Шпаргалка по дисциплине "Психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2015 в 13:33, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Психология".

Файлы: 1 файл

психология соц.работы.docx

— 52.36 Кб (Скачать файл)

Сложное строение чувств отражается в таком их свойстве как амбивалентность. Амбивалентность чувств— это двойственность (противоположность по знаку) неоднородных эмоциональных состояний, образующих единый комплекс и связанных с отношением к человеку или явлению, при одновременном его принятии и отвержении.

Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний приятного процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение его актуальных потребностей. Поскольку все то, что делает человек, в конечном счете служит цели удовлетворения его разнообразных потребностей, постольку любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Эмоциональные ощущения биологически в процессе эволюции закрепились как своеобразный способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов.

Эмоции предназначены для: а) упреждающего оповещения сознания о вероятной степени эффективности предстоящей деятельности; б) коррекции осуществляемого поведения и изменения степени включенности сознания в реализацию некоторой поведенческой модели; в) организации памяти, фиксирующей оценки результатов деятельности

Отношение к отражаемым явлениям, как главное свойство эмоций, представлено:

1)  в их качественных характеристиках, к которым относятся:

а) знак — положительный или отрицательный;

6)  модальность — специфическое свойство, отличающее удивление от тревоги, радость от отвращения, гнев от печали и т.д.;

2)в динамике протекания эмоций, их длительности, интенсивности и пр. параметрах;

3)в динамике внешнего выражения эмоций — эмоциональной экспрессии (мимике, пантомимике, интонационной стороне речи).

Эмоциональный опыт преобразуется и обогащается в ходе развития личности, в процессах общения и взаимопознания между людьми, предполагающих сопереживание (эмпатию), под влиянием искусства, религии (формирование эстетических, этических, религиозных чувств), др. факторов культуры.

В зависимости от глубины, интенсивности, длительности и степени дифференцированности выделяются следующие виды эмоциональных состояний: чувственный тон ощущений, собственно эмоции, аффект, страсть и настроение.

1.Чувственный или эмоциональный  тон ощущений — это генетически первичная и простейшая форма эмоций, элементарное проявление органической чувствительности, сопровождающее отдельные жизненно важныевоздействия среды и побуждающее субъекта либо к их устранению, либо, наоборот, к сохранению. Данный вид эмоциональных состояний сравним с примитивными психическими тропизмами (приближением к приятному стимулу малой интенсивности и удалением от разрушительного стимула большей интенсивности). Нередко подобные переживания в силу их слабой дифференцированности невозможно выразить вербально. Они осознаются как эмоциональная окраска, своеобразный качественный оттенок психического процесса ощущения.

2. Собственно эмоции, как уже отмечалось, появляются при наличии у индивида мотивации, избыточной по отношению к его приспособительным возможностям.

 

 3. Аффекты (от лат. — душевное волнение, страсть) — стремительно и бурно протекающие эмоциональные процессы взрывного характера, которые возникают в критических условиях (при неспособности найти выход из опасных и неожиданных ситуаций) и сопряжены с выраженными двигательными и органическими проявлениями. Часто запускают не подчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии.

4. Страсть – еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета (человека).

5. Настроение — сравнительно продолжительное и устойчивое эмоциональное состояние умеренной или слабой интенсивности.

Все эмоциональные состояния либо повышают, либо понижают жизнедеятельность человека. В зависимости от этого, они относятся к стеническим или астеническим эмоциям.

Стенические эмоции (от греч. з1пепоз — сила) — положительные эмоциональные состояния, связанные с повышением уровня жизнедеятельности и характеризующиеся возникновением ощущений возбуждения, радостного волнения, подъема, бодрости. Их физиологические признаки таковы: дыхание становится более частым, глубоким и легким, активизируется работа сердца, в целом организм в физиологическом плане подготавливается к большим затратам энергии.

Астенические эмоции — негативные эмоциональные состояния, свидетельствующие об отказе от активного преодоления препятствий в ситуации повышенной эмоциональной нагрузки (подавленность, уныние, печаль, нелокализованный страх). Астенические эмоциональные состояния сопровождаются заметным снижением мышечного тонуса, замедлением дыхания, общей вялостью, угнетенностью и т.д.

10.  Понятие, признаки и проявление воли у человека. Волевые качества личности.

Воля – способность человека проявляющаяся в детерминации и саморегуляции им своей деятельности и  различных психических процессов. Воля — это наиболее активная сторона сознания, его деятельное и регулирующее начало, призванное создавать усилие и удерживать его так долго, как это необходимо для достижения цели (результата).

Воля является важным компонентом психики человека, неразрывно связанной с познавательными мотивами и эмоциональными процессами.

Воля нужна при выборе цели, принятии решения, при осуществлении действия, преодолении препятствий. Преодоление препятствий требует волевого усилия – особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Воля проявляется как уверенность человека в своих силах, как решимость совершить тот поступок, который сам человек считает целесообразным и необходимым в конкретной ситуации. "Свобода воли означает способность принимать решения со знанием дела".

