Шпаргалка по дисциплине "Психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 11:48, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена

Файлы: 1 файл

вопросы к психологии.docx

— 53.57 Кб (Скачать файл)

1 вопрос.                                                                                                                                             Что же представляет сейчас та система знаний, которые представляют предмет психологической науки? Это психика человека и животных, включающая в себя различные субъективные (или психические) явления. Одни из них человек использует, чтобы познать мир и самого себя в нем. Поэтому их называют познавательными процессами. К ним относятся следующие: 1) ощущение; 2) восприятие;

3) внимание; 4) память; 5) воображение; 6) мышление; 7) речь.

Другие явления определяют направленность активности человека, его отношение к миру и людям, управляют поступками и действиями человека. Их называют мотивационными процессами. К ним относятся: 1) потребности: 2) мотивы; 3) цели; 4) интересы.

Есть такой класс явлений, которые определяют процесс протекания деятельности человека, задают его исполнительский репертуар. Это умения, навыки, привычки, стиль («индивидуальный почерк») деятельности, темперамент. Все вместе эти процессы составляют инструментальную сферу человека.

Существуют также такие интегральные явления (характеристики), которые имеют дело с целостным человеком, его индивидуальными особенностями и которые выражаются в его взаимоотношениях с миром, регулируют его общение с людьми. Их называютпсихическими свойствами и состояниями. К ним относят: 1) волю; 2) чувства; 3) эмоции;

4) склонности; 5) способности; 6) знания; 7) сознание; 8) личность; 9) индивидуальность, характер.

Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою очередь, зависимость формирования и развития психических явлений от них.

В настоящее время наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед ней.

Основными задачами психологии являются: 1) выявление законов психики; 2) раскрытие тех связей и отношений, которые можно было бы классифицировать как закономерные; 3) установление механизмов психической деятельности; 4) изучение природы и действия этих механизмов совместно с другими науками.

В течение последних десятилетий значительно расширился фронт психологических исследований, появились новые научные направления и дисциплины. Изменился понятийный аппарат психологической науки, непрерывно появляются новые гипотезы и концепции, психология обогащается новыми эмпирическими данными. Для психологии исследование поведения не самоцель, а средство, путь познания законов, по которым строится внутренняя картина мира.

Таким образом, психология является наукой, изучающей факты, закономерности и механизмы психики, своеобразие протекания психических явлений в зависимости от условий деятельности и от индивидуально-типологических особенностей человека.

Современная психология представляет собой систему наук, в которой центральное место принадлежит общей психологии.                                                                                                                             

                                                                                                                                                                  2 вопрос                                                                                                                                        Психические процессы, состояния и свойства человека – это единое проявление его психики. Исходным психическим образованием, проявляющимся и в свойствах личности, и в различных психических состояниях, являются психические процессы.

Психический процесс – это акт психической деятельности, никогда изначально полностью не заданный, а потому формирующийся и развивающийся и имеющий свой объект отражения и свою регуляционную функцию. Психическое как процесс не сводится к последовательности стадий во времени, формируясь в ходе непрерывно изменяющегося взаимодействия индивида с внешним миром.

Психические процессы – это ориентировочно-регулирующие компоненты деятельности.

К психическим процессам относятся следующие явления: 1) ощущение; 2) восприятие; 3) мышление; 4) память; 5) воображение; 6) речь.

Понятие «психическое состояние» используется для условного выделения в психике индивида относительно статического момента, в отличие от понятия «психический процесс». Психические состояния являются относительно устойчивой интеграцией всех психических проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью. Таким образом, психическое состояние – это временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию.

Психическое состояние можно также представить как общий функциональный уровень психической активности в зависимости от условий деятельности человека и его личностных особенностей. Психические состояния могут быть: 1) кратковременными;

2) ситуативными; 3) устойчивыми (характеризуют при этом конкретную личность).

Все психические состояния подразделяются на четыре вида: 1) мотивационные – желания, стремления, интересы, влечения, страсти; 2) эмоциональные – эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, конфликтные эмоциональные состояния: а) стресс, б) аффект, в) фрустрация; 3) волевые состояния – состояния инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости (их классификация связана со структурой сложного волевого действия); 4) состояния разных уровней организованности сознания (они проявляются в различных уровнях внимания или внимательности личности).

Понятие «психическое свойство» указывает на устойчивость проявлений психики индивида, их закрепленность и повторяемость в структуре его личности. Таким образом, психические свойства личности – это типичные для данного человека особенности его психики.

К психическим свойствам личности относятся: 1) темперамент; 2) направленность; 3) способности; 4) характер.

Выше было обозначено, что психические процессы, состояния и свойства человека являются едиными проявлениями его психики. Поэтому одно и то же проявление психики может быть рассмотрено в различных отношениях. Например, аффект как психическое свойство представляет собой общую характеристику эмоциональных, познавательных и поведенческих аспектов психики субъекта в определенный, относительно ограниченный отрезок времени; как психический процесс он характеризуется стадиальностью развития эмоций; он может рассматриваться и как проявление психических свойств индивида – вспыльчивости, несдержанности, гневливости.

