом несчастье, - у вас есть память на чувствования, или эмоциональная память».

 

Эмоциональная память имеет большое значение в фор¬мировании личности человека, являясь важнейшим усло¬вием его духовного развития.

 

Смысловая, или словесно-логическая память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, размышлений, словесных формулировок. Форма воспроизведения мысли зависит от уровня речевого раз¬вития человека. Чем менее развита речь, тем труднее вы¬разить смысл своими словами.

 

Образная память. Этот вид памяти связан с нашими орга¬нами чувств, благодаря которым человек воспринимает ок¬ружающий мир. В соответствии с нашими органами чувств различают 5 видов образной памяти: слуховую, зрительную, обонятельную, вкусовую, тактильную. Эти виды образной памяти развиты у человека неравномерно, какой-либо все¬гда является преобладающим.

 

Произвольная память предполагает наличие специаль¬ной цели запомнить, которую ставит человек и применя¬ет для этого соответствующие приемы, производит воле¬вые усилия.

 

Непроизвольная память не предполагает специальной цели запомнить или припомнить тот или иной матери¬ал, случай, явление, они запоминаются как бы сами собой, без применения специальных приемов, без воле¬вых усилий. Непроизвольная память - неиссякаемый ис¬точник познания. В развитии памяти непроизвольное за¬поминание предшествует произвольному. Очень важно понять, что человек непроизвольно запоминает не все подряд, а то, что связано с его личностью и деятельно¬стью. Непроизвольно запоминается прежде всего то, что нам нравится, на что мы обратили случайно внимание, над чем мы активно и с увлечением работаем. Поэтому непроизвольная память тоже имеет активный характер. Непроизвольная память есть уже у животных. Однако «животному вспоминается, но животное не вспоминает. В человеке же мы различаем ясно оба эти явления памя¬ти» (К. Ушинский). Лучший способ запомнить и надолго сохранить в памяти - применить знания на практике. Кроме того, память не желает удерживать в сознании то, что противоречит установкам личности.

 

По длительности сохранения информации выделяются следующие уровни (стадии) памяти:

 

 

1.Мгновенная  память связана с инерционностью  органов чувств. Эта память не  поддается произвольному управлению. Образ в мгновенной памяти  не обладает константностью –  это образ ощущения, а не восприятия. Мгновенная память обеспечивает  слитное восприятие мира.

2.Кратковременная  память. Здесь сохраняется информация, к которой привлечено внимание. Информация сохраняется не в  неизменном виде – она обрабатывается  и интерпретируется. Для кратковременной  памяти возможно произвольное  управление с помощью повторения  или символизации. Объем кратковременной  памяти равен 7 ± 2 единиц (Г. Эббингауз, 1885). См.:Грановская Р. М.

 

 

3.Промежуточная (буферная) память – промежуточная  инстанция между кратковременной  и долговременной памятью. Здесь  информация сохраняется до возможности  перевести ее в долговременную  память. Очищение буферной памяти  и категоризация информации, накопленной  за день, происходит во время  сна.

4.Долговременная  память не ограничена по объему  и времени сохранения информации. Но не всегда информация может  быть вовремя извлечена. Доступность  информации определяется организацией  хранения. Имеется два типа хранения  информации в долговременной  памяти: с произвольным доступом  к информации (информация непрерывно  преобразуется) и без произвольного  доступа (информация хранится в  неизменном виде).

 

Скорость извлечения информации из долговременной памяти зависит от следующих факторов:

 

величины класса (количества альтернатив, из которых производится выбор);

ценности информации;

установки человека;

логической категоризации.

 

Факторы, определяющие сохранение информации в долговременной памяти:

 

привычность материала;

контекст;

принцип специфичности кодирования;

мотивация;

углубление в изучаемый материал.

 

Процессы памяти

 

 

1Запечатление  начинается на стадии мгновенной  памяти, углубляется во время  передачи информации в кратковременную  память и укрепляется в долговременной  памяти (где происходит анализ  и идентификация информации).

2.Хранение  – накопление материала в памяти. Хранение по-разному осуществляется  для эпизодической (автобиографической) и семантической памяти. В эпизодической  памяти хранится информация о  различных событиях нашей жизни. Семантическая память содержит  правила, лежащие в основе языка  и различных мыслительных действий. Здесь же хранятся структуры, свойственные данной культуре. Семантическая  память служит своего рода  каркасом для событий текущей  жизни, которые хранятся в эпизодической  памяти.

 

Способы организации информации в памяти:

 

пространственная организация, лежащая в основе построения "когнитивных карт" (позволяет установить связи и "опорные точки" в физическом пространстве);

ассоциативная организация (группировка элементов с какими-либо общими признаками);

иерархическая организация (каждый элемент информации относится к определенному уровню в зависимости от того, какой категории – более общей или более частной – он соответствует).

3.Воспроизведение (извлечение). Информация всегда  воспроизводится на основе той  структуры, в составе которой  она запоминалась. Извлечение информации  может осуществляться двумя путями: узнаванием и воспоминанием.

 

Поскольку очень важную роль в извлечении информации из памяти играет контекст, человеку всегда легче узнать какую-то информацию, чем вспомнить. Именно узнавание, а не воспоминание считают более чувствительным показателем фактического объема усвоенного материала.

