Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2014 в 14:22, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Психология".
У большинства животных (за исключением примитивных форм, у которых отсутствует нервная система) возможно поведение, связанное с научением. Оно не передаётся по наследству. Научение – это адаптивное изменение индивидуального поведения в результате предшествующего опыта. Оно осуществляется у разных видов и в разных обстоятельствах по-разному. Научение может быть как кратковременным, так и постоянным, а его устойчивость зависит от памяти – способности хранить и извлекать информацию из предыдущего опыта. Без памяти научение невозможно.
Природа памяти не раскрыта до сих пор. Возможно, к ней имеет отношение существование замкнутых цепей нейронов, в которых возбуждение может циркулировать по кругу, сохраняя таким образом информацию. Однако большинство исследователей склоняется к тому, что в таких системах информация может храниться только небольшое время. Нарушения кратковременной памяти могут происходить в процессе старения или при сотрясении головного мозга. По другой гипотезе, память, особенно её долговременная составляющая, связаны с устойчивыми биохимическими изменениями в головном мозге, что подтверждается введением нервной ткани обученных животных в мозг необученным (при этом сокращается время научения). По-видимому, память – совокупность как перечисленных механизмов, так и других, о которых мы имеем весьма смутное представл
23.Структура психики человека. Сознание как высший уровень развития психики.
В своих проявлениях психика сложна и многообразна. Выделяются три большие группы психических явлений, а именно:
1) психические процессы;
2) психические состояния;
3) психические свойства.
Психические процессы — это динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений.
Они подразделяются на познавательные (к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение), эмоциональные (активные и пассивные переживания), волевые (решение, исполнение, волевое усилие и т. д).
Психическое состояние — определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.
Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При каком-то одном умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, а при другом — трудно и неэффективно. Наиболее изучены:
♦ общее психическое состояние, например внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности;
♦ эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное настроение, состояние депрессии, воодушевления, творческое состояние и т. п.).
Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности,
Под психическими свойствами следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для того или иного человека.
Они синтезируются и создают сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:
1) жизненную
позицию (систему потребностей, интересов,
убеждений, идеалов, определяющую избирательность
и уровень активности человека)
2) темперамент
(систему природных свойств
3) способности
(систему интеллектуально-
4) характер
как систему отношений и
Человек — это биосоциальное существо, жизнь которого обусловлена биологическим и социальными факторами одновременно. Поэтому он выступает связующим звеном между природой и обществом. Это также означает, что человек, субъект деятельности, может быть понят лишь как личность и индивид (целостный организм одновременно). Невозможно исследовать его отношения с миром, не исследуя сложнейшую структуру человека, а последнюю нельзя понять без его системы отношений к обществу и природе, частью которых он является.
Неразумным было бы противопоставлять изучение психических процессов и личности. Подобно физике, рассматривающей мир от микро- до макроуровня и Вселенной, психология системно изучает человека — от психофизики сенсорных процессов до уровня целостной личности и массовых социально-психологических феноменов, а также общественных, культурных и исторических взаимодействий людей.
Сознание - высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.
Вторая функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям.
Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания. Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоций - формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием. "Осознание переживания - это всегда установление его объективной отнесенности к причинам его вызывающим, к объектам, на которые оно направлено, к действиям, которыми оно может быть реализовано" (С. Л. Рубинштейн).
Сознание развивается у человека только в социальных контактах и становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда.
Психику ребенка, младенца, вообще говоря, нельзя рассматривать как изолированную, самостоятельную психику. С самого начала существует устойчивая связь психики ребенка и психики матери. В пренатальный период и в постнатальный эту связь можно назвать психической (чувствен-ной) связью. Но ребенок является вначале только пассивным элементом этой связи, воспринимающей субстанцией, а мать, являясь носителем психики, оформленной сознанием, передает в психику ребенка не просто психофизическую, но и оформленную сознанием, человеческую информацию. Второй момент - это собственно деятельность матери. Мать любящим взглядом "вылавливает" и оценивает все ценное, с ее точки зрения, в первоначально беспорядочной реактивности организма ребенка и плавно, постепенно, любящим действием отсекает все отклоняющееся от социальной нормы. Так мать как бы вытягивает ребенка из органической реактивности, бессознательности и вводит, втягивает в человеческую культуру, в человеческое сознание. Известный психолог Фрейд отмечал, что "мать учит любить ребенка", она действительно вкладывает свою любовь (отношение) в психику ребенка, поскольку мать (ее образ) является для чувств и восприятия ребенка действительным центром всех актов, всех благ и неприятностей. Затем следует первичный акт сознания - это идентификация ребенка с матерью, т. е. ребенок пытается поставить себя на место матери, подражать ей, уподобить себя ей. Именно отсюда начинается жизненный путь человека, его развитие сознания. За вычленением смысла, символа и идентификацией с ним следует активная деятельность ребенка по воспроизведению образцов человеческого поведения, речи, мышления, сознания, активная деятельность ребенка по отражению окружающего мира и регуляции своего поведения.
