Шпаргалка по дисциплине "Психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2014 в 14:22, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Психология".

Файлы: 1 файл

Psikhologia_4-46.docx

— 295.53 Кб (Скачать файл)

У большинства животных (за исключением примитивных форм, у которых отсутствует нервная система) возможно поведение, связанное с научением. Оно не передаётся по наследству. Научение – это адаптивное изменение индивидуального поведения в результате предшествующего опыта. Оно осуществляется у разных видов и в разных обстоятельствах по-разному. Научение может быть как кратковременным, так и постоянным, а его устойчивость зависит от памяти – способности хранить и извлекать информацию из предыдущего опыта. Без памяти научение невозможно.

Природа памяти не раскрыта до сих пор. Возможно, к ней имеет отношение существование замкнутых цепей нейронов, в которых возбуждение может циркулировать по кругу, сохраняя таким образом информацию. Однако большинство исследователей склоняется к тому, что в таких системах информация может храниться только небольшое время. Нарушения кратковременной памяти могут происходить в процессе старения или при сотрясении головного мозга. По другой гипотезе, память, особенно её долговременная составляющая, связаны с устойчивыми биохимическими изменениями в головном мозге, что подтверждается введением нервной ткани обученных животных в мозг необученным (при этом сокращается время научения). По-видимому, память – совокупность как перечисленных механизмов, так и других, о которых мы имеем весьма смутное представл

 

 

 

 

 

 

23.Структура психики человека. Сознание  как высший уровень развития  психики.

В своих проявлениях психика сложна и многообразна. Выделяются три большие группы психических явлений, а именно:

1) психические  процессы;

2) психические  состояния;

3) психические  свойства.

 

Психические процессы — это динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений.

Они подразделяются на познавательные (к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение), эмоциональные (активные и пассивные переживания), волевые (решение, исполнение, волевое усилие и т. д).

 

Психическое состояние — определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При каком-то одном умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, а при другом — трудно и неэффективно. Наиболее изучены:

♦ общее психическое состояние, например внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности;

♦ эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное настроение, состояние депрессии, воодушевления, творческое состояние и т. п.).

Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности,

Под психическими свойствами следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для того или иного человека.

Они синтезируются и создают сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:

1) жизненную  позицию (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность  и уровень активности человека);

2) темперамент (систему природных свойств личности (подвижность, уравновешенность поведения  и тонус активности), характеризующую  динамическую сторону поведения);

3) способности (систему интеллектуально-волевых  и эмоциональных свойств, определяющую  творческие возможности личности);

4) характер  как систему отношений и способов  поведения.

 

Человек — это биосоциальное существо, жизнь которого обусловлена биологическим и социальными факторами одновременно. Поэтому он выступает связующим звеном между природой и обществом. Это также означает, что человек, субъект деятельности, может быть понят лишь как личность и индивид (целостный организм одновременно). Невозможно исследовать его отношения с миром, не исследуя сложнейшую структуру человека, а последнюю нельзя понять без его системы отношений к обществу и природе, частью которых он является.

Неразумным было бы противопоставлять изучение психических процессов и личности. Подобно физике, рассматривающей мир от микро- до макроуровня и Вселенной, психология системно изучает человека — от психофизики сенсорных процессов до уровня целостной личности и массовых социально-психологических феноменов, а также общественных, культурных и исторических взаимодействий людей.

 

 

Сознание - высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира,  в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Вторая функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям.

Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания.  Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоций - формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием.  "Осознание переживания - это всегда установление его объективной отнесенности к причинам его вызывающим, к объектам, на которые оно направлено, к действиям, которыми оно может быть реализовано" (С. Л. Рубинштейн).

Сознание развивается у человека только в социальных  контактах и становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда.

Психику ребенка, младенца, вообще говоря, нельзя рассматривать как изолированную, самостоятельную психику. С самого начала существует устойчивая связь психики ребенка и психики матери. В пренатальный период и в постнатальный эту связь можно назвать психической (чувствен-ной) связью. Но ребенок является вначале только пассивным элементом этой связи, воспринимающей субстанцией, а мать, являясь носителем психики, оформленной сознанием, передает в психику ребенка не просто психофизическую, но и оформленную сознанием, человеческую информацию. Второй момент - это собственно деятельность матери. Мать любящим взглядом "вылавливает" и оценивает все ценное, с ее точки зрения, в первоначально беспорядочной реактивности организма ребенка и плавно, постепенно, любящим действием отсекает все отклоняющееся от социальной нормы. Так мать как бы вытягивает ребенка из органической реактивности, бессознательности и вводит, втягивает в человеческую культуру, в человеческое сознание. Известный психолог Фрейд отмечал, что "мать учит любить ребенка", она действительно вкладывает свою любовь (отношение) в психику  ребенка, поскольку  мать (ее образ) является для чувств и восприятия ребенка действительным центром всех актов, всех благ и неприятностей. Затем следует первичный акт сознания - это идентификация ребенка с матерью, т. е. ребенок пытается поставить себя на место матери, подражать ей, уподобить себя ей. Именно отсюда начинается жизненный  путь человека, его развитие сознания. За вычленением смысла, символа и идентификацией с ним следует активная деятельность ребенка по воспроизведению образцов человеческого поведения, речи, мышления, сознания, активная деятельность ребенка по отражению окружающего мира и регуляции своего поведения.

