Сложное строение чувств отражается
в таком их свойстве как амбивалентность. Амбивалентность
чувств— это двойственность (противоположность
по знаку) неоднородных эмоциональных
состояний, образующих единый комплекс
и связанных с отношением к человеку или
явлению, при одновременном его принятии
и отвержении.
Эмоции – особый класс субъективных психологических
состояний, отражающих в форме непосредственных
переживаний приятного процесс и результаты
практической деятельности, направленной
на удовлетворение его актуальных потребностей.
Поскольку все то, что делает человек,
в конечном счете служит цели удовлетворения
его разнообразных потребностей, постольку
любые проявления активности человека
сопровождаются эмоциональными переживаниями.
Эмоциональные
ощущения биологически в процессе эволюции
закрепились как своеобразный способ
поддержания жизненного процесса в его
оптимальных границах и предупреждают
о разрушающем характере недостатка или
избытка каких-либо факторов.
Эмоции предназначены для: а) упреждающего
оповещения сознания о вероятной степени
эффективности предстоящей деятельности;
б) коррекции осуществляемого поведения
и изменения степени включенности сознания
в реализацию некоторой поведенческой
модели; в) организации памяти, фиксирующей
оценки результатов деятельности
Отношение к отражаемым явлениям, как
главное свойство эмоций, представлено:
1) в их качественных характеристиках,
к которым относятся:
а) знак — положительный или отрицательный;
6) модальность — специфическое свойство,
отличающее удивление от тревоги, радость
от отвращения, гнев от печали и т.д.;
2)в динамике протекания эмоций, их длительности, интенсивности
и пр. параметрах;
3)в динамике внешнего выражения эмоций
— эмоциональной экспрессии (мимике,
пантомимике, интонационной стороне речи).
Эмоциональный опыт преобразуется и
обогащается в ходе развития личности,
в процессах общения и взаимопознания
между людьми, предполагающих сопереживание (эмпатию),
под влиянием искусства, религии (формирование
эстетических, этических, религиозных
чувств), др. факторов культуры.
В зависимости
от глубины, интенсивности, длительности
и степени дифференцированности выделяются
следующие виды эмоциональных состояний: чувственный тон ощущений, собственно эмоции, аффект, страсть и настроение.
1.Чувственный или эмоциональный
тон ощущений — это генетически первичная и простейшая
форма эмоций, элементарное проявление
органической чувствительности, сопровождающее
отдельные жизненно важныевоздействия
среды и побуждающее субъекта либо к их
устранению, либо, наоборот, к сохранению.
Данный вид эмоциональных состояний сравним
с примитивными психическими тропизмами (приближением
к приятному стимулу малой интенсивности
и удалением от разрушительного стимула
большей интенсивности). Нередко подобные
переживания в силу их слабой дифференцированности
невозможно выразить вербально. Они осознаются
как эмоциональная окраска, своеобразный
качественный оттенок психического процесса
ощущения.
2. Собственно эмоции, как уже отмечалось,
появляются при наличии у индивида мотивации,
избыточной по отношению к его приспособительным
возможностям.
3. Аффекты (от лат. — душевное волнение, страсть)
— стремительно и бурно протекающие эмоциональные
процессы взрывного характера, которые
возникают в критических условиях (при
неспособности найти выход из опасных
и неожиданных ситуаций) и сопряжены с
выраженными двигательными и органическими
проявлениями. Часто запускают не подчиненную
сознательному волевому контролю разрядку
в действии.
4. Страсть – еще один вид
сложных, качественно своеобразных и встречающихся
только у человека эмоциональных состояний.
Страсть представляет собой сплав эмоций,
мотивов и чувств, сконцентрированных
вокруг определенного вида деятельности
или предмета (человека).
5. Настроение — сравнительно продолжительное и устойчивое
эмоциональное состояние умеренной или
слабой интенсивности.