 

 

4.Забывание  – процесс, необходимый для эффективной  работы памяти. С помощью забывания  человек поднимается над бесчисленным  количеством конкретных деталей  и облегчает себе возможность  обобщения. Забыванием трудно управлять.

 

Факторы, влияющие на забывание:

 

возраст;

характер информации и степень ее использования;

интерференция: проактивная интерференция, связанная с событиями, происходящими до запоминания информации; ретроактивная интерференция, связанная с событиями, происходящими после запоминания материала;

подавление (активное, по Фрейду, забывание, торможение следов памяти на уровне сознания и вытеснение их в область бессознательного. Современные психологи предпочитают говорить о мотивированном забывании. С помощью него человек пытается "уйти" от неприятных сторон той или иной ситуации).

Патологические изменения памяти являются типичными для экзогенно-органических психических нарушений, т.е. их проявление после черепно-мозговых травм, сосудистого, инфекционного заболевании головного мозга, нейроинтоксикации является закономерным.

 

• Амнезии – расстройство памяти в виде нарушения способности запомнить, хранить и воспроизводить информацию.

• Фиксационная амнезия – характеризуется нарушением запечатления получаемой человеком информации, резко ускоренным процессом забывания.

• Перфорационная амнезия – информация фиксируется частично, часть ее не запечатлевается. Ретроградная амнезия – нарушения памяти, при котором не возможно воспроизведение информации, приобретенной до возникшего с пациентом эпизода нарушенного сознания.

• Антероградная амнезия – трудности воспроизведения затрагивают время после эпизода нарушенного сознания.

• Антероретроградная амнезия – оба периода времени.

Парамнезии (психопатологические мнестические расстройства):

• Конфабуляции – обманы памяти при которых неспособность запечатлевать события и воспроизводить их приводит к воспроизведению вымышленных, не имевших местах событий.

• Псевдореминисценции – нарушении хронологии в памяти, при котором отдельные имевшие место в прошлом события переносятся в настоящие ( в крайнем своем выражении проявляется экмнезией – «жизнью в прошлом»).

• Криптомнезии – расстройство памяти, про которых больной присваивает чужие мысли, действия себе.

 

28.Общая характеристика мышления

 

Мышление — психич. процесс отражения и познания существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

Мыслит. процесс –  процесс, кот. предшествует осознание исходной ситуации (условия задачи), кот.  является сознательным и целенаправленным, оперирует понятиями и образами и кот. заверш. каким-либо результатом (переосмысление ситуации, нахождение решения, формир-е суждения, и т.п.).

Операции М-я:

1.Сравнение  – мышление сопоставляет вещи, явления и их св-ва, выявляя сходства и различия, что приводит к классификации.

2.Анализ  – мысленное расчленение предмета, явления или ситуации для выделения  составляющих элементов.

3.Синтез  – обратный анализу процесс, кот. восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения.

4.Анализ  без синтеза приводит к механическому  сведению целого к сумме частей, невозможен синтез без анализа, так как он должен восстановить  целое из выделенных анализом  частей.

5.Абстракция  – когнитивный процесс – выделение  одной какой-либо стороны, свойства  и отвлечение от остальных.

6.Обобщение (генерализация) – продукт мыслит.  деят-ти, форма отражения общ. признаков и качеств явлений действительности; отбрасывание единичных признаков при сохранении общ., с раскрытием существенных связей. Простейшие обобобщения заключ. в объединении, группировки объектов на основе отдельного, случайного признака (синкретические объединения). Сложнее комплексное обобщение, когда группа объектов объединяется в единое целое по разным основаниям.

Формы мыш-я:

1.Суждение  явл. основной формой результата мыслит. процесса; форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо. Виды: истинные и ложные.

2.Понятие  – форма мышления, отражающая  существенные свойства, связи и  отношения предметов и явлений, выраженная словом или гр. слов. Понятия могут быть общими, единичными, конкретными и абстрактными.

3.Умозаключение  – форма мышления, при кот. на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Формы: индуктивные и дедуктивные: индукция – логический вывод в процессе мышления от частного к общему; дедукция – от общего к частному.

Физиологической основой мышления являются временные нервные связи (условные рефлексы), которые образуются в коре больших полушарий.

Эти условные рефлексы возникают под воздействием вторых сигналов (слов, мыслей), отражающих реальную действительность, но возникают обязательно на основе первой сигнальной системы (ощущений, восприятий, представлений).

В отличие от ощущений, восприятий и памяти, второсигнальные связи представляют собой более сложные системы, отражающие различные отношения между предметами и явлениями.

В процессах мышления обе сигнальные системы тесно связаны друг с другом. Вторая сигнальная система дает возможность безграничной ориентации в окружающем мире; через нее создается и «высшее приспособление человека — наука» (Павлов).

Но вторая сигнальная система опирается на первую. Если же слова лишены для человека определенного реального значения, если человек не может соотнести их с какими-то конкретными предметами и явлениями, то такие слова перестают быть сигналами действительности.

Мышление протекает нормально только при участии обеих сигнальных систем, но ведущая роль остается за второй сигнальной системой, так как слово является более богатым по содержанию сигналом, оно связано с процессами отвлечения и обобщения.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Психология"