Но выполнение смысла культурного символа, образца влечет за собой его рационализированный слой сознания, который может относительно самостоятельно развиваться посредством механизма рефлексии, анализа (мыследеятельность). В некотором смысле, осознание противоположно рефлексии. Если осознание есть постижение целостности ситуации, дает картину целого, то рефлексия, напротив, членит это целое, например ищет причину затруднений, осуществляет анализ ситуации в свете цели деятельности. Таким образом, осознание является условием рефлексии, но в свою очередь рефлексия является условием для более высокого, глубокого и верного осознания, понимания ситуации в целом. Наше сознание в своем развитии испытывает многие идентификации, но выполняются, реализуются отнюдь не все. Эти нереализованные потенции нашего сознания и составляют то, что мы обычно обозначаем термином "душа", которая есть большей частью несознаваемая часть нашего сознания. Отсюда следует третий фундаментальный акт сознания ("развитие сознания") - осознавание своего невыполненного желания. Так круг развития замыкается и все возвращается к своему началу.
Выделяют 2 слоя сознания (В. П. Зинченко).
I. Бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя: 1) биодинамические свойства движений, опыт действий; 2) чувственные образы.
II. Рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя: 1) значение; 2) смысл.
Значение - содержание общественного сознания, усваиваемое человеком - операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения - понятия.
Смысл - субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и означение смыслов) выступают средством диалога и взаимопонимания.
Эпицентром сознания является сознание собственного "Я". Сознание:
1) рождается в бытии,
2) отражает бытие,
3) творит бытие.
24.Характеристика ощущения.
Ощущение - психический познавательный процесс отражения конкретных, отдельных свойств, качеств, сторон предметов и явлений материальной действительности, воздействующих на органы чувств в данный момент. Ощущение - это отражение свойств предметов окружающего мира, возникающее при их непосредственном воздействии на рецепторы.
Ощущения объективны, так как в них всегда отражен внешний раздражитель и одновременно субъективны, поскольку зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей человека.
Ощущение-это целостный рефлекс, объединяющий прямыми и обратными связями периферический и центральный отделы анализаторов.
Анализатор - система нервных клеток, обладающих способностью к восприятию раздражения, передаче, преобразованию, кодированию, детектированию.
Рецептор - нервная клетка или нервное окончание, имеющее повышенную чувствительность к тем или иным физическим агентам. Отличается от других клеток повышенным порогом чувствительности, специфической чувствительностью, рациональной локализацией на теле.
Виды ощущений по месту расположения рецепторов:
1. Экстерорецептивные ощущения (рецепторы находятся на поверхности тела): ощущения прикосновения и давления, температурные, болевые, вкусовые, зрительные, обонятельные, слуховые, осязание. Экстерорецептивные ощущения делятся на контактные и дистантные (в зависимости от пространственного расположения раздражителя). Дистантные: зрительные, слуховые ощущения. Контактные: тактильные, вкусовые ощущения.
2. Интерорецептивные ощущения (рецепторы находятся внутри тела): голод, жажда, удушье, половые ощущения, болевые внутренние ощущения.
3. Проприоцептивная чувствительность (рецепторы расположены в мышцах и связках): ощущения положения тела, движения, вибрационные ощущения.
Свойства ощущений:
1. Качество - основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений:
- слуховые ощущения: по высоте, тембру, громкости:
- зрительные ощущения: по насыщенности, цвету, тону и др.
2. Интенсивность
- количественная характеристика
ощущений, определяется силой действия
раздражителей и
3. Длительность
- временная характеристика
4. Пространственная
локализация раздражителя