Все эмоциональные состояния либо повышают,
либо понижают жизнедеятельность человека.
В зависимости от этого, они относятся
к стеническим или астеническим эмоциям.
Стенические эмоции (от греч. з1пепоз
— сила) — положительные эмоциональные
состояния, связанные с повышением уровня
жизнедеятельности и характеризующиеся
возникновением ощущений возбуждения,
радостного волнения, подъема, бодрости.
Их физиологические признаки таковы: дыхание
становится более частым, глубоким и легким,
активизируется работа сердца, в целом
организм в физиологическом плане подготавливается
к большим затратам энергии.
Астенические эмоции — негативные
эмоциональные состояния, свидетельствующие
об отказе от активного преодоления препятствий
в ситуации повышенной эмоциональной
нагрузки (подавленность, уныние, печаль,
нелокализованный страх). Астенические
эмоциональные состояния сопровождаются
заметным снижением мышечного тонуса,
замедлением дыхания, общей вялостью,
угнетенностью и т.д.
10. Понятие, признаки и проявление воли
у человека. Волевые качества личности.
Воля – способность человека проявляющаяся
в детерминации и саморегуляции им своей
деятельности и различных психических
процессов. Воля — это наиболее активная
сторона сознания, его деятельное и регулирующее
начало, призванное создавать усилие и удерживать его
так долго, как это необходимо для достижения
цели (результата).
Воля является важным компонентом психики
человека, неразрывно связанной с познавательными
мотивами и эмоциональными процессами.
Воля нужна
при выборе цели, принятии решения, при
осуществлении действия, преодолении
препятствий. Преодоление препятствий
требует волевого усилия – особого состояния
нервно-психического напряжения, мобилизующего
физические, интеллектуальные и моральные
силы человека. Воля проявляется как уверенность
человека в своих силах, как решимость
совершить тот поступок, который сам человек
считает целесообразным и необходимым
в конкретной ситуации. "Свобода воли
означает способность принимать решения
со знанием дела".
Необходимость
сильной воли возрастает при наличии:
1) трудных ситуаций "трудного мира"
и 2) сложного, противоречивого внутреннего
мира в самом человеке.
Выполняя
различные виды деятельности, преодолевая
при этом внешние и внутренние препятствия,
человек вырабатывает в себе волевые качества:
целеустремленность, решительность, самостоятельность,
инициативность, настойчивость, выдержку,
дисциплинированность, мужество. Но воля
и волевые качества могут у человека не
сформироваться, если условия жизни и
воспитания в детстве были неблагоприятные:
1) ребенок избалован, все его желания беспрекословно
осуществлялись (легкий мир – воля не
требуется), 2) ребенок подавлен жесткой
волей и указаниями взрослых, не способен
принимать сам решения.
Выделяются следующие основные функции воли: 1) выбор мотивов и
целей; 2) регуляция побуждения к действиям
при недостаточной или избыточной их мотивации;
3) организация психических процессов
в единую систему, адекватную выполняемой
человеком деятельности; 4) мобилизация
физических и психических ресурсов для
преодоления препятствий в достижении
поставленных целей.
Все многообразие обстоятельств, требующих
волевой регуляции, может быть сведено
к трем типам ситуаций, в основе которых
лежит необходимость: 1) восполнения дефицита
побуждения к действию при отсутствии
достаточной мотивации; 2) выбора мотивов,
целей, видов действия при их конфликте;
3) произвольной регуляции психических
процессов.
Структура волевого
действияВолевая деятельность состоит из определенных
волевых действий, в которых выражаются
все основные признаки и качества воли.
Волевые действия подразделяются на простые
и сложные.
К простым относятся те действия, при
которых человек без колебаний идет к
намеченной цели, ясно осознавая, чего
и как ему следует добиваться. Для простого
волевого действия характерно то, что
выбор цели и принятие решения осуществляются
без борьбы мотивов.
