Шпаргалка по дисциплине "Психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2015 в 13:33, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Психология".

Файлы: 1 файл

психология соц.работы.docx

— 52.36 Кб (Скачать файл)

БИЛЕТЫ

для экзамена по дисциплине

«психология» 

1.                Предмет, задачи и особенности психологии как науки.

2.                Научная и житейская психология: различия в целях, методах, языке.

3.                Основные этапы становления научной психологии.

4.                Современная психология как сложная система развивающихся наук. Принципы и основные отрасли психологии.

5.                Методы психологического исследования.

6.                Качественное отличие психики животных от психики и сознания человека. Предпосылки возникновения сознания.

7.                Сознание как высшая форма психического отражения. Психологическая характеристика сознания. Свойства  и виды сознания.

8.                Понятие «бессознательное». Теория бессознательного в теории З.Фрейда. Виды неосознаваемых явлений.

9.                Характеристика самосознания. Уровни, структура, компоненты самосознания.

10.            Самооценка. Виды и источники ее формирования.

11.            Проблема личности в психологии. Соотношение понятий «личность», «индивид», «индивидуальность», «субъект».

12.            Подходы к структуре личности.

13.            Биологическое и социальное в психологической структуре личности. Особенности формирования личности.

14.            Социализация личности. Этапы социализации. Механизмы социализации.

15.            Представление о социальной роли, социальном статусе.

16.            Понятие «темперамент». Психологические свойства темперамента.

17.            Психологическая характеристика основных типов темперамента.

18.            Общее понятие о характере. Структура характера.

19.            Акцентуации характера.

20.            Понятие о способностях. Структура способностей. Врожденное и приобретенное в способностях.

21.            Виды, свойства и функции ощущений. Значение ощущений в жизни человека.

22.            Восприятие. Виды, свойства и функции.

23.            Проблема внимания в психологии. Виды, свойства и функции внимания.

24.            Память и ее место в системе познавательных процессов. Виды, свойства и функции памяти.

25.            Мышление. Виды мышления. Мыслительные операции.

26.          Общая характеристика воображения. Виды, свойства и функции воображения.

27.            Эмоции и чувства, их виды, функции и роль в жизни человека.

28.            Понятие, признаки и проявление воли у человека. Волевые качества личности.

29.            Понятия потребность, мотив. Иерархия потребностей человека (теория Маслоу).

30.            Деятельность как специфически человеческая активность. Виды деятельности. Структура деятельности. 

Общее понятие о характере. Структура характера.

 

 Характер – индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении: 1) к себе (степень требовательности, критичности, самооценки); 2) к другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм, жестокость или доброта, безразличие или чуткость, грубость или вежливость, лживость или правдивость и т.п.); 3) к порученному делу (лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость, инициативность или пассивность, усидчивость или нетерпеливость, ответственность или безответственность, организованность и т. п.); 4) в характере отражаются волевые качества: готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень настойчивости, самостоятельности, решительности, дисциплинированности.

Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию, которую называют структурой характера. В структуре характера выделяют две группы черт. Под чертой характера понимают те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях. К первой группе относят черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений. Ко второй группе относят интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера.

Структура характера определяется не только взаимосвязью отдельных его черт, но и свойствами, которые присущи характеру в целом.

1) Степень глубины характера отражает связь черт характера со стержневыми отношениями личности.

2) Целеустремленность характера. Означает его внутреннее единство, отсутствие в характере противоречивых черт.

3) Степень устойчивости или изменчивости характера позволяет судить о степени его определенности. Определенная изменчивость (пластичность) характера является необходимым условием его развития или воспитания.

4) Сила характера – выражается в том, с какой энергией человек преследует поставленные цели, в упорстве, в сознательном отстаивании взглядов и принятии решений.

Наиболее известны следующие типологии характеров.

1) Конституционные. Они связывают особенности характера с внешним обликом человека, его конституцией. (Ломбразо, Сего, Крейчмер, Шелдон).