Но выполнение смысла культурного символа, образца влечет за собой его рационализированный слой сознания,  который может относительно самостоятельно развиваться  посредством механизма рефлексии, анализа (мыследеятельность). В некотором смысле, осознание противоположно рефлексии. Если осознание есть постижение целостности ситуации, дает картину целого, то рефлексия, напротив, членит это целое, например ищет причину затруднений, осуществляет анализ ситуации в свете цели деятельности. Таким образом, осознание является условием рефлексии, но в свою очередь рефлексия является условием для более высокого, глубокого и верного осознания, понимания ситуации в целом. Наше сознание в своем развитии испытывает многие идентификации, но выполняются, реализуются отнюдь не все.  Эти нереализованные потенции нашего сознания и составляют то, что мы обычно обозначаем термином "душа", которая есть большей частью несознаваемая часть нашего сознания.  Отсюда следует третий фундаментальный акт сознания ("развитие сознания") - осознавание своего невыполненного желания. Так круг развития замыкается и все возвращается к своему началу.

Выделяют 2 слоя сознания (В. П. Зинченко).

I. Бытийное  сознание (сознание для бытия), включающее  в себя: 1) биодинамические свойства  движений, опыт действий; 2) чувственные  образы.

II. Рефлективное  сознание (сознание для сознания),  включающее  в себя: 1) значение; 2) смысл.

Значение - содержание общественного сознания, усваиваемое человеком - операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения - понятия.

Смысл - субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Процессы взаимной  трансформации значений и смыслов (осмысление значений и означение смыслов) выступают средством диалога и взаимопонимания.

Эпицентром сознания является сознание собственного "Я".  Сознание:

1) рождается  в бытии,

2) отражает  бытие,

3) творит  бытие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24.Характеристика ощущения.

Ощущение - психический познавательный процесс отражения конкретных, отдельных свойств, качеств, сторон предметов и явлений материальной действительности, воздействующих на органы чувств в данный момент. Ощущение - это отражение свойств предметов окружающего мира, возникающее при их непосредственном воздействии на рецепторы.

Ощущения объективны, так как в них всегда отражен внешний раздражитель и одновременно субъективны, поскольку зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей человека.

Ощущение-это целостный рефлекс, объединяющий прямыми и обратными связями периферический и центральный отделы анализаторов.

Анализатор - система нервных клеток, обладающих способностью к восприятию раздражения, передаче, преобразованию, кодированию, детектированию.

Рецептор - нервная клетка или нервное окончание, имеющее повышенную чувствительность к тем или иным физическим агентам. Отличается от других клеток повышенным порогом чувствительности, специфической чувствительностью, рациональной локализацией на теле.

Виды ощущений по месту расположения рецепторов:

1. Экстерорецептивные ощущения (рецепторы находятся на поверхности тела): ощущения прикосновения и давления, температурные, болевые, вкусовые, зрительные, обонятельные, слуховые, осязание. Экстерорецептивные ощущения делятся на контактные и дистантные (в зависимости от пространственного расположения раздражителя). Дистантные: зрительные, слуховые ощущения. Контактные: тактильные, вкусовые ощущения.

2. Интерорецептивные ощущения (рецепторы находятся внутри тела): голод, жажда, удушье, половые ощущения, болевые внутренние ощущения.

3. Проприоцептивная чувствительность (рецепторы расположены в мышцах и связках): ощущения положения тела, движения, вибрационные ощущения.

Свойства ощущений:

1. Качество - основная особенность данного  ощущения, отличающая его от других  видов ощущений:

- слуховые  ощущения: по высоте, тембру, громкости:

- зрительные  ощущения: по насыщенности, цвету, тону  и др.

2. Интенсивность - количественная характеристика  ощущений, определяется силой действия  раздражителей и функциональным  состоянием реципиента.

3. Длительность - временная характеристика ощущений, определяется функциональным состоянием  органов чувств, главным образом - временем действия раздражителя  и ею интенсивностью. При воздействии  раздражителя на орган чувств  ощущение возникает не сразу, поскольку существует латентный  период ощущений. Латентный период  необходим для различения ощущений.

4. Пространственная  локализация раздражителя Пространственный  анализ осуществляется дистантными рецепторами, дает информацию о локализации раздражителя в пространстве. Контактные ощущения (тактильные, вкусовые, болевые) соотносятся с той частью тела, на которую воздействует раздражитель. Тактильные ощущения более точны, нежели болевые.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Психология"