Необходимость сильной воли возрастает при наличии: 1) трудных ситуаций "трудного мира" и 2) сложного, противоречивого внутреннего мира в самом человеке.

Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность, мужество. Но воля и волевые качества могут у человека не сформироваться, если условия жизни и воспитания в детстве были неблагоприятные: 1) ребенок избалован, все его желания беспрекословно осуществлялись (легкий мир – воля не требуется), 2) ребенок подавлен жесткой волей и указаниями взрослых, не способен принимать сам решения.

Выделяются следующие основные функции воли: 1) выбор мотивов и целей; 2) регуляция побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации; 3) организация психических процессов в единую систему, адекватную выполняемой человеком деятельности; 4) мобилизация физических и психических ресурсов для преодоления препятствий в достижении поставленных целей.

Все многообразие обстоятельств, требующих волевой регуляции, может быть сведено к трем типам ситуаций, в основе которых лежит необходимость: 1) восполнения дефицита побуждения к действию при отсутствии достаточной мотивации; 2) выбора мотивов, целей, видов действия при их конфликте; 3) произвольной регуляции психических процессов.

Структура волевого действияВолевая деятельность состоит из определенных волевых действий, в которых выражаются все основные признаки и качества воли. Волевые действия подразделяются на простые и сложные.

К простым относятся те действия, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ясно осознавая, чего и как ему следует добиваться. Для простого волевого действия характерно то, что выбор цели и принятие решения осуществляются без борьбы мотивов.

В сложном волевом действии выделяют следующие этапы:

1)осознание цели и стремление достичь ее;

2)осознание ряда возможностей достижения цели;

3)появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;

4)борьба мотивов и выбор;

5)принятие одной из возможностей в качестве решения;

6)осуществление принятого решения;

7)преодоление внешних препятствий при достижении поставленной цели.

11.  Понятия потребность, мотив. Иерархия потребностей человека (теория Маслоу).

Потребность- это состояние личности выражающее ее зависимость от конкретных условий существования, ее нужду в чем либо.

Потребности  выступают как движущая сила и условия всякой деятельности. Потребности каждого человека формируются в процессе освоения социального опыта накопленного предшествующими поколениями, при этом различают их объективную и субъективную стороны: между всем многообразием потребностей представленных в обществе и системой усвоенных человеком потребностей нет однозначного соответствия, т.е каждый человек характеризуется специфическим набором потребностей и уровнем их развития. Наиболее популярная классификация потребностей Маслоу.

Ступень 1 – физиологические потребности – это низшие, управляемые органами тела потребности, как дыхание, пищевая, сексуальная, потребности в самозащите.

Ступень 2 – потребность в надежности – стремление к материальной надежности, здоровью, обеспечению по старости и т.п.

Ступень 3 – социальные потребности. Удовлетворение этой потребности необъективно и трудноописуемо. Одного человека удовлетворяют очень немногие контакты с другими людьми, в другом человеке эта потребность в общении выражается очень сильно.

Ступень 4 – потребность в уважении, осознании собственного достоинства – здесь идет речь об уважении, престиже, социальном успехе. Вряд ли эти потребности удовлетворяются отдельным лицом, для этого требуются группы.

Ступень 5 – потребность в развитии личности, в осуществлении самого себя, в самореализации, самоактуализации, в осмыслении своего назначения в мире.

Таким образом, возможность к удовлетворению высших потребностей является большим стимулом активности, чем удовлетворение низших.

Маслоу отмечает, что нехватка благ, блокада базовых и физиологических потребностей в еде, отдыхе, безопасности приводит к тому, что эти потребности могут стать для обычного человека ведущими ("Человек может жить хлебом единым, когда не хватает хлеба"). Но если базовые первичные потребности удовлетворены, то у человека могут проявляться высшие потребности, метамотивация (потребности к развитию, к пониманию своей жизни, к поиску смысла своей жизни). Многим людям присущи так называемые "неврозы существования", когда человек не понимает, зачем живет, и страдает от этого.

Если человек стремится понять смысл своей жизни, максимально полно реализовать себя, свои способности, он постепенно переходит на высшую ступень личностного саморазвития.

Психологическая характеристика мотивов

Мотив – это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо не осознаваемое им вообще. В процессе совершения поведенческих актов мотивы, будучи динамическими образованиями, могут трансформироваться (изменяться), что возможно на всех фазах совершения поступка, и поведенческий акт нередко завершается не по первоначальной, а по преобразованной мотивации.

Термином "мотивация" в современной психологии обозначаются как минимум два психических явления: 1) совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и определяющую ее активность, т.е. система факторов, детерминирующих поведение; 2) процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

12.  Деятельность как специфически человеческая активность. Виды деятельности. Структура деятельности.

Деятельность – это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Психология"