2) Акцентуальные. Связывают особенности характера с его акцентуацией, т.е. с чрезмерной выраженностью отдельных черт, представляющих крайние варианты психической нормы, пограничные с психопатиями (Леонгард, Шмишек, Личко).

3) Социальные. Связывают особенности характера с различным отношением человека к жизни, к обществу, к моральным ценностям (Голланд, Фромм, Юнг).

 

 

1.      Акцентуации характера

Как считает известный немецкий психиатр К. Леонгард, у 20-50% людей некоторые черты характера столь заострены (акцентуированы), что это при определенных обстоятельствах приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам. Акцентуация характера – преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми. Выраженность акцентуации может быть различной – от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни – психопатии. Психопатия – болезненное уродство характера (при сохранении интеллекта человека), в результате резко нарушаются взаимоотношения с окружающими людьми, психопаты могут быть даже социально опасны для окружающих.

Но в отличие от психопатии акцентуации характера проявляются не постоянно, с годами могут существенно сгладиться, приблизиться к норме. Леонград выделяет 12 типов акцентуации, каждый из них предопределяет избирательную устойчивость человека к одним жизненным невзгодам при повышенной чувствительности к другим, к частым однотипным конфликтам, к определенным нервным срывам. Акцентуации характера часто встречаются у подростков и юношей (50-80%). Определить тип акцентуации или ее отсутствие можно с помощью специальных психологических тестов, например тест Шмишека.

Краткая характеристика особенностей поведения в зависимости от типов акцентуации:

1.      гипертимический (гиперактивный) – чрезмерно приподнятое настроение, всегда весел, разговорчив, очень энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, рискам, авантюрам, не реагирует на замечания, игнорирует наказания, теряет грань дозволенного, отсутствует самокритичность;

2.      дистимичный – постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословность, пессимистичность, тяготится шумным обществом, с сослуживцами близко не сходится. В конфликты вступает редко, чаще является в них пассивной стороной;

3.      циклоидный – общительность циклически меняется (высокая в период повышенного настроения и низкая в период подавленности);

4.      эмотивный (эмоциональный) – чрезмерная чувствительность, ранимость, глубоко переживает малейшие неприятности, излишне чувствителен к замечаниям, неудачам, поэтому у него чаще печальное настроение;

5.      демонстративный – выражено стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой: слезы, обморок, скандалы, болезни, хвастовство, наряды, необычное увлечение, ложь. Легко забывает о своих неблаговидных поступках;

6.      возбудимый – повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, "занудливость", но возможны льстивость, услужливость (как маскировка). Склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленности в беседе. Активно и часто конфликтует;

7.      застревающий – "застревает" на своих чувствах, мыслях, не может забыть обид, "сводит счеты", служебная и бытовая несговорчивость, склонность к затяжным склокам, в конфликтах чаще бывают активной стороной;

8.      педантичный – выраженная занудливость в виде "переживания" подробностей, на службе способен замучить посетителей формальными требованиями, изнуряет домашних чрезмерной аккуратностью;

9.      тревожный (психастенический) – пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность в себе, крайняя нерешительность, долго переживает неудачу, сомневается в своих действиях;

10.  экзальтированный (лабильный) – очень изменчивое настроение, эмоции ярко выражены, повышенная отвлекаемость на внешние события, словоохотливость, влюбчивость;

11.  интровертированный (шизоидный, аутистический) – малая общительность, замкнут, в стороне от всех, общение по необходимости, погружен в себя, о себе ничего не рассказывает, свои переживания не раскрывает, хотя свойственна повышенная ранимость. Сдержанно холодно относится к другим людям, даже к близким;

12.  экстравертированный (конформный) – высокая общительность, словоохотливость до болтливости, своего мнения не имеет, очень не самостоятелен, стремится быть как все, неорганизован, предпочитает подчиняться.

 

2.      Понятие о способностях. Структура способностей. Врожденное и приобретенное в способностях.

Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение.

Способности можно классифицировать на:

1.      природные (или естественные) способности, в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей);

2.      специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде.

Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на:

a.      общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умствен. ные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т.д.), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т.д.);

b.      теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;

c.      учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении)- талантом;

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Психология"