 
3 Вопрос                                                                                                                                                                                                                           В данном вопросе мы рассмотрим основные науки, которые так или иначе связаны с психологией.                                                       

Объектом исследования в психологии является человек. Но человека, если его рассматривать с точки зрения предмета, можно рассмотреть с различных сторон: как биологический объект, как социальное существо, как носитель сознания. Несмотря на это, человек индивидуален. Вышеописанное может объяснить то, почему современная психология очень тесно связана с другими науками.

Рассмотрим основные науки, которые тесно связаны с психологией и влияют на ее развитие.

Прежде всего это философия. Это объясняется тем, что очень долгое время психология была частью философии и только после стала самостоятельной наукой. Но это не разрушило связь этих двух наук. И сейчас существует ряд проблем, которые рассматриваются с позиции как психологии, так и философии.

На втором месте стоит социология. Здесь прослеживается общее в развитии наук на уровне методологии исследования. Социологи пользуются знаниями социальной психологии, такими как методы изучения личности и человеческих отношений.

Кроме того, существует немало вопросов, которые совместно решают психологи и социологи. К таким проблемам относятся: взаимоотношения людей, национальная психология, психология экономики и политики государства. Сюда же следуют отнести проблемы социализации и социальных установок, их формирования и преобразования.

В приведенных выше науках можно наблюдать переплетение различных тем изучения. Если говорить о примере, то в социальной и возрастной психологии очень широко применима концепция социального научения, которая разработана социологами. И наоборот, теории личности и малой группы, разработанные психологами, находят широкое применение в социологии.

Конечно же тесно связаны науки психология и педагогика. Это можно объяснить тем, что воспитание и обучение детей не может не учитывать психологические особенности личности.

Еще одним предметом, с которым связана психология, является история. Одним из известных примеров взаимосвязи истории и психологии является использование в психологии исторического метода.

Подводя итог, можно сказать, что психология тесно связана с общественными науками.

Но в современное время также наблюдается связь психологии с техническими науками.

Это можно объяснить тем, что человек является участником технологических и производственных процессов.

Прослеживается связь психологии с медицинскими и биологическими науками. Связь психологии с этими науками обусловлена двойственной природой человека как социального и одновременно биологического существа.

Это объясняется тем, что знания, полученные физиологами и биологами, используются в психологии для того, чтобы лучше понять те или иные психические явления.

Подводя итог сказанного, можно сделать вывод, что психология связана с различными областями науки и практики, независимо от того, были ли они ранее объединены.


Психология труда изучает психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда и имеет ряд разделов, которые являются вместе с тем самостоятельными отраслями психологической науки: 1) инженерная психология;

2) авиационная психология; 3) космическая психология и др.

Педагогическая психология имеет предметом изучение психологических закономерностей обучения и воспитания человека. К ее разделам относятся:

1) психология обучения; 2) психология воспитания;

3) психология учителя; 4) психология учебно-воспитательной работы с аномальными детьми.

Медицинская психология изучает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного.

Она подразделяется на: 1) нейропсихологию, изучающую соотношение психических явлений с физиологическими мозговыми структурами;

2) психофармакологию, изучающую влияние лекарственных веществ на психическую деятельность человека; 3) психотерапию, изучающую и использующую средства психического воздействия для лечения больного; 4) психопрофилактику и психогигиену.

Юридическая психология – отрасль, изучающая закономерности и механизмы психической деятельности людей, связанной с реализацией системы права. Она также имеет ряд отраслей: 1) криминальная; 2) судебная; 3) исправительная;

4) правовая психология.

Военная психология исследует поведение человека в условиях боевых действий, психологические стороны взаимоотношений начальников и подчиненных, методы психологической пропаганды и контрпропаганды и т. д.

Следует выделить психологию спорта, торговли, научного и художественного творчества.

Возрастная психология. Возрастная психология – это особая область психических знаний, акцентирующая внимание на психологических особенностях личности людей разного возраста.

Главный принцип – принцип развития психики в деятельности, следовательно, возрастную психологию нельзя представить вне развития (генезиса), вне развертывания.

Она изучает онтогенез различных психических процессов и психологических качеств личности и имеет ряд отраслей: 1) детская психология; 2) психология подростка; 3) психология юности; 4) психология взрослого человека; 5) геронтопсихология (психология старости).

Психология аномального развития, или специальная психология – отрасль психологии, изучающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными дефектами формирования или функционирования нервной системы.

Дифференциальная (сравнительная) психология выявляет и описывает индивидуальные различия людей, их предпосылки в процессе формирования.

Социальная психология изучает психические явления, которые возникают во взаимодействии людей в различных организованных и неорганизованных общественных группах.

                                                                                                                                                                                                                                                       4 вопрос                                                                                                                                                                                                 Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе. Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т. е. превосходит свои же генотипически обусловленные возможности. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Пользуясь этими орудиями, он построил современное общество, города, машины, с их помощью произвел на свет новые предметы потребления, материальную и духовную культуру и в конечном счете преобразовал самого себя. Исторический прогресс, имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности, а не совершенствованию биологической природы людей.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Психология"