В сложном волевом действии выделяют
следующие этапы:
1)осознание цели и стремление достичь
ее;
2)осознание ряда возможностей достижения
цели;
3)появление
мотивов, утверждающих или отрицающих
эти возможности;
4)борьба мотивов и выбор;
5)принятие одной из возможностей в качестве
решения;
6)осуществление принятого решения;
7)преодоление внешних препятствий при
достижении поставленной цели.
11. Понятия потребность, мотив.
Иерархия потребностей человека (теория
Маслоу).
Потребность- это состояние личности выражающее
ее зависимость от конкретных условий
существования, ее нужду в чем либо.
Потребности
выступают как движущая сила и условия
всякой деятельности. Потребности каждого
человека формируются в процессе освоения
социального опыта накопленного предшествующими
поколениями, при этом различают их объективную
и субъективную стороны: между всем многообразием
потребностей представленных в обществе
и системой усвоенных человеком потребностей
нет однозначного соответствия, т.е каждый
человек характеризуется специфическим
набором потребностей и уровнем их развития.
Наиболее популярная классификация потребностей
Маслоу.
Ступень 1 – физиологические потребности – это
низшие, управляемые органами тела потребности,
как дыхание, пищевая, сексуальная, потребности
в самозащите.
Ступень 2 – потребность в надежности – стремление
к материальной надежности, здоровью,
обеспечению по старости и т.п.
Ступень 3 – социальные потребности. Удовлетворение
этой потребности необъективно и трудноописуемо.
Одного человека удовлетворяют очень
немногие контакты с другими людьми, в
другом человеке эта потребность в общении
выражается очень сильно.
Ступень 4 – потребность в уважении, осознании
собственного достоинства – здесь идет
речь об уважении, престиже, социальном
успехе. Вряд ли эти потребности удовлетворяются
отдельным лицом, для этого требуются
группы.
Ступень 5 – потребность в развитии личности,
в осуществлении самого себя, в самореализации,
самоактуализации, в осмыслении своего
назначения в мире.
Таким образом, возможность к удовлетворению
высших потребностей является большим
стимулом активности, чем удовлетворение
низших.
Маслоу отмечает,
что нехватка благ, блокада базовых и физиологических
потребностей в еде, отдыхе, безопасности
приводит к тому, что эти потребности могут
стать для обычного человека ведущими
("Человек может жить хлебом единым,
когда не хватает хлеба"). Но если базовые
первичные потребности удовлетворены,
то у человека могут проявляться высшие
потребности, метамотивация (потребности
к развитию, к пониманию своей жизни, к
поиску смысла своей жизни). Многим людям
присущи так называемые "неврозы существования",
когда человек не понимает, зачем живет,
и страдает от этого.
Если человек
стремится понять смысл своей жизни, максимально
полно реализовать себя, свои способности,
он постепенно переходит на высшую ступень
личностного саморазвития.
Психологическая характеристика мотивов
Мотив – это побуждение к совершению поведенческого
акта, порожденное системой потребностей
человека и с разной степенью осознаваемое
либо не осознаваемое им вообще. В процессе
совершения поведенческих актов мотивы,
будучи динамическими образованиями,
могут трансформироваться (изменяться),
что возможно на всех фазах совершения
поступка, и поведенческий акт нередко
завершается не по первоначальной, а по
преобразованной мотивации.
Термином
"мотивация" в современной психологии
обозначаются как минимум два психических
явления: 1) совокупность побуждений, вызывающих
активность индивида и определяющую ее
активность, т.е. система факторов, детерминирующих
поведение; 2) процесс образования, формирования
мотивов, характеристика процесса, который
стимулирует и поддерживает поведенческую
активность на определенном уровне.
12. Деятельность как специфически человеческая
активность. Виды деятельности. Структура
деятельности.
Деятельность – это активное взаимодействие человека
со средой, в котором он достигает сознательно
поставленной цели, возникшей в результате
появления у него определенной потребности,
мотива.